Сколько раз уже об этом шла речь, но, тем не менее, желание избавиться от ребенка на несколько минут или для кого-то часов, усадив его за мультики или компьютерную игру, очень стойкое.
Ну, почему?
Честно скажу, я совершенно не понимаю, для чего родители показывают детям мультики.
Обычно мне говорят: «научить хорошему», «чтобы не отставал от мира», «не чувствовал себя изгоем»… При этом мультики еще делятся на «добрые» и «злые». И я часто слышу: «Но ведь «Барборскины» или «Лунтик» хорошие. Они учат добру…» Или так: «нет, американские мы не смотрим, а наши да» Хотя наша современная мультипликация ничем не отличается от зарубежной.
Давайте даже оставим вопрос о нравственном воспитании. Я не верю, что мультики больше влияют на детей, чем наш собственный пример.
Давайте помнить вот о чем: важно даже не то, чему учат мультики, а как они воздействуют на психическое состояние ребенка. Факт остается фактом, давно доказанным психологами: современные мультфильмы влияют на психику. Они имеют полный арсенал воздействия на ребенка. Яркие неестественные цвета, которые привлекают внимание и приводят к возбуждению нервной системы. То же самое делают резкие звуки и частая смена кадров. Мерцание красок на экране завораживает. Оторваться от него ребенок не может, а мы делаем вывод: «он любит смотреть мультики». Он не любит, он не сконцентрирован на экране, он заворожен.
Почувствуйте разницу: ребенок не прилагает усилия, чтобы концентрировать внимание на экране. В конце концов оказывается перевозбужденным и неспособным к концентрации внимания в принципе.
В современных мультиках к средствам возбуждения психики прибавляется:
- примитивный сюжет, который не всегда позволяет включиться воображению и фантазии,
примитивная речь персонажей, зачастую с жаргонными словечками, хамством, грубостью. Тогда, как ребенку важно слышать правильную, - красивую речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые ею.
- сомнительные модели поведения. К сожалению, часто это поведение построено на агрессии. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят современные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.
Уважаемые родители, ведь далеко ходить не надо, в любой группе детского сада, ребенка, который активно смотрит телевизор, видно за версту.
За свободные минутки родителей этот ребенок платит:
- высокой тревожностью,
- сниженной концентрацией внимания,
- повышенной агрессивностью,
- стертой гранью между реальностью и вымыслом,
- отставанием в развитии, как интеллектуальном, так и психическом;
- игра и деятельность ребенка имеет упрощенный характер;
- он часто испытывают трудности в общении и установлении отношений с окружающими;
- его поведение отличается конфликтностью,
- эмоциональное состояние повышенной возбудимостью или подавленностью;
- в фантазиях и играх отмечается повышенный интерес к отрицательным, пугающим персонажам.
Мы должны помнить, что разум дошкольника — «губка». Все, что он получает извне, он впитывает, не критикуя и не осмысляя. Он не делит вещи на «хорошее» и «плохое», на «умное» и «глупое», на «красивое» и некрасивое». Все, что ребенок получает, для него естественно! Мне кажется, некоторые современные родители сами попали в эту ловушку в 90-ые годы, активно просматривая бесконечный поток зарубежных мультфильмов, и сейчас просто не замечают их ненормальности.
Но я не понимаю, почему мы своим детям покупаем качественные ботинки и брюки, но даем им не ценные знания, а какой-то убогий информационный суррогат, да еще в неограниченном количестве.