Упражнения для ребенка 3 лет


Комплексы упражнений для детей 3 лет

№ 1 — без предметов

1. Выше-выше. Исходное положение (далее — И. п.) — стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивать расслабленными руками вперёд и назад, с каждым разом поднимая их всё выше. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.2. Стал маленьким. И. п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, стопы параллельны, руки опущены. Низко присесть, затем встать. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.3. Качание деревьев. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки подняты в стороны. Наклониться влево, затем вправо, не опуская рук. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.4. Покажи ладошки. И. п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, стопы параллельны, руки опущены. Вытянуть обе руки вперед ладонями вверх, затем спрятать их за спину. Повторить в среднем темпе 5-6 раз.

5. Птицы клюют. И. п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, постукивая пальцами о колени, и выпрямиться. Повторить в среднем темпе 2-3 раза.6. Намотай нитку. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Повторить быстро по 10-15 раз вперёд и назад.7. Достань носки ног. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вперёд, стараясь достать пальцами носки ног. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.8. Покажи, как петух машет крыльями. То же и. п. Поднимать руки в стороны, затем хлопать ими по бёдрам. Проделать быстро 5-6 раз.9. Цапля. Ходить по комнате, поочерёдно высоко поднимая одну и другую ногу. Выполнять 30-40 секунд.10. Паровоз. Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками ("колёса вертятся") и приговаривая: "Чу! Чух! Чух!" Продолжительность — 20-30 секунд.

№ 2 — с резиновым мячом

1. Посмотри на мяч. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, впереди в опущенных руках большой мяч. Поднять мяч над головой, смотря на него, и опустить вниз. Повторить медленно 3-5 раз.2. Приседание с мячом. И. п. — стоя прямо, стопы параллельны, впереди в опущенных руках мяч. Присесть, коснуться мячом пола, выпрямиться. Повторить в среднем темпе 4-5 раз.3. Наклоны к мячу. И. п. — сидя на полу, ноги врозь, в руках мяч. Наклониться вперёд, положить мяч между стопами, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, выпрямиться. Повторить в медленном темпе 4-6 раз.4. Отталкивание мяча руками. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки опущены. Встаньте напротив ребёнка: держа большой мяч на одной руке, приближайте его к нему. Он двумя руками должен столкнуть мяч с вашей руки. Повторите 3-5 раз.5. Отталкивание мяча ногами. И. п. — сидя на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади. Вы подкатываете мяч к ногам ребёнка, а он отталкивает его от себя обеими ногами. Повторите 4-6 раз.6. Ходьба по комнате. И. п. — стоя прямо, держа мяч руками сзади-внизу. Ходить по комнате, обращая внимание на осанку (плечи должны быть развёрнуты, спина слегка прогнута). Выполнять 30-40 секунд.

№ 3 — c гимнастической палкой

1. Тянись за палкой. Держите палку высоко над головой ребёнка и предложите ему достать её обеими руками. Повторите 3-5 раз.2. Ходьба с палкой. Ходить по комнате, заложив палку за спину и удерживая её на сгибе рук. Выполнять 30-40 секунд.3. Поднимание палки вверх. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, держа палку внизу горизонтально перед собой. Поднять палку прямыми руками вверх над головой, посмотреть на неё и опустить. Повторить медленно 4-6 раз.4. Пролезание под палкой. Проползти под палкой, удерживаемой взрослым горизонтально, невысоко над полом. Повторить 2-3 раза.5. Верхом на палочке. Бегать по комнате, держа палку между ногами. Выполнять 30-40 секунд.6. Ходьба с палкой на плече. Ходить по комнате, поставив палку полувертикально к правому плечу. Выполнять 30-40 секунд. 

№ 4 — с флажками

1. Покажи и спрячь флажок. И. п. — стоя прямо, ноги слегка расставлены, стопы параллельны, в опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперёд, затем спрятать за спину. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.2. Флажки — в стороны. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поднять прямые руки в стороны, затем опустить. Повторить в среднем темпе 5-8 раз.3. Достань пол. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками подняты вперёд. Наклониться вперёд и достать флажками пол. Повторить медленно 2-4 раза.4. Флажки вперёд и назад. И. п. — стоя прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены. Поднять прямые руки с флажками вперёд, затем назад и опустить вниз. Повторить в среднем темпе 5-8 раз.5. Постучи флажками. То же и. п. Низко присесть и несколько раз постучать палочками флажков по полу. Повторить в среднем темпе 2-3 раза.6. Ходьба с флажками. Ходить по комнате, поднимая флажки по указанию взрослого: вперёд, в стороны, вверх. Выполнять 30-40 секунд.

№ 5 — на скамейке и на лестнице

1. Ходьба. Встать на скамейку, спокойно пройти по ней и сойти на пол. Повторить медленно 2-3 раза.2. Пронести мяч. Пройти по скамейке с большим мячом в руках. Повторить медленно 1-2 раза.3. Перелезание. Встать боком к скамейке и, опираясь руками, перелезть через неё. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.4. Перешагивание через ступеньки. Положить лестницу на пол и предложить ребёнку пройти вдоль неё по полу, переступая через ступеньки. Проделать 1-2 раза.5. Ходьба на четвереньках. Положить лестницу на пол и предложить ребёнку пройти на четвереньках внутри лестницы, перелезая через ступеньки. Проделать медленно 1-2 раза.6. Пролезание. Поставить лестницу на пол на боковую перекладину и удерживать руками. Ребёнок, встав на колени, пролезает между перекладинами лестницы. Повторить 4-6 раз.

А. А. Светов, Н. В. Школьников "Физическая культура в семье" — Москва, "Физкультура и спорт".Смотрите также спортивные игры для детей 3-4 лет.

  • « Утренняя гимнастика для детей 3 лет
  • Пальчиковая гимнастика для детей от 2 лет с картинками »

www.4kiddy.com

Упражнения для развития речи ребенка в 2 и 3 года

У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для речи ребенка. Они несложные в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

Упражнения для развития речи ребенка: рекомендации родителям

В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь.

Для того чтобы упражнения для развития речи ребенка стимулировали развитие у него речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов:

  • Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 15 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.
  • Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме.
  • Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.
  • Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени, деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.
  • Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи ребенка. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры.

Упражнения для развития речевых навыков ребенка 2 лет

Все упражнения для речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание.

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса.

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения для речи ребенка 2 лет для формирования правильного звукопроизношения.

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Упражнения для речи ребенка 3 лет

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко.

Упражнения для речи ребенка 3 лет включают в себя разные занятия. Рассмотрим основные из них.

Артикуляционная гимнастика. Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Скороговорки и поговорки. Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас.

Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша. Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?»,  «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ.

«Что бы это значило?» Такие упражнения направлены на совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, фантазии. Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок объяснил значение той или иной фразы. Это могут быть несложные пословицы, поговорки, фразеологизмы.

«Большой-маленький». Такое упражнение способствует увеличению словарного запаса малыша, знакомству с синонимами. Лучше использовать для занятий книжку с яркими картинками. Можно, например, показывать ребенку котенка и спрашивать: «Котенок на картинке большой или маленький?»  Ребенок должен учиться отвечать полным предложением: «Котенок на картинке маленький». 

ymadam.net

2x5-комплекс упражнений до 3 лет

из книги "Энциклопедия для мам и пап"под. редакцией академиков РАМН Г.М.Соловьёвой и В.А.Таболина

КОМПЛЕКС 1 (1 - 2 МЕСЯЦА)...КОМПЛЕКС 6 (11-12 МЕСЯЦЕВ) КОМПЛЕКС 7 (от 1 до 1,5 ГОДА) КОМПЛЕКС 8 (1,5-2 ГОДА) КОМПЛЕКС 9(2-2,5 ГОДА) КОМПЛЕКС 10 (2,5 - 3 ГОДА)

КОМПЛЕКС 1 (1 - 2 МЕСЯЦА)

1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение (И. п.) - ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать. Левой рукой поглаживать внутреннюю, а затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 8 - 10 раз. Правую руку ребенка массировать правой рукой.

2. Массаж ног (поглаживание). И. п.-то же. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, а затем наружной поверхности голени и бедра. Повторить 8 - 10 раз. Левую ногу масси- ровать правой рукой.

3. Массаж стоп (растирание). И. п.-то же. Правую ногу ребенка приподнять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошвенную поверхность стопы в направлении от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10 - 12 раз.

4. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев. И. п.-то же. Левой рукой удерживать ступню ребенка. Указательным пальцем правой руки нажимать на ступню чуть ниже основания пальцев. Пальцы и подошва при этом будут сгибаться. Тем же пальцем затем с нажи- мом проводить по наружной части подошвы от пальцев к пятке. По- вторить 5 - 6 раз для каждой ноги.

5. Упражнение для туловища. И. п.-то же. Взяв ребенка за верхнюю часть туловища и не нажимая сильно на ребра, легко покачивать его влево и вправо. Повторить 6 - 8 раз. 6. Массаж живота (поглаживание). И. п.-то же. Тыльной стороной пальцев правой руки поглаживать левую часть живота ребенка и одновременно левой рукой - правую часть живота. Повторить 6 - 8 раз.

Этот комплекс массажных приемов рекомендуют выполнять в течение недели с месячного возраста. Затем каждую неделю к нему добавляют по одному из следующих массажных приемов или рефлекторных упражнений.

7. Массаж груди. И. п.-то же. Обхватить грудную клетку ребенка кистями так, чтобы большие пальцы впереди касались друг друга. Передвигать руки от середины к бокам по ходу межреберных промежутков, слегка нажимая больши- ми пальцами на грудные мышцы. Повторить 6 - 8 раз.

8. Рефлекторное разгибание позвоночника. И. п. - ребенок лежит на левом боку ногами к матери. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника от крестца к шее. Правой рукой нужно придерживать таз ребенка. При этом ребенок прогибает позвоночник. Проделать на каждом боку 2 - 4 раза.

9. Массаж спины (поглаживание). И. п. - ребенок лежит на животе ногами к матери, руки - под грудью. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягоди- цам, а в обратном направлении (к голове) - тыльной стороной ладо- ней и пальцев. Повторить 6 - 8 раз.

10. Массаж ног (разминание). И. п.-то же. Придерживая левую ногу ребенка правой рукой, разминать левой заднюю и наружную поверхности голени и бедра. Повторить 4 - б раз. Правую ногу массировать правой рукой.

11. Массаж ягодиц (похлопывание). И. п. -то же. Тыльной поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам ребенка. Повторить 10 - 12 раз, меняя руки.

12. Рефлекторное ползание. И. п. то же. Согнуть ноги ребенка в коленях и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног. Когда ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвигаться вперед, руку нужно держать неподвижно. Проделать 2 - 4 раза.

При выполнении этого комплекса массажных приемов и рефлекторных упражнений необязательно каждый раз использовать все его элементы, если их выполнение будет занимать более 15 минут.

...

КОМПЛЕКС 6(11-12 МЕСЯЦЕВ)

1. Ходьба с поддержкой. И. п. ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Поддерживая малыша, побуждая его переступать по столу. По- вторить 2 - 3 раза по 2-4 шага.

2. Доставание игрушки. И. п. - ребенок лежит на груди, опираясь руками о стол. Взяв ребенка за бедра, приподнять его над столом так, чтобы он опирался на руки, и побуждать его достать игрушку, которая лежит перед ним. Повторить 2 - 3 раза.

3. Самостоятельная ходьба. И. п. - ребенок стоит на столе. Предоставить ему возможность самостоятельно ходить, предох- раняя от падения (держать по бокам или за спиной). Целесообразно обучать малыша ходьбе с помощью различных предметов, за которые он может держаться. Повторить 2 - 3 раза.

4. Передвижение за игрушкой на четвереньках. И. п. - ребенок стоит на четвереньках на столе. Положить перед ним игрушку и побуждать его ползти к ней. По- вторить 2 - 4 раза.

5. Активное прогибание спины. И. п. - малыш лежит на спине. Захватив ноги ребенка левой рукой за голеностопные суставы, слегка приподнять его таз и туловище, удерживая спину правой ру- кой и побуждая ребенка прогибать ее с опорой на плечи и голову. Повторить 2 - 3 раза.

б. Переход в положение сидя. И. п. - ребенок лежит на спине. Придерживая ребенка левой рукой за бедра, побуждать его пе- рейти в положение сидя без поддержки за руку. Повторить 2 - 3 раза.

7. Вставание. И. п. - ребенок сидит на столе. Взяв ребенка правой рукой за левую ручку, побуждать его встать на ноги. Повторить еще 2 раза.

8. Приседание. И. п. - ребенок, поддерживаемый за туловище, стоит. Побуждать малыша приседать и вставать, выпрямляя ножки. По- вторить от 4 до 6 раз.

9. Самостоятельное стояние. И. п. - ребенок, поддерживаемый за руку, стоит на столе. Отнимая руку, побуждать ребенка самостоятельность стоять, обе- регая его от падения. Выполнять упражнение 20-30 с.

10. Приплясывание. И. п. - ребенок, поддерживаемый взрослым, стоит на столе. Побуждать ребенка переступать ножками, приседать, приплясы- вать в течение 1 - 2 минут.

Занятия детьми следует начинать более легких упражнений и постепенно переходить к более сложным. При этом нужно помнить, что все дети разные, а потому необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Но, как правило, дети предпочитают разнообразные упражнения, однотипные быстро утомляют их. Не стоит заниматься с малышом дольше установленного времени. Гимнастика должна вызывать у него положительные эмоции. В противном случае он будет плакать и в конце концов откажется от занятий.

КОМПЛЕКС 7 (от 1 до 1,5 ГОДА)

1. Ходьба по дорожке. На полу обозначают мелом дорожку шириной 30-40 см и длиной 2 -3м и предлагают ребенку самостоятельно пройти по ней в оба конца, соблюдая равновесие. Повторить 2 - 3 раза.

2. Приседание, держась за палку. Взрослый держит палку за один конец, а ребенок - обеими руками за другой. По команде взрослого "Сядем!" оба приседают, не отпуская палки. Повторить от 4 до 6 раз.

3. Подбрасывание мяча. Малыш стоит и держит в руках большой мяч. Подбрасывает мяч вверх и вперед, а затем поднимает его с пола. Повторить от 4 до б раз.

4. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который ребенку видна яркая игрушка, с которой он любит играть. Ребенок должен проползти через обруч и выпрямиться. Можно положить игрушку на стул. Тогда ребенок будет к ней еще и тянуться. Повторить от 4 до 6 раз.

5. Катание мяча. Ребенок сидит на полу, широко расставив ноги, и старается прокатить большой мяч вперед по начерченной мелом дорожке шириной 40 - 50 см. Повторить 6 - 8 раз.

6. Перешагивание через палку. На пол кладут две палки на расстоянии 25-30 см одна от другой. Предлагают ребенку перешагивать через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторить 3 - 4 раза.

7. Сгибание и разгибание туловища. Ребенок сидит на коленях взрослого, который своими бедрами зажимает его голени. Ребенок наклоняет туловище вперед и назад. Повторить 3 - 4 раза.

8. Залезание на какой-либо предмет. Вначале предлагают ребенку залезть на ящик высотой 10 - 15 см, затем на диван высотой 40 см. Повторить 2 - 3 раза.

9. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по малому мячу и поочередно бросает их вперед. Повторять от 4 до б раз.

10. Игра "Догоню-догоню". Взрослый пытается догнать убегающего от него ребенка. Одна попытка -30-40 секунд. Продолжительность занятий 12 - 15 минут.

КОМПЛЕКС 8(1,5-2 ГОДА)

1. Ходьба по наклонной доске. Укрепляют доску, приподняв один конец на 20- 25 мс от пола. Слегка помогая малышу, побуждают его подниматься и спускаться по доске. Повторить от 4 до 6 раз.

2. Подползание под веревку. Вешают веревку на высоте 25 - 35 см. Показывая ребенку игрушки по другую сторону веревки, побуждают его подползать под веревку и выпрямляться, доставая игрушку. Повторять от 4 до 5 раз.

3. Перелезание через бревно, скамейку. Побуждают малыша перелезть через бревно или скамейку, установленные в сады. При этом слегка помогают ему. Повторить 2 - 3 раза.

4. Поочередное поднимание ног. Ребенок лежит на коврике (дома) или на травке (в саду). Взрослый держит горизонтально палку на уровне 40-50 см от пола (земли). Малыш поочередно пальцами то одной, то другой ноги пытается достать палку. Проделать по 3-4 раза каждой ногой.

5. Ползание на четвереньках. На полу лежит широкая доска, покрытая ковриком. Ребенок, стоя на четвереньках, пытается продви- гаться по доске. Проделать 3 - 4 раза.

6. Бросание мяча в цель. Малыш держит в руке мяч. Побуждайте его бросать мяч в горизонтально расположенную цель - корзину, поставленую на расстоянии метра. Повторять от 4 до 6 раз.

7. Лазание по лесенке. Ребенку помогают взбираться по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 2 раза.

8. "Спрячь флажок". Ребенок сидит на стульчике и держит в руках два флажка. По команде взрослого поднимает руки с флажками вверх, вытягивает их перед собой, сильно наклоняясь вперед, затем прячет флажки под стульчик. Повторить от 3 до 5 раз.

9. Ходьба по доске. На полу лежит доска шириной 25 - 30 см, Малыш проходит по ней с поднятыми в стороны руками. Затем ту же доску устанавливают горизонтально на высоте 15 - 20 см. Ребенок потеряет упражнение. Выполнять 2 - 3 раза.

10. Игра в "лошадки". Взрослый, закрепив "вожжи" на плечах ребенка предлагает ему побегать, удерживая малыша "вожжами" от чрезмерно быстрого темпа. Проводить игру в течение 40 - 50 секунд.

Продолжительность занятия 15-18 минут.

КОМПЛЕКС 9(2-2,5 ГОДА)

1. Ходьба по кружкам. Мелом чертят на полу несколько кружков диаметром 50-70 см. Побуждают ребенка перешагивать из одного кружка в другой, стараясь не наступать на черту. Повторять от 4 до 6 раз.

2. Поднимание туловища. Малыш ложится на коврик на живот. Упираясь руками в пол, приподнимает туловище и выпрямляет руки. Проделать 3 - 4 раза.

3. Приседание. Ребенок, держась за спинку стульчика, приседает, как бы прячась за него , и выпрямляется. Повторить 3 - 4 раза.

4. Хлопки. Ребенок стоит с опущенными руками, затем хлопает в ладоши перед собой и над головой, как бы ловя комара. Повторить 6 - 8 раз.

5. Сесть и лечь. Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под шкафом, или их удерживает взрослый. Побуждайте его сесть, а затем снова лечь, не сгибая ног. Повторить 2 - 3 раза.

6. Лазание. Малыша побуждают взобраться на 3-4 ступеньки стремянки или лесенки и слезть с нее приставным шагом. Повторить 2 - 3 раза.

7. Бросание мяча. Ребенок стоит и держит в руке мяч. Его побуж- дают бросать мяч в установленную вертикально цель - обруч диаметром 50 - 60 см, прикрепленный к стенке на уровне глаз ребенка на расстоянии 80- 100 см. Повторить 3 - 4 раза.

8. Перешагивание через веревку. Закрепляют веревку на высоте 22-28 см над полом, ребенок перешагивает через нее в одну и другую сторону, стараясь поднять ногу повыше. Повторить 2 - 4 раза.

9. "Достань предмет". Малыш садится на коврик. Рядом с ним кладут различные мелкие предметы: кубики, кольца и т. д. Ребенка побуждают доставать предметы, которые взрослый называет, и, поворачивая туловище, класть их на другую сторону от себя. Выполнить по 2-3 раза в каждую сторону.

10. Игра "Догони мяч". Взрослый подзывает к себе ребенка, бросает мяч подальше от него и предлагает ему побежать и принести мяч. Повторить от 4 до 6 раз. Продолжительность занятия 18 - 20 минут.

КОМПЛЕКС 10 (2,5 - 3 ГОДА)

1. Ходьба на носках. Малыш ходит по комнате на носках в течение 1 минуты, затем 20 - 30 секунд бегаете и снова ходит 1 - 1,5 минуты.

2. Поднимание рук. Ребенок ложится на коврик животом вниз и берет в вытянутые руки палку. Взрослый приподнимает палку на вы- соту 25 - 30 см, побуждая ребенка тянуться вверх. Повторить 3 - 4 раза.

3. Поднимание ног. Ребенок лежит на коврике спиной вниз. Взрос- лый держит над его ногами горизонтально палку на расстоянии 25-30 см от них и побуждает малыша поочередно или одновременно поднимать ноги и касаться ими палки. Повторить 3 - 4 раза.

4. Бросание и ловля мяча. Ребенок держит в руках мяч среднего размера - диаметром 12- 15 см, стоя на расстоянии 100- 120 см от взрослого. Подняв мяч вверх и назад, он бросает его взрослому из-за головы. Взрослый, поймав мяч, бросает его ребенку. Повторять от 4 до 6 раз.

5. "Велосипед". Малыш лежит на спине, слегка согнув ноги. Поочередно сгибая и разгибая их, имитирует езду на велосипеде. Проделать 3 - 4 раза каждой ногой.

6. "Киска". Ребенок лежит на спине. Поворачиваясь на бок, подтягивает ноги к животу, кладет руки под щеку, изображая спящую кошку, затем "просыпается" - встает на четвереньки, прогибает спи- ну. Повторить 3 - 4 раза.

7. Повороты. Малыш лежит на спине, подняв вверх прямые руки и выпрямив ноги. В таком положении он поворачивается на бок, затем на живот, на другой бок и снова на живот, на другой бок и снова на спину. Выполнять по 2-3 раза в каждую сторону.

8. Ходьба с палкой за спиной. Ребенок держит палку длиной 60 см и диаметром 1-1.5 см за спиной и ходит по комнате, высоко подняв голову и не сгибая туловища. Продолжительность ходьбы 30 - 50 секунд.

9. Подбрасывание мяча. Малыш держит в руках мяч диаметром 12 - 15 см, затем подбрасывает его вверх впереди себя. Повторить 3 - 4 раза.

10. Ходьба по спиральной дорожке. На полу мелом рисуют спи- ральную дорожку длиной 3 -4м и шириной 25 - 30 см. Ребенок идет по дорожке сначала на пятках, затем обычным шагом, стараясь не наступить на черту. Проделать по 2 раза в ту и другую сторону.

II. Бег на носках. Малыш бежит по комнате под удары в бубен или хлопки в ладоши, соблюдая указанное направление и ритм.

12. Ходьба на всей ступне. Ребенок ходит по комнате, положив руки за голову и стараясь держаться прямо (1 - 1,5 минуты). Продол- жительность занятия 20 - 25 МИНУТ.

ten2x5.narod.ru

Упражнения и развивающие игры для ребенка от 2 до 3 лет. - развитие ребенка 1-3 лет - Каталог статей о раннем развитии

Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

- предоставление большей самостоятельности ребенку;- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.

- Упражнения с матрешкой.

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)

В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.

Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)

Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

- Упражнения с досками.

Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.

Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).

Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу).В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

- Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и покажите красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик".Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета у тебя кофточка? ", это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко - зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и т. д.

- Упражнение на цветовое различение.

Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого).

Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую - все синие и т. д.

Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Подсказывайте ребенку, если он ошибается: "Нет, это не красный кубик, а оранжевый, давай положим его в другую коробочку".

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: "Положи в эту коробку такие же кубики, как этот".

- Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: "Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо - синим, машину - красным" и т. д.

То же самое - с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.

Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.

Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

- Упражнения с бусинками.

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"

- Нанизывание бус разной величины.

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".

- Нанизывание бус разной формы.

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме.Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

- Нанизывание бус разного цвета.

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов.Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.).Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

- Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод "Ошибка понарошку".

Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".

Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами. (Прекрасная книга издана логопедом центра "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998)

- Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).

Предложите ребенку поиграть с мячом:

- Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.- Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.- Бросать мяч друг другу и ловить.- Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).- Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.- Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами - одной, потом другой).

- Упражнение "Спрыгни с высоты".

Поставьте ребенка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: "Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз". Похвалите ребенка: "Молодец, какой ты ловкий!"

Прочитайте стихотворение:

Зайку бросила хозяйка,Под дождем остался зайка.Со скамейки слезть не мог,Весь до ниточки промок.(А. Барто)

- Упражнение на подпрыгивание.

Натяните веревочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребенок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

- Упражнение с веревочкой.

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Сначала ребенок ходит по прямой веревке, затем по извилистой.

- Игра "Угадай, кто идет".

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

"А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен".Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

- Игра "Угадай по голосу".

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

- Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается) и говорите: "Угадай, Ванечка, чего не хватает на столе, какой игрушки?"

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.Ту же игру проводите с добавлением игрушек: "Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ".

Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

- Игра "Спрячь шарики".

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины.

Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую.

Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой.После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

- Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".

Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.

- Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей.

- "Рисование". Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

- "Рисуем шарики".

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:

Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие Дали малышам!Шарики подняли Мы над головой. Заплясали шарики - Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".

- Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки "Козлята и волк".

Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: "Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный".

"А какую песенку пела коза своим козлятам? - спросите ребенка. - Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело прыгать. Покажи, как козлята прыгали ". Помогите ребенку нарисовать эти следы.

- "Лепка".

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки: "Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем. А грибов нет. Их надо слепить из пластилина". Помогайте ребенку.

"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика", - говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок,Купил котик пирожок,Пошел котик на улочку,Купил котик булочку.

Самому ли есть,Либо Анечке снесть?Я и сам укушу,Да и Анечке снесу.

"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".

- "Вырезание".

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

- Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся - это гусь,Я сама его ... (боюсь)

Я рубашку сшила Мишке,Я сошью ему ... (штанишки)

Кто один имеет рог?

Это толстый...(носорог)

У меня пропал носок,Утащил его ... (щенок)

Апельсины и бананыОчень любят ... (обезьяны)

Вместа носа - пятачок,Вместо хвостика - крючок.Голос мой визглив и звонок,Я веселый ... (поросенок)

Чик-чирик! Не робей!Я бывалый ... (воробей)

- Иго-го! - кричит ребенок,- Значит, это ... (жеребенок)

Он мурлычит и поет,Угадали? Это ... (кот)

Он в берлоге зиму спал,Лапу бурую сосал,А проснулся, стал реветь.И зовут его ... (медведь)

Я встаю на заре,Разбужу всех во дворе.У меня есть гребешок,Кто же я? .. (петушок)

Как гора огромный он -Очень добрый, добрый... (слон)

Вы зимой кормили птиц -Голубей, ворон, синиц?Не теряйте ни минутки:Под мостом зимуют ... (утки)

Любит он на солнце греться,В полосатое одеться,И как сахар он на вкус,А зовут его ... (арбуз)

 

Из книги М.Н.Ильиной "Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет."

detrazvitie.ucoz.ru


Смотрите также