Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца и какие проблемы могут быть. Умения ребенка 3 месяца


развитие младенца в 3 месяца

Когда малышу исполняется 3 месяца, он уже овладевает новыми навыками и умениями. Что должен уметь ребенок в 3 месяца при его правильном развитии? Вы можете заметить, что ваш кроха уже самостоятельно приподнимается на ручках, лежа на животе, хорошо распознает близких людей среди чужих. Трехмесячные детки умеют заливисто смеяться и понемногу начинают капризничать.

Физическое развитие младенца

Малыш не только уверенно держит головку, но и поворачивает ее в поисках источника голоса, звука или света

Грудничок, которому исполнилось 3 месяца, со дня рождения заметно окреп и подрос. Ребенок с каждым днем открывает для себя окружающий мир и взаимодействует с ним. Родители замечают, что теперь их кроха уже не пассивный наблюдатель, а достаточно активный исследователь. Если малышу в руки попадется игрушка, он ее может удерживать продолжительное время, внимательно осматривая и ощупывая.

Трехмесячный младенец активно исследует не только окружающий его мир, но и самого себя. Он может поглаживать свое лицо – рот, нос, глаза и ушки. Детки проявляют интерес к своим ручкам, наблюдая за шевелением пальцев.

Развитие ребенка в 3 месяца характеризуется тем, что к этому возрасту постепенно исчезают все врожденные рефлексы. Их место постепенно занимают приобретенные осознанные навыки. Условные рефлексы с каждым днем только нарастают.

Малыш не только уверенно держит головку, но и поворачивает ее в поисках источника голоса, звука или света. Многие детки к трем месяцам обладают еще одним новым умением – они уверенно перекатываются, меняя положение своего тела.

Движения ребенка в этом возрасте еще далеко не совершенны, мышцы только начинают освобождаться от гипертонуса. В этом возрасте родители должны поощрять желание ребенка двигаться. Можно положить сбоку от младенца яркую игрушку, привлекая его внимание, чтобы кроха попробовал к ней дотянуться и взять в ручки.

Что должен делать ребенок в 3 месяца, интересуются многие мамы. Известно, что каждый ребенок индивидуален и это касается и его физического развития. Однако, педиатры называют ряд умений и навыков, которыми должен обладать трехмесячный малыш:

  • уверенно переворачиваться со спинки на животик и наоборот;
  • держать головку и поворачивать ее в разные стороны;
  • лежа на животе, опираться на предплечья.

В этом возрасте начинают стремительно развиваться речевые навыки. Словарный запас крохи пополняется с каждым днем. Если новорожденный ребенок издавал лишь некоторые гласные звуки, то теперь ему знакомы и такие согласные, как «Л», «Н», «Б», «П», «М».

Особенности общения со взрослыми

Ребенок ждет понимания со стороны своих родных и близких. Ему интересно с ними общаться и играть, поэтому кроха часто определенными звуками привлекает к себе внимание мамы и папы. Младенец уже целенаправленно ищет знакомые ему лица, смотрит в глаза близких, издает радостные звуки, общаясь с родными людьми.

В 3 месяца ребенок может улыбаться всем окружающим, но самая радостная детская улыбка достается его маме и папе. С помощью звуков кроха может передать множество эмоций, ведь он умеет не только плакать и кричать, но и смеяться, лепетать и «гулить». Окружающим такая речь трехмесячного ребенка остается непонятной, но мама всегда сможет понять, что хотел сказать ее малыш.

Развитие психической и эмоциональной сферы

В этот период происходит активное развитие органов чувств и базовых психических функций

Психическое развитие младенца в 3 месяца тоже набирает стремительных оборотов. В этот период специалисты говорят об активном развитии органов чувств и базовых психических функций.

У малыша развивается предметное восприятие: он может следить за движущейся игрушкой, всматриваться в предмет. Ребенок воспринимает предмет как комплекс свойств, именно по этой причине он не любит только смотреть на него, ему еще нужно потрогать или укусить его. Информацию о предмете кроха получает с помощью восприятия его органами чувств.

Активно развивается и слух грудничка, он уже может найти источник звука, различает родные голоса. На мамин голос кроха поворачивает головку в ее сторону и радостно улыбается.

Во время бодрствования крохе уже неинтересно просто лежать в кроватке, его нужно занять игрой. Несмотря на то что игры в этом возрасте очень простые и короткие, они вызывают у малыша множество положительных эмоций. Хорошо если игра сопровождается веселой потешкой или стихотворением, так мама пополнит словарный запас своего крохи, ведь для речевого развития малышу необходимо слышать слова и звуки. Во время речевой игры можно сделать гимнастику пальчиков, массаж стоп и ручек.

 

Интересное по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

mirokdetok.ru

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: новые навыки и реакции

Содержание статьи

Самое большое открытие грудничка 3 месяца жизни — собственные руки. У малыша уже довольно хорошо развита координация «глаза-руки». Кроха уже не просто натыкается на свои ладошки, а сознательно их ищет и легко находит им применение: засовывает в рот и пробует на вкус.

Моторные навыки малыша 3 месяцев

В движениях и положении тела крохи наблюдается все больше стабильности и равновесия. Что должен делать ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держит голову в положении на животе. Младенец способен поднять голову под углом 90°, на 2 месяце жизни грудничок мог ее поднимать лишь на 45°. Удерживает голову около минуты и больше. В положении лежа малыш уверенно поднимается на предплечьях, его бедра плотно прижаты к поверхности, ноги при этом распрямляются. В 3 месяца у грудничка наблюдается тенденция к вертикальному положению головы в любых позициях, но лучше всего это получается сделать в положении лежа на животе.
  • Развитие ползательных навыков. Малыш проводит все больше времени на животе. В этом положении он может делать первые ползковые движения. Конечно, они далеки от ползания на четвереньках, но малыш уже способен понемногу перемещаться, подтягиваясь на руках. Ребенок в три месяца не должен уметь переворачиваться со спины на живот. Но случайно он может перевернуться с живота на бок или на спину, по инерции покатиться. Поэтому в этом возрасте нельзя оставлять малышей без присмотра на незащищенной высокой поверхности.
  • Исчезновение шагового рефлекса. На первом месяце жизни у малыша наблюдался стойкий шаговый рефлекс, на втором — он начал затухать, а на третьем — полностью исчезает. Это нормальный физиологический процесс. Если кроху взять под мышки, расположить вертикально и поставить на твердую поверхность, его ножки начнут подгибаться, рефлекс шаговых движений больше не наблюдается.
  • Реакции в положении сидя. В этом возрасте грудничок еще не умеет сидеть. Такое положение должно быть кратковременным, чтобы посмотреть, как малыш удерживает голову. Нужно усадить кроху, бережно приподнимая за руки из положения лежа на спине. В этой позиции голова младенца лишь около 30 секунд может оставаться на линии шеи и позвоночника, затем запрокидывается назад или наклоняется в сторону. После этого нужно снова уложить грудничка на спину. Через минуту приподнять кроху за ручки, чтобы его тело немного повисло над поверхностью. Голова в этом положении должна оставаться на одной линии с шеей и позвоночником несколько секунд.
  • Фиксация взгляда и формирование условного хватательного рефлекса. Если перед ребенком на расстоянии 30 см расположить игрушку, он оживляется, но хаотичности в движениях рук и ног уже меньше. Малыш в 3 месяца должен уметь концентрировать взгляд на игрушке. Если ее перемещать, кроха следит за ней. Также в этот период малыш впервые может потянуться обеими ручками за игрушкой. Ладони при этом остаются полуоткрытыми. Удерживать в руках погремушку младенец пока не может.

Самое устойчивое положение для грудничка в 3 месяца — на животе. В этом положении хорошо виден окружающий мир, развиваются не только моторные навыки, но и дальнее зрение.

В реакциях грудничка все больше эмоциональной окраски. И если на втором месяце «комплекс оживления» можно считать безусловным рефлексом, то на третьем малыш может демонстрировать радость и заинтересованность. Улыбка в этом возрасте уже осознанная, социальная. Также при виде близкого человека младенец активно двигает руками и ногами, «разговаривает», даже смеется. Важно поддерживать с крохой эмоциональный контакт. Это способствует здоровому психическому развитию грудного ребенка.

Как развиваются органы чувств

Малыш познает мир при помощи пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Что может делать ребенок в 3 месяца? Как проявляются его зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные реакции?

  • Зрение. Зрительные функции у грудничков этого возраста усовершенствуются, повышается световая чувствительность и острота зрения, формируются зрительные образы. Малыш уже способен не только обнаруживать предмет, но также и различать его, распознавать среди других предметов. Цветовосприятие малыша также развивается, но пока что далеко от совершенства. В этом возрасте начинается распознавание цветов, первые из них — красный и желтый. Пока что зрение малыша ориентировано на ближнее пространство, но по сравнению со вторым месяцем ребенок видит уже дальше и может распознавать мамино лицо на расстоянии более метра.
  • Пространственное восприятие мира. Формируется трехмерное восприятие пространства и объемность предметов: малыш видит ширину и высоту объектов, а благодаря тактильным ощущениям может воспринимать их объемно. Как и прежде, лицо близкого человека привлекает наибольшее внимание грудничка, он ищет зрительный контакт с глазами, следит за движениями, поворачивает голову в сторону перемещения мамы.
  • Слух. Младенец уже с легкостью узнает маму не только по запаху, образу, но и по голосу. Малыш в 3 месяца умеет безошибочно определять голоса всех близких людей. Его слуховая система усовершенствовалась настолько, что он способен вычленять одни звуки на фоне других, угадывать источник звука. Если позвенеть колокольчиком над ухом младенца, он тут же повернет голову в сторону исходящего звука. Такое наблюдение рекомендуется проводить родителям для проверки слуха грудничка. Также можно проверить реакцию крохи на тихие звуки. На слишком громкий шум он может отреагировать плачем и гримасами. Осознанно слушать музыку в этом возрасте, конечно, дети не могут. Предполагают, что грудничок может сконцентрировать свое внимание на музыке лишь 20 секунд, затем она будет просто фоном.
  • Осязание. Тактильные ощущения у крохи развиты хорошо с самого рождения, потому что в первые месяцы слух и зрение еще далеки от совершенства, природа замещает их осязанием. Ребенок тут же реагирует на прикосновение. Если погладить крохе щечку, он зажмурит глаза, может потянуться рукой к месту, где почувствовал прикосновение. В медицине эта реакция называется кожным сосредоточением. Она будет развиваться с возрастом все больше, к 5 месяцам кроха будет реагировать на щекотание. Болевые ощущения у трехмесячного грудничка усиливаются. Он теперь быстрее реагирует на дискомфорт — мокрые пеленки, жара, холод, неудобное положение тела.
  • Обоняние и вкус. В 3 месяца грудничок может выразить свое восприятие запаха: неприятные запахи вызывают у младенца чихание и гримасы неудовольствия, приятные — улыбку, оживление или, наоборот, замирание. К концу 3 месяца острота нюха у младенцев повышается. Также малыш легко распознает различные привкусы грудного молока. Если оно горькое, кроха будет кривиться, отказываться от груди. Есть такое мнение, что дети, которые были на грудном вскармливании, в старшем возрасте менее привередливы к еде. Это объясняется тем, что вкусы многих продуктов они уже продегустировали через мамино молоко.

Развитие органов чувств, как и моторных навыков, у мальчика и девочки в этом возрасте проходит одинаково. Возможна лишь разница в весе и росте: мальчики обычно крупнее.

Общение и речевое развитие

Чем больше общения и контакта с крохой, тем он говорливее и улыбчивее. В этом возрасте грудничок может перенимать интонации взрослых. Какие речевые навыки ребенка в 3 месяца можно наблюдать?

  • К усвоенным гласным («э», «ы», «а», «у») присоединяется «и».
  • Хорошо произносит согласные «г», «х», «к», «м».
  • Появляются новые согласные: «в», «д», «т».
  • Гласные и согласные звуки соединяются в слоговые цепочки.
  • Появляется новая цепочка звуков, которые оформляются так: «эй-гэ», «э-вэ», «э-дэ» и другие.
  • Гортанная артикуляция «р», похож на звук при полоскании горла.
  • Первый этап доречевого развития (гуканье) сменяется, воркованием, гулением, которое предшествует лепету.

Грудничок начинает реагировать на собственные звуки. Больше всего кроху радует гортанное «ррр». Также появляется эмоциональная окраска звуков. По-разному малыш «говорит», когда радуется, плачет или чем-то недоволен.

Что может ребенок в 3 месяца? Важные навыки и реакции: удерживание головы в положении лежа на протяжении 1 минуты; формирование условного хватательного рефлекса и попытка потянуться за игрушкой и прикоснуться к ней; первое различение цветов; социальная улыбка и смех; слоговые цепочки, гортанная артикуляция звуков.

Распечатать

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

kids365.ru

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Вашему чудесному малышу исполнилось 3 месяца! Это уже не тот беспомощный крошечный младенец, которого вы принесли домой из роддома. За это время он успел существенно подрасти, набрать вес, движения маленьких ручек и ножек стали более целенаправленными, а его развитие идет просто семимильными шагами! Несмотря на такие очевидные изменения, родителей очень волнует, насколько правильно происходит развитие 3-месячного ребенка и что нужно делать, чтобы помочь ему?

Основные умения крохи в этом возрасте

  • Малыш 3-х месяцев достаточно активно пытается познавать окружающий мир.
  • Он уже может задерживать взгляд на ярком предмете и пристально его рассматривать.
  • Подолгу наблюдает за медленным передвижением интересных игрушек или играет со своими ручками.
  • Различает голоса родных людей и определяет их интонацию.
  • Понимает настроение находящегося рядом с ним взрослого, а при общении тут же подхватывает позитивную волну настроя мамы или папы и улыбается в ответ. Если же родители раздражены или ссорятся, то карапуз беспокоится и плачет.
  • Активно развиваются звукопроизносительные навыки малыша — он гулит и пытается лепетать.
  • Отличает разговорную речь от иных посторонних звуков.
  • Осмысленно улыбается родным людям и даже продолжительно смеется.
  • Умеет изменять интонацию собственного крика, а его мама уже может определить причину его недовольства.
  • Младенец может поднимать головку и верхнюю часть грудины, опираясь ручками о поверхность. Так он поступает, когда хочет лучше разглядеть заинтересовавший его предмет, однако задерживается в таком положении еще очень недолго.
  • Ребенок требует от своих родителей гораздо больше внимания в этом возрасте, поэтому начинает плакать или капризничать, если они продолжительное время с ним не общаются. Кроха тянет свои ручки к маме, а если его берут – подтягивается.
  • Тонус его мышц несколько расслабился, поэтому его маленькие кулачки уже иногда произвольно разжимаются. Хватательный рефлекс заменяют аналогичные движения, но они осознанные. Теперь он может даже касаться своими пальчиками до расположенных рядом предметов, а если ему в ручку дать небольшую погремушку, то он ее схватит и будет недолго удерживать.
  • Кроха пытается изучать пальчиками собственное личико — дотрагивается до носика и глазок.

Физическое развитие детей в 3 месяца

Параметры веса мальчиков и девочек этого возраста несколько отличаются. Масса тела мальчиков от 4,8 кг по нижней границе нормы до 6,9 кг по верхней, а девочки весят от 4,6 кг до 6,4 кг.

Рост мальчиков обычно укладывается в рамки 57–63 см, а рост девочек – 56,4–62 см.

Обычно измерение весо-ростовых параметров происходит в детской поликлинике у участкового врача, а мониторинг ежемесячных изменений должен фиксироваться в медицинской карточке малыша.

Эти показатели достаточно важны для оценки нормального развития ребенка, и если вес крохи вдруг начинает резко уменьшаться, то это сигнал того, что необходима консультация педиатра.

В течение 3 месяца жизни масса тела карапуза должна возрасти примерно на 0,850 кг, а его рост – почти на 4 см.

Примерный распорядок дня

К этому возрасту режим дня крохи уже сформирован. Младенец спит примерно 17 часов в сутки, причем дневной сон происходит в 4 приема по 1,5–2 часа. Кушает малыш 6-7 раз в сутки с промежутками между каждым приемом пищи в 3-3,5 часа.

6-00 — 7-00 Утреннее кормление, смена подгузников, продолжение сна.8-00 — 9-00 2-е кормление, воздушные ванны, переодевание.9-00 — 10-00 Утренний туалет: гигиена глазок, обработка пуповины и кожных складочек на теле. Гимнастика с элементами массажа.10-00 — 11-00 3-е кормление, сон.12-00 — 14-00 Дневная прогулка на свежем воздухе.14-00 — 15-00 4-е кормление.15-00 — 16-00 Сон после обеда.18-00 — 19-00 5-е кормление, общение с малышом, развивающие игры.19-00 — 20-00 Сон вечерний.20-00 — 21-00 Воздушные ванны, легкий массаж, вечернее купание.22-00 — 23-00 6-е кормление, ночной сон.24-00 — 6-00 7-е ночное кормление.

Питание ребенка в 3 месяца

Основной едой крохи в 3 месяца является материнское грудное молоко, и если доктор не назначил докорм молочной смесью, то такой вид питания остается главным еще в течение будущих 2-3-х месяцев. Вводить прикорм в этом возрасте педиатры не рекомендуют, поскольку система пищеварения маленького человечка еще находится в стадии формирования, поэтому вероятность пищевой аллергии достаточно высока, так же как и серьезное расстройство желудочно-кишечного тракта.

Маленький человечек должен есть примерно 6-7 раз в сутки, включая кормление во время сна ночью.

Читайте также

По сравнению с детьми 2-месячного возраста, в 3 месяца объем съедаемого количества грудного молока увеличивается примерно до 70 мл, причем на каждое кормление приходится около 120 мл молока или специальной смеси, а всего за сутки кроха съедает около 870 мл.

Если же карапуз ест только молочную смесь, и полноценное грудное кормление полностью прекращено, то, с разрешения детского доктора, вводить первый прикорм можно в 3,5 месяца.

Сам переход от привычной жидкой еды к более густой должен производиться достаточно постепенно. Обычно рекомендуется начинать прикорм с маленького количества кисло-сладкого сока, разведенного 1:1 кипяченой водой. Начинать это делать нужно с нескольких капель, а затем увеличить количество прикорма в течение 3 недель до 5 полных чайных ложек.

Вам кажется, что ваш 3-месячный карапуз слишком много плачет?

Это может происходить по следующим причинам:

  1. Он голодный. Просто подошло время кормления малыша, он проголодался, поэтому мама может услышать сначала его всхлипывания, а затем и громкий пронзительный плач.
  2. Он утомился и хочет спать. Если настало время очередного отдыха, то кроха иногда начинает вертеть головой, тереть глазки, делать другие «говорящие» движения и в случае когда мама немного задержится с укладыванием, то ребенок начнет капризничать, а затем и сильно плакать.
  3. Ему больно. Причиной боли могут быть колики или вздутие маленького животика, а также головная боль, если у малыша поднялась температура. О подобных проблемах сигнализирует внезапный очень громкий плач.

Стоит ли беспокоиться, если у крохи обильно текут слюни?

В этом возрасте у детей активно функционируют слюнные железы, поэтому «слюни веревками» для детей 3-х месяцев — это нормальное явление, которое является показателем того, что их развитие происходит в соответствии с нормой, и это вовсе не повод для излишнего беспокойства.

Также подрастающий младенец начинает активно интересоваться близлежащими предметами и пробовать все «на зуб». Кроме того, слюни выделяются, когда кроха тянет в рот руки и пытается засунуть поглубже маленькие пальчики.

В единичных случаях у деток этого возраста могут резаться первые зубки, и этот процесс также сопровождается повышенным слюнотечением.

Описанные выше ситуации абсолютно нормальны и физиологичны, а поводом для волнения может послужить обнаруженные во рту ребенка белые «кружочки» или налет на внутренней поверхности щек. Возможно, это молочница, если вы увидите подобные симптомы у малыша, но совсем не знаете, что нужно делать, тогда консультация врача о способе лечения этой неприятности вам просто необходима.

Какие действия 3-месячного крохи свидетельствуют о его правильном развитии

Ребенок в этом возрасте должен уметь:

  1. Стоять, опираясь на ножки при поддержке взрослого, при этом пальчики стопы ровные и не поджатые.
  2. Следить за медленно передвигающимся предметом и провожать его взглядом.
  3. Поворачивать голову в сторону раздающегося громкого звука.
  4. Внимательно слушать речь взрослых, обращенную к нему, и «отвечать» — гулить в ответ.
  5. Удерживать в тонусе собственную голову и туловище, когда его поднимают на руки.
  6. Сосать грудь или бутылочку, придерживая их своими ладошками.
  7. Переворачиваться на бочок, а затем на животик.
  8. Отталкиваться от опоры – дивана или бортика кроватки, куда его положила мама. Это значит, что уже с 3-х месяцев оставлять его одного нельзя.

Родителям очень важно знать, что должен уметь делать 3-месячный карапуз – так они смогут отследить, правильно ли он развивается, а если обнаружат какие-либо несоответствия с общепринятой схемой, то будут знать, в каком направлении им следует действовать. Может быть, нужно увеличить время некоторых занятий, а возможно пройти курс специального массажа. Если отклонений слишком много, то это серьезный повод посоветоваться с вашим педиатром.

Если же отклонения незначительные, то нужно просто осознать, что ваш кроха – это нестандартный ребенок, а особая личность, которая может развиваться немного по-иному.

Когда нужно начинать волноваться

Если к концу 3-х месяцев карапуз не умеет:

  • реагировать на какие-либо громкие звуки;
  • хотя бы недолго держать головку;
  • не тянется ручкой к яркому предмету или игрушке, расположенной перед ним;
  • не реагирует на ласковую интонацию и улыбку взрослого;
  • не разглядывает свои ручки;
  • не следит взглядом за медленно передвигающимся предметом.

Как мама может помочь своему ребенку

  1. Показывайте ему яркие игрушки и медленно перемещайте их перед его глазками – это упражнение способствует развитию зрения. Так кроха научится фокусировать свой взгляд на предмете.
  2. Игры с мелодичными погремушками развивают у малыша слух и внимание. Аналогичную роль выполняет музыкальный мобиль, расположенный над кроваткой. Карапуз не только будет прислушиваться к приятным звукам, следить глазками за каруселькой с игрушками, но и пытаться дотянуться до них – это станет отличной тренировкой для мышц его ручек.
  3. Развивайте тактильные ощущения ребенка. Это можно сделать, если вкладывать ему в ладошки предметы, различные по форме, фактуре и величине. А еще лучше, если он сам будет их трогать.
  4. Разговаривайте с крохой, комментируйте все свои действия, рассказывайте ему стишки, короткие сказки и потешки, пойте детские песенки. Подключите к этому важному занятию всех членов вашей семьи, пусть ребенок как можно больше с ними общается.
  5. Носите малыша на руках, покачивайте его в такт музыке, танцуйте с ним – это отлично развивает умение различать звуки и способствует формированию чувства ритма.

Здоровое и правильное развитие ребенка в 3 месяца – особая ценность, и вы не можете позволить себе относиться к этому безответственно и халатно. Нельзя упускать время, занимайтесь со своим карапузом, развивайте его способности, обращайтесь к специалистам, если у вас не получается самостоятельно сделать это. Только любящие родители могут помочь малышу познакомиться с этим сложным миром, соответствовать его требованиям и непростым запросам, и пусть общение с вашим сокровищем приносит вам только радость!

Автор: Силенко Елена

Рекомендуем прочитать: Что должен уметь ребенок в 4 месяца

comments powered by HyperComments

krohapuz.ru

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: развитие навыков, способности

Еще недавно новорожденный был крошечным комочком, который только спал и кушал. Три месяца от рождения — переломный этап в жизни грудничка. Давайте разберем, что должен уметь ребенок в 3 месяца. В этом возрасте видны задатки самостоятельности. Ребенок еще не может сказать: «Я сам», но выразить это пытается всеми возможными способами. Кроха вышел из периода новорожденности, который длится до 10 недель, и становится экспериментатором.

Что он умеет?

Все дети развиваются индивидуально. Мамы день за днем видят изменения в поведении крох. Есть ряд вещей, которые они должны делать в этом возрасте. Сильное отклонение в сроках приобретения навыков свидетельствует о том, что развитие идет не совсем правильно.

Познание окружающего мира

Активность и улыбчивость малыша говорят об его правильном развитии

Младенец в три месяца:

  • Внимательно рассматривает предметы, которые находятся перед ним. Провожает взглядом яркие предметы и замирает при виде игрушки. Если двигать ею перед крохой, а потом убрать из виду, то малыш будет глядеть в сторону исчезнувшей вещи еще какой-то период времени. Он ожидает, что предмет опять появится в поле зрения.
  • Крутит головой, если держать его на руках в вертикальном положении.
  • Тянется к игрушкам, пробует их на вкус.
  • Вычленяет то, что ему интересно, и игнорирует то, что скучно.

Поведение трехмесячного ребенка по отношению к окружающим:

  • На то, что развитие малыша происходит правильно, указывает наличие «комплекса оживления». Его проявление — активность грудничка в присутствии взрослого или другого ребенка.
  • Взрослый должен наклониться над крохой на расстоянии 25 — 30 см и ласково, с улыбкой с ним поговорить. В ответ малыш машет ножками и ручками и улыбается. Вы можете заметить такое проявление эмоций и раньше. В отдельных случаях так может вести себя даже месячный ребенок.
  • Осознает свою индивидуальность. Спокойно наблюдает за мамой и не требует плачем взять его на руки.
  • Различает голоса близких людей.
  • Плачет с паузами. Вставляет их, дожидаясь ответа родителей. По плачу ребенка теперь понятно, что он испытывает или хочет сказать маме и папе. Малыш не просто недовольно кричит. Грудничок испытывает спектр эмоций, которые научился различать. Если голоден и обидно, что не берут на ручки, то он приподнимает бровки, морщит носик.
  • Певуче гулит при виде мамы или другого родного человека. Кричит с отчетливой интонацией в отличие от месячного малыша, который надрывно плачет.

Советы родителям

Носите малыша на руках «столбиком», в «кенгурушке» или в слинге так, чтоб он мог наблюдать окружающий мир.

Хотите насмешить малыша? Наклонитесь к нему и произнесите слово с шипящими звуками: «шахтер», «штрудель», «шашки», «чебурашка», «ишак». В один прекрасный момент грудничок заливисто рассмеется. Вы заметите, что ребенок внимательно наблюдает за вами и ждет продолжения. Больше всего малышам нравятся иностранные словечки. Карапуз уже в таком возрасте чувствует иное и иностранное, и от этого ему смешно. Смешите кроху. Делать это полезно для настроения и психики, развития мышц лица.

Никак не можете утихомирить плачущего кроху? Поговорите с ним в течение 30 секунд. Увидите, что он потихоньку успокоится, прислушается к вашей речи и попытается по-своему ответить.

Физическая активность карапуза

Что должны делать дети в три месяца:

  • С минимальной помощью взрослого переворачиваться со спины на бок, а потом на живот. В таком положении приподнимать плечи, верхнюю часть туловища, хорошо держать голову.
  • Делать попытки ползти. Отталкиваться ножками от любой подходящей поверхности. Если у его ножек окажется мячик, то он его оттолкнет. С этого момента будьте бдительны: не оставляйте кроху самого на кровати или диване. Чтобы отлучиться и не переживать, мамы укладывают ребятишек в манеж.
  • Упираться в твердую горизонтальную поверхность ножками при поддержке подмышки. При этом выравнивать их в коленном суставе и ставить на поверхность всю ступню. Ставить малыша полностью в таком возрасте запрещено!

Хватательный рефлекс

У трехмесячного малыша:

  • Безусловный хватательный рефлекс замещается осознанными действиями. Исчезает гипертонус: разжимаются кулачки, и ребенок удерживает предметы самостоятельно. Пробует игрушки на вкус.
  • Рассматривает ручки, трогает себя за лицо. Изучает наощупь глазки, носик.

Отклонения в развитии

Развитие каждого ребенка происходит соответственно собственному графику, заложенному природой. Ни одна книга не скажет, когда точно кроха приобретет те или иные навыки и умения. Но если он сильно отстает от сверстников, то стоит обратиться к специалисту. Не спешите делать неутешительные выводы. Отлично, если под рукой у вас будет таблица развития двигательных умений и нервно-психического развития детей первого года жизни. Воспользуйтесь справочником, который издал педиатр Комаровский, или другими проверенными источниками.

Если трехмесячный ребенок не держит головку, пассивен, вялый, то, возможно, у него есть отклонения в развитии

Что должно насторожить родителей:

  • Ребенок не держит голову.
  • Не реагирует на источник шума. Не поворачивает голову к источнику звуков.
  • Не тянется за игрушками.
  • Малыша не интересуют перемещающиеся перед ним предметы.
  • Нет «комплекса оживления». Не реагирует на детей и младенцев рядом с ним.
  • Плачет надрывно, без пауз.
  • Не играет собственными ладошками и пальчиками.

«Поторопился» родиться

Недоношенные детки относятся к особой категории. Оценка их развития на первом году жизни происходит с опозданием, равным сроку недоношенности. Родившийся семимесячным малыш в три месяца умеет то же, что и кроха 30 дней от роду. Недоношенные дети развиваются по-разному. На нервно-психическое состояние и двигательную активность влияют состояние здоровья, травмы при родах, инфекционные заболевания.

Если вы увидели, что навыки и умения грудничка в трехмесячном возрасте не соответствуют стандартам, то обратитесь к педиатру. Он назначит дополнительные обследования, массаж и другие корректирующие меры.

Коррекция развития

При этом вы должны самостоятельно заниматься с крохой. Каждую свободную минуту уделяйте общению и развивающим занятиям.

  • Приобретите яркие игрушки и перемещайте по очереди перед крохой. Постепенно он научится фокусировать на них взгляд.
  • Обратите внимание на музыкальные игрушки с приятными мелодиями, классической музыкой или звуками природы.
  • Сделайте импровизированный турник для крохи. Стимулируйте его тянуться к нему.
  • Вкладывайте в ручки дитяти предметы разного размера, фактуры, формы.
  • Учите ребенка ползать. Положите перед ним яркий предмет. Как только он его заинтересует, подставьте ладонь под стопы ребенка. Постарайтесь, чтобы грудничок сам добрался до игрушки.
  • Ребенок должен находиться в компании близких, слышать речь, иметь хороший угол обзора для наблюдения.
  • Читайте крохе сказки, танцуйте с ним на руках. Посещайте с ним новые места. Рассказывайте ему, что видите вокруг.

Любите кроху, внимательно относитесь к физическому и психическому развитию и здоровью. Регулярно показывайте ребенка педиатрам. И помните: вовремя выявленные отклонения исправимы.

Соответствует ли нормам развития малыш, и что должен уметь ребенок в 3 месяца. Речь пойдет о достижениях и навыках крохи в этот знаковый период, а также о том, что делать, если развитие не соответствует общепринятым канонам.

Читайте также

prochado.ru

6 основных навыков и умений по мнению педиатров

Малышу уже 2 месяца. За прошедшее время родители и кроха успели привыкнуть друг к другу, наработали навыки общения. С каждым днем крепнет и растет их взаимная любовь. Подросший ребенок уже не тот новорожденный, совсем недавно появившийся на свет. Под влиянием общения, обстановки и множества раздражающих факторов развиваются структуры мозга, вырабатываются новые навыки, умения.

С развитием органов чувств у двухмесячного ребенка появляется больше возможностей для познания окружающего мира. Он начинает лучше видеть, различает очертания предметов. С развитием слуха ребенок в два месяца активнее реагирует на посторонние звуки и голоса родных, отличает их от других людей.

Чувствуя запах молока, младенец будет знать, что рядом мама. И будет глазами искать ее. А когда найдет, улыбнется, будет ждать ответной реакции самого близкого человека.

За 2 месяца жизни, будь то мальчик или девочка, дети впитывают и перерабатывают огромный объем информации, которая формирует у них новые способности и умения. Постоянно находясь рядом с малышом, родители не всегда четко замечают, какого колоссального прогресса в развитии достиг грудничок в 2 месяца.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Перечень основных его навыков будет полезно знать не только участковому педиатру, но и каждому родителю.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

Навыки ребенка в 2 месяца включают в себя:

  • освоение контроля над движениями, как общими, так и над мелкой моторикой;
  • более быстрые и длительные по времени зрительные и звуковые реакции;
  • увеличение времени концентрации внимания;
  • дальнейшее развитие речи;
  • прогресс в эмоциональной сфере.

Движение

Малыш еще в процессе становления контроля над мышцами своего тела. И начинается все с удержания головки. По сравнению с остальным телом она довольно большая, и для ее удержания мышцам шеи необходимо хорошенько окрепнуть. В конце первого месяца младенец только начинает овладевать этим навыком.

Что же делает двухмесячный ребенок? Если положить его на твердую ровную поверхность типа стола, малыш, немного опираясь на ручки, будет невысоко приподнимать голову. То, что он выдерживает в этом положении не менее пяти секунд, является отличным признаком. Некоторые в этом возрасте способны удерживаться до 40 секунд.

Конечности младенца уже не согнуты во всех суставах и не приведены к туловищу, как это наблюдается у новорожденного. Расслабление мышц и выход из этой позы начинается уже через месяц после рождения. После двух месяцев ноги и руки малыша должны уже полностью выпрямиться.

Чтобы мышцы ребенка крепли, как раз с этого возраста полезно начинать укрепляющие занятия. Можно использовать фитбол или заняться грудничковым плаваньем.

На третьем месяце жизни начинает проявлять себя мелкая моторика верхних конечностей.

Согласно детской психологии развития, центр мелкой моторики в головном мозге тесно связан с центром речи. Активное развитие одного стимулирует развитие второго.

Ребенок временами интересуется своим ручками, сжимает и разжимает ладошки. Если поднести поближе погремушку, попытается ее захватить.

Если в качестве развивающей игрушки дать малышу погремушку с тонкой ручкой, ребенку будет легче ее захватить.

Зрение

Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему фиксировать зрительное внимание на довольно длительное время. Если месячный малыш способен видеть игрушку или лицо мамы и концентрироваться на несколько секунд, то ребенок второго месяца жизни смотрит до полуминуты.

За яркой погремушкой или иным движущимся предметом грудничок непрерывно следит 10-15 секунд. Причем двигать безделушку можно и горизонтально, и вертикально.

Глазодвигательным мышцам уже вполне по силам контролировать движения глаз по этим направлениям.

Мышцы шеи, которые к этому моменту уже достаточно развиты, позволяют ребенку поворачивать голову в разные стороны.

Из всех цветов самый первый, различаемый детьми, это красный. Поэтому это самый рекомендуемый цвет для первых игрушек.

Если ребенку уже исполнилось 2 месяца, но он не хочет обращать внимание или хоть немного следить за красочными предметами, обратитесь к врачу.

В этом возрасте ребенку будет весьма интересно рассматривать яркие игрушки несложной формы, подвешенные над кроваткой. Наилучший вариант – медленно двигающиеся разноцветные шары.

Слух

При возникновении длительного звука ребенок поворачивает голову к его источнику и способен слушать его в течение 10-15 секунд. Если с малышом заговорит мама или папа, прислушивается, с какой стороны исходит голос. Крутит головкой, ища источник. Когда находит, какое-то время внимательно слушает и смотрит.

В этом возрасте врач-невролог проверяет слух малыша с помощью хлопка ладонью по столу, на котором лежит ребенок. Если слуховые реакции в норме, ребенок моргнет в ответ.

Эмоции и поведение

Улыбаться малыш начинает еще к концу первого месяца жизни. Сейчас его ответная улыбка возникает чаще. Взрослому достаточно пару раз ласково обратиться к младенцу, и его положительная реакция не заставит себя ждать.

Свое плохое расположение духа ребенок может демонстрировать, меняя мимику и интонации обращенного крика. Внимательные родители обязательно заметят эти оттенки, зависящие от причины недовольства.

В это время появляется интерес к другим маленьким деткам. Если малыша третьего месяца жизни положить рядышком с другим ребенком, то, повернув голову, он будет рассматривать его секунд 30.

Речь

Основное общение происходит пока что криком.

На втором месяце проходит подготовительный этап развития активной речи. Монотонное «уа» местами заменяется каким-то бульканьем – подобием гласных звуков. Это начало гуления. На фоне общего крика оно особенно выделяется.

Происходит это тогда, когда малыш удовлетворен или находится в состоянии радостного возбуждения. Сам ребенок, услышав собственные, но непривычные для его уха звуки, замирает, осознает их.

Сознание

Ребенок уже вполне адекватно реагирует на внешние раздражители. В соответствии с ними может менять свое поведение и модальность крика. Родители иногда отмечают, что при проявлении таких «капризов» малыш заходится, делает большие перерывы в дыхании, краснеет.

Волноваться не надо. Почаще носите ребенка на руках, кормите грудью, когда попросит, ласково разговаривайте. Вскоре все наладится. Просто малыш растет!

kroha.info


Смотрите также