Как научить читать 3-летнего ребенка или "Мама, поиграем в лифт!". Учим читать ребенка 3 года


Как научить читать ребенка 4-5 лет. - как научить читать ребенка в 5 лет - запись пользователя Татьяна (id1310167) в сообществе Детские книги в категории дошкольникам

Пол года назад гуляли мы со своими мальчишками. Решили зайти в гости к сестре. У нее сыну 5 лет. Я знала, что они стали готовиться к школе и она учит его читать. Попытки к обучению чтению у нее были уже с 4 лет Вовки. Однако, они закончились безрезультатно. Сегодня, стоя у лифта, я слышала ее занятия на первом этаже. Надо отметить, что живет она сама на 7. Ор стоял на весь подъезд. Когда мы вошли в квартиру, то муж порекомендовал в комнату с "гестапо" не соваться. Бедный, 35 летний мужик, забился на кухне и боялся зайти к сыну. А там шли учения, были слышны раскаты плача и крики мамы. 

 

Нет, не подумайте, она очень хорошая мама. Вовчика она обожает до безумия, готова во всем ему потакать. Но, в сентябре Анюта зашла в школу, чтоб узнать к чему готовить ребенка. Вот волосы дыбом и встали. Она поняла, что за 2 года не успеет научить Вовку и малой части. Поэтому она рьяно принялась за обучение. И как всем мамам результат ей нужен был здесь и сейчас. Выгнав горе мамашку из комнаты, я начала успокаивать Вову. Потом мы договорились, что учить читать его буду я. Так вот, хотела бы я рассказать о тех ошибках, которые допускают мамы при обучении чтению и дать небольшие советы. Они известны всем, но многие их не соблюдают.

Совет 1. Не учите с ребенком буквы. До тех пор, пока малыш не научится читать - никаких букв, только звуки. То есть не ЭМ, а М.

Совет 2. Если ребенок начал интересоваться буквами, то показывайте их в контексте всего слова. Приучайте ребенка к тому, что буква редко идет отдельно. Она расположена в слове вместе с другими буквами.

Совет 3. Если ребенок до 4-5 лет не проявил желание к чтению, а вам нужно его учить, не заставляйте его сидеть долго на занятиях. не забывайте, малыш еще не привык ко времени обучения. Он до этого только прыгал, скакал. Так что не требуйте усидчивости от него. Урок должен длиться не более 5 минут.

Совет 4. В 4-5 лет поздно учить ребенка читать целыми словами. Эта методика годится для деток с рождения. Или для тех мам, у кого очень подвижные детки. Подбирайте послоговую методику. Можете воспользоваться кубиками Зайцева , кубики Чаплыгина , Букварь Жуковой. Есть и другие пособия, просто это те, по которым я видела результаты. Ребенку будет учиться проще читать сразу по слогам, запоминая их зрительно, составляя в слова позже.

Совет 5. Если ребенок все же выучил буквы, то нужно выводить его на обучение по слогам. Для этого наберитесь терпения. Прежде чем ребенок поймет, что М-А это МА, пройдет время. Как говорит мой муж - заклинить в голове должно информацию. Для этого пропевайте буквы, чтоб звук не прерывался. Можно букву в слоге сделать лифтом. И при переходе с буквы на букву человечек не должен упасть. Так ребенок научится соединять буквы в слоги.

Совет 6. Не кидайтесь сразу давать ребенку много слогов. Если вы начинаете обучение сразу же по слогам - то начинайте с 2-6 слогов. И пока ребенок их не усвоит, дальше не переходите. Если Вы начинаете учить с букв, то выбирайте сначала гласные. А, У,О. Составляйте слоги из них. Только потом добавляйте согласные.

Совет 7. Когда ребенок понял принцип пологового чтения и стал озвучивать слоги, начинайте проверять осмысленность прочитанного. например: Ма-ма, получилось мама. Основной ошибкой на данном этапе, когда ребенок начинает проговаривать прочитанное слово целиком, то многие родители начинают требовать все предложение. Ни в коем случае этого делать нельзя. Не забывайте, на начальном этапе ребенок просто механически воспроизводит написанное. Чтоб осознавать целые предложения и тексты ему нужна техника. А она нарабатывается со временем.

Совет 8. Не пропускайте занятия. В этом возрасте ребенок уже должен понимать, что в школе его ждут обязательные уроки. В садике такие занятия тоже проходят. поэтому начинайте вырабатывать усидчивость. Занятия должны быть ежедневными, но, короткими 10-15 минут. Не больше. Так как более длинные занятия могут отбить охоту и желание у малыша читать.

Совет 9.Всегда следите за кол-вом информации, которую ребенок прочитал во время обучения. Не перегружайте его. В букваре, к примеру, на одной странице могут быть 3-4 слога, но они постоянно повторяются. А на другой странице уже тексты. Не ставьте цели дочитать до конца, если ребенок сопротивляется. Но, не идите на поводу у малыша, когда он говорит что не хочет больше читать, если занятия только начались. Ребенок не привык, поэтому ищет способы уйти от обучения. Постарайтесь найти компромис.

Совет 10. Плюньте на всех психологов и хвалите ребенка. Хвалите так, как хотели бы чтоб вас хвалили. Ребенок должен чувствовать, что он все делает правильно, что мама рада. Тогда результативность будет лучше, а старание малыша больше. Вспомните себя. На работе вам явно хочется, чтоб вас похвалили за трудно-выполнимую работу, которую вы сделали. Для ребенка чтение - это большой интеллектуальный труд. Так что хвалите, не бойтесь. Этим ребенка не разбалуешь.

Совет 11. Постоянно обращайте внимание на разные шрифты. Ребенок очень быстро привыкает к одному шрифту, поэтому может потеряться и перестать читать увидев другой. пишите пройденные слоги и слова сами. Составляйте из буквенных магнитов и т.д. Главное - разнообразие цвета и шрифта.

Совет 12. Главный совет для мам. Если чувствуете, что ребенок не понимает и к горлу подкатывает приступ бессилия и злобы - выйдите из комнаты, попросив кого-нибудь продолжить занятие, или прервите его на время. Никакой агрессии. Если ребенок не понимает, значит информация еще не дошла, не осознана. Не давите на малыша. Ему от этого не легче, а вам потом хуже будет. Чувство стыда заест.

Научить ребенка читать в домашних условиях может любой человек. Главное это труд, терпение, понимание.

З.Ы: Вовчик научился читать ровно за 5 месяцев и 12 дней. Сейчас мы перешли с ним на пересказ прочитанного, чтоб чтение не было автоматизмом. Ребенку нравится читать. Думаю, что и ваши детки будут любить чтение, так как их будет обучать самый лучший педагог. Их мама.

как забыть мужа которого любишь советы психолога

www.babyblog.ru

чтение для детей 5 лет

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Методики обучения

Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: как научить ребенка научить быстро читать и улучшить речь?). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

x

https://www.youtube.com/watch?v=-kLiveat77g

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

Важные аспекты:

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.

Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

Важные аспекты:

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.

x

https://www.youtube.com/watch?v=ncrhLNjlkGg

Похожие статьи по теме:

vseprorebenka.ru

Как ребёнка 3- 4 лет научить читать

Ох, уж эти родители!

Им так хочется, чтобы дети уже с года учились читать, считать, чтобы они быстрее и раньше других знали все буквы, считали до 100. Чтобы все смотрели на их детей и говорили: « У вас растёт вундеркинд!».

А как же грязные лужи, жуки на траве, игры с приятелями в песочнице? Нужно ли малышей заставлять становиться самыми - самыми?

Дошкольник - это самый любопытный и любознательный народ. Им интересно всё, что их окружает.

Довольно часто малыши уже с раннего возраста начинают проявлять интерес к буквам и цифрам.

Появление этого интереса должно быть замечено родителями и только с этого момента необходимо его развивать, не заставляя изучать буквы в то время, когда ребёнку это не интересно.

Интерес к буквам появляется чаще там, где малышу читают много детской литературы - стихов, сказок. Он пытается раз за разом повторять содержание сказки, ищет пальчиком буквы и с серьёзным видом «читает» книжку.

Как развить интерес к буквам и научить читать?

Для начала купите сыну или дочке красочную азбуку, на которой будут изображены знакомые картинки.

Можно повесить в детской комнате плакаты с большими рисунками и крупными печатными буквами.

Если у малыша своя комната, на двери желательно разместить его портрет, а под ним имя, которое также должно быть написано крупными печатными буквами.

На полках с игрушками прикрепите таблички: «Машины», «Книги», «Карандаши» и т. д. Рядом с надписью на табличке должно быть изображение предмета, это необходимо для того, что легче было связывать между собой предмет и его название.

Надписи желательно делать красными чернилами, а не чёрными. Учёные установили, что в раннем детстве этот цвет воспринимается и запоминается лучше.

Малыш в 3-4 года не только усвоит новые слова, научится читать их, но и будет знать, что у каждой игрушки, книжки есть своё место. Он научится соблюдать порядок в своей комнате или в уголке.

Попутно, изучая названия табличек предлагайте сосчитать количество предметов на полке: «Сосчитай, сколько машин стоит на полочке? А если одну убрать, сколько останется?».

На прогулке можно обратить внимание ребёнка на то, что написано на домах, в переходах, например, «Выход», «Вход», «Переход» (на автомобильной дороге), названия магазинов.

Достаточно прочитать один раз, любознательный ребёнок на следующей прогулке будет сам просить вас прочитать, что там написано, а может уже запомнит и подскажет вам.

Дети очень любят рисовать, самостоятельно выводить буквы. Помогите ему, когда пишите его имя называйте вслух каждую букву, а потом всё имя.

Можно поиграть с ним в игру: « Найди слово».

Вы задаёте какую- то букву, а малыш должен назвать какой- либо предмет, который начинается на эту букву (для разнообразия можно предложить другие условия, например, буква должна встретиться в середине слова или в конце).

Для знакомства дошкольников с буквами можно использовать тренажёры, предложенные известным педагогом Марией Монтессори.

Она предлагала детям карточки из толстого картона, в которых были прорезаны буквы, обводя которые несколько раз, ученик их легко запоминал.

Другой тренажёр был изготовлен из наждачной бумаги, ощупывая выпуклые буквы, ребёнок запоминал их. С помощью этих тренажёров дети не только изучали саму букву, но и учились её писать.

Такие тренажёры родители могут сделать самостоятельно и применять их в работе с детьми.

Буквы можно вместе с сыном или дочкой слепить из пластилина, вырезать из теста, скрутить из проволоки, вырезать из цветной бумаги.

Свободно играя, творчески работая с пластилином, глиной, рисуя, рассматривая картинки с буквами дошкольники быстро запоминают их и уже к поступлению в школу начинают читать самостоятельно.

detichaik.ru

Как научить ребенка читать в 4 года

Мимо конкурса Марии Костюченко «Растим гения» (совместно с он-лайн Школой «Учимся играя» и журналом «Счастливая мама») я тоже никак не могла пройти мимо. Особенно после того, как прочитала конкурсные статьи других мам, эта тема показалась мне еще более интересной и глубокой. Еще мне подумалось, что Маша нарочно выбрала такое озорное и чуть-чуть провокационное название (это только мои догадки, Мария :)), потому что большинство мам были единодушны в том, что растить гениев они не собираются, а хотят, чтобы их детки выросли умненькими и счастливыми. И я тоже к ним присоединяюсь — я за то, чтобы дети развивались гармонично и разносторонне, но без всякого давления, в чем Машин блог и служит нам вдохновением и примером для подражания!

Кстати, вот одна страшная история, о том как одного мальчика растили гением. Шутка :), она не страшная, просто поучительная и правдивая. Мама-учительница решила, что ее сын обязательно должен вырасти умнее других, да не просто умнее, а вундеркиндом. К семи годам сынок вырос умненьким, да таким, что его взяли аж прямо во ВТОРОЙ класс! О дальнейшем развитии истории я не в курсе, знаю только, что вырос хороший умный парень, такой же впрочем, как и те, что не перепрыгивали через первый класс. А вот подчерк у него корявый на всю жизнь остался — ведь во втором классе уже не учатся буковки выводить…

Напугав всех страшной историей, перейду к следующему пункту 🙂

Я собиралась поделиться мыслями о раннем обучении чтению, а потом вдруг испугалась — а вдруг с четырех лет это уже не раннее обучение? Ведь сейчас есть методики обучения чтению и с двух лет, и даже с полугода — начинают карточки с буквами крохе показывать, может я уже от жизни отстала? Испугалась я, а потом рассмеялась, а потом опять призадумалась — а зачем собственно мы пытаемся детей научить читать так рано? Какие мы ставим перед собой цели? Что нами руководит? Хотим ли мы похвастаться перед знакомыми, небрежно бросив, «А мой уже давно читать научился…» А может, мы мечтаем о том, как ребенок сам уткнется в книжку и перестанет нас донимать? Точно ли нами руководит лишь родительская любовь и желание научить ребенка хорошему? Давайте проверим себя. Мне самой пришлось сознательно поработать над своей мотивацией,  т.к. я признала себя виновной в этих неправильных мотивах…

 

Разобравшись с мотивацией, приглядимся ребенку — а хочет ли он учиться читать именно сейчас, в этом возрасте? Может, у него есть дела поважнее — рисовать, конструктор собирать или куличи из песка лепить? Не стоит отрывать ребенка от этих занятий ради чтения — он развивает то, что ему сейчас необходимо, вы ведь тоже этого хотите?

Интересную вещь сказала учительница нашего племянника перед началом подготовительных занятий: «Что вы все пытаетесь научить их читать так рано? Они все равно научатся, раньше или позже. Вы лучше развивайте их РЕЧЬ — учите описывать картинки, говорить законченными предложениями и т.д.» Честно, это дало совсем новое направление моим мыслям, ведь я тогда  тоже мечтала лишь о том, чтобы мои пораньше зачитали. А ведь чтение — это лишь верхушка айсберга раннего развития, конечно, она такая заметная и красивая и ей можно похвалиться перед соседями. Вы когда-нибудь слышали, чтобы родители хвалились тем, что дети говорят законченными предложениями? 🙂 А вот про чтение хвалятся на всех углах.

И еще одно высказывание той же учительницы: « Если начать учить ребенка читать в 4 года, вы потратите два года, если в 6 лет — то две недели» 🙂 Может быть, это и не к каждому ребенку подойдет, но заставляет задуматься — стоит ли мучать себя и дергать ребенка, если он к этому еще не готов?

Итак, как научить ребенка читать в 4 года?

После такой бурной критики, расскажу о своем опыте и моих любимых подопытных кроликах 🙂 Миша научился читать в 5,5, Саша в 4,5. Я хотела дождаться, когда Лизе стукнет 4,5, чтобы попробовать читать с ней, но она заставила меня это сделать на 3 месяца раньше.

Мы используем комбинацию букваря Жуковой (у нее несколько букварей, у нас этот) и карточек со слогами собственного изготовления. Я писала об этих карточках раньше, но сейчас у меня на два ребенка больше опыта 🙂  В букваре Жуковой мне нравятся эти веселые человечки, которые помогают преодолеть самое тяжелое в обучении чтению — понять, как буквы соединяются в слоги:

 Этого, однако, может быть недостаточно, зависит от ребенка, и именно тогда я подключаю карточки.

 

Лиза у меня сейчас в стадии карточек с гласной «а» и очень довольна 🙂 МАША, САША, КАША, ВАЗА, ЖАБА, ЛАПА, МАМА, ПАПА, БАБА — волшебная буква! Время от времени возвращается к букварю и перечитывает знакомые уже слоги, а иногда и незнакомые — прогресс очень хорошо виден. Я на нее не давлю, скорее она давит на меня 🙂

Еще некоторые наблюдения:

*Прихожу к выводу, что учить маленьких детей буквам скорее вредно, чем полезно. Учим-учим букву «эм», а потом — бац — оказывается, что читать надо «м-м-м». Ребенок в недоумении… Вот не поленюсь и сделаю эксперимент — развешу картинок со слогами по дому (га-га, ку-ку…), чтобы сразу слоги запоминали, посмотрю, будет ли разница.

*Как следствие предыдущего наблюдения: если ребенок рано выучил буквы, это еще не значит, что он рано начнет читать. Если ребенок еще не запомнил все буквы, это еще не значит, что он НЕ сможет читать 🙂

* Если ребенок соединяет буквы в слоги, а слоги в слова, это еще не значит, что он читает. Чаще всего дети даже не понимают, что они сказали. На это тоже нужно время.

* И наконец, самое главное, что мы можем сделать для наших умных деток, не важно читают они уже сами или нет:

Это бесценно!

Что еще интересного:

kuso4ek-neba.ru

Как научить читать ребенка до 3 лет?

Все дети рождаются с большим желанием изучить это мир. Только подумайте, сколько умений, знаний и навыков приобретает малыш за первые годы жизни. И задача родителей – поддержать кроху и во всем ему помогать.

Покупая игрушки детям, нужно оценивать, носят ли они какой-либо развивающий характер. Ведь игрушка должна быть не только интересной, но и полезной. Хорошо, что сегодня на рынке наряду с погремушками и игрушками представлен большой выбор книг для малышей.

Причем книги есть разные, не только такие, которые нужно изучать, но и такие, с которыми можно играть и даже купаться.

Если Вашему малышу от года до трех, то с ним нужно постоянно общаться. Опытные родители даже придерживаются принципа: «Находясь в поле зрения ребенка, рот у мамы не должен закрываться». Если следовать этой фразе, то результат не заставит себя ждать, через короткий промежуток времени малыш сможет удивить всех своим словарным запасом.

И еще один очень важный факт, который влияет на степень обучения ребенка и доказан специалистами – это развитие мелкой моторики рук. Чем лучше развиты пальцы и кисти малыша, тем он будет умнее. И здесь помогут игрушки, которые нужно открывать и закрывать, расстегивать и застегивать, развязывать и завязывать.

Кто-то обязательно спросит: «А какое отношение такие игрушки и игры имеют к чтению?». Так вот это и есть подготовка к изучению букв.

Но как научить читать ребенка?

Очень часто, для того, чтобы отвлечь либо успокоить ребенка родители используют игрушку, какую-то вещь, или еще хуже – телевизор. А нужно стараться, чтобы таким отвлекающим маневром была книга. Да, именно книга должна стать любимой игрушкой Вашего малыша. Тогда у Вас никогда не будет проблемы, связанной с чтением.

Уже с 1,5 лет можно читать ребенку книги и показывать при этом буквы, называя их. Причем, называть нужно скорее не букву, а звук. Например, «М», а не «ЭМ», «П», а не «ПЭ».

Используйте любой удобный момент, чтобы напомнить малышу букву. И не старайтесь сразу выучить весь алфавит. Буквы нужно учить по одной. А к следующей переходить только после того, как кроха сможет найти изучаемую букву в тексте.

А что касается чтения, то здесь может быть два варианта:

1. Начинать со слогов, причем первым в слоге обязательно должен быть согласный звук. Для того чтобы прочитать слог, нужно протянуть первый звук и посмотреть на второй, добавив и его. Выглядит это примерно так: М-М-М-А. Через какое-то время малыш перестанет тянуть звук, и можно будет начинать читать слова.

2. Учиться читать сразу целыми словами. Дети обладают хорошей зрительной памятью, а родителям главное – сделать занятия по изучению слов регулярными. Для таких занятий понадобятся карточки. Их можно купить, а можно изготовить самому. Достаточно написать крупными печатными буквами на белом листе простые слова. Лучше всего использовать красные чернила. И никаких картинок, только одно слово на одной карточке. Пишите знакомые ребенку слова: папа, мама, баба, дед и п. п.

Суть таких занятий сводится к тому, чтобы три раза в день ненавязчиво показывать ребенку по одной карточке, и называть написанное слово. Поначалу обучение не должно длиться больше 3 минут.

И помните, что обучение чтению должно быть в удовольствие. Если Вы заметили, что ребенок устал, отложите занятие.

Формируйте у малыша интерес к книгам. Читайте сами и показывайте ему пример. Выбирайте только самые интересные детские книги, следите за новинками.

И еще родителям стоит обратить внимание на персонифицированные книги. Основная идея которых состоит в том, что главный их герой – Ваш ребенок. В иллюстрации впечатывается фотография малыша. Компания «Сказки Про» предлагает выпустить такую книгу в единственном экземпляре специально для Вашего карапуза. Такая книга обязательно понравится ребенку, ведь он увидит в ней себя. Детки любят рассматривать фотоальбомы, а здесь еще и забавные персонажи рядом. Кроме того, такая уникальная книга может стать отличным подарком для крохи на любой праздник.

Не пропустите интересные статьи:

from your own site.

karapysik.ru

Как научить читать четырехлетку | Все Для Детей

Не смотря на большое разнообразие обучающих методик, все дети в нашей стране достигают результатов именно благодаря той системе, по которой учились в прошлом столетии, и обучаются читать сейчас. Как научить ребенка читать в 4 года легко и просто? Какие игры можно подобрать?

«Официальный путь» обучения чтению – без него не обойтись?

Перечень методических систем раннего чтения велик. Почему же взрослые, взявшись учить дитя по какой-нибудь новейшей системе, вскоре отказываются от первоначального намерения?

А все потому, что подготовить родное чадо по знакомой методике значительно легче. Кроме того, для работы по системе, скажем, Домана или Зайцева, необходимы методические знания и пособия. А мы хорошо знаем, какова стоимость модных развивающих материалов. К тому же, когда дошкольник становится школьником, он все равно переходит на традиционные приемы обучения. Так стоит ли учить дважды?

Мы продолжаем обзор полезных игр, которые подойдут  для начинающего читателя любого возраста. Сегодняшняя подборка предназначена для больших детишек, которые уже знакомы с буквами.

Игровые задания для обучения чтению

Как научить ребенка читать в 4 года? Вам подойдет замечательная игра в «Кораблик». На корпусе картонного корабля сделайте кармашек из прозрачной клеенки (пристрочите на машинке).

В порту корабль дожидается другой слог (или отдельная буква). Кораблик берет груз на борт и случается удивительное! Малыш читает слог!

Пример: кораблик везет слог ША. В порту его дожидается слог МА. Капитан берет на борт ША — и о чудо! Получается имя нашей девочки — Маша!

Абра-слово

Некоторые детишки неплохо читают, но при этом они не улавливают смысл написанного. Для выработки привычки читать вдумчиво и понимать текст, поиграйте в «Абра-слова». Почему «Абра»? – потому, что они заколдованные. На небольших листочках напишите короткие словечки-путаницы:Маша – ашам; кошка – ашкок; рыба – быра и т. д. Карапуз должен узнать абра-слово и прочесть его верно.

Слово-невидимка

Напишите крупными буквами на листке такие слова, в которых можно найти другие. Например, в слове  ЖАРА прячется попугай АРА; МАШИНА – ШИНА, БАБОЧКА – БОЧКА и так далее. Будет замечательно, если к словам-невидимкам найдутся иллюстрации. Это сразу повысит интерес к игре и оживит процесс.

Бесконечная цепочка

Обучение чтению детей 4 лет игровыми приемами – лучший выход из «педагогического тупика». Рекомендуем Вам упражнение, закрепляющее «слоговую память».

Одна из труднейших проблем для читающих малышей – прочтение трехслоговых слов. Когда юный читатель доходит до заключительного слога, начальный он уже – увы – не помнит. Игра «Бесконечная цепочка» поможет перешагнуть тот барьер, который останавливает малыша – страх больших слов. Упражнение имеет еще одно полезное свойство – оно развивает специфическую память, благодаря которой дошкольник  будет запоминать приемы чтения все быстрее.

Итак, Вам понадобится альбомный листок бумаги и маркер. Напишите цепочку из двухбуквенных слогов так, что бы следующее слово включало заключительный слог предстоящего. Например: МИ-ЛА + Ма =ЛАМА. Таким образом, мы получаем целый ряд из слов, проистекающих друг из друга. Вот один из примеров, с которого Вы можете начать:

ПЕ – РО – ЗА – ТО – МА –МА – ША – ТО.

Поначалу ребенку будет сложно разобраться с таким количеством слогов. Поэтому, учим читать детей «по очереди» — ту часть, которую дошкольник пока не читает, необходимо прикрыть тетрадным листком.

Игры на повторение букв при обучении чтению

Печальный анекдот произошел в одной из учительских семей из российской глубинки. Сын учительницы, бывший первоклассник Леша, за время летних каникул забыл все, что узнал на уроках чтения. Из его головы выветрились не только правила, но и буквы – все до одной. Можете представить себе «радость» матери, которая и так с трудом научила его алфавиту?

Чтобы этого не случилась с Вашим  карапузом, закрепляйте изученное. Возвращайтесь к знакомым буквам снова и снова. Как учить детей читать с помощью подручных средств? Старые журналы, газеты и маркеры – вот главное «оружие» родителя, обучающего читать четырехлетку.

Буквы-путешественницы

Возьмите с собой в дорогу буквы, написанные на скотче. Их можно приклеить на заднее и боковые стекла и проводить уроки прямо в машине(остатки скотча хорошо оттираются спиртом).

Поймай букву

Поручите карапузу вычеркнуть маркером все буквы И (или прочие) на странице. Упражнение можно сделать сложнее: вычеркнуть только большие И, или маленькие; зачеркнуть 10 букв; подчеркнуть 5 букв А и семь букв М. Для разнообразия, вместо фломастера предложите корректор.

Поиграй с …компьютером

Как научить читать ребенка 4 лет? Разрешите ему играть с компьютером. Печатание, эксперименты со шрифтами, букварные игры онлайн обязательно понравятся маленькому книголюбу!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

www.vse-dlya-detey.ru

Как научить читать 3-летнего ребенка или "Мама, поиграем в лифт!"

На сегодняшнем этапе развития школы и образования о подготовке ребенка заходит речь только тогда, когда дошкольнику исполняется 5-6 лет. Как ни странно, но разработанные программы Министерства образования рассчитаны именно на детей такого возраста. А о том, чтобы научить читать ребенка красиво, быстро и выразительно без проблем и психологических травм речь не идет.

Когда же мы, родители, кидаемся за обучение чтению своего чада?

К сожалению тогда, когда ребенок получает низкую словесную оценку учителя, когда начинает не справляться с заданиями. А иногда, еще позже. Но тогда ваш первоклассник уже не сможет догнать более развитых детей и тех школьников, которые давно умеют читать.

- Что же делать? - спросите вы.

А ответ прост. Научите ребенка читать еще задолго до того, как он пойдет в школу. Пусть ваша кроха научится читать и запоминать тексты еще в два-три года. Несомненно, обучение чтению происходит задолго до трехлетнего возраста. Этот процесс зависит от того, как часто вы общаетесь со своим ребенком, что и как ему читаете.

К сожалению, современные родители забывают о том, что телевизор и DVD-проигрыватель не заменит живого общения, и ваш малыш будет отставать от своих сверстников, которые занимаются со взрослыми в процессе занимательной игры.

Что же представляет собой процесс обучения чтению?

Ни для кого не секрет, что посадить трехлетнего малыша на час за чтение просто невозможно. Это не в его физических и интеллектуальных возможностях, если он, конечно, не гений.

Что же сделать в первую очередь, чтобы заинтересовать ребенка и подготовить его к чтению?

Во-первых, чтобы читать, ребенок должен любить слушать. Увлекаться сказками малыш начинает очень рано. Очень рано он привыкает к вашему голосу и ритму чтения. Где-то с полутора лет начинает повторять те фразы, которые ему запомнились. И чем чаще ребенок будет включаться в процесс повторения легких детских стишков или рассказов, тем лучше сформируются его речь и память.

Уже в 1,5 года дети способны повторять целые отрывки, конечно, на "своем языке", не четко, но узнаваемо. Желательно, когда кто-либо из взрослых читает ребенку стихотворные тексты, не дочитывать ребенку одно-два слова в строке стиха, чтобы малыш сам вспомнил их. Если же у него не получается, повторяйте еще и еще.

Во-вторых, чтобы рано научиться читать, малыш должен знать буквы. С 1,5 до 2,5 лет займитесь тем, что выучите буквы. Именно буквы, а не алфавит. Пусть ребенок пока не перечислит алфавит в нужном порядке, но он узнает каждую букву.

Что для этого понадобится?

Здесь совсем не нужно приобретать дорогостоящий компьютер или игру на компьютерной основе. Это только отвлечет ребенка. Он на данном этапе развития фантазер и справиться с этой задачей на "отлично", ребенку не нужны никакие дополнительные стимуляторы вроде компьютера.

Приобретите простой бумажный алфавит: плакат, разрезные буквы или стенд. Вырежьте буквы - они будут красочными и достаточно крупными, чтобы привлечь внимание крохи. Повторяйте их с ребенком ежедневно. Купите набор букв на магнитах, повесьте их на холодильник. Ребенку найдется занятие, а вас никто не будет отвлекать. А процесс обучения при этом будет продолжаться уже без вашего участия.

В-третьих, чтобы хорошо читать в 5-6 лет, ребенок должен уметь складывать буквы в слоги, а слоги в целые слова. С 3 лет ребенок может по своим психологическим и интеллектуальным возможностям понять, как складывается и читается слог. НО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОГО НАЖИМА! Если вы будете несдержанны, начнете кричать на малыша - вы навсегда отобьете у ребенка охоту читать. А сложить слог не так уж легко, как вам кажется!

Каким же образом научить ребенка "видеть слоги"?

Возьмите 6-7 вырезанных или магнитных букв, которые обозначают согласные звуки. Постройте их столбиком - это ваш ЛИФТ. Возьмите одну "гласную" букву, например "А". Поставьте "А" после первой согласной и произнесите слог, который получился, например "МА". Затем начинайте катать в "ЛИФТе" букву "А", все ниже и ниже. Так будут образовываться все новые и новые слоги. Проговаривайте с ребенком эти слоги, читайте вместе с ним. Затем, переместите гласную в "соседний ЛИФТ". Поставьте "А" перед согласными: получатся обратные слоги "АМ", "АВ" и т.д. Не забывайте проговаривать каждый слог.

Таким образом, ваш ребенок уже к 4-м годам будет читать слова целиком, понимая и пересказывая то, о чем говориться в тексте.

www.polezno.com


Смотрите также