Основные рефлексы новорожденных детей: безусловные и условные рефлексы. Рефлексы ребенка в 3 месяца


безусловные, условные, врожденные (слабые или отсутствие рефлексов)

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

рефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  • Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  • Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  • «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.

Клик для увеличения (Основные рефлексы)

Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, — верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно — симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно — ротовой.

По теме:
Видео на тему рефлексов

razvitie-krohi.ru

норма и отклонения от нее

В этой статье:

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра. Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Полезное видео о рефлексах новорожденных

moirody.ru

Ребенок в 1 месяц: набор веса и рефлексы

На протяжении первого месяца жизни ваш малыш только начинает знакомиться с таким большим и неизвестным ему миром. А в ваши обязанности входит помогать ему в этом. Ниже приведена примерная динамика развития ребенка, но следует понимать что не все дети следуют ей на все сто процентов, особенно это касается тех, кто родился раньше положенного срока. У таких детей динамика развития может быть сдвинута почти на месяц назад.

Набор веса

СоветДля тех, кто хочет самостоятельно следить за динамикой набора веса ребенка, рекомендуем приобрести специальные весы для новорожденных.

Не пугайтесь если ваш ребенок потерял немного веса в первые дни после рождения! Это абсолютно нормально, так как дети рождаются с избыточным количеством жидкости в организме и, как правило, теряют её в первые дни, что может привести к небольшой, не более 10%, потере веса. Но уже к 1–2 неделям малыш набирает тот вес, который был у него при рождении, и после этого начинается стабильный прирост веса. Обычно, ребенок до 1 месяца набирает около 30 граммов в день. В нашей стране за динамикой набора веса следят педиатры, которые должны взвешивать ребенка и следить за тем, чтобы развитие малыша проходило нормально.

Рефлексы

Нервная система новорожденного активно развивается, и врожденные рефлексы играют очень важную роль в первый месяц жизни. Вот основные рефлексы, свойственные всем новорожденным:

  • Сосательный. Имеет самое прямое отношение к грудному вскармливанию. У ребенка появляются сосательные движения губ если провести по ним пальцем, соской, или соском. Может отсутствовать у новорожденных только при серьезных проблемах с нервной системой. Может оставаться у детей почти до семилетнего возраста.
  • Рефлекс Моро. Рефлекс проявляется как реакция новорожденного на громкий звук или при поднимании его ножек и таза над постелью. Выражается в разведении малышом рук в стороны и разжимании кулачков (первая фаза). Через несколько мгновений ребенок сводит ручки (вторая фаза). Рефлекс может оставаться до 3–4 месяцев.
  • Рефлекс опоры и ходьбы. Если держать ребенка вертикально, не касаясь ножками опоры – он будет их сгибать во всех суставах. При этом, если сделать так чтобы ножки касались опоры – ребенок будет имитировать ходьбу. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей с травмами спинного мозга, детей, родившихся в асфиксии (удушение). После 1–1,5 месяцев рефлекс угнетается.
  • Поисковый. Лучше всего проявляется за 20–30 минут до кормления. Если погладить ребенка в области уголка рта, то он опустит губы, и повернет голову в сторону раздражителя. Если несильно надавить посередине нижней губы, ребенок откроет рот и слегка наклонит голову. Рефлекс может отсутствовать при поражениях ЦНС. Угнетается к 3–4 месяцам.
  • Рефлекс Бабкина. При надавливании на обе ладошки новорожденного он открывает рот и немного запрокидывает головку. После 2-х месяцев рефлекс начинает угнетаться, к 3м месяцам исчезает.
  • Рефлекс Галанта. Если провести рукой вдоль позвоночника новорожденного, то ребенок выгнет спинку. Рефлекс присутствует до 3–4 месяцев.
  • Рефлекс Переса. Если провести пальцем по позвоночнику ребенка, при этом слегка надавливая на остистые отростки, то он отреагирует плачем и шевелением ручками и/или ножками. Этот рефлекс вызывает у новорожденного отрицательную эмоциональную реакцию. К 3–4 месяцу рефлекс исчезает.
  • Рефлекс Бауэра. Этот рефлекс еще называют спонтанным ползанием. Если малыша положить на живот, то он будет совершать движения, которые похожи на попытки ползать. Рефлекс угасает после 4-х месяцев.
  • Хоботковый. Быстрый несильный удар пальцем по губам новорожденного вызывает вытягивание губ в трубочку. Рефлекс может присутствовать до 3-х месячного возраста.

Сон ребенка в 1 месяц

Быть новорожденным очень тяжелая работа. Вашему ребенку приходится спать от 15 до 20 часов в день! По началу время сна может быть хаотичным, не привязанным ко времени суток. И ваша задача (если вы не хотите спать днем, а бодрствовать ночью в дальнейшем) помочь ребенку адаптироваться к циклу смены дня и ночи. Старайтесь следить чтобы самый большой период бодрствования малыша приходился на светлое время суток.

Примерно раз в 3–4 часа дети просыпаются на «перекус». После которого, как правило, снова засыпают. Будьте готовы к тому, что вам придется просыпаться как минимум несколько раз за ночь.

Чувства

Все дети рождаются с очень нечетким зрением, причина которого — близорукость. В результате этого, ваш малыш лучше всего видит объекты, которые находятся на отдалении 20—30 см. Это означает что ваш ребенок четко видит ваше лицо когда вы его кормите и ему нравится на него смотреть! Все младенцы отдадут предпочтение в выборе объекта для изучения человеческому лицу или какому-то высококонтрастному предмету (их проще рассмотреть).

Вы можете заметить что ваш ребенок время от времени косит. Ничего страшного в этом нет, так как способность к управлению глазами у него только развивается. Эффект «косоглазия» остается 3–4 месяца явно выраженным, потом идет на спад. Он может полностью исчезнуть после 8–9 месяцев.

Слух у новорожденных тоже не развит на 100%. Тем не менее младенцы слышат звуки и узнают голоса родителей. Особенно им нравятся высокие звуки. Так что не раздражаетесь если окружающие будут говорить с вашим малышом высокими смешными детскими голосами.

СоветДети любят когда к ним прикасаются. Чаще гладьте его, делайте очень легкий массаж. Это поможет вашему ребенку чувствовать что его любят.

Если ваш ребенок совсем не реагирует на звуки в течение нескольких недель после рождения - лучше проконсультироваться с вашим педиатром.

Как и дети постарше, новорожденные предпочитают сладкий вкус, так как их вкусовые рецепторы еще недостаточно зрелые чтобы различить горький и кислый.

Все младенцы имеют хорошее обоняние. Они с легкостью улавливают запах материнского молока на небольшом расстоянии уже в первые дни жизни.

Питание одномесячных

Одномесячные на грудном вскармливании часто просят перекусить — дети в таком возрасте едят 8–12 раз в сутки (каждые 2–3 часа). При этом если ваш ребенок на искусственном вскармливании просить есть он будет реже — примерно 6–8 раз в 24 часа. Некоторые родители кормят малышей по требованию, а некоторые по расписанию. Выбор за вами, мы можем дать лишь несколько рекомендаций как определить наедается ли ваш ребенок:

  • Вы меняете минимум 6 мокрых подгузников в сутки;
  • Ваш ребенок спокоен после кормления, его клонит в сон;
  • При касании к щеке ребенка он не открывает ротик.

Физическое развитие

Первый месяц жизни самый тяжелый для вашего малыша. Происходит адаптация к совершенно иной среде, со своим набором раздражителей. После рождения у ребенка сильно меняется кровеносная система. Она «учится» работать без маминой помощи. Разрушаются эритроциты с плодовым типом гемоглобина, которые больше не нужны организму. Начинают работать почки (которые во время внутриутробного развития не функционировали. Их роль выполняли почти матери), пищеварительная и эндокринные системы. Кишечник начинает обзаводиться собственной микрофлорой. Кожа адаптируется к атмосфере, укрепляется дыхательная система.

Прививки

В первые 12 часов жизни вам предложат сделать ребенку вакцинацию против вирусного гепатита, а в течение 2–3 дней — прививку БЦЖ (Бацилла Кальметта — Герена против туберкулеза). В конце 1-го месяца в начале 2-го вам также предложат вакцину от гепатита Б. Делать прививку или нет — решать вам.

Общение

У новорожденных есть, по сути, один способ общения — плач. В первый месяц жизни они делают это чаще всего (в среднем около 3-х часов в сутки). Плач — это возможность ребенка показать что он голоден, у него мокрый подгузник или он устал и хочет спать. Родители в этом случае должны попытаться понять причину плача и устранить ее. Если ребенок кричит слишком много, возможно, его замучили колики или у него что-то болит. В любом случае лучшим решением такой ситуации будет помощь вашего педиатра.

krohi.net

что умеет и что может

Каждый человек имеет условные и безусловные рефлексы. Первые появляются с опытом, мы рефлекторно отодвинем руку от горячей чашки. Во втором же случае речь идет о тех навыках, которые даны человеку от рождения. Природные рефлексы новорожденного помогают врачам анализировать состояние малыша. Попробуем разобраться, что и в каком возрасте кроха должен делать.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Все рефлексы крайне важны, они заложены природой, и ослабевают тогда, когда теряют значение.

Безусловные рефлексы по месяцам

Все безусловные рефлексы появляются сразу после рождения, а вот период угасания у всех разный. Некоторые рефлексы, такие как дыхательный или глотательный, остаются на всю жизнь, другие затухают достаточно быстро. Чтобы маме не приходилось запоминать каждый навык, можно воспользоваться следующей таблицей.

Название рефлексаПериод угасания ( по месяцам)
СосательныйДо 3-4 лет
ХоботковыйДо 3
ГлотательныйНе угасает
ЗащитныйДо 1.5
БабкинаДо 2-3
ПоисковойДо 3-4
ХватательныйДо 3-6
ОпорыДо 7-8
ШаговыйДо 2-3
Задержки дыханияДо 4-5
БабинскогоДо 1-2 лет
ГалантаДо 3-4
РобинсонаДо 3-6
ПересаДо 3-4
МороДо 4
ГалантаДо 3-4
ПолзаньяДо 4

С тем, что умеет новорожденный и что он может, мы определились. Также вы теперь знаете, как проверять те или иные рефлексы. Осталось узнать, когда автоматизмы могут быть ослаблены или отсутствовать вовсе, когда стоит бить тревогу.

Причины нарушения рефлекторных функций

Все автоматизмы уникальны. Если сосательный или поисковой рефлекс могут не проявляться только потому, что малыш в этот момент не голоден, то спинальные реакции должны проверяться в независимости от настроения или состояния ребенка.

Причиной ослабленных рефлексов может быть:

  • Сложные роды, травмы;
  • Кислородное голодание во время беременности или родов;
  • Нарушения работы центральной нервной системы;
  • Детский церебральный паралич;
  • Нехватка кислорода в мышечной ткани;
  • Травмы спинного мозга;
  • Употребление медикаментов, влияющих на нервную систему;
  • Парез.

Слабость реакций наблюдается у малышей, родившихся раньше срока. Если же рефлексы совсем отсутствуют, то это повод бить тревогу и обращаться к врачу.

Что делать, если рефлексов нет

Первое, что нужно сделать, это обратиться к врачу. Он оценит общее состояние малыша, возьмет во внимание генетические заболевания, течение родов и беременности. Стоит помнить, что резервы детского организма очень велики, поэтому при наличии травм, рефлексы выработаются чуть позже нормы.

При проверке реакций маме стоит помнить:

  1. Незначительное усиление рефлексов может быть вызвано нервной возбудимостью, малыш мог плакать или активно играть. Попробуйте повторить тест, когда ребенок немного успокоится.
  2. Оральные реакции выражены в период кормления, сытый ребенок может не проявлять интереса к груди или бутылочке.
  3. Реакция на раздражитель должна быть симметричной.

Также стоит учитывать индивидуальные особенности малыша. Если какая-либо реакция снижена, но состояние ребенка в норме, он хорошо себя чувствует, то это может быть особенность малыша, не будет нести никаких негативных последствий для организма.

Сниженные реакции необходимо постепенно и регулярно вырабатывать. Для этого стимулируйте активность крохи. Например, для разработки хватательного навыка периодически вкладывайте что-нибудь в ладошку малыша.

Важно! Регулярные упражнения помогут ребенку научиться хватать, ползать, вставать, ходить.

Подводя итоги, может ли новорожденный не иметь рефлексов? Это крайне редкие случаи, говорящие о серьезной патологии. В остальном реакции могут быть лишь снижены. Обратитесь к врачу, он определит причину отклонений, назначит лечение. Если же сниженные автоматизмы – это индивидуальная особенность ребенка, то в ваших силах развить их.

mirgrudnichka.ru

Рефлексы новорожденных | ЗАЙПЛЮШКИ

загрузка...

Рефлексы новорожденных – это жизненно необходимые навыки для малышей. Сразу после рождения кроха не совсем беспомощен, у него есть ряд умений и способов поведения, которые и основаны на врожденных рефлексах. Некоторые рефлексы жизненно необходимы (например, сосательный рефлекс),  другие не играют такой фундаментальной роли, но по ним врач (педиатр, неонатолог) оценивают уровень развития малыша, а так же по ним можно заподозрить отклонения в его развитии. Некоторые рефлексы, которые уже есть у новорожденного, сохраняются на всю жизнь (например, роговичный рефлекс, который проявляется миганием на любое прикосновение к роговице глаза). Иные рефлексы носят транзиторный характер и угасают через несколько месяцев.

Так как кора головного мозга у новорожденного еще не функционирует в полном объеме, то существуют безусловные рефлексы (автоматизмы), которые контролируются более примитивными центрами головного и спинного мозга. Здоровый ребенок должен к рождению иметь определенный набор физиологических автоматизмов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Отсутствие врожденных рефлексов считается патологией, так же как и их несвоевременное угасание.

Вот основные рефлексы, которые должны быть у новорожденного:

 1. Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля).

Этот рефлекс относится к оральным (ротовым автоматизмам) и исчезает к 3-4 месяцам. Он заключается в следующем: при поглаживании уголка рта новорожденного он поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот. Есть еще несколько разновидностей этого рефлекса. Например, при надавливании на середину нижней губы малыш опускает нижнюю губу, открывает рот и сгибает голову. Если рефлекс не угасает к 3 месяцам, то требуется исключение патологии со стороны головного мозга. Так же следует отметить, что прикосновение должно быть легчайшим, в противном случае  (при ощущении дискомфорта) малыш отвернет голову и может заплакать;

  2. Хоботковый рефлекс.

Так же относится к оральным автоматизмам. Он присутствует у всех новорожденных и так же угасает к трехмесячному возрасту. Вызывается он следующим образом: при легком прикосновении пальцем по верхней губе малыша у него вытягивается рот в виде своеобразного «хоботка». Если рефлекс не исчезает к 3 месяцам, так же требуется обследование для исключения патологии со стороны головного мозга;

загрузка...

   3. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина.

Еще один рефлекс из серии оральных автоматизмов. Он заключается в надавливании пальцем на ладонь малыша, что вызывает открытие рта малыша и движение головы вперед. Особенно хорошо рефлекс выражен, когда ребенок хочет есть. В норме рефлекс угасает к 2-3 месяцам. Отсутствие рефлекса, его асимметрия свидетельствуют о проблемах со стороны нервной системы (так же как и сохранение рефлекса у ребенка старше 3 месяцев). Особенно это характерно для родовых травм шейного отдела позвоночника;

    4. Сосательный рефлекс.

Хорошо выражен у всех здоровых младенцев, он определяет степень зрелости малыша. Сосание сложный физиологический акт, за который отвечают 5 пар черепных нервов. Сосательный рефлекс несколько ослабевает сразу после кормления, а через полчаса вновь оживляется. Слабый сосательный рефлекс говорит о поражении головного мозга, а так же может быть при поражении одного из черепных нервов;

     5. Хватательный рефлекс.

При прикосновении к ладони малыша он сгибает пальцы и захватывает предмет в кулак. В норме рефлекс хорошо выражен у всех новорожденных. Иногда рефлекс настолько силен, что новорожденного можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона).  Так же этот рефлекс можно вызывать и со стороны нижних конечностей – надавливание пальцем на область подушечки стопы вызывает сгибание пальцев. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам. В дальнейшем на его основе формируется произвольное захватывание предметов. Асимметрия или слабость этих рефлексов говорят о проблемах со стороны шейного отдела позвоночника;

      6. Рефлекс Моро.

Один из рефлексов спинального автоматизма. Вызывается различными приемами: ударом по поверхности, где лежит ребенок в 15 см от его головы, приподниманием разогнутых ножек младенца над поверхностью. Существует 2 фазы рефлекса, в первой фазе ребенок распрямляет руки, разводя их в сторону и растопыривая пальцы. А во второй фазе  возвращает руки в исходное положение. Рефлекс выражен сразу после рождения. Он может отсутствовать у детей с внутричерепной травмой. При родовых травмах шейного отдела позвоночника (акушерский парез руки) он будет асимметричным (не одинаковым с двух сторон).

Рефлекс должен угаснуть к 3-4 месяцу;

        7. Рефлекс Галанта.

Так же рефлекс спинального автоматизма. Вызывается раздражением кожи вдоль позвоночника, в ответ на раздражитель младенец выгибается, образуя дугу. При этом нога на стороне раздражителя разгибается в тазобедренном суставе. Рефлекс присутствует с 5-6 дня жизни, и должен угаснуть к 3-4 месяцу. У детей с поражением нервной системы он ослаблен или вовсе отсутствует;

      8. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных.

Ребенок при нахождении в вертикальном положении сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах. Но если поднести  его стопы к опоре, то ножки распрямляются и малыш может «стоять» на поверхности на полной стопе. Если малыша наклонить вперед, то он станет осуществлять шаговые движения. Перекрещивание ножек при автоматической ходьбе на уровне нижней трети голеней не является патологией, так как тонус сгибателей у новорожденного выражен больше. В норме рефлексы угасают к 1-1,5 месяцам. У малышей, родившихся в асфиксии, или с внутричерепной травмой эти рефлексы угнетены или отсутствуют. Если у ребенка есть поражение центральной нервной системы (ДЦП), то опора и автоматическая походка задерживаются надолго;

         9. Рефлекс ползания Бауэра.

Для оценки этого рефлекса малыша укладывают на живот, он будет выполнять ползающие движения. Если приставить ладонь к стопам крохи, то он будет отталкиваться от нее. Рефлекс становится выражен к 3-4 дню жизни и сохраняется до 4 месяцев. У новорожденных с травмами спинного мозга, при внутричерепных кровоизлияниях и у малышей, родившихся в асфиксии, этот рефлекс ослаблен или асимметричен. При заболеваниях ЦНС рефлекс сохраняется до 12 мес.

         10.  Защитный рефлекс.

Заключается в том, что при выкладывании малыша на живот он рефлекторно поворачивает голову. Рефлекс присутствует с первых часов жизни. У новорожденных с поражением ЦНС рефлекс угнетен, малыш даже может задохнуться, если не повернуть ему голову. У детей с церебральным параличом наоборот отмечается подъем головы, и даже ее запрокидывание.

Мы не будем приводить все рефлексы, которые присутствуют у новорожденных. Мы рассмотрели только самые основные, которые могут проверить и сами родители. Заложенная генетически программа развития и угасания рефлексов достаточно четкая. Именно поэтому так важно помесячное наблюдение ребенка на первом году жизни с оценкой его рефлексов.

Смотрите видео о рефлексах новорожденных:

Читать еще:

zayplyushki.ru

Рефлексы новорожденного: безусловные и условные

Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста.  Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс ( Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется  высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

Педиатры рекомендуют делать это следующим образом:

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.
  • Во время удерживания грудничка в вертикальном положении, поставьте его стопы к опоре, он должен совершить активные движения ножками. Так проверяются рефлексы опоры и автоматической походки.

Контролировать ответные реакции организма необходимо постоянно, особенно впервые месяцы жизни новорожденного. В случае каких-либо отклонений – это может свидетельствовать о патологических нарушениях в развитии мышечной, костной и нервной систем.

Родителям, которые знают, какие должны быть рефлексы в норме, когда возникают, их значение, намного легче воспитывать и растить здорового ребенка.

razvitie-baby.ru

Движения и рефлексы ребенка в полгода

Со 2-го месяца у ребенка постепенно уменьшается тонус сгибателей рук и ног, увеличивается объем спонтанных и пассивных движений и, наконец, изменяется поза.

Правда, на первый взгляд она очень напоминает позу новорожденного (если малыш лежит на спине), но тонус сгибателей выражен меньше.

Если же ребенок лежит на боку, вы можете заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в период новорожденности. Безусловные рефлексы и рефлексы позы, которые обнаруживались у здорового ребенка на 1-м месяце жизни, к 2–3 месяцам начинают ослабевать, а еще через 1–2 месяца исчезают вовсе. У глубоко недоношенных детей такие рефлексы сохраняются дольше. Возраст ребенка, в котором безусловные рефлексы угасают и исчезают, имеет большое значение для раннего обнаружения различных заболеваний центральной нервной системы, и прежде всего детского церебрального паралича.

У здорового ребенка после 4 месяцев жизни не должны выявляться так называемые тонические рефлексы. У детей грудного возраста с поражением нервной системы, особенно когда затронута двигательная сфера и мышечный тонус повышен, эти рефлексы не ослабевают, а, наоборот, активизируются, мешая развитию произвольных движений.

К концу 3-го месяца жизни по мере созревания центров мозга, ответственных за двигательные механизмы, ребенок начинает постепенно выпрямлять туловище. В дальнейшем реакция выпрямления туловища и мышечный тонус будут определять позу ребенка и развитие произвольных движений.

Удерживаем головку!

Моторное развитие малыша происходит как бы от головы к нижним конечностям. Уже в конце 1-го месяца жизни у младенца формируется так называемый лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову. Он проявляется в том, что в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии и он делает попытки поднимать и удерживать голову. С 2 месяцев эти попытки становятся все более настойчивыми и успешными: младенец дольше и дольше может удерживать голову.

Поначалу, как только малыш поднимает головку и старается удержать ее на весу, у него напрягаются и ноги. Но позже это напряжение уменьшается, и ребенок, лежа на животе, активно двигает ножками. Со временем он уже в состоянии поднимать и поворачивать голову, лежа на животе и опираясь на разогнутые кисти рук. Малыш начинает лучше ощущать свои ручки, разглядывает их, а затем и следит за их движениями.

В возрасте 4–5 месяцев здоровый ребенок, лежа на животе, устойчиво удерживает голову по средней линии, при этом он опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опирается на вытянутые руки. В течение первых 3 месяцев малыш все лучше удерживает головку в вертикальном положении на руках у взрослого и в положении на спине. На 2-м месяце он только пытался удерживать голову, и это удавалось ему лишь на очень короткое время. А затем голова опускалась. Ребенок тут же пытался поднять ее вновь, и она вскоре снова опускалась.

При этом создавалось впечатление, что голова у малыша как бы “болтается”. Однако к 3 месяцам младенец достаточно хорошо удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. Вначале это чаще наблюдается перед кормлением — он ищет грудь матери. С 4–5 месяцев малыш активно поднимает голову, лежа на спине. Благодаря тому, что контроль за положением головы совершенствуется, 5–6-месячный ребенок уже может сидеть при поддержке.

Если 4–6-месячного малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка), то он поднимает голову, удерживает ее по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища. Таким образом, в первом полугодии жизни ребенок уже может контролировать положение головы. Благодаря этому у него увеличивается поле зрения, становится более совершенным зрительное восприятие. Постепенно изменяются и позы ребенка.

Свобода движений малыша

Он сам по своей воле начинает принимать различные положения. Прежде всего становится другой, более свободной, поза на спине: он может свободно двигать ногами и руками, поворачивать голову в обе стороны. Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже к 4–5 месяцам поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. Умение удерживаться в различных позах, а затем и принимать их самостоятельно открывает перед малышом новые возможности для ознакомления с внешним миром.

В это же время быстро усиливается двигательная активность младенца. Лежа на спине, он ритмично двигает ножками, как при езде на велосипеде, а также ручками, то располагая их в поле зрения, то убирая. В возрасте 4 месяцев руки становятся для него самыми интересными игрушками. Но подчеркиваем: при нормальном развитии этот период очень непродолжителен. При недостаточном эмоциональном общении с ребенком и его педагогической запущенности, а также в случаях нарушения умственного развития привычка рассматривать свои руки может сохраняться долго. Кроме того, эта привычка выражена при раннем детском аутизме.

Игры для развития моторики детей в полгода

Ребятишкам в возрасте 3–4 месяцев очень нравится такая игра. Вы протягиваете руки малышу, лежащему на спине, и он тут же хватается за них, делая попытки подняться и сесть. Многие отцы разрешают своим детишкам немного повисеть на руках, а некоторые столь необычным способом берут их из кроватки. Малыши в восторге от игры и возмущаются, когда ее прекращают. И тут на помощь может прийти турничок (или система турничков, устанавливаемых прямо в кроватке или коляске).

Сначала малышу помогают нащупать ручонками перекладину, подставляют ладонь под подошвы, чтобы он мог упереться и приподняться, помогают сесть, встать. И вскоре занятия на турничке чрезвычайно увлекают ребенка, принося ему огромную пользу. Уже в этом возрасте малыш может стоять, опираясь руками на перекладину. При этом не стоит тревожиться, что у него искривятся ножки: он будет заниматься столько, сколько сможет. Кроме того, не забывайте, что младенец, стоя в кроватке, опирается на ручки, и нагрузка равномерно распределяется на все мышцы его тела.

Однако не воспринимайте наш совет так, будто бы вы, воспользовавшись им, теперь сможете оставлять ребенка одного упражняться на турничке, а сами будете заниматься домашними делами. Нет, перекладинка не может заменить ребенку общения с вами. В этом возрасте моторное и психическое развитие — единый процесс. И ребенок нуждается в вашей поддержке, похвале, помощи. Ваше присутствие во время упражнений ребенка, активное эмоциональное участие в его работе совершенно необходимы для того, чтобы малыш успешно осваивал возможности этого снаряда.

Занятия на кроватном турничке очень помогают правильному развитию не только двигательной активности, но и костно-мышечной системы младенца. Есть немало свидетельств, когда занятия сначала на турничке, а позже и домашнем спортивном комплексе благотворно влияли на развитие детей с болезнями нервной и костно-мышечной систем вплоть до полного выздоровления. Поэтому имейте в виду и такую возможность лечения. Но в этих случаях родители не должны решать самостоятельно, как заниматься с малышом.

Здесь обязательна консультация врача: в зависимости от состояния ребенка необходимо подобрать для него посильные нагрузку и упражнения, которые, по мере того как крепнет ребенок, меняются. После 4 месяцев малыш начинает осваивать повороты со спины на живот. Этим он сразу увеличивает радиус обозрения. Характерной особенностью первого полугодия жизни младенца является возрастание двигательной активности рук. Уже со 2-го месяца малыш все чаще подносит руку ко рту и сосет пальчики. Таким способом он начинает изучать свою ручку.

Играем ручками

В конце того же месяца он подносит руку к глазу или носу и трет их. На 3-м месяце младенец начинает поднимать руку над лицом и смотреть за нее. К 3-му месяцу появляется новое достижение — ребенок протягивает руки к предмету, который его заинтересовал. В 3 месяца движения рук становятся более дифференцированными. Так, на 2-м месяце, если малыш сгибал руку в локте, у него сгибались и пальцы. К 3-му месяцу ребенок уже в состоянии временами сгибать руку, не сгибая при этом пальцев.

Он все дольше удерживает вложенный в его руку предмет: в 2 месяца примерно 10 секунд, а с 3 месяцев — до 20–30 секунд. К 3-му месяцу можно наблюдать, что, когда малыш держит игрушку, он не всегда одновременно разгибает руку и пальцы. Таким образом, пальцы у него начинают действовать самостоятельно.

После 3 месяцев у младенца все активнее развиваются произвольные движения рук. Здесь большую роль играет освоение функции “глаз — рука”. Возникновение и совершенствование этой функции происходит по мере созревания центральной нервной системы. Задержка в развитии функции “глаз — рука” характерна для детей с поражением центральной нервной системы, а также ослабленных, отстающих в развитии.

Подобное же отставание может наблюдаться и при педагогической запущенности, когда малышу дают мало игрушек, не общаются с ним и он часами лежит в кроватке, ничего не делая. Поэтому старайтесь создавать вокруг малыша обстановку, способствующую его развитию, и помните, что формирование системы “глаз — рука” — очень важная предпосылка для всего психического развития младенца. Стимулировать развитие этой системы нужно с 1-го месяца жизни, когда ребенок уже может на короткое время останавливать взор на различных предметах.

Тренируем глазки

Всячески помогайте своему малышу, помните, что оптимальное расстояние для разглядывания предметов для ребенка 2–3-го месяца — 20–25 см. Не забывайте также и о том, что младенец предпочитает сосредоточивать взгляд на лице человека. В 2–2,5 месяца для развития системы “глаз — рука” чаще вкладывайте в ручку младенца звучащие игрушки. С 2,5 до 3 месяцев особенно полезно давать ему такие игрушки, которые он мог бы отводить рукой в сторону, отпихивать от себя.

Для этого над кроваткой младенца подвешивайте погремушки и шарики на расстоянии примерно 25 см от его лица. Наблюдая за малышом, вы увидите, как он дотрагивается до игрушки, пытается ее захватить, из-за чего она приходит в движение, а малыш с удовольствием следит за ней. Все эти занятия необходимы для развития важнейшего в первом полугодии жизни движения — хватания.

Есть и другая линия развития хватания, когда ребенок получает не зрительную, а тактильную информацию о предмете — от соприкосновения с ним. Эта линия берет начало от “комплекса оживления”. Сначала малыш занят только взрослым и не обращает особого внимания на предметы, с которыми сталкиваются его ручки. Однако в какой-то момент вы заметите, как ребенок вдруг замер, перевел взгляд со взрослого на предмет, с которым соприкоснулась его ручка, снова посмотрел на взрослого. Затем руки ребенка все чаще встречаются с предметом, появляются попытки достать его.

Меткие движения

В возрастном интервале от 3 до 4 месяцев помогайте малышу достать ручкой игрушку, укрепленную неподвижно на перекладине. Если младенец у вас на руках, обращайте его внимание на яркие детали вашей одежды или украшения, чтобы он тянулся к ним. И наконец, ребенок в возрасте около 4 месяцев, когда ему поднесут игрушку и подождут, пока он не остановит на ней взгляд, спустя несколько секунд протянет ручки, приблизит их к игрушке и попытается ее схватить. В 5–6 месяцев малыш будет уже уверенно схватывать предметы.

Захватывание предмета — первое произвольное движение грудного ребенка. Впервые после рождения младенец может самостоятельно, без помощи взрослого, достать и потрогать интересный предмет, взять его в руки, попробовать на вкус, помахать им, постучать обо что-то. Это важнейшее событие в жизни ребенка. После появления хватания бурно развивается познавательная деятельность малыша. С этого момента начинается новый этап его развития.

Ближе к 6 месяцам малыш начинает засовывать в рот все предметы, которые попадают ему в руки. Рот становится частью исследовательского аппарата ребенка. Поэтому не нужно отучать малыша от привычки исследовать ртом предметы. Важно только, чтобы они были предельно чистыми. Поскольку рот начинает выполнять познавательную функцию, старайтесь, чтобы ребенок во время бодрствования пореже сосал пустышку.

К 6 месяцам движение руки ребенка к предмету, захватывание и удерживание его оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, держит, рассматривает, подносит ко рту, обследует ее языком и губами. Когда ваш ребенок достигнет возраста “хватайки”, начинайте показывать ему различные способы использования игрушек. Сначала действия малыша с ними будут еще очень просты и однообразны. В возрасте около 6 месяцев хватать, держать в руках и брать в рот игрушки, погремушки, предметы домашнего обихода будет для малыша самым большим удовольствием.

Для того чтобы открыть новые свойства предмета, малышу нужна ваша помощь. Покажите ему, что мячик можно катать, а куклу качать, и, хотя ребенок в этом возрасте еще не сумеет повторить ваши действия, вы зададите ему перспективу развития, заложите предпосылки новых действий и игр. Иногда взрослые переживают наступление у ребенка возраста “хватайки” как стихийное бедствие. В самом деле, еще совсем недавно он был таким спокойным, никуда не лез, не старался ухватить предметы и засунуть их в рот. Однако для развития малыша овладение хватанием — существенное приобретение, открывающее ему новые возможности в познании окружающего мира, это новый шаг к самостоятельности.

Поэтому уважительно относитесь к достижению своего малыша. Не ограничивайте его, не высказывайте неудовольствия по поводу пусть даже, на ваш взгляд, его чрезмерной активности. Конечно, вам придется убрать все, что представляет ценность или опасно для малыша. Безусловно, не следует давать ему мелкие предметы, которые он может проглотить. Лучше предложить младенцу разнообразные погремушки и поначалу (в 4–5 месяцев) вкладывать их ребенку в ручку так, чтобы он учился захватывать их.

Игрушки для ребенка 6 месяцев

Хороши для этого также деревянные ложки, пластмассовая посуда, маленькие кастрюльки и крышки к ним, резиновые игрушки, куски бумаги разного размера и фактуры. Ребенку очень полезно мять и рвать бумагу, это развивает движения его рук, особенно пальцев. Не позволяйте малышу брать в рот и грызть предметы, покрытые краской. Время от времени проверяйте состояние игрушек и заменяйте испорченные.

В поле зрения ребенка не стоит помещать много разнообразных игрушек. Ему трудно будет сосредоточиться на какой-либо одной из них. К тому же это вызывает у него быстрое утомление, и его целенаправленная деятельность будет плохо развиваться. Хватание появляется позднее у тех детей, которых пеленали с руками в первые месяцы жизни. Также могут отставать в развитии младенцы, лишенные полноценного общения со взрослыми, как это наблюдается нередко в домах ребенка.

В возрасте от 4 до 6 месяцев появляются новые движения рук: ребенок отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пеленку, одежду, перебирает ее пальчиками. При этом все основные движения совершаются преимущественно в крупных суставах. Тонкие дифференцированные движения ребенку этого возраста пока недоступны.

Благодаря способности 4–6 месячного ребенка удерживать руки в вытянутом положении, у него появляется так называемая оптическая реакция опоры рук. Если малыша держать свободно в воздухе лицом вниз (руки взрослого располагаются под животом ребенка) и постепенно приближать его к столу, то он вытягивает обе руки так, что раскрытые ладони касаются его поверхности.

Очень важным достижением младенца является и то, что к 5–6 месяцам движения головы и ног перестают зависеть друг от друга. Удержание головы по средней линии при движении рук и ног дает возможность ребенку исследовать и ощущать свое тело. Кроме того, движения рук и ног становятся все более двусторонними, тогда как раньше, в 2–3 месяца, преобладали односторонние движения.

Проблемы с мышечным тонусом маленьких детей

В возрасте 4–6 месяцев, лежа на спине, малыш часто принимает позу “лягушки”: бедра у него согнуты и повернуты наружу, как и колени. Из этого положения он может слегка приподнимать таз, двигать ноги вперед к лицу, располагая их в поле зрения, играть пальцами ног и иногда тянуть их в рот. Эти движения способствуют развитию ощущений в пальцах ног. Двигательные расстройства у детей первых месяцев жизни проявляются прежде всего в виде различных нарушений мышечного тонуса, задержки в развитии произвольной двигательной активности.

При различных заболеваниях нервной системы уже со 2–3-го месяца жизни можно заметить патологическое нарастание мышечного тонуса, что нередко сочетается с фиксированным положением ребенка в необычной позе. Например, если малыш лежит на спине, у него наблюдается стойкая тенденция к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. При этом в особо тяжелых случаях разогнутые ноги перекрещиваются. В положении на животе ребенок с повышенным мышечным тонусом принимает, напротив, сгибательную позу. Он не может оторвать голову от постели и приподнять ее, руки его обычно находятся под грудью.

При некоторых болезнях нервной системы и общей соматической ослабленности у ребенка может быть снижен мышечный тонус. Дети с низким мышечным тонусом предпочитают лежать на спине, они кричат и выражают неудовольствие, если их укладывают на живот. Низкий мышечный тонус может быть вызван рахитом, наследственными дефектами обмена веществ, нарушениями питания, нервно-мышечными и эндокринными болезнями. Низкий мышечный тонус часто встречается при хромосомных болезнях.

У недоношенных детей, а также при нерезко выраженном поражении центральной нервной системы, в частности при так называемой минимальной мозговой дисфункции и при некоторых формах детского церебрального паралича, может наблюдаться непостоянный, меняющийся мышечный тонус — мышечная дистония. Во всех этих случаях ребенку необходима консультация психоневролога.

www.puzdrik.ru


Смотрите также