Анализ методик обследования речи детей с рождения до семи лет. Речевое обследование ребенка 3 лет


Логопедическое обследование речи ребёнка за 60 минут

Если у вас есть подозрения, что речь ребёнка развивается не совсем правильно, он не использует при общении некоторые звуки, которые уже должен говорить по своему возрасту, приходите к нам на диагностику и получите полную картину состояния речи ребёнка. Если школьнику тяжело даётся освоение русского языка, он пишет и читает с ошибками, неусидчив, то диагностика также покажет причину. Она совсем непохожа на какую-либо медицинскую процедуру, проводится в игровой форме и доброжелательной атмосфере в присутствии родителей. Логопед устанавливает доверительные отношения с ребёнком, что помогает ему раскрыться и показать все свои знания и умения.

Нарушения речи могут проявиться в самом раннем возрасте и важно вовремя их заметить. Это позволит исправить их в короткий срок с минимальным вложением денег. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег потребует коррекция. Поэтому рекомендуется впервые приводить детей на диагностику к логопеду в период с 2 до 3 лет.

Несмотря на то, что каждый ребёнок развивается индивидуально, существуют определённые временные интервалы появления звуков, соединения их в слова, предложения и формирования речевых умений. Логопед знает, что можно назвать нормой, а что считается отклонением для конкретного возраста. Например, у большинства детей до 5 лет речевое развитие ещё не завершено, и специалист во время обследования это обязательно учитывает. Так, не стоит ждать от четырёхлетнего малыша, что он сможет составить рассказ по картинке или назвать слова «лётчик», «повар», «учитель» одним словом «профессии», то есть сделать обобщение.

К нам на обследование часто приходят дети, которые практически не умеют говорить в 2–3 года, или в 4 года их речь соответствует возрасту 2,5–3 лет. Они не хотят общаться с незнакомым для них человеком в новом месте и открываться ему. В этом случае логопед сначала устанавливает доверительные отношения с ребёнком, даёт время освоиться в незнакомой обстановке, разрешает брать заинтересовавшие его игрушки и предметы. Пока ребёнок привыкает к новым условиям, специалист внимательно наблюдает за его поведением, речью, спонтанными высказываниями и жестами во время игры и общения с родителями, фиксирует их.

В проводимое нами диагностическое обследование речи входит проверка устной и письменной речи, слухоречевой памяти, звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, фонематического восприятия, понимания речи, её лексического и грамматического строя, слоговой структуры слова, связной речи и т. д. Также логопед проверяет, нет ли отклонений в строении губ, языка, нёба (короткая уздечка языка, высокое «готическое» нёбо, параличи мышц лица).

Логопедическое обследование проводится с целью выявления нарушений в речевом развитии ребёнка: они очень разнообразны и подход к ним тоже нужен разный. Например, если малышу не даётся произношение отдельных звуков, то в большинстве случаев нужно начинать работу с артикуляционной гимнастики и постановки отсутствующего звука. А при такой речевой патологии, как моторная алалия, ставить звуки нельзя. В этом случае коррекция проблемы начинается с того, что сначала учат понимать речь, вызывают желание и потребность подражать речи взрослого.

Диагностика определённо требуется детям, страдающим синдромом раннего детского аутизма. К сожалению, иногда данный диагноз ставят ошибочно. У малыша может быть просто темповая задержка речи или её общее недоразвитие, что тоже является проблемой, но в сравнении с аутизмом гораздо менее серьёзной. Родители волнуются и переживают, их детей определяют в спец. классы или школы. А нужно просто доверить диагностику хорошему специалисту.

Есть ещё один важный момент: детская речь в своём развитии проходит один и тот же путь, независимо от того, нормальное это развитие или нет. У детей с речевыми недостатками всегда имеется пусть медленное, но всё-таки продвижение вперёд. Очень важно выявить, насколько ребёнок способен продвинуться по пути преодоления речевой патологии. Это тоже показывает диагностика.

Родителям стоит довериться логопеду и не скрывать имеющиеся у ребёнка проблемы нервной системы, особенности поведения, какими бы необычными они ни были. Агрессивность, гиперактивность, недержание мочи, истерики, сосание пальцев, тики — всё это симптомы поражения или недоразвития центральной нервной системы, влияющие на развитие речи.

По завершении обследования мы выдаём заключение, как его часто называют «справка от логопеда». Она часто нужна родителям для того, чтобы их ребёнок, имеющий речевые проблемы, мог претендовать на место в специализированном детском саду или в логопедической группе детского сада. Здесь стоит отметить такой момент: не всегда хорошо, что дети попадают в подобные учреждения. Мы неоднократно встречались со случаями, когда ребят определяли в специализированный детский сад, но в реальности этого не требовалось — достаточно было провести небольшую коррекцию имеющегося нарушения речи. В этом случае стоит отнестись к диагностике со всей серьёзностью: в некоторых случаях попадание в такую группу или сад может усугубить проблемы по причине соответствующего окружения.

Мы подробно проконсультируем вас по этапам развития речи, расскажем на что обращать внимание, проведём диагностику состояния речевых способностей ребёнка и выявим имеющиеся задержки развития. Наш опыт позволяет дифференцировать имеющиеся проблемы, подтвердив тот или иной диагноз, и составить индивидуальный коррекционный курс. Даже если вы не планируете заниматься с нами в дальнейшем, мы расскажем что нужно делать для правильного и гармоничного развития речи и как исправить имеющиеся проблемы своими силами, если они есть.

Чтобы вы ничего не забыли, через 2 рабочих дня после завершения диагностики мы пришлём на вашу электронную почту документ, в котором подробнейшим образом будет расписан результат проведённого обследования и даны рекомендации специалиста.

ourkids.ru

Задержка речевого развития у детей 3 лет (ЗРР): причины, симптомы, диагностика, лечение

Задержка речевого развития — овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Этапы развития речевых навыков

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней — крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» — автомобиль, «куп-куп» — принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития: ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление «языковым взрывом».
  • Алалия — нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха.

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:1 штуку – с 7 до 10 лет.2 штуки – с 10 до 18.3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.

Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова:

Полезные советы для родителей

Простые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней — обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

orechi.ru

Речевая карта для обследования безречевых детей (2-4 года) - Обследование речи детей дошкольного возраста - Диагностика - Каталог файлов

Речевая карта

обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста

(от 2 до 4 лет)

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст_______________________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил_____________________________________________________________________

Решение ПМПК от_________________________________протокол №_______________________________

Диагноз ПМПК_____________________________________________________________________________

 

Анамнез

Сведения о родителях________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_____

____________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_______________________________________

_________________________________________________________________________________________

От какой беременности ребёнок, протекание беременности и родов_________________________________

_________________________________________________________________________________________

Состояние ребёнка при рождении______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Раннее психомоторное развитие

Когда стал держать голову___________________сидеть__________________ходить___________________

Время появления зубов________________________количество зубов к 1 году_________________________

 

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре, хронические заболевания)

До 1 года___________________________________________________________________________________

От 1 года до 3 лет____________________________________________________________________________

После 3 лет_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Раннее речевое развитие

Гуление_______________________________________лепет________________________________________

Первые слова______________________________первые фразы_____________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Речевая среда и условия воспитания ребёнка

Где воспитывался ребёнок____________________________________________________________________

Наличие двуязычия, речевой патологии у членов семьи____________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка_____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Исследование неречевых психических функций

1.        Наблюдение за ребёнком в процессе обследования:

А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)___________________

________________________________________________________________________________________

Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)__________________________________________

В) характер игровой деятельности ребёнка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________________

________________________________________________________________________________________

Г) индивидуальные особенности ребёнка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________

2.        Исследование слухового восприятия:

А) дифференциация звучащих игрушек______________________________________________________

Б) определение направления звучания игрушки_______________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия:

       А) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом)__________________________

       Б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом)_______________________________

     2-3 года—красный, синий, жёлтый, зелёный

     3-4 года—красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый

        В) восприятие формы (с 3 лет) (не соотносит, соотносит)______________________________________

             Круг________________треугольник_____________________квадрат__________________________

3.        Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

         А) ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади)________________________________

         Б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей)___________________________________________

         В) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки)____________________________________

5. Состояние общей моторики (в норме, нарушения—моторная напряжённость, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.)______________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Состояние ручной моторики, ведущая рука____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

Исследование речевого развития

1.        Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

Губы____________________зубы_______________________прикус______________________________

Мягкое нёбо_______________________________язык__________________________________________

2.        Состояние мимической мускулатуры:

·          Поднять брови вверх (удивиться)____________________________________________________

·          Нахмурить брови (рассердиться)_____________________________________________________

·          Прищурить глаза__________________________________________________________________

·          Надуть щёки (толстячок)____________________________________________________________

·          Втянуть щёки (худышка)___________________________________________________________

3.        Состояние артикуляционной моторики:

А) тонус (норма, чрезмерное напряжение, вялость)____________________________________________

Б) объём движений (полный, неполный)______________________________________________________

В) способность к переключению от одного движения к другому_________________________________

Г) наличие сопутствующих движений, тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка_________

4. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):

     1. Дыхание:

         А) тип дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.)__________________________________

         Б) объём речевого дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________

         В) частота речевого дыхания (норма, учащённое, замедленное)_________________________________

         Г) продолжительность речевого выдоха (норма, укороченный)_________________________________

     2. Характеристика голоса:

          А) громкость (норма, тихий, чрезмерно громкий)____________________________________________

          Б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и т.д.)________________________

          В) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)_________________________________

     3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)________________________

___________________________________________________________________________________________

5.  Звуковая сторона речи:

  1. Воспроизведение звукоподражаний

      Кукла плачет а-а-а_________________________заблудились в лесу АУ__________________________

      Поезд гудит у-у-у_________________________ребёнок плачет УА______________________________

      Мышка пищит и-и-и_______________________ослик кричит ИА_______________________________

      Собака лает АВ-АВ______________________________________________________________________

   2. Звуко-слоговая структура слов (с 3 лет).

       Повторение слов из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов, правильно произносимых слов)__________

       3. Состояние звукопроизношения:

    Гласные__________________________________________________________________________________

    Б-П-М____________________________В-Ф_______________________Д-Т-Н_______________________

    Г-К-Х___________________________сонорные________________________________________________

    Свистящие_______________________шипящие__________________аффрикаты_____________________

     4. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)  

         А) показать на картинках предметы:

              Стол-стул_______________________________коза-козы____________________________________

              Папа-баба_______________________________миска-мишка_________________________________

         Б) выделить звук из ряда звуков («Покажи собачку, когда она зарычит р-р-р»)____________________

___________________________________________________________________________________________

6. Импрессивная речь.

    1. Пассивный словарь:

        А) понимание конкретных существительных_________________________________________________

        Б) понимание обобщающих существительных (с 3 лет)________________________________________

        В) понимание действий___________________________________________________________________

     2. Понимание грамматических форм:

         А) ед. ч. и мн. ч. существительных________________________________________________________

         Б) предложно-падежные конструкции______________________________________________________

         В) уменьшительно-ласкательная форма существительных_____________________________________

    3. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (покажи палочкой карандаш, карандашом палочку)______________

7. Экспрессивная речь.

    1. Общая характеристика речи (есть ли речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)_____________

     2. Активный словарь:

         А) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.)______

          Б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьёт)___________________________________________

          В) словарь признаков (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов)_________________________________________________________________________________

      3. Состояние грамматического строя речи:

          А) мн.ч. сущ. И.п.

               Стол-столы___________________мяч_________________________шар_______________________

               Кукла_______________________глаз_________________________рука_______________________

          Б) ед.ч. сущ. В.п. без предлога («Назови, что ты видишь»)____________________________________

          В) ед.ч. сущ. Р.п. без предлога («Назови, чего нет у мальчика»)________________________________

          Г) согласование прил. с сущ. ед.ч. м.р. и ж.р. (с 3 лет)________________________________________

          Д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов)__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

          Е) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами

               Стол______________________________________________нос______________________________

               Дом______________________________________________ложка_____________________________

               Кукла___________________________________________кровать_____________________________

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Дата ____________________________________________логопед____________________________________

 

РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________

 

ДИНАМИКА

myuznikova.ucoz.com

Анализ методик обследования речи детей с рождения до семи лет

Методика

На какой возраст рассчитан

Исследуемые компоненты речи

Какие методы используются

Оценка результатов

Особенности диагностики

Опросник Громовой О.Е. (зайка)

С 8м до 1,5 лет

Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

Опросник лучше отражает реальное развитие:

- маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

- детей с более равномерным речевым развитием

- поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

 - детей с задержкой речевого развития

- у референциальных  детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

Опросник Громовой О.Е. (мишка)

С 1,6 до 3 лет

Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

Наблюдение, опрос

Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке  и о заполняющем.

Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

2-4 года

Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

Активное наблюдение

Количественная оценка.

При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

1-3 года

Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

Количественная оценка.

Автор выделяет:

- нормальное развитие ребенка

- развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

- развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

- отставание в развитии

Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961),  а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

Наблюдение, опрос

Количественная оценка.

- подсчет процентов от общего числа ответов

- количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

- при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

- при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

2-2,5 лет

Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

2-7 лет

Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

Беседа, активное наблюдение

Качественная оценка.

- принятие задания

- способы выполнения задания

- обучаемость в процессе обследования

- отношение к результату своей деятельности

Количественная оценка производится в баллах

Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

Четвертая группа (34-40 баллов) - норма

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций,  дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

2-3 года

Изучение:

- субъекта речевой деятельности

- социальные условия развития, эмоциональная сфера

- моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

 - импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

 1 – 3 года

Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

- социальное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

- Двигательное развитие

Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

От 0 до 3 лет

Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

1 период новорожденности:

-Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

2 период (1-3 мес):

- характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

- появление первых мимических гримас

- начальное зрительное и слуховое сосредоточение

- фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

- наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

- характер преобладающих реакций на раздражители

-  характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

- проявление положительных эмоций в комфортных условиях

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

- начальное гуление – гуканье

- истинное гуление

- первые реакции на интонацию взрослого

-монотонность/

выразительность, напевность гуления.

3 период (3-6 мес):

-характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

- особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

- переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

-изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

-наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

- особенности визуального контакта с близкими людьми

-неполноценность комплекса оживления

4 период (6-9 мес):

- особенности формирования лепета

- особенности формирования понмания обращенной речи

- развитие паралингвистических форм коммуникации

- развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

- характер взаимодействия с матерью

5 период (9-12 мес):

- первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

- хорошее понимание обращенной речи

- завершение лепетной стадии

- появление первых слов и переход к речевой коммуникации

- условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

- сформированности базовых навыков глотания и жевания

Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

  1. Исследование неречевых процессов (психолог)
  2. Исследование речи логопедом:

-исследование фонетической и фонематической стороны речи

-импрессивной речи

-экспрессивной речи

-состояние фразовой речи

Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.

nsportal.ru


Смотрите также