Гипертонус у грудничков: как распознать и победить? Ребенок сжимает кулачки 3 года


Ребенок 3-х лет постоянно сжимает кулачки

14.05.2017

Остеохондроз, ВСД. Стоит ли настолько сильно об описанных симптомах и результатах обследования?

Добрый день. Мне 31 год. Меня с детства периодически (1-3 раза в год, обычно весна-осень или зима или после перенесенной болезни или стресса) мучают следующие симптомы: туманность в голове, усталость, тихий свист в ушах, потеря аппетита, подавленное и очень мнительное настроение, нежелание что-то делать, небольшие головокружения​, слабость в руках и ногах, плохо сплю. В голове в этот момент мысли только о болезнях, от этого только хуже и вплоть до предобморочного состояния себя накручиваю. Мысли...

3 ОТВЕТА 20.10.2012

Вопрос по бешенству - укусила кошка.

Здравствуйте. Меня пять дней назад укусила кошка в большой палец правой руки, раны глубокие, через два часа сделали прививки от столбняка и бешенства . Вечером того же дня кот умер , назначили полный курс прививок от бешенства. Но вот проблема , уже третий день я много пью воды , прям не могу напиться, во рту сухо, и еще раны почти затинулись , а ощющения внутри пальца как покалывает . Сделано уже две прививки . Скажите пожалуйста , при наличии прививок от бешенства , может ли болезнь развиватся...

0 ОТВЕТОВ 03.10.2016

Столбняк через кровь животного

Здравствуйте. Моему ребенку 2 года. Сегодня гуляя на улице ребёнок увидел свежие следы крови животного (скорее всего собаки) и дотронулся рукой. Я вытерла руку от крови. Но пока мы шли домой, ребёнок засунул палец этой руки в рот. Во рту режутся зубы. Есть ранка во рту от зубиков. Очень переживаю. Мог ли ребёнок заразиться столбняком или бешенством? Прививки Акдс не делали по мед. Отводу. И что делать дальше?

0 ОТВЕТОВ 30.08.2017

Во время вакцинации от бешенства животное укусило второй раз

Ребенку возраст два года, делают антирабическую вакцину от укуса мыши, нам сделали две-в? Первый раз с имуноглобулином, но вчера-кот с слюнями у рта и хромой облизал руку дочери на руке ссадинка и что теперь? Нас надо завтра весь курс заново начинать? С имунонлобулином? Или во время-вакцинации даже больное бешенством животное не может навредить человеку?

2 ОТВЕТА 04.10.2012

Высыпания на теле у ребенка в холодное время года, что делать?

Здравствуйте. У ребенка в 8 мес. появились покраснения на коже - красные щеки, внутренние поверхности бедер. Бедра чесались. Потом еще появились красные пятна сухие на руках. Пошли к дерматологу. Прописали Локоид, Ф99, зиртек. Все прошло. Через некоторое время вновь появились такие же симптомы. Стали вести пищевой дневник. Исключили из питания аллергенные продукты. Все стало хорошо. Летом, в 1.2 г. стали кушать все продукты понемножку, никаких симптомов. с появлением холодов снова появляются так...

0 ОТВЕТОВ

sprosidoktora.ru

Ребенок сжимает кулачки: нормально ли это? - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Проанализировав запросы, которые приводят посетителей на наш сайт, мы заметили, что многих мам интересует вопрос, нормально ли, что двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках. Давайте развеем все сомнения.

Итак, прежде всего немножко обратимся к детской физиологии.

Вы обратили внимание на то, что ребенок постоянно сжимает руки в кулачках, но обратите внимание и на другие его части тела: у новорожденных ручки согнуты в локтях, приведены к туловищу, ножки поджаты, спинка согнута. Такая поза близка к “позе эмбриона” в которой малыш находится в утробе матери.

Сохраняется эта поза не просто так. К моменту рождения развитие нервной системы младенца далеко не закончено, особенностью является преобладание тонуса мышц, сгибающих конечности и туловище, над тонусом разгибающих мышц. Более сильное сокращение сгибателей и вызывает эту характерную позу и сжатие ручек в кулачки.

Постепенно, к 3 месяцам происходит снижение тонуса сгибателей и нарастание тонуса мышц-разгибателей, а в 3-6 мес в некоторых мышечных группах возникает и преобладание тонуса разгибателей. Этот процесс проявляется в том, что ребенок может раскрывать ладошку и правильно захватывать предметы.

По латыни сгибатель - flexor, поэтому неврологи и педиатры называют повышенный тонус мышц-сгибателей у маленьких детей физиологической (т.е. наблюдающейся в норме) флексорной гипертонией.

Давайте, последовательно рассмотрим развитие мелкой моторики кисти младенца в зависимости от возраста.

Новорожденный - 1 месяц. Тонус сгибателей очень выражен. Помимо характерной позы эмбриона отмечается постоянное сжатие ручек в кулачки. Если попытаться разогнуть пальчики в раскрытую ладошку, ощущается мышечное сопротивление. Сгибание пальцев сочетается со сгибанием рук в локтевых суставах. Кроме этого у новорожденного малыша выражен хватательный рефлекс - если вложить малышу в кулачок какой-либо предмет (например, свой палец), ребенок сожмет его.

В 2 месяца ребенок постепенно учится раскрывать ладошку. Но все равно большую часть времени руки сжаты в кулачки. Кисти слегка приоткрыты, в кисть двухмесячного малыша можно вложить погремушку, которую он будет пытаться удерживать. Надолго оставлять предмет в ручке двухмесячного ребенка не стоит, так как в некоторых случаях малыш может уставать держать игрушку, не имея возможности активно разогнуть кисть, чтобы игрушка выпала.

В 3 месяца тонус мышц разгибания и сгибания начинает выравниваться, малыш может раскрывать ладошку. При этом рука сжата в кулачок меньшую часть времени. Трехмесячный ребенок удерживает вложенный в кисть предмет. Если к 3 месяцам ребенок продолжает держать ручки сжатыми в кулачки, надо уделить внимание упражнениям и массажу для раскрытия ладошки.

В 4 месяца тонус сгибателей и разгибателей выравнивается, что позволяет ребенку более активно манипулировать своей кистью. Физиологическая гипертония постепенно сменяется нормотонией (нормальным тонусом). Теперь ладошка большую часть времени раскрыта, ребенок активно ощупывает интересующие поверхности, одной ручкой - другую, придерживает бутылочку, грудь матери. 

В 5 месяцев ощупывание сменяется активным захватом интересующего предмета. Характерно то, что захватывание еще плохо координировано, сопровождается дополнительными избыточными движениями, в том числе и других частей тела (второй ручки, лица, ножек). При захвате не используется противопоставление большого пальца (см. на рисунке), то есть предмет охватывается всеми пальцами с одной стороны.

В 6-9 месяцев функция захвата совершенствуется и оттачивается, уменьшается количество “лишних” движений. Предмет захватывается всей поверхностью ладони. Кроме этого руки и плечевой пояс задействованы в ползании. Малыш захватывает интересующую игрушку, скидывает ее с кроватки, наблюдает, как она падает и ударяется о пол, требует у взрослого поднять ее, а затем снова скидывает. Эта своеобразная игра для ребенка очень важна, таким образом тренируется синхронная работа анализаторов (зрения, слуха, мышечная память и моторика), кроме этого, это форма общения и игры со взрослым.

В 10 месяцев захват предметов несколько модифицируется - пинцетообразный захват с противопоставлением большого пальца, при этом большой палец охватывает предмет с противоположной стороны, пальцы выпрямлены.

К 11 месяцам - клещевой захват, отличие в том, что большой и указательный палец не прямые, как раньше, а согнутые.

В 12 месяцев ребенок активно вкладывает захваченный предмет в руку взрослого или какую-либо емкость.

Подводя итог вышесказанному, следует успокоить мам, у которых двухмесячный ребенок держит руки в кулачках. Однако, следует обратить внимание на ребенка, если кулачки постоянно сжаты в три месяца - к этому возрасту тонус должен выравниваться и ладошка часть времени уже должна быть раскрыта.

Окончательное выравнивание тонуса сгибателей и разгибателей завершается от 3 до 6 месяцев. Следовательно, к 6 месяцам ладошка малыша должна быть хорошо раскрыта.

Если вы заметили, что в промежутке 3-6 месяцев нету никаких изменений в тонусе мышц, и кулачки по прежнему сжаты, следует обратиться к врачу. Обычно сначала ребенок осматривается педиатром, а после этого консультируется детским неврологом.

Наиболее эффективным средством ускорения раскрытия ладошки и выравнивания тонуса мышц являются пальчиковые упражнения, лечебная физкультура и массаж ручек. Этому мы посвятили отдельную статью: как помочь ребенку раскрыть ладошку.

Противоположной стороной медали является ненормально низкий тонус. Если новорожденный ребенок спокойно раскрывает ладошку и без всякого сопротивления дает разгибать руку, также следует проконсультироваться с врачом. Нередко пониженный тонус выявляется у недоношенных детей.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru

Третий месяц: лучшая игрушка - собственные руки | Материнство

"Мой трехмесячный малыш такой приветливый", - восклицает одна мама. "Она мне кажется такой отзывчивой", - говорит другая "Я просто млею, когда он тянется ко мне ручонками", - добавляет третья. Третий месяц - занимательный период как для младенца, так и для родителей. Ваш ребенок становится более оживленным, активным, организованным и отзывчивым. Общение с ним проходит на качественно новой ступени, потому что к 3-му месяцу и ребенок, и родители начинают понимать сигналы друг друга. Именно эти причины позволяют родителям характеризовать третий месяц как самый легкий.

Раскройте кулачки младенца

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играть со своими руками. Если ребенок по-прежнему все время держит кулачки сжатыми, попробуйте помочь ему. Осторожно постучите по тыльной их стороне, чтобы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Занимательные ручки

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками.

Это - наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми. В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец - любимейшее занятие в этом возрасте.

Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда - все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего - мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.

Сила удержания. Рука малыша становится более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того чтобы сразу уронить, как было раньше. Вложенную ему в руку погремушку малыш сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не устанет или она ему не надоест.

Какую погремушку выбрать?

  • Чем легче погремушка и чем проще ее держать, тем дольше ребенок будет заниматься ею.
  • Черные и белые, а также контрастные цвета больше привлекают внимание малыша.
  • Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.
  • Наиболее безопасная погремушка та, которая не причинит никакого вреда - не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка существенно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, вертикальное - способствует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (например, на полу), ребенок производит движения в свободном стиле - что-то вроде "велосипеда", выполняемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в разные стороны. Но когда малыш в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Гораздо лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях или посадите в специальное детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он смотрит прямо перед собой; при этом кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Таким образом, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки или заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Дата публикации 06.10.2008 Автор статьи: У. и М. Серз

materinstvo.ru

Третий месяц: лучшая игрушка - собственные руки

"Мой трехмесячный малыш такой приветливый", - восклицает одна мама. "Она мне кажется такой отзывчивой", - говорит другая "Я просто млею, когда он тянется ко мне ручонками", - добавляет третья. Третий месяц - занимательный период как для младенца, так и для родителей. Ваш ребенок становится более оживленным, активным, организованным и отзывчивым. Общение с ним проходит на качественно новой ступени, потому что к 3-му месяцу и ребенок, и родители начинают понимать сигналы друг друга. Именно эти причины позволяют родителям характеризовать третий месяц как самый легкий.

Раскройте кулачки младенца

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играть со своими руками. Если ребенок по-прежнему все время держит кулачки сжатыми, попробуйте помочь ему. Осторожно постучите по тыльной их стороне, чтобы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Занимательные ручки

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками.

Это - наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.

В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец - любимейшее занятие в этом возрасте.

Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда - все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего - мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.

Сила удержания. Рука малыша становится более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того чтобы сразу уронить, как было раньше. Вложенную ему в руку погремушку малыш сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не устанет или она ему не надоест. Какую погремушку выбрать?

 Чем легче погремушка и чем проще ее держать, тем дольше ребенок будет заниматься ею.

 Черные и белые, а также контрастные цвета больше привлекают внимание малыша.

 Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.

 Наиболее безопасная погремушка та, которая не причинит никакого вреда - не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка существенно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, вертикальное - способствует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (например, на полу), ребенок производит движения в свободном стиле - что-то вроде "велосипеда", выполняемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в разные стороны. Но когда малыш в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Гораздо лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях или посадите в специальное детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он смотрит прямо перед собой; при этом кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Таким образом, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки или заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Уильям Серз и Марта Серз. Ваш ребенок.

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Последние новости:

www.allmammy.ru

Гипертонус у грудничков: как распознать и победить?

Наконец-то малыш родился! И каждый родитель верит и знает, что его ребенок самый лучший на свете, самый особенный и необыкновенный. И это, конечно, так и есть. Только вот иногда из-за слепой любви бывает сложно заметить не только неявные признаки начинающегося заболевания, но даже очевидные симптомы.

Как часто можно услышать, например, такие фразы: «Ваш малыш так громко плачет, наверное, будет оперным певцом!», «Он такой маленький, а так крепко сжимает ручки, какой силач растет!» или «Ой, смотрите, наша малышка прям на пальчики встает, ну точно как балерина!»

Однако иногда нужно задуматься, а является ли это нормой – громкий, надрывный плач или, например, крепко сжатые в кулачки пальчики?

Что такое гипертонус грудничка и где искать его причины?

К сожалению, все чаще и чаще в наше время в медицинские карты детей первого года жизни ставится запись о мышечном гипертонусе. Это заболевание проявляется в чрезмерно напряженных мышцах ребенка, но причина его лежит в повышенной возбудимости тех отделов головного мозга, которые отвечают за работу мышц.

Обычно эти нарушения возникают еще во время беременности, когда будущая мама переносит инфекционные заболевания или по каким-то причинам возникает внутриутробное кислородное голодание малыша, но иногда гипертонус является и следствием родовой травмы.

Как распознать мышечный гипертонус?

На самом деле все младенцы появляются на свет с немного повышенным мышечным тонусом. Ведь ребенок целых 9 месяцев провел в достаточно напряженной позе эмбриона и сразу распрямить, вытянуть и расслабить ручки и ножки ему совсем непросто.

Однако существуют признаки, по которым можно распознать истинный гипертонус у грудничка:

  • когда малыш спит, то его ручки и ножки согнуты и прижаты к телу или неестественно вытянуты и напряжены;
  • пальцы крепко сжаты в кулачки, причем большой пальчик всегда находится внутри;
  • головка во время сна запрокинута назад;
  • малыш просыпается от негромких звуков и яркого света, его сон прерывистый и поверхностный;
  • если попробовать разогнуть ручку или вытянуть ножку, то почувствуется очень активное сопротивление;
  • во время бодрствования ребенок будто не плачет, а кричит, причем часто уже через несколько минут такого плача у малыша начинает мелко трястись подбородочек;
  • для ребенка с гипертонусом характерно обильное срыгивание;
  • если малыша, поддерживая за подмышки, поставить на ровную поверхность, то он начнет приподниматься на пальчики и тянуться вверх;
  • зажатые мышцы шейного отдела не позволяют ребенку свободно крутить головкой и у него развивается кривошея, то есть перекос шейных мышц.

Если вы замечаете у ребенка какие-либо из этих проявлений, то, сколько бы ни было ему недель или месяцев, нужно обязательно идти на консультацию к невропатологу.

Диагностика и лечение гипертонуса у грудничков

Поставить правильный диагноз и назначить единственно верное лечение может только врач. Причем для распознания гипертонуса практикуется не только осмотр малыша, но и, например, проведение нейросонографии – УЗИ головного мозга младенца, которое делается через отрытые роднички. Именно по результатам этой процедуры можно сделать вывод о повышенном внутричерепном давлении, которое часто является причиной гипертонуса.

При легких формах гипертонуса очень большую пользу и облегчение ребенку приносит расслабляющий массаж, посещение бассейна, проведение физиотерапевтических процедур и принятие успокаивающих ванн с лавандой, пустырником, хвойным экстрактом или валерианой.

Кстати, массаж можно делать ребенку и дома, предварительно взяв несколько уроков у детского массажиста в поликлинике. Расслабляющий массаж начинается с поглаживания ручек и ножек младенца, потом делаются более активные круговые движения, покачивания и потряхивания ручек и ножек, а завершается сеанс снова поглаживаниями. Главное, избегать резких и рубящих движений. Польза домашнего массажа еще и в том, что он проводится в спокойной атмосфере, когда у ребенка хорошее настроение, и делает его мама своими нежными и любящими руками.

В более тяжелых случаях вышеперечисленный комплекс мер, направленных на устранение гипертонуса, сочетается с медикаментозным лечением, назначаемым невропатологом и проводимым строго под его контролем.

А нужно ли лечить гипертонус у ребенка до года?

Лечить гипертонус нужно обязательно! Если не обращать внимания на это заболевание и думать, что оно пройдет само собой, то когда ребенок подрастет, у него обнаружатся серьезные нарушения в темпах развития, осанке, походке, а в дальнейшем и в учебе. Ведь мышечный тонус – это прямой показатель состояния и развития нервной системы.

Ирина Берлина специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

Как помочь ребенку раскрыть кулачки - лечебные упражнения - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Если трехмесячный, и даже двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках, педиатры и детские неврологи обычно назначают комплекс развивающих упражнений для кистей.

Конечно же, первым делом, малыш должен быть осмотрен этими специалистами, если вы обратили внимание, на то что его кулачки постоянно зажаты. У новорожденных зажатые кулачки - нормальное явление, которое наблюдается из-за физиологической флексорной гипертонии, о которой мы писали в отдельной статье. Связано оно с высоким тонусом мышц-сгибателей.

Однако начиная с 2-3 месяцев этот тонус должен компенсироваться тонусом разгибающих кулачок мышц, поэтому ладошка некоторое время (все большее и большее) должна оставаться открытой.

Для того чтобы привести тонус мышц кисти младенца в норму, наиболее эффективны следующие мероприятия:

  • Игры, задействующие ладошку (пальчиковые игры)
  • Лечебно-гимнастические упражнения, ускоряющие раскрытие ладошки
  • Массаж ладошки и пальцев (про массаж поговорим отдельно).

Для начала стоит сказать, что все упражнения по продолжительности должны составлять 40-45 минут в сутки, причем разбиваются они примерно на 8 блоков на протяжении дня. То есть продолжительность одного блока составляет около 5 минут. Самый главный принцип: упражнения проводятся в игровой форме, при утомлении малыша блок следует уменьшить по продолжительности. Эти упражнения-игры не должны быть для ребенка в тягость.

Теперь по порядку.

Подойдут широко известные игры, вроде сороки-белобоки, белки на тележке и т.д.

Сорока-белобока. Аккуратно раскрываем ладошку малыша, придерживая ее своей левой рукой. Указательным пальцем водим по кругу по ладошке ребенка:

“Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, деток кормила.”

Дальше поочередно распрямляем пальчики ребенка, массажируя их:

“Этому дала на тарелочке,

Этому дала на блюдечке,

Этому дала в чашечке,

Этому дала в ложечке,

А этому ничего не дала -

Он дров не носил, печь не топил,

Кашу не варил, есть не заслужил” (или “набила-набила и прогнала”, кому как нравится).

Белка на тележке. Принцип такой же - массируем по кругу указательным пальцем ладошку, затем поглаживающими движениями распрямляем пальчики.

“Сидит белка на тележке,

 продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку”.

Более взрослых деток полезно учить игре в ладушки.

Кроме игры в ладушки полезны похлопывания раскрытой ладошкой ребенка по разным поверхностям: мячик, фитбол, мягкая игрушка. Можно сочетать похлопывания с катанием ладошкой небольшого мячика. Многим малышам нравится «плюхать» ручками по воде во время купания, этот элемент также неплохо стимулирует раскрытие ладошки.

Прикладывайте раскрытую ладошку ребенка к своему лицу, во время кормления можно прикладывать к груди или бутылочке.

В упражнениях очень эффективно использование гимнастического мяча (фитбола), хотя можно обойтись и другими подручными средствами (большие резиновые мячи, крупные мягкие игрушки и т.д.). Не забывайте про технику безопасности, держите ребенка надежно, проводите упражнения над мягкими, нетравмоопасными поверхностями. Упражнения повторяют по несколько раз, не доводя ребенка до усталости. Упражнения можно разбить на несколько частей, не обязательно выполнять сразу все.

1. Ребенка положить грудью, животиком на свою левую руку, правой фиксировать за ножки. Малыша располагают над фитболом (игрушкой), после чего слегка подкидывают вверх левой рукой, ребенок инстинктивно вытягивает ручки вперед и раскрывает ладошки, опираясь на фитбол.

2. Исходное положение то же. Подносят ребенка к поверхности (кровати), так чтобы кисти малыша коснулись ее. После этого ребенка смещают к себе (параллельно кровати в направлении ног малыша), при этом пальчики раскрываются.

3. Ребенка положить на мяч животиком, ручки вытянуть вперед, сам ребенок придерживается за ножки правой рукой, левой страхуется спинка. Мяч медленно наклоняется вперед, при этом ребенок тянет ладошки к приближающейся поверхности.

4. В таком же положении ребенок размещается животиком на фитболе, при наклоне вперед малыш упирается ручками о фитбол.

5. Взрослый сидит в кресле (на кровати), малыш располагается на животике на коленях, ножками ко взрослому. Удерживая ребенка за ножки, аккуратно и медленно спускают его со своих ног к полу, при этом ребенок вытягивает перед собой ручки, а затем опирается на них.

Кроме описанных упражнений следует использовать естественные положения ребенка. 

1. Детей первых месяцев на некоторое непродолжительное время перед кормлением следует выкладывать на животик, это будет стимулировать стремление опираться о поверхность руками, и кроме этого является профилактикой кишечной колики.

2. Малышам, которые еще не умеют ползать, но лежат на животе с упором на ручки, можно стимулировать опору на кисть, слегка отводя плечики ребенка назад, добиваясь хорошего выпрямления ручек.

3. Когда ребенок умеет стоять на четвереньках, можно проводить упражнение с аккуратным подъемом головы, при этом также ручки выпрямляются, а пальчики разгибаются.

4. У детей с отточенными навыками ползания можно использовать упражнение «тачка» - при этом ребенка держат одной рукой за ножки и страхуют другой рукой под грудь, а он передвигается с упором на ладошки.

5. Следует помнить, что само по себе ползание – очень хорошая тренировка, повышающая опорность рук и обеспечивающая раскрытие ладошки, поэтому следует стараться стимулировать и поощрять этот процесс.

Стимулируют раскрытие ладошек самые разнообразные манипуляции ручками с предметами. Особенное внимание этому надо уделить с 4 до 6 месяцев, когда ребенок активно развивает мелкую моторику кисти.

Для начала подойдут предметы цилиндрической формы, не слишком объемные, чтобы удобно помещались  в ладошку (ручки погремушек, баночки от витаминов и т.д.). Сначала ребенок не обхватывает предмет большим пальцем – это нормально, такой навык оттачивается во втором полугодии жизни. Но все же, следует вкладывать игрушку правильно, чтобы большой пальчик противопоставлялся. Погремушка удобна тем, что ребенок может ее трясти, стимулируя органы слуха и зрения. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал держать предмет, дело в том, что иногда из-за повышенного тонуса мышц сгибателей ему не так-то просто выпустить предмет из ручки.

Позже ребенку даются кубики, из которых можно учиться строить башню, простые пирамидки из небольшого количества колец (сначала малыш будет учиться ее разбирать). 

В настоящее время в продаже имеется множество «развивающих» игрушек, имеющих разнообразные по свойствам поверхности, которые малыш может ощупывать, шелестеть, щелкать ими и т.д. Они неплохо развивают осязание. Дайте ребенку понажимать кнопочки (на пульте, телефоне и т.д.), только следите, чтобы он их не отгрыз и не проглотил, если есть возможность – достаньте диск от старого телефона.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru

Ребенок сжимает кулачки: нормально ли это? - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Проанализировав запросы, которые приводят посетителей на наш сайт, мы заметили, что многих мам интересует вопрос, нормально ли, что двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках. Давайте развеем все сомнения.

Итак, прежде всего немножко обратимся к детской физиологии.

Вы обратили внимание на то, что ребенок постоянно сжимает руки в кулачках, но обратите внимание и на другие его части тела: у новорожденных ручки согнуты в локтях, приведены к туловищу, ножки поджаты, спинка согнута. Такая поза близка к “позе эмбриона” в которой малыш находится в утробе матери.

Сохраняется эта поза не просто так. К моменту рождения развитие нервной системы младенца далеко не закончено, особенностью является преобладание тонуса мышц, сгибающих конечности и туловище, над тонусом разгибающих мышц. Более сильное сокращение сгибателей и вызывает эту характерную позу и сжатие ручек в кулачки.

Постепенно, к 3 месяцам происходит снижение тонуса сгибателей и нарастание тонуса мышц-разгибателей, а в 3-6 мес в некоторых мышечных группах возникает и преобладание тонуса разгибателей. Этот процесс проявляется в том, что ребенок может раскрывать ладошку и правильно захватывать предметы.

По латыни сгибатель - flexor, поэтому неврологи и педиатры называют повышенный тонус мышц-сгибателей у маленьких детей физиологической (т.е. наблюдающейся в норме) флексорной гипертонией.

Давайте, последовательно рассмотрим развитие мелкой моторики кисти младенца в зависимости от возраста.

Новорожденный - 1 месяц. Тонус сгибателей очень выражен. Помимо характерной позы эмбриона отмечается постоянное сжатие ручек в кулачки. Если попытаться разогнуть пальчики в раскрытую ладошку, ощущается мышечное сопротивление. Сгибание пальцев сочетается со сгибанием рук в локтевых суставах. Кроме этого у новорожденного малыша выражен хватательный рефлекс - если вложить малышу в кулачок какой-либо предмет (например, свой палец), ребенок сожмет его.

В 2 месяца ребенок постепенно учится раскрывать ладошку. Но все равно большую часть времени руки сжаты в кулачки. Кисти слегка приоткрыты, в кисть двухмесячного малыша можно вложить погремушку, которую он будет пытаться удерживать. Надолго оставлять предмет в ручке двухмесячного ребенка не стоит, так как в некоторых случаях малыш может уставать держать игрушку, не имея возможности активно разогнуть кисть, чтобы игрушка выпала.

В 3 месяца тонус мышц разгибания и сгибания начинает выравниваться, малыш может раскрывать ладошку. При этом рука сжата в кулачок меньшую часть времени. Трехмесячный ребенок удерживает вложенный в кисть предмет. Если к 3 месяцам ребенок продолжает держать ручки сжатыми в кулачки, надо уделить внимание упражнениям и массажу для раскрытия ладошки.

В 4 месяца тонус сгибателей и разгибателей выравнивается, что позволяет ребенку более активно манипулировать своей кистью. Физиологическая гипертония постепенно сменяется нормотонией (нормальным тонусом). Теперь ладошка большую часть времени раскрыта, ребенок активно ощупывает интересующие поверхности, одной ручкой - другую, придерживает бутылочку, грудь матери. 

В 5 месяцев ощупывание сменяется активным захватом интересующего предмета. Характерно то, что захватывание еще плохо координировано, сопровождается дополнительными избыточными движениями, в том числе и других частей тела (второй ручки, лица, ножек). При захвате не используется противопоставление большого пальца (см. на рисунке), то есть предмет охватывается всеми пальцами с одной стороны.

В 6-9 месяцев функция захвата совершенствуется и оттачивается, уменьшается количество “лишних” движений. Предмет захватывается всей поверхностью ладони. Кроме этого руки и плечевой пояс задействованы в ползании. Малыш захватывает интересующую игрушку, скидывает ее с кроватки, наблюдает, как она падает и ударяется о пол, требует у взрослого поднять ее, а затем снова скидывает. Эта своеобразная игра для ребенка очень важна, таким образом тренируется синхронная работа анализаторов (зрения, слуха, мышечная память и моторика), кроме этого, это форма общения и игры со взрослым.

В 10 месяцев захват предметов несколько модифицируется - пинцетообразный захват с противопоставлением большого пальца, при этом большой палец охватывает предмет с противоположной стороны, пальцы выпрямлены.

К 11 месяцам - клещевой захват, отличие в том, что большой и указательный палец не прямые, как раньше, а согнутые.

В 12 месяцев ребенок активно вкладывает захваченный предмет в руку взрослого или какую-либо емкость.

Подводя итог вышесказанному, следует успокоить мам, у которых двухмесячный ребенок держит руки в кулачках. Однако, следует обратить внимание на ребенка, если кулачки постоянно сжаты в три месяца - к этому возрасту тонус должен выравниваться и ладошка часть времени уже должна быть раскрыта.

Окончательное выравнивание тонуса сгибателей и разгибателей завершается от 3 до 6 месяцев. Следовательно, к 6 месяцам ладошка малыша должна быть хорошо раскрыта.

Если вы заметили, что в промежутке 3-6 месяцев нету никаких изменений в тонусе мышц, и кулачки по прежнему сжаты, следует обратиться к врачу. Обычно сначала ребенок осматривается педиатром, а после этого консультируется детским неврологом.

Наиболее эффективным средством ускорения раскрытия ладошки и выравнивания тонуса мышц являются пальчиковые упражнения, лечебная физкультура и массаж ручек. Этому мы посвятили отдельную статью: как помочь ребенку раскрыть ладошку.

Противоположной стороной медали является ненормально низкий тонус. Если новорожденный ребенок спокойно раскрывает ладошку и без всякого сопротивления дает разгибать руку, также следует проконсультироваться с врачом. Нередко пониженный тонус выявляется у недоношенных детей.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru


Смотрите также