Ребенок плохо учится в школе: каковы причины и что делать родителям? Ребенок плохо учится 3 класс


Ребенок плохо учится — психология и общение

Снова «двойка»: почему дети плохо учатся и как им помочь?

Для каждой мамы ее ребенок всегда остается самым умным и способным. А когда желаемое расходится с реальностью, они теряются и начинают постоянно ругать ребенка, заставлять его по несколько часов кряду просиживать за уроками и зубрить правила. Ведь так хочется гордиться оценками своего чада, а не краснеть из-за них. Не горячитесь. Вспомните, что Эйнштейн в школьные годы был практически двоечником, показывая великолепные способности исключительно к математике, а Томаса Эдисона, ставшего великим изобретателем, в школьные годы учителя приравнивали к умственно отсталым детям. Так что несколько двоек в дневнике еще ни о чем не говорят. Просто нужно сразу разобраться, в чем причина и попробовать помочь ребенку.

Почему дети плохо учатся?

Вы даже не представляете себе, сколько причин может стоять на пути к хорошей учебе. Они могут быть, как физиологического характера, так и психологического. Важно вовремя узнать, какая из них заставляет вашего ребенка приносить в дневнике двойки вместо пятерок.

Физиологические причины

Существует масса физиологических причин, по которым у вашего ребенка может быть плохая память, рассеянное внимание и прочие симптомы, которые сказываются на качестве учебы. Большинство из них незаметны с первого взгляда. А многие из них остаются нераспознанными навсегда.

  • Легкая дисфункция мозга, которую иногда диагностировать очень сложно, может сказаться только тогда, когда ребенку настает время учить формулы и производить сложные вычисления. Выявить это нарушение поможет УЗИ головного мозга и ряд специфических анализов.
  • Замедленное развитие ребенка может быть вызвано интоксикацией плода во время беременности, алкогольным синдромом в том же периоде времени, травмы головы, перенесенный наркоз или пережитые психологические травмы. В этом случае небольшая восстановительная терапия поможет вашему малышу вырваться на уровень сверстников.
  • Заболевания с пугающими названиями дисграфия, дислексия и дискалькулия нередко встречаются у детей. Если оставить научный язык и говорить просто, то это патологическое неумение грамотно писать, читать и визуально воспринимать печатный текст. Увы, в большинстве случаев эти заболевания принимают за лень и пытаются добиться от ребенка лучших результатов, не понимая, что это невозможно.
  • Может быть нарушено и восприятие словесной  информации. Легкие формы аутизма, гипервозбудимость ребенка мешают ему сконцентрироваться на словах преподавателя. При этом уровень интеллекта может быть очень высоким.

Психологические причины

Гораздо чаще встречаются проблемы психологического характера.

  • Лень, вызванная избалованностью, - одна из самых частых причин неуспеваемости в школе. Ребенок, привыкший делать то, что ему доставляет удовольствие, не может пересилить себя и начать уделять учебе достаточно своего драгоценного внимания и времени.
  • Родители иногда сами завышают требования, не учитывая силы и возможности своего ребенка. В таком случае, даже, если ребенок идет в первый класс с удовольствием и проявляет большой интерес к учебе, под родительским давлением он постепенно угасает. А потом родители сами удивляются, почему их способный и такой умненький ребенок скатился на тройки.
  • Всегда спрашивайте ребенка об его взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Возможно, проблема кроется именно там. Если так, то имеет смысл поговорить с педагогом.
  • Неблагоприятная атмосфера в семье – перенесенный развод родителей, частые ссоры, алкоголизм одного из членов семьи и другие внутрисемейные проблемы не обходят детей стороной. Как правило, они уходят в себя, становятся задумчивыми и замкнутыми, не могут сосредоточиться на учебе.
  • Застенчивость ребенка также может отразиться на его успеваемости. Если он стесняется отвечать у доски, скован, не показывает активности на занятиях, считает себя глупее остальных, то учиться он будет хуже.
  • Если ребенок дополнительно посещает факультативы и кружки, то, возможно, он просто не может справиться с большой нагрузкой и слишком сильно устает для того, чтобы нормально запоминать весь объем информации.

В любом случае, если успеваемость стабильно низкая, ребенка необходимо показать психологу для проведения ряда тестов, которые помогут провести черту между «не может» и «не хочет».

Как помочь ребенку учится лучше?

Для того, чтобы действительно помочь своему ребенку, недостаточно объяснить ему непонятную тему. Необходимо предпринять целый комплекс мер.

  • Сходите к психологу и пройдите обследование в поликлинике – сдайте все анализы, сделайте УЗИ мозга, посетите невропатолога.
  • Следите за полноценным отдыхом своего ребенка. Он должен вовремя ложиться спать, а не просиживать полночи за компьютером.
  • Кстати, время, проведенное за компьютером и телевизором, следует ограничить. А оставшееся – пустить ему на пользу. Приобретите или скачайте специальные программы, где в игровой форме дается необходимый учебный материал.
  • Следите за питанием своего ребенка. В этом возрасте он должен получать достаточно белка и витаминов. Не забывайте и про умеренное количество сладкого, стимулирующего мозговую активность. Например, чашка натурального какао по утрам поможет ему быстрее проснуться и лучше усвоить школьные уроки. Обязательно включите в рацион продукты, содержащие йод. Например, морскую капусту.
  • Не ругайтесь в присутствии ребенка, обеспечьте дома спокойную дружелюбную атмосферу.
  • Перестаньте ругать его за двойки – лучше повышайте мотивацию к учебе. За каждую пятерку давайте ему небольшое денежное вознаграждение или держите в запасе какую-нибудь приятную мелочь. В дополнение пообещайте ему, что если он закончит учебный год хорошо, то вы обязательно куда-нибудь съездите.
  • Оказывайте ему помощь в выполнении домашних заданий. Объясняйте ему все непонятные темы. Если вы их и сами не знаете, то придется изучить.

Знание проблемы облегчит улучшение успеваемости вашего ребенка. Если бороться с причиной, а не ее последствиями, то у вас будет гораздо больше шансов на успех. Поэтому не откладывайте проблему на потом, ссылаясь на недостаток времени. Если не сделать это сейчас, то потом может быть уже поздно.

Организуйте ребенка к учебе

  1. Место для выполнения уроков должно быть аккуратным, учебники и тетради не должны быть разбросаны в хаотичном порядке, ручки, линейки, циркуль и другие школьные принадлежности должны находится на своем месте.
  2. Не разрешайте откладывать собирание портфеля на завтра, нельзя чтобы утром ребенок в спешке собирал портфель, иначе у него отложится в подсознание, как нужно относится к выполнении учебного материала.
  3. Пронумеруйте выполняемые задания. Пусть ребенок пронумерует список заданий и выполняет их в строгом порядке, это воспитает у ребенка дисциплину и силу воли.
  4. Обязательно проследите, чтобы ребенок делала отдых. Нельзя чтобы ребенок постоянно учился, даже если это ему самому нравится, нужно знать меру в этом тоже! Иначе может в дальнейшем произойти нервный срыв.

Успеваемость в школе не показатель не успеха в жизни

А вы знали, что не мало людей, которые в школе не успевали, в жизни смогли достигнуть очень многого. Например Ричард Брэнсоном, который в 2016 году открывает свою собственную первую в мире веганскую авиалинию. Учился в школе он плохо, из-за дислексии. В школе ему было сложно овладевать чтением, письмом, математикой и видим обучением.

Если ваш ребенок плохо учится...

Даже желая учиться, но ему сложно учиться, плохо пересказывает прочитанное или тяжело осваивает математику, возможно причина в некоторых травмах головы, или кровообращении головы. Дети и подростки не ощущают своего кровообращения головы, оно может быть хроническим, нужно проверить сосуды головы с УЗДГ. Узнайте у ребенка, больно ли ему наклонять головы к низу, болит ли голова от погоды, ощущает ли слабость по утрам

kubinard.ru

Что делать, если ребенок плохо учится: советы родителям

Если верить статистике, около 20% детей осваивают школьную программу с трудом и получают двойки по нескольким предметам. Но любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты, главное, чтобы родители сумели вовремя выяснить, почему ребенок плохо учится. Только так можно понять, какие меры можно предпринять для повышения его успеваемости.

Почему ребенок плохо учится?

Наиболее частой причиной плохой успеваемости психологи называют отсутствие у ребенка склонности к изучению предмета. Ребенку со склонностью к гуманитарным предметам плохо дается математика, физика, химия, информатика, черчение и другие точные науки. Однако если даже ученик делает успехи в литературе, географии, истории и русском языке, постоянные неудачи в изучении других предметов могут подавить его интерес к учебе в целом.

Также школьная успеваемость очень сильно зависит от способности ребенка выстраивать отношения с одноклассниками и учителями. Эти навыки могут быть плохо развиты из-за недостаточного общения с родителями. Если родители не поддерживают ребенка и не уделяют ему достаточно внимания, ему очень сложно научиться правильному общению со сверстниками и взрослыми. Например, нередки ситуации, когда ребенок стал плохо учиться после развода родителей или других серьезных изменений в жизни, при которых у родителей нет времени на него.

Если ребенок плохо учится в школе, причиной тому также может служить отсутствие навыков самодисциплины. Трудно заниматься, когда вокруг столько соблазнов: хочется на улицу или посмотреть интересный фильм. Когда у ребенка нет четкого режима дня после школы, а родители только спрашивают его весь день, сделал ли он уроки, сложно ожидать каких-то результатов. Он будет постоянно отвлекаться, так как не умеет правильно планировать свое время, и в итоге домашние занятия будут бесполезны: ребенок будет выполнять их на скорую руку в самый последний момент.

Еще одной причиной плохой успеваемости могут быть индивидуальные особенности ребенка: плохая память, невнимательность, медлительность. Школа не может подойти к каждому ребенку индивидуально, поэтому развивать в нем способности к эффективному обучению должны родители. Например, если ребенок плохо учится в школе, а дома, занимаясь с родителями, он показывает хорошие результаты, это может означать, что ему сложно усваивать информацию или проявлять себя в той обстановке. Возможно, он смущается, когда учитель задает ему вопросы, и потому получает плохие оценки. Задача родителей – понять, из-за чего ребенок учится плохо, и помочь ему преодолеть сложности.

Ребенок плохо учится: что делать родителям?

Если ребенок плохо учится, родителям важно обратить внимание на свои отношения с ним. Нельзя ожидать от ребенка высокой успеваемости, если постоянно ругать и наказывать его за плохие оценки и требовать результатов, не оказывая ему никакой поддержки.

Развивайте интерес к знаниям. Устойчивый познавательный интерес не формируется в одно мгновенье, а школьная программа не рассчитана на то, чтобы прививать его ученикам. Поэтому родителям важно постоянно увлекать ребенка процессом получения знаний, и тогда он будет учиться не ради хороших оценок и похвал, а для совершенствования своей личности. Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.

Сформируйте у ребенка ситуации успеха. Обязательно найдите какую-нибудь сферу деятельности, в которой ребенок сможет реализовать себя. Это должно быть какое-то занятие, которое нравится ему и где он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите ребенка за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, и постепенно успешность распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.

Оказывайте поддержку. Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не меняется независимо от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается – поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил «пятерку», он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе.

Отдельно стоит остановиться на том, как помогать ребенку с выполнением домашних заданий.

Как делать с ребенком домашние задания?

В случаях, когда ребенок стал плохо учиться, многие родители стараются изо всех сил подтянуть его, занимаясь с ним дома слишком активно. А что делать, ребенок учится плохо, и ради хороших оценок родители практически полностью выполняют домашние задания за него. Но это ничуть не помогает ребенку включиться в процесс учебы, а только расслабляет его и не дает подтянуть знания.

Когда ребенок плохо учится, заниматься с ним дома нужно так, чтобы он самостоятельно выполнял заданные уроки. Родительская помощь должна ограничиваться объяснениями или подсказками, если он чего-нибудь не понимает. Но она не должна быть постоянной. Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно. Чтобы организовать домашние занятия наиболее эффективно, придерживайтесь следующих правил:

  • Делайте уроки в спокойной обстановке, без телевизора и радио, желательно в одно и то же время дня.
  • Старайтесь, чтобы первые задания были знакомы ребенку и выполнимы. Это поможет ему включиться в работу и лучше справляться с последующими, более сложными заданиями.
  • Через каждые 30–40 минут занятий делайте перерыв на 5–10 минут.
  • Не нужно заставлять ребенка делать уроки на черновике, а потом все переписывать: это лишь создает дополнительное утомление, но не дает практической пользы.

И помните: даже если ребенок учится плохо, нельзя, чтобы его единственной обязанностью были домашние задания. Привлекайте его к работе по дому и другим делам, чтобы он учился ценить и планировать свое время в течение дня, а также приступать к работе без промедлений.

Оцените статью:

mezhdunami.net

Беседа с родителями на тему " Ребенок плохо учится. Что делать?" ( 3 класс)

Ребенок плохо учится: как действовать родителям?

Конечно, самый красивый и умный ребенок есть у каждой мамы, но вдруг пришло время, когда пятерки в дневнике закончились и начался «сезон троек».

Мультики в доме уже никто не смотрит, ремень предательски лежит в поле зрения папы, но вот на юного ученика эти меры никак не действуют.

Почему так происходит и как помочь своему ребенку наладить отношения с учебой?

Почему он стал троечником?

Самая распространенная причина ухудшения учебы – банальная усталость. Поэтому посмотрите, чем нагружен школьник вне уроков. Он ходит в бассейн, занимается тхэквондо, играет на скрипке, изучает современные танцы и еще успевает ходить в художественную школу? Не удивляйтесь, что учеба начала страдать.

Специалисты говорят о том, что ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально успевать в учебе, если в его расписании – не больше двух кружков и секций. Идеально, если один из них будет развивать умственные способности ребенка, а другой – физические.

Исключением является только музыка: занятия помогают структурировать полученные знания и тренируют внимание. Играя с листа, школьник одновременно решает несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное. Это учит его концентрироваться и развивает мелкую моторику. Все эти навыки ваш маленький ученик неосознанно будет обязательно переносить на школьные  уроки.

Компьютерные игры

Телевизор и компьютер, по мнению психологов, - главные проблемы современных троечников. Когда школьник смотрит мультфильмы или играет на компьютере, у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество. Ученые утверждают, что детям, погруженным в виртуальный мир, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: рисование, математика и сочинения по литературе. Во избежание этого ограничьте просмотр телевизора и игры до полутора часов в день.

Чтобы использовать новые технологии в своих интересах, скачайте полезные программы и развивающие игры. Даже, строя новую цивилизацию в роли монарха, ребенок сможет научиться ответственности, вниманию и научится принимать правильные решения. А эти навыки помогут ему как в учебе, так и в жизни.

Мобильный телефон

Очень даже может быть, что вместо того, чтобы «впитывать знания» на уроках, ребенок переписывается смс-ками с друзьями или играет во встроенные игрушки. Психологи уверены, что в младших классах телефон ребенку вообще не нужен, а в старших его нужно сдавать в гардероб вместе с верхней одеждой. Не переживайте, что ваш школьник не сможет вам позвонить, если что-то случится. Помните, что он – под присмотром учителей, которые дадут возможность ребенку позвонить.

Правильный рацион

Если Вы хотите, чтобы ребенок учился лишь на «хорошо» и «отлично», нужно правильно подбирать продукты для его рациона. Старайтесь готовить мясо и рыбу, овощные супы, почаще покупайте свежие овощи и фрукты. При этом помните, что питание должно быть прямопропорциональным нагрузкам: если утром перед школой завтрак будет состоять лишь из полезных листьев салата и стакана витаминного сока, то пятерок сегодня точно не будет.

В полезном завтраке для школьника обязательно должен быть белок: сыр, яйца, курица или ветчина. Эти продукты богаты витамином В12, который положительно влияет на нервную систему ребенка, а это значит, что проблем с вниманием на уроках не будет.

Если же утром у маленького ученика нет аппетита, обязательно дайте ему с собой дополнительный завтрак. Но это должен быть не шоколадный батончик: от быстрых углеводов в сладком организм ребенка должен будет избавиться быстро, и, соответственно, не сможет сосредоточиться на занятиях. Такой трюк можно провернуть только, если первым уроком у него стоит физкультура.

Спокойствие, только спокойствие!

Вера Филиппова, психолог: «Часто ребенку мешают учиться личные проблемы. Например, спор с лучшим другом или ссора родителей. В случае семейных неурядиц ребенок выбирает единственный, по его мнению, действенный способ объединить родителей – обратить внимание на отметки в дневнике. И тройки всегда привлекали больше внимания, чем пятерки. На подсознательном уровне ребенок считает, что двойка – сравнительно невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии».

Старайтесь не ссориться при своем школьнике, потому что мысли об этом будут мешать ему учиться. Если же вы все-таки повздорили на глазах у ребенка, при нем же попросите друг у друга прощения. Он должен понимать, что ссора теперь забыта, и ему не нужно привлекать внимание мамы с папой своими плохими оценками.

Плохие отношения со сверстниками тоже могут повлиять на успеваемость. Здесь поможет занятие, в котором ваш маленький школьник будет преуспевать (рисование, спорт, музыка). Достижения на выбранном им же поприще подымут самооценку, за которой подтянутся друзья и пятерки.

Организовываем школьника

Составьте список дел, в который ребенок будет заносить все свои задачи (уроки, задания в кружках) и по мере их выполнения будет вычеркивать. Так он не забудет о том, что еще нужно сделать.

Пронумеруйте все дела в том порядке, в котором ученик будет их делать. Обязательно каждые полчаса делайте передышки для отдыха от домашних заданий. 10 минут будет вполне достаточно.

Обеспечьте ребенку тишину, выключив телевизор, компьютер (если они есть в комнате). Громкие разговоры и шумные компании друзей тоже придется отложить, пока сорванец не закончит всю домашнюю работу.

Мама Виктория рассказывает: «Наша дочь в первом классе была лучшей ученицей среди всех, а вот со второй четверти второго – скатилась до уровня троечников. Задания пошли сложнее, уроков больше стали задавать. Мы ей репетитора наняли, чтобы помог ребенку справиться с учебой. Она поначалу не хотела, говорила, что всё может сама, просто времени не хватает. А потом призналась, что пропустила несколько тем, когда болела долго в начале второго класса – и не понимала, что нужно делать. А спросить было стыдно. Сейчас Соня пусть и не отличница, но твердая «хорошистка»».

Вера Филиппова, психолог: «Если ребенок плохо учится уже довольно долгое время, то, скорее всего, он отстал от программы и не может сам выполнять задание в классе и дома. Ребенок слишком горд, чтобы признаться учителю или родителям, что он не знает, как сделать домашнее задание. Поэтому школьник прикрывается плохим поведением или высказываниями, что они ненавидят эту работу, устали или примутся за уроки позже. Никто ведь не любит делать то, что у него не получается».

Помните об обязательном режиме дня: установите и придерживайтесь одного и того же времени для еды, сна, домашних заданий и кружков.

Разговаривайте со своим школьником, спрашивайте, как у него дела в школе, с друзьями, есть ли проблемы в освоении нового материала. Просто болтайте ни о чем - и тогда у ребенка не будет от Вас секретов и Вы сможете вовремя выявить и предупредить проблему плохих оценок.

Самое важное для наших деток - это внимание родителей. Подарите ему свое тепло и заботу - и ждите 12 в дневнике!

infourok.ru

Ребенок плохо учится, что делать? Как повысить успеваемость ребенка?

Отличные оценки – основание для родительской гордости. Если ребенок не отличник, а хорошист, то к этому, как правило, в семье относятся с пониманием. Но около 20% учащихся имеют успеваемость ниже среднего и причиной тому отнюдь не нежелание ребенка хорошо учиться. Иногда малыши уже с младших классов не проявляют себя как способные ученики, а порой неуспеваемость проявляется в старшей школе. Существует несколько факторов, под влиянием которых дети плохо усваивают материал школьной программы. Задача родителей – выяснить, почему их чадо плохо учится, предпринять все возможные меры для улучшения его успеваемости.

Хорошие отметки не показатель успешности в будущем

И действительно, не все отличники становятся успешными людьми. Даже напротив, многие талантливые и известные личности, выдающиеся научные, политические и культурные деятели имели определенные трудности с освоением школьной программы. Так, единственным предметом, в котором имел высокую успеваемость Альберт Эйнштейн, была математика. Известного естествоиспытателя Карла Линея преподаватели гимназии рекомендовали родителям отдать в ремесленники. Мэрилин Монро на письме совершала множество грамматических ошибок, прекрасно осознавая свою проблему. Изобретателя Томаса Эдисона в школьные годы считали умственно отсталым. Основатель Facebook Марк Цукерберг заработал миллионы, хотя никогда не был особо успешен в школе. Билл Гейтс тоже никогда не был отличником или даже круглым хорошистом, но основал многомиллионную транснациональную компанию Microsoft Corporation. Учитывая сказанное, не стоит полностью сосредотачивать внимание (свое и ребенка) на одной лишь учебе в школе. Но, к сожалению, двоечники не всегда достигают успеха. Гениев среди них не так уж много, поэтому следует помочь ребенку освоить школьную программу, скорректировав причины, которые ему мешают учиться.

В чем причина плохой успеваемости?

Существует масса проблем, которые являются препятствием на пути к освоению школьного материала. Постараемся сформулировать основные из них:

  • Задержка развития. В 20% случаев причинами плохой успеваемости становится дисфункция мозга или задержка психического развития. Так, умственная отсталость может наблюдаться у детей пьющих матерей (алкогольный синдром плода), стать результатом черепно-мозговой травмы, психологического потрясения (в том числе разлука с матерью, например, у детдомовских малышей), перенесенного инфекционного заболевания, которое протекало тяжело и долго.

Иногда задержку вызывает применение наркоза в процессе операционного вмешательства, особенно если требуется проведение нескольких операций подряд. Не всегда удается выявить отставание в развитии на ранней стадии, поскольку маленькие детки по своей природе любят учиться, они любознательны, а посему старательно заучивают стихи, выводят буквы, чертят, рисуют. Но впоследствии у них возникают трудности с запоминанием и анализом сложных правил правописания, алгебраических, физических, химических формул, им трудно строить логические цепочки.

  • Различные заболевания и расстройства. Существует множество нарушений, способных повлиять на получение, восприятие и обработку информации. Так, самой распространенной из них является плохое зрение.
Деткам, которые плохо видят, трудно читать с доски, они быстрее устают, близко наклоняются к тетрадке, что создает дополнительную нагрузку на позвоночник.

Второй по популярности проблемой является плохой слух. Слабослышащие дети не всегда верно могут понять объяснения или вопросы преподавателя. Если нарушено восприятие информации, то получение знаний затруднено. Детки, страдающие аутизмом, например, не обделены интеллектуальными способностями, но они не могут сконцентрироваться, одни предметы могут их интересовать больше других. При таких расстройствах, как дислексия, дисграфия, дискалькулия, ребенок просто не видит разницы между буквами, словами, цифрами, его мозг не обрабатывает информацию должным образом.

Полезно знать: случается, что обычное инфекционное заболевание становится источником проблем в школе, так как ребенок много пропустил за время болезни. Даже глистная инвазия может стать причиной плохой успеваемости, поскольку детский организм болезненно реагирует на любые неполадки, как следствие у ребенка повышается утомляемость, снижается концентрация внимания.

  • Проблемы в семье. Дети очень впечатлительны, поэтому любые конфликтные и трагические ситуации (смерть близкого человека, к примеру) в семье они воспринимают близко к сердцу.

Полезно знать: если родители постоянно ругаются и ребенок все это видит и слышит, то ему потом очень сложно сосредоточиться на выполнении уроков.

И даже в школе тревожные мысли не покидают таких малышей, поэтому им трудно воспринимать объяснения материала, которые дает учитель, отвечать на вопросы. Их мысли заняты совершенно другим, невзгодами, связанными с семейными дрязгами и конфликтными ситуациями. Неизбежно сказываются на успеваемости финансовые трудности семьи, карьерные проблемы родителей, насилие и алкоголизм в семье.

  • Плохая дошкольная подготовка. В раннем детстве формируются особенности поведения, закладываются подходы к обучению, осознание его необходимости, поэтому дошкольная подготовка играет особую роль в школьной успеваемости. Особенно если родители выбирают для своего чада не обычную школу, а лицей, то к повышенным нагрузкам, которые будут предложены в этом учебном заведении нужно подготовить ребенка заранее.

  • Завышенные родительские требования. Нередко родители пытаются реализовать свои амбиции за счет родного чада. Ребенок для них нечто вроде проекта, который просто не может быть неудачным. Поэтому взрослые проявляют повышенную требовательность к отметкам малыша хотя они зачастую являются лишь числовым, а не объективным отражением его знаний.
  • Слишком большая нагрузка. Пытаясь вырастить всесторонне развитого ребенка, многие родители водят свое чадо на различные дополнительные занятия, кружки и так далее. В результате у малыша создается настолько плотный учебный график, что не остается времени на отдых, игры с друзьями, любимые игрушки.
Такие дети могут совершенно не уставать физически, но большая психологическая нагрузка превращает обучение в каторгу, против которой они восстают. Как результат – плохая успеваемость.
  • Отсутствие склонности к изучению предмета. Все дети разные. С этим никто не станет спорить. Поэтому требовать от них одинаковых успехов по всем предметам абсурдно. Одни детки проявляют склонность к изучению гуманитарных наук, им хорошо дается освоение литературы, языков, географии, истории. Другие делают успехи в точных науках, им легко дается изучение физики, математики, информатики, химии, черчения. Другое дело, что постоянные неудачи по какому-то одному предмету могут подавить интерес к учебе в общем и целом.
  • Психологические сложности. Умение выстраивать взаимоотношения формируются с самого раннего детства. Если ребенок был ограничен в общении, то при поступлении в школу он неизбежно столкнется с массой трудностей. Детки, которые не посещали детский сад, часто не умеют строить отношения со сверстниками. Когда родители не уделят достаточно внимания своему малышу, то он не учится находить общий язык с взрослыми. Более того, и сверстники, и педагоги тоже люди, со своими проблемами и характером. Как результат у ребенка складываются напряженные отношения с одноклассниками и преподавателями, что не способствует хорошей успеваемости.

  • Специфика темперамента ребенка и другие индивидуальные особенности. Случается, что ребенок изучил тему и все знает, но получает плохую отметку, так как не смог ответить. Это случается, если он в силу своего характера слишком застенчив или у него есть страх перед аудиторией. Другие дети, напротив, могут проявлять излишнюю самоуверенность и не готовить домашнее задание. Как результат они получают низкие оценки, тогда как регулярные занятия могут исправить ситуацию. Бывает и так, что на малыша с детства навешен ярлык неумехи, поэтому он продолжает ему соответствовать и в школьные годы, хотя его интеллект позволяет учиться хорошо.

Полезно знать: школьная программа не рассчитана на индивидуальный подход, поэтому если ребенок от природы медлительный или невнимательный, то у него возникают трудности с обучением.

Задача родителей – помочь своему чаду овладеть навыками эффективной работы с информацией и развить способности к самообразованию.

  • Лень. Пожалуй, банальная лень и отсутствие мотивации являются самыми распространенными причинами неуспеваемости в школе. В этом случае способный ребенок, который теоретически имеет достаточно времени для выполнения домашних заданий, подготовки к урокам, отдает предпочтение просмотру телевизора, компьютерным играм и другим развлечениям. Причиной такого поведения может быть плохой родительский пример, возможно, школьник просто копирует привычки взрослых членов семьи. С другой стороны, если ребенку скучно на занятиях и его ничто не подстегивает к приобретению знаний, то и оценки он будет получать низкие.

Чем помочь ребенку?

Не только родителей волнует плохая успеваемость их детей, сами школьники тоже переживают по этому поводу, хотя внешне могут проявлять показное безразличие. Ученики младших классов наиболее склонны к переживаниям по поводу плохих отметок, поскольку учеба в школе имеет особое значение в их жизни. У таких деток страдает самооценка, они становятся неуверенными в себе, а давление со стороны родных в этом случае может только усугубить ситуацию.

Но подобные проблемы, как следует из сказанного выше, не материализуются из неоткуда. Память и способности к обучению у детей развиваются постепенно.

Важно: для того чтобы развитие этих функций проходило нормально с дошкольниками нужно регулярно заниматься, одновременно ограничивая поток информации.

При этом нужно следить за тем, чтобы питание чада было полноценным, так как для развития организма необходимы витамины и прочие ресурсы. Деткам, отстающим в развитии, может потребоваться посещение специальных занятий.

Объемы учебных материалов, которые предстоит осваивать ребенку уже с первого класса, просто колоссальны, поэтому особое внимание следует уделить дошкольной подготовке.

Полезно знать: в первую очередь необходимо сформировать у ребенка навыки самодисциплины, желание к самообучению, самостоятельной работе, приучить его соблюдать режим дня.

Для этого нужно интересоваться достижениями и успехами своего чада, стараться закрепить его новые умения, пройденный материал. Хотя переусердствовать в дошкольном образовании тоже не стоит, так как малыш, которому все слишком легко дается в начальных классах, может испытывать трудности в учебе в последующие годы. Или можно подумать о переводе в следующий класс.

Если ребенок плохо учится, то для начала нужно выяснить, нет ли у него проблем со здоровьем. Заподозрить ухудшение зрения можно понаблюдав за ним во время подготовки домашнего задания (если он наклоняется к тетрадке) или попросив прочитать какую-нибудь вывеску во время прогулки. Слух малыша можно проверить с помощью шепотной речи просто прошептав у него за спиной что-нибудь (например, слово конфета). Если у ребенка плохое зрение или слух, то можно попросить преподавателя пересадить его на первую парту. Вычислительные способности, смекалку можно проверить, предложив ребенку решить логические задачки, поиграв с ним в настольные игры. Если с этими задачами школьник справляется легко, то, скорее всего, проблема неуспеваемости в школе не в его здоровье или интеллекте, а в отсутствии мотивации и лени.

По отношению к ребенку, который ленится, можно предпринимать жесткие меры. Например, лишить его компьютера, запретить смотреть телевизор до тех пор, пока он не сделает уроки. Но заставить ребенка учиться невозможно, зато можно мотивировать его к обучению с помощью системы поощрений.

Важно: нужно отмечать достижения малыша, хвалить за хорошие отметки, а вот наказаний, напротив, нужно избегать. Такое проявление негатива не имеет ничего общего с мотивацией.

Абсолютное табу накладывается на сравнение собственного чада с другими более успешными учениками. Сравнительный прием можно использовать, только чтобы показать, как ребенок превзошел собственные результаты.

Также следует провести с дочкой или сыном разъяснительную беседу, в которой заметить, что приобретенные знания могут пригодиться в определенных сферах жизни, расспросить ребенка, какой выход он сам видит из сложившейся ситуации. Из двоечника сделать отличника у родителей, скорее всего, не получится, но он сможет стать уверенным середнячком, ведь к старательным и трудолюбивым ученикам преподаватели проявляют определенную снисходительность. Кроме того, в качестве разовой меры можно перевести закоренелого двоечника в новую школу. Вполне возможно, что смена учительского состава и детского коллектива мотивирует его на смену собственного амплуа на более достойное.

Если ребенок, который в детском саду проявлял себя способным учеником, в школе вдруг стал плохо учиться, то, вполне возможно, что переход от игровой формы обучения к общеобразовательной ему плохо дается или преподаватель непонятно объясняет. В этом случае можно попробовать изучать пройденный материал дома привычным способом – с помощью игры. Случается, что детки, которые в садике опережали своих сверстников во всем, в школе вдруг оказываются далеко не первыми. В этом случае нужно позаниматься с ребенком дополнительно. Нивелировать отставание в изучении школьного материала наняв репетитора можно и если он болел.

Совет: для того чтобы ребенок добился успеха в учебе очень важно создавать для него ситуации успеха.

Нужно постараться найти такую сферу деятельности, где он сможет себя проявить. Это может быть спорт или искусство. Если малыш почувствует себя победителем хоть в чем-то, то непременно начнет преуспевать и в других сферах жизни. Не следует родителям забывать и о своем поведении. Дабы не стать плохим примером для своего малыша нудно откорректировать свои привычки. К примеру, вместо просмотра телевизора можно пойти всей семьей в парк или найти какое-нибудь хобби.

Почему ребенок плохо учится? Видео

 

 

best-nyanya.ru

почему ваш ребенок стал плохо учиться

Хорошая успеваемость детей в школе с введением ЕГЭ стала рассматриваться, как надежный социальный лифт в лучшее будущее. Именно поэтому большинство родителей придают такое значение оценкам своих детей. Некоторой напряженности добавила появившаяся недавно промежуточная аттестация учащихся, когда, начиная с 4 класса, качество знаний школьников оценивается по результатам экзаменов по 4-5 предметам.

Вопрос неуспеваемости части учеников, которые, по мнению их родителей и учителей, могли бы показывать результаты не меньше средних, волнует и школу, и семью. Социальный мониторинг деятельности педагогического коллектива, проведенный в среде родителей учеников, показывает, что большинство семей перекладывает ответственность за успеваемость учащихся на их учителей. Педагоги нередко обвиняют родителей за то, что они не помогают своим детям осваивать школьную программу, не воспитывают у них желание учиться.

Особенности отношения к учебе в различных возрастных категориях школьников

Для младших школьников новое положение в роли ученика, понимание того, что они заняты важным делом, придает хорошей успеваемости особую важность. Учеба для этих детей – средство, помогающее удовлетворить свойственную этому возрасту любознательность, интерес ко всему новому. В начальной школе дети трепетно относятся к своим оценкам. Мотивация хорошо учиться настолько велика, что плохие отметки нередко становятся причиной слез и бурных переживаний.

Это отношение подогревает интерес и внимание родителей к их учебе. Многие мамы и папы внимательно следят за успехами и достижениями ребенка, контролируют выполнение домашних заданий. Они держат тесный контакт с учителем, часто общаются с ним по поводу текущей успеваемости детей. Родительские собрания в начальной школе практически всегда проходят в полном составе.

В подростковом периоде картина становится совершенно другой. Главная деятельность для детей этого возраста – общение, осознание своего места в социуме, в коллективе сверстников. В школу ходят теперь не учиться, а общаться. Расширение сферы интересов подростков приводит их к занятиям спортом, реализации своих увлечениях в кружках, к созданию групп по интересам, к развлечениям. Как следствие такой смены приоритетов, происходит резкое снижение уровня успеваемости, появляются тройки и двойки

Старшеклассники к своей учебе относятся более осмысленно. Большинство юношей и девушек к старшим классам уже выбрали направление будущей профессиональной деятельности. Они вкладывают немало сил в те предметы, по которым собираются сдавать ЕГЭ, посещают по ним факультативные занятия, оставаясь равнодушными к остальным направлениям. Помимо возрастных особенностей, неуспевающие школьники могут иметь недостатки в познавательной сфере и в недостаточной мотивации  к учебе.

Причины школьной неуспеваемости

Не всегда с первого раза можно определить, почему ребенок плохо учится. Здесь тесно сплетаются и физиологические причины, и отношение учителя и родителей к ребенку, и моральный климат в школьном коллективе.

Неумение учиться

Эти факторы успеваемости определяют в большинстве случаев, сложится ли у ребенка учеба или в мониторинге достижений его показатели не будут радовать ни педагогов, ни родителей.

  • Неумение воспринимать, сортировать и запоминать информацию – весомый аргумент для занятий с психологом.
  • Неправильная организация выполнения домашней работы, неумение правильно распределять свое время и силы.
  • Банальная лень, которую в начальных классах еще поддается коррекции.
  • Неадекватные способы учебной работы – анализа текста, освоения правил, приемов заучивания, выполнения упражнений.

Проблемы со здоровьем – причина отставания

Эти причины плохой успеваемости не зависят от стараний ребенка или качества преподавания школьных предметов.

  • Задержка психического развития – недостаточно развитые память , внимание, мышление приводят к тому, что еще в начальной школе деятельность учащихся по освоению учебных навыков значительно отстает от нормы.
  • Особенности нервной системы. Тревожные или чересчур ранимые дети не могут собраться перед ответом, допускают нелепые ошибки в контрольных, отвечают хуже, чем могли бы.
  • Гиперактивность – расторможенность нервной системы, неумение концентрировать внимание, высокая подвижность психики приводят к тому, что ребенок с хорошим интеллектом плохо учится.
  • Общие проблемы со здоровьем – частые пропуски по болезни и недомогания не дают детям осваивать школьную программу.

Когда учитель – ключевая проблема неуспеваемости

Не только от успешного выполнения учебных планов и программ зависит хорошая успеваемость школьников. Иногда личность учителя становится причиной того, что ребенку плохо в школе:

  • Педагог – случайный человек в школе, свой предмет он не знает, а, если и знает, то не умеет заинтересовать им учащихся. К сожалению, и такое бывает, учитель и дети не находят общий язык по причине его равнодушного отношения к своей работе.
  • Учитель предвзято относится к ребенку, он не видит в нем никакого потенциала, ставит клеймо «двоечника» или никуда не годного хулигана, не замечает успехов или старания.

Проблемы в классе

Коллектив сверстников  имеет большое значение для детей. Место, которое ребенок занимает в иерархии класса, может влиять на успеваемость школьника.

  • В классе часты конфликты с участием ребенка, он тратит на их разрешение слишком много сил, остатка которых не хватает на успешную учебу.
  • В коллективе «не принято» хорошо учиться, и многие дети в школе не хотят стать «белой вороной».

Наладить отношения в классе поможет тонкая индивидуальная воспитательная работа, проводимая классного руководителя в течение всего учебного года.

Родители неуспевающих детей

Интересуясь, как заставить ребенка лучше учиться, многие родители не всегда понимают свою роль в этом ответственном процессе.

  • В семье нередко выражается пренебрежительное отношение к школе и учителям.
  • Дети посещают несколько кружков или спортивных секций и не справляются с нагрузкой.
  • Родители не являются для детей примером в получении знаний, они не читают, имеют ограниченный круг интересов.
  • В семье не ведется контроль успеваемости ребенка, к его достижениям относятся равнодушно, плохих оценок тоже не замечают.
  • Частые ссоры или равнодушие к детям, нехватка времени на них приводят ребенка к выводу, что для получения своей доли тепла и любви нужно плохо учиться, потому что в этом случае родители хотя бы так обращают на него внимание.

В зависимости от того, что повлияло на успеваемость ребенка в школе, семье и педагогам нужно принимать меры.

Как помочь детям лучше учиться

Родители не могут повлиять на микроклимат в классе, или на личность педагога, не любящего свою работу, но помочь устранить большинство причин, из-за которых ребенок стал хуже учиться, они в состоянии.

Как повысить успеваемость школьников:

  • Следует ограничить нагрузку в виде дополнительных занятий, оставив не больше двух кружков, желательно с различными типами деятельности.
  • Для ослабленных детей следует организовать правильный режим дня, посетить консультации врача или психолога.
  • Не нужно показывать при ребенке негативного отношения к школе.
  • Родителям следует интересоваться школьной программой, выполнением домашних заданий.
  • Новые впечатления, экскурсии, литература, компьютерные игры, связанные с темами школьных предметов, могут развить интерес к учебе.
  • Развитая речь детей, умение строить высказывания – половина успеха в учебе. Нужно больше читать детям, побуждать их рассказывать о своих впечатлениях.
  • Для укрепления авторитета ребенка в классе, следует чаще интересоваться школьной жизнью, принимать вместе с детьми участие в мероприятиях.
  • В любых обстоятельствах не лишайте своих детей веры в себя, а критическое отношение социума компенсируйте своей любовью.

Задаваясь вопросом: «Почему не учатся дети, что делать в такой ситуации?», следует, прежде всего, найти причины неуспеваемости и в тесном контакте с педагогами школы принять меры по их устранению.

Автор статьи: Irina

ladyplace.ru

Ребенок плохо учится в начальной школе, что делать?

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Ребенок плохо учится – знакомо? Часто родители младших школьников жалуются на то, что их дети, закончив первый или второй класс с отличными отметками, к концу начальной школы съезжают до троек и даже двоек. Родительскую обеспокоенность можно понять, ведь они наблюдают своего малыша с рождения и помнят, когда и как он начал читать, считать, его успехи в детском саду. В общем, знают его способности и потенциал. Что же изменилось сейчас? Почему ребенок плохо учится? Школа и учительница те же, способности малыша остались при нем, а вот результат оставляет желать лучшего.

Родители ищут причины, почему ребенок плохо учится в школе, и что делать, чтобы вернуть хорошие отметки. Корнем всех бед называют лень, а в качестве методов воздействия на ребенка выбирают различные виды наказания, пытаются взывать к совести, беседуя с ребенком. Как правило, если и есть результат, то он недолговечен.

Ребенок плохо учится школе. Берем в руки инструмент

В этой статье я попробую объяснить причину, почему ребенок стал плохо учиться, на примере своих учеников, применив знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему системно-векторная психология? Это наука, которая на сегодняшний момент дает полную картину развития психики человека, глубоко исследует процессы, происходящие в бессознательном, и четко отвечает на многие вопросы, которые до сих пор оставались нераскрытыми. Эта психология является практическим инструментом, с помощью которого можно решить многие детские, да и другие проблемы, тем более понять, почему ребенок стал плохо учиться.

Системно-векторная психология рассматривает восемь составляющих психики – восемь векторов. Каждый вектор имеет свой определенный набор свойств и желаний.

Ребенок рождается с уже заданными от природы векторами, которые находятся в неразвитом состоянии. До окончания пубертата, то есть переходного периода, у детей должно произойти развитие психики — свойств, заданных векторами. Дальше уже идет реализация того, что развилось. Для успешного созревания ребенка необходимы благоприятные условия, они же помогают ему учиться.

Что имеется в виду под «благоприятными условиями»? У человека, как и у животного, есть базовая задача – сохранить свою целостность или, другими словами, жизнь. Взрослый человек способен сохранить себя сам. Что касается ребенка, то для него до 16 лет главным гарантом безопасности является мама. Именно она дает чувство защищенности, которое не имеет ничего общего с материальными вещами. Никакие дорогие игрушки, красивые коляски, модные вещи, красочные книжки не заменят его. Ощущение защищенности и безопасности — это и есть та среда, в которой ребенок сможет развить свои природные качества по максимуму. Не трудно понять, что нормальное психологическое состояние матери играет здесь наиважнейшую роль и стоит на первом месте как профилактика того, чтобы ребенок не стал плохо учиться.

Почему ребенок стал плохо учиться? Такие разные дети

Да, дети разные. Один шустрый, быстро запоминает, быстро пишет, сообразительный, любит соревноваться — имеет кожный вектор в своей психике. Другой спокойный, внимательный, не спеша думает, вникает во все детали, не любит соревноваться — имеет анальный вектор. А третьего вообще не поймешь: у него своя дорога, и он не прислушивается к замечаниям, делает только то, что ему интересно, независимый — уретральный вектор.

Кожный, уретральный, анальный, а также мышечный являются нижними векторами. Они отвечают за либидо, адаптацию и сохранение жизни. Верхние вектора – зрительный, обонятельный, оральный, звуковой. Они задают направление, формируют интеллект. Психика современного человека состоит в основном из 4-5 векторов, следовательно, и свойства всех этих векторов будут проявлены.

Например, анально-зрительный ребенок имеет свойства двух векторов. Анальный вектор дает хорошую память, усидчивость, внимательность. А зрительный вектор наделяет человека образным интеллектом, огромной способностью к познанию. Поэтому такие дети при благоприятных условиях прекрасно учатся, побеждают на олимпиадах, заканчивают школу с золотой медалью, университет с красным дипломом. И в дальнейшем могут стать лучшими профессионалами.

Но если условия, в которых находится ребенок, оставляют желать лучшего, если он теряет чувство защищенности и безопасности, то его свойства не могут развиваться в полной мере. Малыш будет испытывать стресс на бессознательном уровне и плохо учиться, потому что все силы будут уходить на нейтрализацию негативных факторов. Последствием этого могут быть и неадекватное поведение, и различные психосоматические заболевания.

Отличник в первом классе плохо учится во втором?

Индивидуальные занятия с детьми позволяют мне установить близкий контакт с учениками, их родителями и увидеть ситуацию в семье изнутри. А понимание глубинных бессознательных процессов, происходящих в психике ребенка, позволяет выявить причину многих проблем, в том числе, почему ребенок плохо учится в школе.

У меня есть прекрасный ученик Слава, обладатель кожного, анального и зрительного векторов. О нем я писала здесь. Я начала заниматься со Славой, когда он был во втором классе. Прекрасная память, сообразительность, усидчивость, прилежность – это именно те качества, которые помогают мальчику отлично учиться. Он любит читать энциклопедии, поэтому часто удивляет меня своей эрудированностью. Я была также довольна его успехами в изучении иностранного языка. По результатам он намного опережал других ребят-второклассников.

Мы встретились в новом учебном году, в третьем классе. И здесь меня ждало разочарование. Куда делась быстрота реакции, сообразительность, прекрасная память? Слава скатился на уровень среднего ученика. Я недоумевала, почему ребенок стал плохо учиться в школе. Сначала предположила, что не вошел в ритм после летних каникул. Но и через 2 месяца результат был такой же. Более того, появились проблемы в дисциплине: несделанные домашние задания, потерянные тетради и так далее. Казалось, он не хочет учиться…

Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана помогли мне расставить все по местам.

Ребенок стал плохо учиться, что делать? Эх, мама, мама…

Чтобы разобраться, почему ребенок стал плохо учиться, напишу немного о ситуации в семье Славы. Мама с папой в разводе. Занимались мы с ним у его прадедушки и прабабушки, и у них же Слава часто жил. Маме некогда, говорил Слава, у нее много дел. Но мама присутствовала в его жизни, это было видно. Малыш часто рассказывал про их совместные походы в кино, говорил о том, что мама готовит, что говорит.

На следующий год мы уже встретились в квартире мамы. Оказалось, что у Славы появился новый папа. Я порадовалась, наконец-то он будет жить в семье. Но все быстро закончилось. В связи с непредвиденными обстоятельствами маме пришлось уехать, и вот опять мы занимаемся у прадедушки и прабабушки.

Не буду вдаваться в подробности всех жизненных перипетий этой семьи. Для меня было очевидным, что все это неблагоприятным образом отразилось на состоянии Славы. Как следствие, ребенок стал плохо учиться.

Не сразу я поняла, что происходит. Поэтому пыталась воздействовать на Славу разными методами: пробовала ставить двойки, чтобы стимулировать его к учебе, вела беседы. Но безрезультатно. Видно было, что мальчик старается, ему хочется и порадовать меня, и похвастаться успехами перед бабушкой, но что-то ему мешает это сделать.

После очередного невыполненного задания я поняла, что это не банальная лень или нежелание учиться. И неожиданно сказала: «Тебе, наверное, очень тяжело, малыш. Понимаю. Мама ведь не всегда рядом». Слава поднял на меня глаза и… заплакал. Увидеть слезы у этого мальчишки было для меня сюрпризом. Он ни разу, ни при каких обстоятельствах не показывал своего расстройства. Очень спокойное ровное отношение ко всему. А тут… Совсем, видимо, несладко ему живется. Что тут удивляться, что ребенок стал плохо учиться.

Конечно, сам мальчик не сможет объяснить, что с ним происходит, он этого не осознает. Он просто чувствует дискомфорт от того, что мамы нет рядом, у мамы проблемы, она нервничает, ей плохо. Малыш переживает стресс от потери чувства защищенности и безопасности, и это отражается на его состоянии и, как следствие, учебе.

Ребенок плохо учится. Он ушел в себя. Приходите завтра

Приведу еще один случай из практики, который наглядно показывает роль родителей в том, что дети плохо учатся в школе. Об этом мальчике я писала здесь.

В этом году Вадим радует меня своими успехами. Хотя он так же периодически зависает на уроках. Но я стараюсь показать ему, что понимаю его. И мы даже можем посмеяться над ситуацией. Например, я что-то объясняю и замечаю, что Вадим ушел в себя. Я замолкаю и жду. Тишина может длиться от 15 до 30 секунд. Потом он вздрагивает, ойкает, приходит в себя, извиняется, говорит, что немного задумался. Обычно я отвечаю: «Ничего страшного. Я тебя жду». Эти слова его немного веселят, и мы продолжаем дальше.

А ведь можно было реагировать по-другому на эти зависания. Так, как часто делают учителя и родители, не знакомые с системно-векторной психологией, жалуясь, что ребенок не слышит их и потому плохо учится в школе. Они не знают, что такой уход в себя является свойством звукового вектора и показывает, что в повседневной жизни он испытывает сверхдавление, которое не может адаптировать. Можно было кричать, читать нотации, трясти. Но это только ухудшало бы ситуацию.

Ребенок плохо учится? «Я не хочу, но я всё слышу…»

Как я уже писала, в семье Вадима не самая лучшая обстановка для звукового ребенка. Я была свидетелем только пары случаев, когда родители разговаривали на повышенных тонах. Более того, папа говорил не только очень громко, но и грубо. Для ребенка со звуковым вектором это является сверхдавлением на его сверхчувствительную зону – уши.

В этом году у Вадима были проблемы с домашними заданиями, ребенок стал плохо учиться в школе.Кожно-анальный мальчик со звуковым и зрительным векторами очень быстро схватывает новый материал. На объяснение я трачу мало времени. Интересно наблюдать, как он хочет учиться, как начинает строить причинно-следственные связи (это свойства кожного вектора), задавая уточняющие вопросы (свойства анального вектора), и пытается сложить четкую картинку нового грамматического материала (зрительный вектор).

Затем мы приступаем к упражнениям. Проблем нет. Все ясно и понятно. Задаю домашнее задание. Но на следующий урок его проверка показывает, что материал не усвоен, очень много ошибок. Ну что ж, все бывает. Нужно время, чтобы все хорошенько уложилось. Еще раз повторяем, еще раз объясняю. Опять все хорошо, проблем нет. Задаю домашнее задание. На следующий урок все повторяется: огромное количество ошибок.

И так у нас продолжалось 4 занятия. Да, тема была не самая легкая, да, не всегда все получается сразу. Но с Вадимом если такое и было, то не так долго. Почему ребенок плохо учится?

Наконец, пришло понимание, что здесь что-то не так. Я начала спрашивать, как Вадим делает мои домашние задания. Оказалось, иногда это происходит в спешке. Поговорили с мальчиком об умении концентрироваться, о спокойной обстановке, чтобы было время, и не надо было никуда спешить.

И вот я проверяю домашнее задание в очередной раз и не могу сдержать возглас досады: «Опять куча ошибок! Да что же это такое!» Хочу понять, почему ребенок плохо учится. Смотрю на Вадима, а у него в глазах слезы: «Я все сделал, как вы говорили… Я…я концентрировался, но… я не мог сконцентрироваться… Знаете, как трудно это сделать, когда мама с папой ругаются, они так сильно кричат, что я не могу думать».

Вот и вся разгадка. Причина не в лени, не в нежелании учиться, а в родителях, которые решают свои проблемы и не знают, как это влияет на их ребенка.

Непередаваемое ощущение – понимать своего ребенка, понимать глубинные процессы, происходящие в его психике, увидеть в его глазах благодарность за это понимание.

Чтобы стать хорошими родителями, создать благоприятные условия для полноценного развития своих детей, не нужно заканчивать высшие учебные заведения. Сегодня достаточно пройти тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация здесь.

Автор: Наталия Свиридова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия БурланаРаздел: Педагогика

19 Апр, 2016 Комментариев: 2 Просмотров: 10647

svp.expert

Ребенок плохо учится в школе: что делать родителям

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня предлагаю поговорить на школьную тему. Учебный год только недавно начался, поэтому, опираясь на свой опыт работы в школе, я хочу предвосхитить вопросы о школьной успеваемости. В этой статье отвечу на наиболее популярный вопрос от родителей: «Ребенок плохо учится в школе. Что делать?»

Уж точно не кричать и не готовить ремень. Поверьте, этим делу не поможешь. Но что же тогда? Прежде чем отвечать на вопрос «Что делать?», сначала надо разобраться в причинах происходящего. Почему ребенок плохо учится?

Краткое содержание

Причины школьной неуспеваемости

Основные причины я бы разделила на три основных типа:

  • Состояние здоровья ребенка;
  • Личностные качества;
  • Социальные факторы;

Здоровье ребенка

В первом классе обычно вопросов по школьной неуспеваемости у родителей не возникает, т.к. в первом классе не ставят оценок. Очень редко учитель может сказать об отставании ребенка по программе, хотя и такое иногда бывает. В большинстве случаев ребенок начинает плохо учиться во 2 классе и позже. С чем это может быть связано?

С ослабленным состоянием здоровья или наличием каких-либо особенностей в развитии. Дети, которые часто болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, и начинают потихоньку отставать по программе. Здесь, конечно, не обойтись без консультации врача педиатра и закаливающих процедур.

Для детей с особенностями в развитии (задержка психического развития, дети с нарушением зрения или слуха, детский церебральный паралич и т. д.), даже если они поступили в общеобразовательную школу и обычный массовый класс (инклюзивный), должна быть выбрана и простроена специальная программа обучения.

Усталость и астенические симптомы у ребенка также являются фактором, способствующим плохому обучению ребенка в школе. Обратите внимание на нагрузку ребенка. Не слишком ли она велика? Сейчас вокруг столько возможностей для дополнительного образования и развития ребенка, что мало какой родитель не пытается воспользоваться этой возможностью.

Правда, как здорово, когда помимо основной программы в садике или школе можно позволить ребенку получать новые знания, навыки и умения в разных кружках, секциях и на дополнительных занятиях. (Подробнее о выборе секции и кружков для ребенка вы можете прочитать в этой статье.) Но иногда такая нагрузка на ребенка может вызывать у него усталость и истощение.

Посмотрите на график занятий ребенка. Загружен ли ваш малыш? А может быть вы думаете, что его это не сильно выматывает? Возможно, стоит исключить английский 3 раза в неделю или оставить танцы 2 раза в неделю, но отменить фигурное катание?

Но прежде, чем отменить вообще все занятия, посмотрите, а как он на них занимается? Приносят ли они ему то удовольствие, которое он не получает от занятий в школе? Успешен ли он в своем кружке? Ели да — то отменять их не стоит.

Тогда его мотивация к дальнейшей учебе и его самооценка могут сильно пострадать. А если вы решили, что занятия музыкой, например, приносят ему удовольствие, но они слишком частые (5 раз в неделю), вы можете их просто сократить до 3-х раз, например.

Усталость, сонливость, простудные заболевания — ни для кого не секрет, что все это влияет на работоспособность малыша. Как бы ни банально звучало, но «В здоровом теле — здоровый дух!». Здоровый ребенок может справиться с задачами, которые перед ним ставятся. Причем здоровый не только физически, но и психически.

Личностные качества ребенка

Здесь может быть несколько причин, приводящих к возникновению проблем с учебой:

Ребенок был не готов к поступлению в школу

Причем здесь я бы тоже выделила 2 пункта:

  1. При поступлении в 1 класс у ребенка не была сформирована ВПШ. ВПШ — это внутренняя позиция школьника, внутренняя готовность к поступлению в школу. Сейчас очень часто детей начинают обучать прямо с пеленок. Все знают, что к школе ребенок должен уметь читать, писать, быть физически подготовлен. Подробнее о готовности ребенка к школе рассказано в этой статье. Но также, я бы даже сказала, более важна его психологическая готовность к школьному обучению, на которую зачастую не обращают внимание. И тогда в первом классе малыш кое-как адаптируется, но со 2 класса начинает плохо учится. Так как у него нет учебной мотивации, а до сих пор главенствует игровая форма деятельности. Подробнее о психологической готовности к школе читайте в этой статье. Или (сейчас будет несколько «умных» слов) у него не созрела подкорковая структура мозга, отвечающая за произвольность. Простыми словами — за силу воли, за терпение, что так необходимо в процессе обучения. Тогда психологи советуют не торопить его с выполнением заданий, а дать время на адаптацию.
  2. Педагогическая запущенность. Это тоже может быть причиной проблем с учебой. И эта причина присутствует отнюдь не только в семьях алкоголиков и дебоширов, нет. Зачастую такую ситуацию можно наблюдать и в приличных семьях, в которых хорошо зарабатывающие интеллигентные родители желают своим детям только самого лучшего.

Вот два примера:

  • Семья фермеров. Ребенку 8 лет. Он умеет копать, водить трактор, знает основу ремёсел, но не умеет читать. Отец с рождения прививает ему навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни фермера, ставя это на первое место. А на знакомство с азбукой времени попросту не хватает.
  • Семья городская. Папа работает директором фирмы, мама домохозяйка, есть возможность нанять и няню, и репетиторов. Но родители не хотят. В школе должны учить, говорят они. Пусть хоть до школы отдохнет и делает все, что захочет, потом жизнь и так научит. А мы даем нашему ребенку счастливое и беззаботное детство.

Звучит и правда красиво, согласны? Правда, это все иллюзии. Во-первых, за обучение в школе отвечают не только учителя, но и родители. Во-вторых, в реальной жизни школа берет уже подготовленных детей.

Эмоциональное состояние ребенка. Ребенок встревожен или возбужден

Это очень обширная причина. Ребенок может быть напуган изменениями в семье (развод, рождение брата/сестры, переезд, смерть близкого и т. д.). Что-то произошло в его жизни, что сильно его напугало. Или он остро переживает подростковый период (неразделенная любовь, отношения со сверстниками, конфликты с родителями) и т. д.

Конечно, как вы сами понимаете, в этот период ребенок совсем не хочет учиться. Для него сейчас более важны другие задачи. Здесь взрослый может помочь решить те проблемы, которые возникли перед ребенком и только потом наладить учебу.

К сожалению, часто слышу от родителей и от учителей, что вся эта неразделенная любовь или переезд — «Все это глупости!», «Быстрее включайся в учебу!». Поймите, он не может этого сделать. Поставьте себя на его место. И помогите справиться со шквалом чувств, которые в нем кипят.

Иногда ребенок начинает плохо учится, чтобы привлечь к себе внимание со стороны родителей. Возможно, ему сейчас не хватает вашей поддержки? Или он протестует против слишком большого количества запретов в его жизни и делает все наперекор? Или он понимает, что «стать отличником» — это нереализованная мечта мамы, которую теперь должен воплотить в жизнь он?

Социальные причины

Конфликты в школе

Не сложились отношения с классом. Например, обзывают и считают белой вороной. Когда тебя весь класс дразнит, то на уроке совсем не думается о примерах. Скорее всего, в голове сидят такие мысли: «как бы поскорее уйти домой?», «почему они на меня взъелись?», «как им отомстить?».

Или конфликт с учителем. Учитель просто невзлюбил ребенка. Придирается и вместо того, чтобы помочь разобраться в предмете, шпыняет и, наоборот, заваливает сложными заданиями. Есть учителя от Бога. А есть и обычные люди, которые иногда тоже могут срываться. И в этом варианте это отражается на наших с Вами детях.

Не подходящая программа

Она может быть, как слишком простой, так и наоборот, слишком сложной. Ребенку скучно. Это может произойти по нескольким причинам.

  • Малыша слишком рано начали обучать/развивать. Он в три года учил буквы. И сейчас ему эта деятельность не интересна, процесс обучения неприятен, хочется играть.

В данном случае, ребенку надо дать возможность «наиграться» вдоволь. Не запрещать игры, а поощрять и развивать их, постепенно, очень постепенно переводя на учебную деятельность.

  • Ребенок быстро схватывает и легко осваивает школьную программу. Тогда на уроках, если нет индивидуального подхода, он постепенно начинает считать ворон. Ведь задачи ему уже кажутся слишком простыми и неинтересными. И тогда, когда программа усложняется, он не успевает подключиться и постепенно скатывается на двойки и тройки.

Итак, на вопрос «Почему ребенок плохо учится?» мы с вами постарались ответить. Причина может быть одна, а может и несколько. Например, ребенок вступил в подростковый период, напряжен, а тут еще и новый учитель по математике, который изменил программу и систему оценок.

Ребенок плохо учится в школе: что делать?

Теперь возникает следующий закономерный вопрос: «А что же с этим делать?»

  1. Принять. Вне зависимости от возраста ребенка, учится он во 2 классе или в 10, необходимо вернуть ему чувство уверенности и спокойствия. В первую очередь постараться гармонизировать отношения внутри семьи. Криками и руганью, и тем более шлепками и подзатыльниками за очередную «двойку» поверьте, проблему не решишь.

    Кстати, рекомендую каждому родителю посетить "Сайт детского психолога«. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.

    И даже наоборот, тем самым можно только усугубить ситуацию, развивая негативное отношение к учебе и подрывая доверие у ребенка к родителям. Знаю, что все вышеописанные действия родители совершают только из благих намерений и от того, что уже не видят другого способа. Главное, что сохранит мир в семье: «Ребенок должен знать, что его любят всегда!» Злой он или нет, получил он двойку или пятерку, подрался или выучил стих, родители его любят всегда! Ведь это так? Скажите ему об этом. Это придаст ему уверенности в себе, сколько бы ему не было лет.

  2. Найти вместе причину.Вы можете обсудить это вместе с ребенком. Вы можете поговорить с классным руководителем и учителями. Вы можете обратиться за консультацией к школьному психологу. Сегодня в каждой школе должен работать психолог, который посоветует алгоритм действий в каждой конкретной ситуации. Возможно, он сможет провести первичную диагностику и посмотреть на ситуацию с новой стороны.
  3. Снизить нагрузку. Когда ребенок начинает плохо учиться, существует соблазн нанять ему несколько репетиторов и максимально посвятить время «натаскиванию» по предметам. Прошу Вас, остановитесь! Вашему ребенку в школе сейчас и так не просто. Постарайтесь, наоборот, по возможности снизить нагрузку. Сначала разобраться с наиболее важными задачами, а потом уже постепенно начать изучать материал по другим темам.Здоровый и крепкий сон, отдых, прогулки на свежем воздухе, правильное питание — важно для любого человека. Особенно для детей. Посмотрите, высыпается ли он или сидит допоздна с уроками? Часто ли гуляет? Или большую часть времени проводит перед компьютером? Кстати, почитайте статью о компьютерной зависимости у детей. Как ее распознать и как уберечь ребенка?
  4. Хвалите и поощряйте. Причем не за положительные оценки, а за его усердие, за его старания. Важно не чтобы он стал отличником, а чтобы ему стал интересным процесс обучения. Важны знания, а не оценки. Хвалить не за победу в соревнованиях среди сверстников, а за достижение новых более высоких собственных результатов. Сравнивать только с самим собой. Похвала поможет поднять его самооценку, а ругань только закроет его еще больше в себе.
  5. Помощь. Помогите ему разобраться с домашними заданиями, но помните, что это его ответственность. Не стоит сидеть рядом с ним и проверять каждый пример. Может быть, кто-то удивится и даже возмутиться. Скажет: «Как же так, если я рядом не буду стоять с ремнем, он вообще ничего тогда не сделает.» Поймите, это его задача — сделать уроки. Это его ответственность. Задача родителя — помочь разобраться, если что-то непонятно. Помочь и отойти. А не стоять над ним 2 часа.

А если ему не хватает вашего внимания? Подумайте, какая в этом выгода для него? Он плохо учится, вы забрасываете личные дела, и все свое время проводите с ним, пытаясь разобраться с уроками. Не в этом ли причина? Помогайте, но не делайте все за него.

Краткий итог: если ваш ребенок стал плохо учится, не спешите ругать его. Постарайтесь понять, почему это происходит? Что его отвлекает и беспокоит? Помните, объединяя усилия, а не конфликтуя, вы сможете быстрее найти решение в любой ситуации.Посмотрите видео «5 двоечников, добившихся успехов»:

Напишите в комментариях — как вы лично справляетесь с проблемами в обучении ваших детей? Какие методы из описанных применяете? А, может быть, у вас имеются какие-то свои фишки? Поделитесь с нами! И понажимайте кнопочки соцсетей — расскажите о статье друзьям).

Автор: психолог Валентина Данилова

Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!

malishandriya.ru


Смотрите также