Ребенок в 3 месяца: способности и умения крохи. Ребенок ходит в 3 месяца


Ребенок ходит на цыпочках: причины и что делать

Если малыш встает на носочки и ходит на цыпочках, можно расценивать это как игру. Однако, если это повторяется регулярно, при этом ребёнок не может полноценно наступать на стопу и нормально ходить, это говорит о каких-либо проблемах или отклонениях. Отметим, что ходьба на цыпочках часто встречается у детей до трех лет, когда двигательные навыки только формируются. Но если такое явление наблюдается и после 4-5 лет, нужно обязательно обследовать малыша у невропатолога.

Отметим, что далеко не всегда ходьба на цыпочках говорит о заболеваниях и патологиях даже у детей старше пяти лет. Как показывает статистика, 5% малышей во всем мире периодически ходят на цыпочках и делают это без причины, потому что это им нравится. Когда ребенок начнет ходить, он выбирает удобную позицию. Часто этой позицией является ходьба на цыпочках. Как правило, к 5-6 годам он самостоятельно избавляется от привычки. Давайте подробнее разберемся, почему ребенок ходит на цыпочках. И узнаем подробнее, как исправить неправильную походку.

Причины хождения на носочках

  • Когда ребенок начинает ходить в 1 год и чуть старше, он выбирает более удобную позицию. Иногда это становится ходьба на носочках. Не переживайте, совсем скоро он научится ходить и на стопе. Для детей в 2-3 года периодическая ходьба на носочках – нормальный процесс;
  • Если маленький ребенок иногда становится на цыпочки и при этом может легко встать на полную ступню, не стоит беспокоиться. Такое поведение связано с любознательностью малышей, игрой, подражанием взрослому или стремлением стать выше;
  • Еще одна причина – гиперактивность, при которой дети становятся на носочек и начинают бегать на цыпочках. Так затрачивается больше энергии, а малыш быстрее устает. Для гиперактивного крохи педиатры рекомендуют увеличить физические нагрузки;
  • Частое применение ходунков при первых шагах усложняет ходьбу ребенка. Малышу трудно ставить стопу по-другому. Современные педиатры советуют отказаться от использования ходунков, так как это устройство замедляет двигательные навыки и развитие устойчивости. Младенец не прикладывает собственные усилия, чтобы ходить и стоять. В результате он не держит равновесие, не ориентируется в пространстве и начинает ходить гораздо позже рекомендованного срока. О плюсах и минусах использования ходунков читайте здесь;
  • Мышечная дистония – неравномерное и сильное напряжение мышц. Такое заболевание лечится при помощи специальной гимнастики, физических упражнений и массажа. Оно постепенно проходит по мере развития грудничка, когда тот начинает ползать, ходить на четвереньках, вставать и лазать;
  • Родовая травма часто влияет на мозговую деятельность ребенка и приводит к негативным последствиям. Но подобную проблему выявляют сразу после рождения. Заболевание требует специального лечения и наблюдения у врача;
  • Психологические проблемы и внутренний дискомфорт крохи тоже могут повлиять на ходьбу. В таком случае он может подсознательно встать на цыпочки и ходить так, будто крадется;
  • Если ребенок ходит на цыпочках постоянно уже в более старшем возрасте 4-5 лет, причиной могут быть различные тяжелые неврологические заболевания. Прежде всего, это развитие детского церебрального паралича (ДЦП) или пирамидальная недостаточность.

Как определить патологию

Регулярное наблюдение у врача поможет установить причину неправильной походки и своевременно распознать заболевание. Каждая патология, кроме неправильной походки, сопровождается еще и другими симптомами. При регулярном обследовании у специалиста и внимательном наблюдении за развитием малыша определить неврологическое заболевание можно на ранней стадии уже сразу после рождения ребенка:

  • К первым признакам мышечной дистонии относят повышенный или пониженный гипертонус мышц. Малыш неадекватно реагирует на свет и звук, руки и ноги при этом прижаты к телу. Грудничок часто запрокидывает голову назад, не может захватить игрушку и перевернуться на животик после трех месяцев. Ребенок находится в вялом либо, наоборот, слишком возбужденном состоянии. Наблюдается задержка в умственном, психическом и физическом развитии;
  • Пирамидальная недостаточность – нарушения элементов нервной системы, которые отвечают за двигательные функции. В раннем возрасте 2-3 месяцев она определяется дрожанием подбородка, рук и ног, запрокидыванием головы и неуверенным управлением пальчиками, поджиманием пальцев ног. При обучении ходьбе малыш не может полноценно стоять. Он не умеет захватывать и держать предметы, ходит только на цыпочках;
  • Первые признаки ДЦП у новорожденного в возрасте до одного месяца проявляются в том, что он не моргает в ответ на шум или громкий звук. В четыре месяца он не поворачивает голову и не тянется за игрушкой, в семь месяцев – не сидит без поддержки, в год – не произносит слоги и слова, не ходит, совершает движения только одной рукой. Для такого малыша характерны слишком медленные или, наоборот, слишком резкие действия. Иногда наблюдаются судороги, косоглазие, проблемы со зрением и/или со слухом.

Таким образом, определить патологию легко можно к трем месяцам. Что должен уметь грудничок в три месяца, читайте по ссылке http://vskormi.ru/children/razvitie-rebenka-v-3-mesyatsa/.

Патологии, при которых ребенок ходит на цыпочках

Заболевание Описание Симптомы
Мышечная дистония Большое и неравномерное распределение напряжения в мышцах, часто наблюдается у грудничков; если запустить заболевание, в 2 года у ребенка появляется сколиоз, косолапость, кривошея Грудничок пожимает пальцы на ногах, не может держать голову и хватать игрушки или предметы, позднее срока стал переворачиваться на животик
Детский церебральный паралич Тяжелое заболевание, связанное с поражением головного или спинного мозга; в данном случае наблюдаются двигательные расстройства, иногда нарушение психики и задержка умственного развития Гипертонус мышц, ребенок сильно отстает в физическом развитии, не может ставить ногу на полную стопу, нарушается слух и/или зрение, иногда наблюдаются судороги и косоглазие
Пирамидальная недостаточность Нарушение функционирования нервной системы, которая возникает из-за родовой травмы шейного отдела позвоночника; наблюдается гипертонус мышц стопы и икры, гипоксия мозга Малыш запрокидывает голову назад, не может держать и удерживать игрушки (тремор рук), замедленное физическое развитие и нарушение походки, дрожащий подбородок

Неправильная ходьба без патологий и заболеваний

Если малыш хорошо развивается без задержек и нарушений в координации движений, спокойно передвигается на полной стопе, то проблем со здоровьем нет. Кроха в этом случае иногда может вставать на носочки ради интереса или игры.

Но важно, чтобы малыш не привык к такому хождению. Неправильная походка вызывает осложнения, среди которых задержка физического развития, искривленный позвоночник и неправильная осанка, косолапость и кривошея.

Кроме того, если малыш начал ходить на цыпочках постоянно, стопа лишается опоры на пятку. В результате пятка теряет функции, не развивается и не растет, а передняя часть стопы непропорционально увеличивается и растаптывается. Это приводит к тому, что определенные мышцы ног не могут нормально сокращаться.

Если ходьба на цыпочках не связана с заболеванием, применяют несколько различных способов исправления походки. Давайте рассмотрим, как отучить ребенка ходить на цыпочках и научить малыша правильно ставить ножку.

Как исправить походку ребенка

  • Покупайте обувь с закрытым носком и твердой пяткой на тугих липучках или со шнурками. Такая обувь должна крепко фиксировать стопу;
  • Больше гуляйте и уделяйте время активным занятиям. Ходьба, бег и прыжки способствуют усталости ног и задействуют различные мышцы, дают необходимую нагрузку;
  • Плавание и занятия в воде расслабляют мышцы и развивают правильную координацию движений, помогают справиться с гипертонусом и укрепляют иммунитет. Много полезных упражнений вы найдете в статье “Плавание с грудничком в ванне и бассейне”;
  • Для развития ступней и мышц ног ребенка после двух лет можно посадить на детский самокат, а после 3-4 лет – на велосипед. Педали и поверхность самоката провоцируют ставить ногу полной ступней;
  • Лечебная гимнастика и массаж, физиотерапия – основное лечение при гипертонусе мышц. Упражнения разрабатывают голеностопный сустав, укрепляют связки и растягивают икроножные мышцы. Такие занятия разрешены для детей уже с трех месяцев. Наряду с массажем и физиотерапией для лечения гипертонуса врач может назначить электрофорез;
  • Врач может назначить специальные парафиновые сапожки. Это повязки из марли, которые пропитывают озокеритом или парафином. Данная процедура противопоказана детям с сахарным диабетом и склонным к заболеваниям сердца или сосудов;
  • Хвойные, солевые и травяные ванны расслабляют мышцы грудничка и способствуют решению проблемы гипертонуса. Для ванночки используют настои или отвары из пустырника, ромашки, череды и лаванды, а также морскую соль. Такие процедуры полезны для грудничков после 3-4 месяцев. Они не только снимают гипертонус, но и налаживают сон, устраняют раздражение с кожи, помогают устранить опрелости. Хвойные ванны для грудничка можно вводить после полугода.

Гимнастика и массаж в домашних условиях

Многие родители задаются вопросом, что делать, если ребенок ходит на цыпочках. При отсутствии патологий и серьезных заболеваний врач назначает лечебную гимнастику и массаж, которые можно делать дома. Данная гимнастика включает комплекс легких упражнений, в который входят подвижные игры и прыжки. Кстати, прыжки и лазанье прекрасно помогают наладить правильную походку.

Избавиться от привычки ходить на носочках поможет регулярная ходьба по мягкой и наклонной поверхности, на внутренних и внешних стопах, на пятках, по-утячьи и вприсядку. Такие упражнения задействуют голеностоп и икроножные мышцы, которые очень важны для ходьбы. Главное выполнять занятия регулярно.

Прекрасно помогают занятия на фитболе, которые можно начинать уже на третью-четвертую неделю после рождения! Они устраняют гипертонус мышц и укрепляют костный скелет, формируют правильную осанку и нормализуют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, улучшают пищеварение и даже выполняют функции массажа. Кроме того, покачивания на мяче расслабляют и успокаивают кроху.

Чтобы исправить походку, ставьте кроху на фитбол ножками и перекатывайте мяч назад-вперед. Регулярно делайте массаж ножек, разминая пальцами стопы и икроножные мышцы. Не забывайте о плавании и купании в ванночках с добавлением отваров или настоек.

vskormi.ru

что делать, как научить ребенка ходить?

Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает первые самостоятельные шаги. И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

Оглавление: Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить? Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук? Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно? Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне. Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
  2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
  3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
  4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

К основным психологическим факторам относятся:

  1. Страх падения. Это одна из самых распространенных причин, по которой физически здоровые детки отказываются делать самостоятельные шаги. Данная проблема обычно возникает после того, как малыш уже пытался сделать первые шаги, но упал и сильно ударился. В результате он выбирает для себя наиболее безопасный путь – ползание или хождение за ручку.
  2. Лень. В последние годы эта причина встречается все чаще, поскольку на рынке появляется все больше различных приспособлений для малышей, которые хоть и немного, но все же облегчают жизнь мамам на определенном этапе. Наибольшей популярностью у родителей пользуются ходунки, в использовании которых имеется достаточно много спорных моментов, но негативных все же больше. Так, при их использовании оказывается сильное давление на опорно-двигательный аппарат ребенка. Кроме того, из-за того, что в них малышу гораздо проще передвигаться, он начинает лениться ходить самостоятельно. Когда родители решают забрать ходунки у чада, чаще всего, он выбирает более безопасный и легкий способ передвижения – ползание.

Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

  1. Проблемы с моторным развитием, мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
  2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен. Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

  • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
  • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

  1. Не показывайте в присутствии малыша своих переживаний по данному поводу. Волнение родителей передается ребенку, и он становится еще менее уверенным в себе.
  2. Не ругайте, не кричите и не стыдите малыша. Подобное эмоциональное давление «загоняет» ребенка в стрессовое состояние, и у него может сформироваться негативное отношение к процессу хождения.
  3. Не держите ребенка в «ограниченном» пространстве (к примеру, в манеже, ходунках). Поскольку, привыкая к определенным рамкам, малыш начинает испытывать страх перед большими расстояниями. Различные приспособления, конечно же, приходят на выручку молодой маме, но злоупотреблять ими все же не стоит.  

Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры. Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером. Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

  • педиатра, который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
  • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
  • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

Обратите внимание

Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

  • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

Важно

Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.   

Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

1,828 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Загрузка...

okeydoc.ru

Ребенок в 1 год не ходит! Почему? Что делать?|Ребенок до года

Большинство родителей уверены, что дети годовалого возраста должны уже ходить. Каково же их удивление и разочарование, когда на первом дне рождения ребенка они вынуждены его носить на руках. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Неврологи говорят об определенной индивидуальности развития крохи, но, если малыш в годик не стоит на ногах, сами же ставят диагноз «задержка в развитии» и назначают применение многочисленных лекарственных препаратов. Почему ребенок в год не ходит? Что делать и как ему помочь?

Почему не ходит в годик?

Ребенок должен начать ходить до 1,5 лет от своего рождения – это нормы, которые должны соблюдаться и не вводить в паническое состояние родителей при отсутствии рассматриваемых навыков. Если же кроха в 1,5 года не делает и нескольких шагов – это говорит о наличии серьезной патологии опорно-двигательного аппарата. В таких случаях ребенок физически не может устоять на ногах.

Если же кроха в годовалом возрасте делает хоть какие-то попытки ходить, паниковать не следует. Малыш развивается нормально. Об отставании в развитии можно говорить лишь по достижении 1 года 2-3 месяцев – как правило, к этому времени все дети начинают ходить.

К причинам подобного промедления относят:

  1. Произошедшее поражение клеток головного мозга – гипоксия плода, что встречается сейчас с частотой 1 гипоксия на 3 беременности. Гипоксия в любой степени влечет опоздание в развития вследствие определенного ряда причин, которые следует выяснить путем комплексного обследования. При постановке подобного диагноза еще во время беременности молодые родители уже должны понять, что для нормального развития необходимо принимать определенные меры и не затягивать с лечением.
  2. Индивидуальные особенности ребенка – в силу определенных обстоятельств у крохи не получается ходить. Здесь выделяют:
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата в силу плохого питания или малого движения со стороны самого крохи;
  • ребенок попросту «засел» в ползании, что перестал обращать внимания на свои уже развившиеся возможности;
  • у ребенка отмечается слабый тонус мышц, что также является следствием плохого питания, кровообращения, гипоксии.

Удивительно, но ребенок может просто бояться начать ходить. Зачастую это происходит вследствие ранних попыток ходьбы, окончившихся падением. Искоренить страх ходьбы у малыша будет довольно сложно. Сами же неврологи в этом случае советуют не беспокоить ребенка некоторое время – 1-2 месяца. Этого времени должно быть достаточным, чтобы малыш забыл о падении и попробовал отправиться в путь снова.

Как помочь ребенку?

Особенную роль в воспитании детей играют ходунки. Да, это полезно малышу – так, он больше двигается и осваивает пространства. Да, это несравненная помощь маме – ей не приходится находиться в неудобном положении и самостоятельно придерживать ребенка. Но! Подобные методы ходьбы могут сыграть злую шутку. Во-первых, малыш может привыкнуть к ходункам и просто отказаться ходить самостоятельно. Во-вторых, во время просиживания и представленного способа хождения задействованы сами ноги. Что же касается всего туловища и укрепления позвоночника, «взаимодействия» позвонка с ногами – говорить вовсе не приходится. Соответственно, должного развития и укрепления мышц спины и ног, что необходимо для нормальной ходьбы, не происходит.

Бабушки и опытные неврологи и педиатры советуют сооружать малышу нечто подобия «поводка» – возьмите большую пеленку или простыню. Обмотайте ею туловище ребенка, оставив большой конец, за который будут держаться родители, и отправляйтесь в путь. В этой ситуации малыш самостоятельно встанет на ножки (ну или попытается это сделать), а родители вовремя поддержат «неваляшку» в необходимом положении.

С той же целью в детских магазинах предлагаются молодым родителям вожжи – это специальные ремни, которые поддерживают ребенка. Благодаря представленным аксессуарам малыш сам начинает ходить, а родители его лишь подстраховывают.

Есть много способов научить ребенка ходить. Главное, не перестараться в своих замыслах. При отсутствии физической подготовки малыш не только упадет, но и будет «травмирован». Существует масса примеров, когда кроха начала ходить еще в 7-9 месяцев. Радость родителей в дальнейшем вылилась в печаль. По мере роста у ребенка стали выявлять на обследованиях различные патологии опорно-двигательной системы. Простое плоскостопие или стертые коленные суставы могут стать следствием ранней ходьбы – несформированный опорно-двигательный аппарат попросту не смог справиться с такой нагрузкой и большим весом. Организм должен сам дать знать о готовности его к новым действиям – спешка неумолимо отражается на состоянии здоровья малыша, что определяется в уже большем возрасте.

www.rebenokdogoda.ru

Ребенок 1год 3 месяца ходит

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Особенности развития ребёнка в 1 год 3 месяца

Развитие ребёнка в 1 год и 3 месяца проходит быстрыми темпами. Малыш ходит, карабкается на стулья, слезает с них, начинает осваивать ступеньки. Кроха понимает много слов и выговаривает около десятка. Он может играть с несколькими предметами одновременно, пробует рисовать и лепить из пластилина. Регулярные занятия в виде веселой игры помогут ему лучше узнать мир и научится чему-то новому.

Особенности развития ребёнка в 1 год 3 месяца

Физическое развитие ребенка

В первой половине второго года жизни мальчики весят 9,2-11,5 кг, девочки — 8,5-10,9 кг. Рост мальчиков достигает 76,6-81,7 см, окружность головы — 45,5-48,1 см. Девочки вырастают до 74,8-80,2 см, голова в окружности у них имеет 44,3-47,0 см. Фигура у детей становится все более спортивной. У них пропадает животик, ручки и ножки уже не такие пухлые. Это не удивительно, ведь малыши активно двигаются.

Большинство детей одного года и трех месяцев уже ходят. Если до сих пор малыш не встал самостоятельно на ноги, стоит обратиться к врачу. Некоторые малыши до сих пор комбинируют ходьбу и ползанье, как им удобнее в конкретной ситуации. Они умеют не только заползать на стул и слезать с него. На четвереньках взбираются на лестницу и спускаются с нее. Ребенок легко совершает повороты в любую сторону при ходьбе, и даже при беге. Без проблем наклоняется и поднимается, приседает и садится на попку. Падения у детей после года случаются еще часто, но гораздо реже, чем тогда, когда они делали свои первые шаги.

Малыш пробует пятиться задом, хорошо сидит на детском стульчике. После года следует продумать, как заблокировать дверцы шкафов. Ребенок уже спокойно может их открывать и вытаскивать оттуда вещи. Он прекрасно справляется со своими игрушками. Машинки тащит за веревочку или толкает, мячик бросает и пробует копать ножкой. Карапуз начинает активно пользоваться бытовыми предметами, ест ложкой, пьет из кружки, расчесывает сам волосы. Когда вы собираете его на улицу, помогает засунуть ручку в рукав куртки, обуть ножку в ботиночек.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие

После года у ребенка идет активное развитие речи. Пассивный запас у него достаточно большой, активно он может пользоваться в возрасте 1 год и 3 месяца десятком или двумя слов. Малыш с удовольствием выполняет просьбы родителей показать тот или иной предмет. Часто папа с мамой удивляются, как он запоминает названия. Ведь далеко не все вещи ему специально показывали. Дело в том, что кроха внимательно слушает взрослых, их общение тоже является для него своеобразной учебой. Малыш много разговаривает сам с собой и своими игрушками, повторяя интонации мамы, придумывая свои собственные. Каждый день активный словарный запас детей увеличивается, они постоянно совершенствуют свою лексику.

Игры малыша тоже становятся более сложными. Он уже возит на грузовичке маленьких зверушек и кубики, пробует распределять роли, если мама их ему показывала. Некоторые дети могут сложить устойчивую пирамидку из 3-4 кубиков, правильно вкладывают простые фигуры в нужные места на рамках. Ребенок может рисовать и лепить, что приносит ему несказанное удовольствие. Играют они и с мамой и самостоятельно, при чем самостоятельная игра у них может длится 10-15 минут без перерыва. Многое зависит от характера детей, который ярко проявляется в возрасте после года. Есть малыши спокойные, которые любят тихонько играть, изучать строение игрушек, складывать башенки, возится с машинками. Есть дети, которым больше нравится бегать и заниматься физическими упражнениями.

Ребенок все еще привязан к маме

Изменяется в возрасте одного года и трех месяцев и социальное поведение. Ребенок еще привязан к маме, но уже проявляет больше самостоятельности. Его круг общения, в котором он чувствует себя в безопасности, довольно широк. Включает не только папу с мамой и дедушек с бабушками, но и друзей родителей, которые часто приходят в дом. С новыми людьми малыш ведет себя насторожено, но в присутствии мамы уже пытается навязать контакты. Проявляет интерес к сверстникам, хотя дети в 1 год и 3 месяца еще не совсем понимают, как играть друг с другом. Скорее всего они будут сидеть рядышком, занимаясь каждый своим делом. Попытаются отнимать игрушки или наоборот, делится своими вещами. Иногда лепечут что-то, но это еще не настоящий разговор или взаимодействие.

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца тоже проходит интенсивно. Малыш способен бурно проявлять свою радость при виде знакомых людей. Он с удовольствием собирается на прогулку и приходит в восторг от слова «гулять», или при виде курточки, которую мама снимает с вешалки. Малыши, любящие воду, радостно реагируют на слово «купаться». Дети уже хорошо знают имена близких людей и радостно реагируют на слова «папа», «дедушка», «бабушка». Проявляются у ребенка и негативные эмоции. Он становится капризный, когда хочет добиться своего. Иногда становится упрям, не хочет выполнять просьбы родителей. Малыш еще с трудом контролирует свои эмоции. Насколько они будут положительными, зависит от окружающей обстановки. Если в дома спокойная и радостная атмосфера, ребенка не ругают, он чаще будет веселиться и смеяться. Когда малыш видит ссоры, постоянно злых и нервных папу с мамой, он будет копировать их поведение, станет агрессивным и неуправляемым.

Режим и питание ребенка

Некоторые дети после года еще продолжает есть мамино молоко. Это вполне нормально, сейчас педиатры рекомендуют отлучать детей от груди года в два. Кормление грудью осуществляется 1-2 раза в сутки, утром и вечером. Бывает, что малыши просыпаются, чтобы поесть и ночью. Днем малыш ест 4-5 раз, в его рацион должны входить каши, овощи и фрукты, мяско, яйца, творожок. Молока за день он должен выпивать 500-700 грамм, включая грудное. Если малыш склонен к аллергии, вместо обычного коровьего ему можно дать адаптированную смесь для детей после года. Меню ребенка должно постоянно расширяться, знакомьте его с новыми блюдами, подбирайте их согласно вкусу малыша. Вот пример меню на один день для ребенка одного года и трех месяцев:

  • Утренний прием пищи. Пшенная кашка с тыквой на молочке, чай, хлебушек с маслом и сыром.
  • Обед. Супчик-пюре из брокколи, паровые котлетки из телятины, тертая вареная морковка, сок из яблочка.
  • Полдник. Молочный пудинг.
  • Вечерний прием пищи. Суфле из морковки и риса, хлебушек с маслом, йогурт.

В год и 3 месяца ребенку уже можно давать понемножку цитрусовые и виноград, но упор нужно делать на ягодках, яблочках и грушах. Овощи разрешены все, включая бобовые и белокочанную капусту. Но злоупотреблять продуктами, содержащими много клетчатки, не стоит. Они могут вызывать у малыша вздутие животика, понос. Раз в неделю нужно давать рыбку, 2-3 раза – яйца. В меню обязательно должны быть кисломолочные продукты, йогурт ряженка, кефир. Копчености, консервы и маринады давать не стоит. Со сладостями, кроме несдобного печенья, тоже следует повременить.

Ребенок активно познает мир

Поскольку ребенок после года активно двигается, осваивает мир, он устает. Потому следует правильно соблюдать режим. Спит малыш в этом возрасте один или два раза днем. Первый сон должен быть длиннее второго. Ночной сон продолжается около десяти часов. Детки еще могут просыпаться ночью, чтобы поесть. Класть малыша в кроватку, как днем, так и вечером, нужно в одно и то же время. Тоже самое касается купания и еды. Если малыш правильно выработает малыш в раннем возрасте, ему легче будет приспособиться к садику и школе.

Занятия с ребенком

Все занятия с ребенком после года должны проходить в форме игры. Малыш не должен уставать, принимать обучение с радостью. Упражнения на эмоциональное и умственное развитие должны чередоваться с гимнастикой. Зарядку лучше всего делать под музыку. Если малыш не очень любит ходить и бегать, попробуйте его заинтересовать. Разложите игрушки на стульчиках и попросите малыша их собрать вместе. Попросите принести его какую-то вещь из другой комнаты. На улице предложите самостоятельно везти свою коляску. Поиграйте с ним в догонялки, покажите, как у других детей получается ходить и бегать.

Полезными будут упражнения на приседание. Возьмите кроху за ручки и попробуйте присесть вместе с ним. Чтобы развивать ловкость и координацию движений у малыша, научите его перелезать через обруч или через другие препятствия. Просто покажите крохе разные танцевальные движения, самостоятельно или на видео, кроха с удовольствием будет повторять их. Музыкальный слух у всех детей разный, но они прекрасно различают веселые мелодии от спокойных. Под одни танцуют, под другие засыпают.

  • Post
  • Tweet
  • Post
  • Поделиться
  • OK Поделиться
  • Login
  • Login
  • Login
  • Вход
  • OK Вход
  • @ M Вход

В год и три месяца ребенок с удовольствием рисует пальчиками и лепит из пластилина. Купите ему специальные материалы и порисуйте вместе с ним. Если вы хотите ускорить развитие малыша, купите ему кубики или карточки с буквами. Конечно, не все дети начинают читать после года, но пассивное запоминание букв им пригодится. Читайте вместе книги и стихи, пускай малыш показывает картинки, пробует выговаривать слова. Комментируйте все, чем занимаетесь, так будет пополняться словарный запас крохи. Купите специальные книжки и видео развивалки, которые предназначены для детей после года. Они помогут освоить малышу новый материал и научат вас, как правильно с ним заниматься.

Не следует всех детей равнять под одну планку. Интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие у каждого ребенка идет по своему плану. Потому все обучающие занятия с малышом должны быть индивидуальными, доставлять и вам, и ему радость.

Источник: http://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-1-god-3-mesyaca.html

Развитие ребенка в один год три месяца

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения — это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе — научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте — это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест — что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать — отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего, принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу — принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях, дополняя его жестами и похожими на мычание звуками — это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.

Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.

Источник: http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/1/razvitie-rebenka-v-odin-god-tri-mesyatsa.html

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Новорожденный ребенок

Ребенок 1 месяц

Ребенок 2 месяца

Ребенок 3 месяца

Ребенок 4 месяца

Ребенок 5 месяцев

Ребенок 6 месяцев

Ребенок 7 месяцев

Ребенок 8 месяцев

Ребенок 9 месяцев

Ребенок 10 месяцев

Ребенок 11 месяцев

Ребенок 1 год

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок 1,5 года

Ребенок 1 год 9 месяцев

Ребенок 2 года

Ребенок 2,5 года

Ребенок 3 года

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.

Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).

Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.

Ходит по доске, лежащей на полу.

Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.

Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.

Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.

Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).

Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.

Эмоционально реагирует на другого ребенка.

Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.

Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.

Легко поддается переключению внимания (отвлечению).

Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).

Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.

Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.

Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.

Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.

Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.

Удивляется, пугается неожиданного, нового.

Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.

Проявляет интерес к играм других детей.

Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.

Эмоционально напряжен при неумении.

Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.

Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.

Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.

Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.

Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».

С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).

Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):

Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).

Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).

«Вытирает» руки, лицо при умывании.

Начинает проситься на горшок.

Комментировать

Рекомендуем прочитать

Ребенок после года: чем его накормить и как научить есть самостоятельно

© 2000-2017, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

7я.ру в соцсетях:

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

© 2000-2017, 7я.ру, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35954.

Перепечатка сообщений из конференций запрещена без указания ссылки на сайт и авторов самих сообщений. Перепечатка материалов из прочих разделов сайта запрещена без письменного согласия компании АЛП-Медиа и авторов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Права авторов и издателя защищены. Техническая поддержка и ИТ-аутсорсинг осуществляется компанией КТ-АЛП.

7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Источник: http://www.7ya.ru/babygrowth/15month/

Читайте также

progrudnichkov.ru

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно

Первый год жизни – время активного развития, приобретения множества умений и навыков, малыш быстро растет, учится новому, постепенно превращаясь из несмышленого кулёчка в настоящего человека. Особенно радуются родители, когда ребенок начинает ходить, и этот момент связан с множеством переживаний. Нужно ли как-то помогать освоению навыка ходьбы, правильно ли кроха ставит ножки, нужна ли ему обувь и какая, есть ли упражнения для формирования здоровой походки. Давайте разбираться.

Когда дети делают первые шаги

Возрастная норма для начала самостоятельного хождения имеет довольно широкие границы – примерно с 9 месяцев до 1,5 лет. Тренировки начинаются еще с первых дней жизни и выражаются в так называемом шагательном рефлексе новорожденных. Около 5 месяцев кроха начинает радостно толкаться ножками и скакать, если упереть его ступни в колени взрослого.

Примерно с 7-9 месяцев малыш пробует вставать, подтягивая себя ручками за прутья кроватки, края манежа, вообще любой предмет мебели, за который можно ухватиться. Как только этот маневр освоен, карапуз начнет учиться более сложным манипуляциям со своим телом: присаживаться, чтобы поднять игрушку с пола, перешагивать вдоль опоры, присаживаться.

Согласно исследованиям, около 70% детей 13 месяцев уже умеют ходить, другие малыши твердо встают на ноги чуть позже. Каждый ребёнок развивается в своем темпе, то, в каком возрасте он пойдет, зависит от ряда факторов:

  • Генетика – дети часто повторяют сценарий роста одного из родителей,
  • Вид темперамента – спокойные, меланхоличные карапузы, способные длительное время проводить в неспешной деятельности, могут пойти позже, в то время как их любопытные хулиганистые сверстники будут проворно семенить по дому,
  • Физиологические особенности – пухлым карапузам сложнее управлять своим весом, держать равновесие, нежели стройняшкам.

Слишком рано или очень поздно – нужно пугаться?

Некоторые дети начинают ходить намного раньше остальных – в 7-8 месяцев. Не стоит пугаться такой прыти, если общее состояние малыша не вызывает беспокойства. Смотрите в первую очередь на ребенка – если он активный, подвижный, довольный, радостный, хорошо кушает и выглядит здоровым, значит, для него это время является наиболее оптимальным для начала прямохождения. Торопыга может начать плакать или капризничать, стоя на ножках, потому что устал удерживать себя вертикально, но еще не умеет садиться, в таком случае понадобится помощь взрослых.

Важно! Здоровый ребенок научается ходить самостоятельно именно тогда, когда для его организма наступает нужное время. Форсирование со стороны родителей может стать серьезной перегрузкой скелета и мышц, а также вызвать психологический протест.

Другие карапузы испытывают родительские нервы и затягивают с активными тренировками, осваивая полноценные самостоятельные шаги в 1.3 – 1.6 года. Если вы сильно переживаете, проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом, которым доверяете. Если сомневаетесь, проанализируйте ситуацию, учитывая следующие причины, провоцирующие позднее освоение хождения:

  • Наследственность,
  • Излишний вес либо наоборот его недобор,
  • Темперамент,
  • Недоношенность,
  • Родовые травмы, повлекшие нарушения опорно-двигательного аппарата или неврологические проблемы. 
  • Стрессы. Обратите внимание на этот важный пункт. Сложная ситуация в семье, трудности общения родителей, резкая смена обстановки, появление новых людей или исчезновение кого-то из родных – все это может стать стопором для крохи. Сконцентрируйтесь на создании здоровой атмосферы дома, психологического комфорта, решите свои взрослые проблемы, и дитя почувствует себя достаточно уверенным, чтобы двигаться вперед.
  • Болезнь. Ослабление иммунитета вызывает спад активности, замедление темпов развития, иногда даже откат назад. Это нормально, ведь организм бросил все силы на самое важное – восстановление. Дайте чаду время прийти в себя.
  • Неудачные первые попытки. У малыша, начинающего ходить, может измениться настрой из-за страха падения, если первые неудачи его травмировали и напугали. Пройдет немного времени, и ваш исследователь начнет пробовать снова.
  • Использование ходунков. Это приспособление способно сильно облегчить жизнь мамы, однако не стоит увлекаться. Способ удержания ребенка в ходунках нефизиологичен, он дает сильную нагрузку на нижние отделы позвоночника, вызывает неправильное положение тела и стоп. Малыш привыкает к неестественному способу передвижения, свободное нахождение в вертикальном положении становится для него пугающим.

Готовность нервной системы, скелета и мышц – фактор, определяющий, со скольки месяцев ребенок начинает сам ходить. Здоровый организм регулирует процессы созревания самостоятельно, не стоит сравнивать своего сына или дочку с соседскими «вундеркиндами», позвольте своему непоседе в его личном темпе подготовиться к такому серьезному изменению жизни – началу этапа прямохождения.

Надо ли помогать?

Не так важно, во сколько месяцев ребенок начинает ходить, главное – чтобы он сам инициировал этот процесс, получал от него удовольствие, радость, находил одобрение и поддержку взрослых.

Ходить малыш научится сам, родители могут лишь создать условия для полноценного физического развития, чувства безопасности, умения владеть своим телом, обретения самостоятельности и уверенности в себе.

  • Общеукрепляющие упражнения, которые можно делать с самого рождения. Сгибание ножек, поджимание их к животику, «лягушка», «велосипед», попрыгушки на маминых коленях, подтягивания малыша, удерживающего кулачками пальцы взрослого. Хорошо укрепляет мышцы выкладывание на животик, помощь при попытках ползти – когда родитель ставит руку таким образом, чтобы кроха отталкивался от нее ступнями.
  • Занятия на фитболе прекрасно развивают равновесие, координацию движений.
  • Простой массаж, который делают мама или папа. Поглаживания, несильные постукивания, растирания, легкие пощипывания всего тела и ножек, ступней, пальчиков. Эти простые действия укрепляют мышцы, снимают тонус, благоприятно действуют на психику карапуза.
  • Игрушки каталки для детей, уже научившихся передвигаться с опорой. Роль бегающей уточки успешно может выполнить устойчивый стул или табуретка – кроха будет уверенно, увлеченно шагать вперед.
  • Подходящая среда. Позаботьтесь о том, чтобы дома было достаточно простора. Закройте острые углы, уберите подальше опасные предметы, на розетки поставьте специальные заглушки, замаскируйте провода. Соорудите малышу небольшой уголок во всех комнатах – место, где ему интересно будет посидеть, поковырять свои игрушки, баночки, резиночки, порвать бумажки.

Важно! Подумайте о том, чтобы закрыть скользкие плоские полы фактурными покрытиями – ворсистыми ковриками, отрезами паласа, шершавыми неоднородными материалами. Это обеспечит безопасность, станет лучшей профилактикой плоскостопия и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Интересные упражнения

Есть несколько упражнений, способствующих укреплению навыка ходьбы. Их можно проводить в игровой форме, они полезны для общего физического развития ребенка, помогают научиться управлять своим телом. Начинайте их выполнять, когда карапуз уже умеет ползать и стоять у опоры.

  • Скоростное ползание. Поставьте перед крохой любимую игрушку и перемещайте ее, мешая ему взять добычу руками. Одни малыши любят ползать за заводными жужжащими зверями, другие – за пультом от телевизора. После погони поставьте игрушку на стул, чтобы «охотник» встал и дотянулся до нее.
  • Перешагивания. Соорудите невысокие ступеньки, препятствия, через которые чадо будет переползать или перешагивать, держать за ваши руки.
  • Приседания. Стоящего малыша возьмите за ручки, потяните вниз, чтобы он присел, после чего возьмите за корпус и поднимите вверх так, чтобы он оказался на носочках
  • Хождение на руках. Пусть малыш попробует топать за игрушкой, переставляя по полу ручки, его ноги удерживайте на весу.
  • Хождение за руки или на ногах взрослого. Обычно дети это очень любят. Здесь главное не переусердствовать, чтобы маленький непоседа не ленился ходить без поддержки. Кроме того, это серьезное испытание для спины взрослого.

Если ребенок ходит на носочках

Некоторые детки, которые только начали ходить, вдруг встают на цыпочки. Если такое движение носит характер эксперимента, волноваться не стоит. Когда ходьба на носочках становится преобладающей, это может сигнализировать о некоторых проблемах, являющихся компетенцией врачей (чаще всего это невролог).

Возможные причины того, что малыш предпочитает ходить на носочках:

  • Гипертонус. Это состояние обычно диагностируется в самом раннем возрасте и снимается простыми физиотерапевтическими процедурами.
  • Неравномерное напряжение мышц, которое со временем проходит само, особенно, если карапуз будет много ползать, взбираться на ступеньки, приседать.
  • Повышенная активность, гипервозбудимость разной природы и степени выраженности.
  • Родовая травма, повлекшая за собой какие-то сбои организма, чаще всего – комплексные. В данном случае передвижение на цыпочках – лишь один из симптомов.

Как подобрать обувь?

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:

  • Подошва должна быть мягкой – правильная подошва при сжатии внутрь согнется не под носком, а в месте свода стопы, по центру
  • Широкие носы обеспечивают свободное расположение пальцев, обеспечивая естественную опору на них, что является обязательным условием развития силы ног, легкости движения, здоровой осанки,
  • Размер не должен быть «впритык». Между большим пальцем и краем стельки нужно соблюдать зазор 1 – 1.5 см.
  • Каблук должен отсутствовать, в крайнем случае – быть тонким и пружинным.
  • Избегайте выпуклостей на стельке – своды стоп под воздействием супинаторов формируются механически, происходит ослабление мышц ступней.
  • Мягкие ботиночки и сандалики из натуральных дышащих материалов дают ножкам возможность свободно двигаться, сгибаться, работать. Закованные в жесткие задники детские ступни теряют силу и подвижность, суставы голеностопа замедляют развитие, деформируются, вызывают проблемы со скелетом, от чего со временем появляется боль в ногах и спине, общая утомляемость, понижение активности. 
  • Обувь нужна только на улице и только тогда, когда ребенок начал ходить.

Плоскостопие до 2-3 лет является физиологической нормой и окончательно проходит само. До 1.5 лет большинство малышей имеют О-образную форму ног, которая с началом прямохождения постепенно переходит в Х-образную. Примерно к 7-9 годам происходит окончательное выравнивание осанки, формы ног и сводов стоп.

Главное условие гармоничного, физиологичного развития детских стоп – хождение босиком дома и на улице. При любой возможности разувайте малыша и давайте ему бегать босыми ножками по песку, траве, камням и другим поверхностям. Дома это могут быть различные фактурные покрытия, специальные детские коврики, паласы. Хождение босыми ступнями по естественному, разнообразному рельефу развивает гибкость и силу стопы, укрепляет пальцы, они остаются прямыми и широко расставленными, обеспечивая правильную поддержку всего тела.

Похожие статьи

  • Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть

    За его развитием с особым трепетом наблюдают родители, и одним из первых встает вопрос, когда ребенок начинает сидеть? ... Детки учатся подтягиваться, ползать, переворачиваться, ходить, вставать и стоять, сидеть.
  • Что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев

    Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через...
  • Что должны уметь делать дети в 8 месяцев

    Его опорно-двигательный аппарат уже готовится к тому, чтобы начать ходить на двух ногах. ... Когда ребенок занят этим важным делом, маме следует находится рядом и следить, чтобы ребенок не пытался попробовать на вкус эти маленькие...

pups.su

Ребенок в 3 месяца: cпособности и реальные умения

Дорого времени суток, мои читательницы и молодые мамочки!

Рада вас приветствовать вновь. Скорее всего прошло достаточно времени, чтобы вы решили заглянуть ко мне на огонек и познакомиться как протекает жизнь у крохи, который перешагнул возраст 2 месяца. Да, время скоротечно, и вот вы уже можете с уверенностью сказать мой малыш подрос, добавил достаточно рост и вес, чтобы осмысленно взглянуть на мир и на меня.  А на вопрос «Как выглядит?» вы с радостью ответите «Осмысленно и очень потешно!»

А вам хочется заглянуть немного вперед и предвкусить, что же ждет вас, когда рядом с вами подрастает ребенок в 3 месяца? Тогда давайте приоткроем завесу, хотя никакой тайны нет!

 Развитие малыша на третьем месяце жизни

 Движение – жизнь

Именно таким девизом руководствуется трехмесячный ребенок. Он по-прежнему много двигается, но движения его совершенно осознанные и достаточно скоординированные. Повернуться–перевернуться, уверенно поднять голову и грудь, опершись на предплечья, достать заинтересовавшую его игрушку из любого положения – ну разве что не сидит. Это крохе пока рановато!

А мы можем приступать к его активному развитию: массаж дополняется гимнастикой. Но! Если мы не хотим испортить настроение себе и малышу до конца дня, гимнастику и массаж делаем только когда кроха в хорошем настроении. А не заметить какое настроение у малыша сложно!

 Даем эмоциям волю

Действительно трехмесячный ребенок постигает тайны эмоционального общения. Он не просто улыбается, он может заливисто похохотать в ответ на игру. Обязательно станет активно «разговаривать» и гримасничать, когда вы заведете беседу с ним.

Может привлекать ваше внимание всеми доступными ему способами: кричит, плачет, смеется, улыбается, гулит.  Его гуление становится эмоциональным, появляются интонации.

Но он только учится управлять своими эмоциями, а значит об адекватности речи пока не идет. Захотел засмеяться, а сам заплакал – и такое встречается, не стоит пугаться. Все идет своим чередом! У него масса времени и такие хорошие учителя – вы!

 А нюх как у собаки, и глаз как у орла

Он по-прежнему очень оживляется видя вас, но теперь может так реагировать и на знакомых взрослых. А некоторые дети этого возраста уже умеют выделять «чужих». И дело здесь не столько в зрении, сколько в обонянии. Ребенок может различать знакомые запахи. Поэтому не удивляйтесь, если от вас пахнет немного иначе чем обычно! Можно заметить, что если мама побрызгала себя духами, которыми до этого не пользовалась – реакцию малыша предсказать не трудно. Что он делает? Правильно! Плачет!

Видит малыш все отчетливее. Его начинают интересовать яркие краски. Это может быть, как яркая игрушка, не менее заметные элементы развивающего коврика, так и обычная пеленка, «сверкающая» всеми цветами радуги на боковушке его кроватки. Таким нехитрым способом вы можете надолго привлечь внимание малыша, а сами заняться делами. Что видит малыш в ярких узорах нам не узнать, но рассматривать их он может очень увлеченно.

 Пузырных дел мастер

Трехмесячные детки начинают «пускать пузыри». Получается это произвольно. Большое количество слюны и умение напевать звуки делают свое дело. Очень часто такое занятие приводит к раздражению кожи вокруг рта и на шее. Поэтому нужно особенно тщательно следить за этими зонами при купании и в течении дня. А слюнявчик поможет исправить положение в особо сложных ситуациях.

Скорее всего люди старшего поколения станут убеждать вас, что у малыша режутся зубки. Но не спешите радоваться. Часто это не соответствует действительности.

 Дайте волю рукам

Сытый и сухой малыш спокоен и занимается увлекательным действом. Он изучает свое тело – дает рукам волю, так сказать. Он ощупывает своими ручками все что может достать: лицо, ушки, грудь, подтягивает ножки, одной рукой другую, и практически все хочет попробовать «на зубок». Особенно часто сосет руки, и даже ноги – если сумеет притянуть их близко!

Да и хватать и удерживать игрушки у него получается вполне виртуозно. Он может даже поиграть погремушкой и понажимать на кнопочки, пупырышки развивающих ковриков.

Занятие увлекательное, но и травмоопасное. Нужно обратить особое внимание на длину и остроту коготков крохи. Одно неловкое движение (а у него преобладают именно они) и о царапине чадо возвестит обиженным криком.

Кроме того, ваше чадо начинает активно мять в ручках грудь мамы. Не потому что это важно для него и стимулирует выработку молока, как считали лет несколько назад. Это у него от стремления познать, пощупать все вокруг себя.

Кому-то это нравится – и ничего тогда предпринимать не нужно, пусть малыш развивается, а мама получает порцию дополнительных приятных ощущений. А кто-то категорически против. Что делать в этом случае? Отучать? Одергивать? Глупо и неэффективно. Дайте своему крохе в ручонку игрушку и пусть он мнет ее – вас не тревожит, и ребенок не чувствует дискомфорта.

А почему бы не использовать стремление крохи все потрогать в развивающих целях? Положим в его ручку ткани разных фактур, развесим в зоне досягаемости различные предметы – пусть удовлетворяет свои потребности и развивает тактильные навыки!

 Режимные моменты

Конечно это круто сказано, но в отношении некоторых моментов вполне реально установить некоторые рамки. Режим дня крохи — это чередование времени сна и бодрствования, частота кормлений и необходимый уход.

  • Чем отличается утренний туалет малыша от взрослого? Да практически ничем, только он намного мягче и бережнее. Умываем не водой, а влажной салфеткой. Лучший вариант мягкая ткань, смоченная теплой водичкой. Протираем глазки, чистим ушки и носик. Пусть все будет в полной чистоте!
  •  Перышки почистили? Можно приступать к гимнастике и массажу, а можно и воздушные ванны принять. На улице хорошая погода? Тогда смело выходим погулять. Летом самое лучшее время для прогулок с утра до 11 часов дня и после 5 вечера. Гуляем много – пусть растущий организм вволю запасется кислородом!
  • Кормим малыша по его требованию. К этому времени, и он и мама привыкли к комфортному для них режиму прикладывания к груди. Малыш уже достаточно окреп, чтобы кушать полноценно, а мамин организм вырабатывает молока столько, сколько нужно малышу – сцеживаться не нужно.
  • Помните! Грудной ребенок по-прежнему очень нуждается в каждодневном купании. А летом так вообще нужно купать дважды: утром – после сна, и вечером – перед ночным сном. Купание не только делает кожу чистой, оно успокаивает малыша, способствует двигательному развитию.
  • А вот сколько спит ребенок в этом возрасте показатель строго индивидуальный. Один кроха готов день напролет играть и гулить, другой укладывается передохнуть каждые час- два, третий спит три часа кряду, а потом долго и с удовольствием играет. Ничего не поделаешь: такой маленький, а уже со своими предпочтениями. Это позже вы установите нужный вам режим, а пока придется подстраиваться под малыша, слегка корректируя в нужном вам направлении.

Ну вот, пожалуй, и все что умеет делать трехмесячный малыш и как он развивается. Много это? Конечно! Он недавно родился и так много трудился чтобы достичь этого! Поаплодируем ему! Молодец! А значит и вы молодцы!

Выбор при отсутствии выбора

Грудное вскармливание – это без вариантов! Для меня только так и никак иначе! Грудное молоко – самая подходящая пища для растущего чадушки. Жалко его терять! Искусственное вскармливание, сколь удобным и совершенным оно не казалось – жалкая пародия на кормление ребенка 3 месяцев от роду.  В самой лучшей смеси – заменителе грудного молока, нет и не может быть всех так необходимых растущему организму крохи элементов. Да и стул у ребенка будет несколько гуще, иногда возможны запоры и плачь по этому поводу.

Еще очень важно, чтобы малыш продолжал ощущать себя желанным и защищенным. Тепло мамы, стук ее сердца и возможность ощутить ее добрые объятья – вот что получает малыш, когда мама кормит его грудью!

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить грудное вскармливание? Их немного, но все они важные!

  1. Мама в отличие от малыша просто обязана соблюдать режим: вовремя спать и есть, достаточно гулять и стараться не нервничать.
  2. Давайте ребенку грудь не по режиму (как это было 20 лет назад), а по требованию. Пусть ест и стимулирует ваш организм на выработку новой порции пищи богов – материнского молока!
  3. Кушать мама может все что душа пожелает, но в меру. Утверждения, что те или иные продукты могут повлиять на качество молока (например, лук сделает его горьким или невкусным) – ну кто это установил опытным путем? Единственно кислое, копченое и соленое употреблять поменьше.
  4. Если малыш просит есть, а молока у вас нет, или вам кажется что его недостаточно не нужно паниковать! Успокойтесь и дайте грудь малышу – молоко «прибудет». А для его быстрого возобновления перед кормлением можно выпить теплого чаю, молока с булочкой или отвар специальных травяных сборов.
  5. Не отказывайтесь принимать специальные витаминные комплексы для кормящих матерей, невзирая и вопреки советам всезнающих тетушек, бабушек, дедушек. Это у них не было возможности поддержать свой организм и организм малыша дополнительно. Не поддавайтесь предрассудкам! Кто если не вы знает, что хорошо для вас обоих?

Как видите простые правила, которые вполне по силам выполнить любой любящей свое чадо мамочке. Они помогут сохранить грудное вскармливание, и ваш малыш и дальше будет развиваться семимильными шагами!

А может у вас настоящий былинный герой растет? Ну Алеша Попович или Илья Муромец? Один рос не по дням, а по часам, тогда как второй до 30 лет ходить не умел? Интересно послушать ваши рассказы. Вы их можете оставить в комментариях!

my-happybaby.ru


Смотрите также