Физическое развитие ребенка от трех до шести месяцев 8. Ребенок 3 с половиной месяца


Развитие ребенка в три месяца: режим и основные навыки

Здравствуйте, милые девушки!

Надеюсь, вы старались много отдыхать первые два месяца жизни с малышом: спали во время сна ребенка, поручали прогулки родственникам ради возможности сделать домашние дела. Первые два месяца нельзя назвать очень легкими – на первых порах вы только начинали привыкать к новому ритму жизни.

Сегодня мы поговорим с вами про развитие ребенка в три месяца. Про режим дня, про то, что должен уметь ребенок к третьему месяцу жизни, какие навыки он уже приобрел, а какие ему только предстоит приобрести, и как нам самим можно заниматься и развивать его.

На третьем месяце жизни адаптация, которую кроха проходил первые два месяца, уже почти завершена. Сейчас его внимание переключилось на мир вокруг, который он готов исследовать в полной мере.

К третьему месяцу жизни малыш приобрел милую «пухлость», у него «появились» щечки, попа и симпатичные складочки по всему тельцу. Вес малыша приближается к отметке 5 кг 200 г у мальчиков, и почти к 5 кг у девочек. Рост составляет в среднем 58 – 59 см. На эти показатели влияют множество факторов, например, рост и вес при рождении, генетическая предрасположенность, тип вскармливания и т.д. Поэтому не стоит бить тревогу, если ваш малыш «не вписывается» в педиатрические стандарты – в скором времени он сможет догнать и даже опередить своих сверстников, или же наоборот, немного сбавить темпы. В этом возрасте скачки в прибавке веса и роста не так уж критичны, и если малыш активен, нормально спит, он на грудном вскармливании, и вы кормите его по требованию, а не по расписанию, можно не волноваться.

Что должен уметь делать ребенок к трем месяцам?

  • В положении на животе малыш отталкивается ручками и, опираясь на предплечья, приподнимает голову;
  • Наступил момент, когда кроха сможет повернуться со спинки на бок, а в скором времени он научится переворачиваться со спинки на животик и обратно. Всему свое время. Упражнения в этой статье помогут правильно развить этот новый навык;
  • Примерно к трем – трем с половиной месяцам малыш вдруг обнаруживает свои ручки. Это поистине грандиозное открытие. Теперь он не только тянет их в рот и сосет свои пальчики, но и потирает ими глазки, может теребить свою одежду, перебирать пальцами край одеяльца. Малыш часто рассматривает свои ручки. К третьему месяцу жизни у крохи появляется новый навык – хватательная функция: при появлении в поле зрения ребенка яркой интересной игрушки он будет пытаться захватить ее обеими ручками и подтянуть к себе. К 3,5 месяцам он сводит кисти вместе и играет своими пальчиками, его очень забавляет новая игрушка;
  • К концу третьего месяца жизни малыш осчастливит нас комплексом оживления – позитивной эмоциональной реакцией в ответ на ласковое обращение с ним. Малыш будет радостно двигать ручками и ножками, улыбаться и даже попробует произнести несколько звуков в ответ на нашу улыбку и нежный голос. Особенно ему нравится, когда его щекочут или поглаживают, в такие моменты он начинает эмоциональнее проявлять себя – весело смеяться, гулить и повизгивать;
  • Малыш по-новому пробует свой голос, теперь его интонации становятся ярче, он начинает понимать интонации взрослых: улыбаться и смеяться в ответ на ласковую речь и затихать в ответ на строгие или раздражительные нотки в голосе;
  • Его отношения с игрушками тоже претерпели некоторые изменения. Теперь он получает больше информации о том предмете, который находится в его ручках или в пределах его видимости. Малыш может следить за понравившейся ему игрушкой, а не просто фиксировать взгляд на ней.

А теперь потренируемся

Зная все эти особенности развития трехмесячного крохи, вы можете потренировать его навыки при помощи, конечно же, игры.

  • Малыш уже достаточно хорошо держит голову в вертикальном положении у вас на руках, а теперь попробуйте подтянуть его за ручки из положения лежа в положение сидя. Это упражнение хорошо тренирует мышцы животика и спинки, улучшают координацию, и способствует развитию шейных мышц. Долго не держите его в этом положении, он ведь еще не умеет сидеть – достаточно нескольких секунд под ваш веселый счет или песенку;
  • Малышу нравятся яркие игрушки, которые шуршат, шумят и вообще, издают множество разнообразных звуков. Лучший выбор – всем нам знакомая погремушка. Игры с этой нехитрой игрушкой доставят малышу много радости. Для развития слуха и восприятия пространства побренчите погремушкой недалеко от места, где находится ребенок, но, чтобы она находилась не в пределах его видимости. Малыш начнет искать источник звука, поворачивая голову. Вы можете разнообразить игру, взяв малыша на ручки и пройдясь по комнате, в поисках того, что может издавать такие звуки;
  • Очень важно в этом возрасте развивать тактильное восприятие. Для этого вам пригодятся специальные тактильные коврики, на которых нашиты разные по фактуре кусочки ткани, пуговицы и другие предметы. Положите ребенка сначала на животик, пусть потренирует свои ручки, пытаясь схватить понравившиеся предметы. Если у вашего коврика есть специальная дуга – это будет еще лучше. Подвесьте небольшие игрушки на эту дугу – в то время, пока кроха будет пытаться дотянуться до них, у него будет тренироваться зрительная и моторная координация. Летом выкладывайте малыша на травку: пусть он хватает ее обеими ручками и рвет. Поверьте, развивающую функцию природных материалов трудно переоценить. Они сами по себе имеют собственную природную неровность, которая обогащает чувственное восприятие крохи. Единственный минус – наш новоиспеченный исследователь любит познавать мир «на зубок». Здесь важно проследить, чтобы во рту у ребенка не оказались опасные мелкие кусочки от палочек или шишек, чтобы он не потянул в рот не очень чистые камни или того хуже – ядовитые растения;
  • Новый навык – умение переворачиваться со спинки на бок, а затем на животик тоже можно тренировать с помощью игрушек. Побуждайте малыша повернуться всем телом, издавая звучания сбоку от него. Повинуясь вышеописанному исследовательскому интересу, кроха повернет сначала голову, а затем, понимая, что этого не достаточно, попытается развернуть и все тело.

Крошкино расписание

Поговорим о режиме. Четким и строгим режимом в три месяца ваш ребенок вряд ли сможет похвастаться. А вот какое-то подобие, в виде оформившегося ночного сна и более длительного бодрствования днем, в этом возрасте как раз намечается. Днем малыш спит в среднем четыре раза в сутки по полтора – два часа, а ночью – около 9 – 10 часов. В сумме получается примерно 17 часов в сутки. Эта цифра опять-таки приблизительная.

Чтобы ребенок понимал, что утро наступило, и оно будет добрым, начните его с гигиенических процедур. Умойте малыша с помощью ватного диска кипяченой водичкой, или просто легонько ополосните его лицо. Затем, почистите ушки и носик, если в этом, конечно, есть необходимость.

Вечером наполните ванночку теплой водой и искупайте кроху. По мнению специалистов, температура воды не должна превышать 37,5 градусов, т.е. должна оставаться приятно прохладной и ни в коем случае не горячей.

В возрасте 3 – 3,5 месяца в питании крохи тоже происходят некоторые изменения. Нет, речь не пойдет о прикорме, в такой нежный период он еще не нужен вашему малышу. Я хочу поговорить о так называемых лактационных кризах, которые случаются в этот период практически у всех кормящих мам. Дело в том, что наше «умное» молоко подстраивается под потребности ребенка. На протяжении первого года жизни, пока вы кормите кроху грудью, оно меняет свой изначальный состав: меняется жирность, количество витаминов и антител, оберегающих кроху от болезней. В три месяца может наступить период, когда вам может показаться, что молока не хватает и кроха не наедается. Это состояние может продлиться 3 – 4 дня, а может затянуться на неделю. Пожалуйста, пусть эти временные трудности не станут поводом для перевода малыша на искусственное питание. Мамино молоко – самое лучшее, гипоаллергенное, без отдушек и красителей. Постарайтесь отложить большинство дел, требующих много вашей энергии, питайтесь рационально, больше пейте и как можно чаще прикладывайте малыша к груди.

А главное, отдыхайте!

В деле заботы о малыше Вам могут пригодиться полезные курсы от Людмилы Шаровой, мамы трех деток, консультанта по грудному вскармливанию и детского психолога. Их удобно изучать прямо дома, через компьютер. И самое главное, чем отличаются все курсы Людмилы Шаровой – они дают спокойствие и уверенность. Для начинающих мам могу посоветовать курс “Мой счастливый малыш“.

Берегите себя! До встречи, и не забудьте подписаться на обновления блога!

А в следующей статье мы поговорим о том, какие игрушки подходят для трехмесячного ребенка. Загляните на эту красочную подборку.

Автор: Лия Старкова

Вам также могут быть интересны другие статьи:

vmeste-rastem.ru

Физическое развитие ребенка от трех до шести месяцев 8

Большое внимание необходимо уделять развитию движений рук ребенка: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его.

Уже с двух с половиной-трех месяцев, еще не умея взять в руку погремушку, ребенок может подолгу заниматься игрушками, подвешенными у него над грудью. Это очень полезно для малыша, так как содействует развитию движений рук и познанию некоторых свойств предметов, доставляет ему большое удовольствие и, что особенно важно.

С трех с половиной-четырех с половиной месяцев; к четырем с половиной-пяти месяцам он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, следует начать развивать у него умение брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от четырех с половиной до шести месяцев ребенок учится точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе; к шести месяцам брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.

Ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую, рассматривает, берет в рот, а лежа на животе и постукивает ею. Выронив игрушку, он иногда старается ее найти: двигает рукой из стороны в сторону, ищет взглядом. Если игрушка попадется ему под руку или он увидит, где она лежит, он берет ее и продолжает ею заниматься.

В пять-шесть месяцев ребенок проявляет недовольство, когда ему не удается взять игрушку, и успокаивается, когда достает ее. Если у ребенка отобрать игрушку, он может расплакаться, вернуть — он успокоится.

С того времени (с четырех-пяти месяцев), когда ребенок научится брать игрушки и заниматься ими у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку привлекшую его внимание. Когда он не может сразу её взять, так как она далеко или ускользает из-под рук он проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые выполняет новые.

Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например когда он начинает самостоятельно присаживаться вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берется руками за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.

При воспитании ребенка в возрасте от трех до шести месяцев надо проявлять особую заботу о правильном развитии его движений. В этом возрасте он должен научиться подолгу лежать на животе, высоко приподнимая голову и верхнюю часть корпуса; перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться переставляя руки. Чтобы развить эти движения, в большой мере содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, надо класть ребенка на живот перед каждым кормлением и несколько раз в течение того времени, когда он бодрствует.

Оставлять его в положении на животе можно до тех пор, пока он будет удерживать поднятыми голову и верхнюю часть туловища. Если ребенка систематически класть на живот (а затем он начнет делать это сам), то к трем-трем с половиной месяцам он сможет долго лежать, опираясь на предплечья, к пяти,- опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину. Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремись достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, переставляя руки и поворачивая корпус, изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к шести месяцам становятся на четвереньки.

Месяцам к пяти ребенок обычно сам может перевертываться на живот. Если же ему исполнилось пять-пять с половиной месяцев, он свободно лежит на животе и хорошо берет игрушки, но сам не перевертывается, следует помочь ему овладеть этим движением.

С этой целью надо слегка потянуть ребенка за руку таким образом, чтобы вызвать у него соответствующие движения: он подтягивает голову к груди и закидывает ногу в сторону, пытаясь перевернуться на живот. Когда он почти окажется в положении на животе, надо также медленно повернуть его на спину и повторить это упражнение несколько раз сначала в одну, потом в другую сторону.

Перевертываться с живота на спину ребенок самостоятельно начинает несколько позже. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но месяцам к шести уже свободно использует это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.

Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию.

Многие родители думают, что правильно развивающийся ребенок должен к шести месяцам сидеть, и поэтому всячески упражняют его в этом умении: сажают в подушки, усадив, придерживают за руки и пр. Сидеть ребенок должен только тогда, когда он может сесть самостоятельно и самостоятельно из положения сидя лечь. А этим он овладевает лишь к восьми месяцам.

Если же ребенок к полугоду научился сидеть, но не умеет еще сам изменить положение своего тела, то в течение почти всего времени бодрствования (полутора-двух часов) он вынужден сидеть, что для него вредно, так как может повести к искривлению позвоночника. Следовательно, ребенка в возрасте с трех до шести месяцев не следует сажать, поддерживая за обе руки или предоставляя ему возможность ухватиться за пальцы взрослого. А многие малыши очень любят это: лежа на спине, они сами подтягивают голову к груди и, получив от взрослого поддержку, присаживаются с удовольствием. И все же не следует делать этого.

Не следует также, как уже говорилось, упражнять ребенка в умении сидеть, поддерживая его за руки или оставляя без поддержки. Тем более недопустимо сажать ребенка, еще не умеющего самостоятельно сидеть, в подушки, в креслице или в уголке кровати.

Упражняя ребенка в умении стоять, можно повторно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.

Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.

www.kidly.ru

Ребенок в 4 с половиной месяца: особенности развития

В 4-5 месяцев у ребенка пробуждается крайний интерес к окружающему миру, и поэтому малыш старается всячески выбраться из кроватки, начинает ползать и активно переворачивается. Что еще умеет ребенок в 4 с половиной месяца, и как маме следует развивать его способности?

Особенности развития

Четыре с половиной месяца - очень важный период в жизни каждого ребенка. Дело в том, что малыш именно в этом возрасте начинает активно переворачиваться, предпринимает попытки поползти. Именно поэтому маме стоит всячески поощрять попытки ребенка выбраться из манежа и поползти.

В этот же период у крохи появляются первые результаты в плане речевых навыков. Кроха начинает активно лепетать, повторяя нечленораздельные звуки. Кажется, что в этом лепетании нет никакой осознанной цели, но на самом деле оно помогает малышу освоить сложные звуки и начать воспроизводить слога. Многие детки именно в возрасте 4,5-5 месяцев произносят свое первое слово. Обычно это слово "мама", но выходит оно у крохи чисто автоматически, без особого стремления к разговору. Совсем скоро кроха начнет произносить подобные слова осознанно, стремясь вложить в них определенный смысл.

В возрасте четырех месяцев ребенок уже прекрасно узнает членов своей семьи, активно им улыбается, стараясь участвовать в жизни взрослых. Малыш обожает, когда его берут в руки, он непоседлив и все чаще старается принять сидячее положение. Многие детки именно в этом возрасте проявляют первые задатки характера и личной самостоятельности. Если родители вводят некие ограничения ребенку касательно игрушек или режима дня, он может устраивать настоящие истерики, отстаивая собственную точку зрения.

В этот период за малышом стоит следить особенно тщательно, поскольку он все время что-то тащит в рот, старается исследовать те закоулки манежа и кроватки, которые раньше ему были неинтересны. В этом возрасте кроха может легко пораниться, и мама обязана следить за ним с повышенным вниманием.

Примерно в возрасте 4-5 месяцев начинает меняться и рацион ребенка. Помимо материнского молока и сухих смесей, в рацион крохи можно вводить разнообразные пюре и специальные детские печенья, которые помогают развивать элементарный кусательный рефлекс.

Как играть с малышом в возрасте 4,5 месяцев

Ребенок 4 с половиной месяца - это бесконтрольный источник энергии, и он обожает изучать окружающий мир. Задача мамы в этот период сделать изучение не только интересным, но и развивающим. Стоит выбирать для крохи такие игрушки, которые легко меняют свое положение и форму при прикосновении к ним. Так, например, предпочтение можно отдать мячику, который будет все время укатываться, а ребенку придется последовать за ним ползком. Разнообразные неваляшки и куклы необычных форм - также отличный выбор для юного исследователя.

В этом возрасте ребенок обожает играть с простыми бытовыми предметами, такими как ложки, кастрюли и прочие элементы кухонной утвари. Изучая их форму, малыш учится держать разные предметы в руках, приспосабливается к взаимодействию с разнообразными материалами.

Разумеется, молодой маме стоит принимать активное участие в играх ребенка, попутно комментируя все, что он делает. В этом возрасте ребенок старательно запоминает слова, сказанные взрослыми, и поэтому, если молодая мама будет комментировать все происходящее вокруг, кроха начнет активнее лепетать, повторяя за ней звуки.

Внимание стоит уделять и развитию мелкой моторики пальцев. Маме стоит играть с пальчиками крохи, с его ножками и ручками. Это поможет ребенку лучше понять свое тело, осознать то, как оно меняется. Также не стоит игнорировать и постоянное чтение ребенку. Во-первых, чтение разнообразных книжек поможет малышу быстрее успокоиться и уснуть, а во-вторых, подобная практика способствует улучшению речевых навыков крохи. Поскольку ребенок сейчас проявляет большую активность, маме все время нужно быть рядом, чтобы оберегать и защищать малыша.

В возрасте 4,5 месяцев, когда ребенок только начинает ползать, очень высок риск того, что кроха может пораниться. Пока малыш не понимает, что острые предметы опасны, а пальцы в розетки и переходники засовывать не стоит. Именно поэтому родителям стоит заранее обезопасить свой дом.

Если в первые три месяца жизни ребенок проявляет малую активность, то постепенно его желание двигаться и играть с разными предметами превосходит все масштабы. Именно поэтому родителям важно не пропустить этот этап, добиваясь максимального развития крохи.

www.pinetka.com

Ребенок 3 месяца развитие что должен уметь

14 Марта 2017

Ребенок 3 месяца: развитие, что должен уметь,третий скачок роста. 

12-я неделя: новые плавные движения - новый мир!

В возрасте 11-12 недель или 3 месяца спокойная жизнь для мамы вновь заканчивается - ребенок переживает очередной скачок развития. В это время он учится владеть своим телом и совершать не резкие, словно "деревянные", а плавные движения. 

Естественно, как и в предыдущие скачки, мир предстает перед ним совершенно в новом виде. А вот мама остается прежней и именно у нее малыш пытается найти защиты, поддержи и "опоры". К счастью, длится этот период недолго - от одного до семи дней и совсем скоро все вновь встанет на места... Правда, уже совсем другие.

Признаки скачка 12-й недели

Каждый ребенок переживает изменения, происходящие в его мире. Кто-то плачет часто, кто-то рыдает безутешно, кто-то злится (малыши это тоже показывают слезами), кто-то тихонько грустит. Конечно, признаки любого скачка развития индивидуальны. Главный из них - это возраст. Но все же если вы заметили хотя бы что-то из ниже перечисленного в поведении маленького человечка, то нужно готовиться к внезапным и существенным переменам.

  1. Малыш активно требует внимания с Вашей стороны. Притом не так как обычно, а значительно больше.
  2. Начинает стесняться при общении с посторонними людьми, пытаясь спрятаться от них "за мамой". 
  3. Постоянно "висит" на руках и хочет неразлучно быть рядом с мамой. 
  4. Ест меньше чем обычно.
  5. Плохо и беспокойно спит. 
  6. Активно и почти постоянно сосет пальцы. Многие считают, что это связано с зубами, на  самом деле такой симптом может быть признаком очередного скачка. 
  7. Ребенок становится апатичным, меньше "двигается" и "разговаривает". Такую вялость часто принимают за начало болезни. 

Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов, то можете быть уверены - за ним последует новый этап развития малыша и в скором времени он будет уметь гораздо больше чем раньше.

Что происходит во время скачка в 3 месяца

На 12-й неделе у ребенка появляется возможность воспринимать и совершать "плавные переходы" - он оценивает, как окружающие владеют своим телом и сам начинает совершать медленные плавные движения, "переходить" из одного положения а другое. Если раньше эти попытки выглядели нелепо и несколько "деревянно", то теперь они вполне осознанны и удачны. 

Помимо физических малыш осваивает и другие плавные переходы - голосом, теперь он может произносить звуки от громкого к тихому, от высокого к низкому и так далее, глазами, появляется возможность уверенно следить за предметом и даже видеть окружающее пространство комнаты целиком, а не отельные его фрагменты. 

Еще одно умение, которое осваивает ребенок после скачка 12-й недели - глотать твердую пищу без риска задохнуться, как это было раньше. Именно поэтому прикорм начинают вводить с 4-месячного возраста. 

Главное, что нужно учитывать родителям - то что малыш на данном этапе развития может совершить только одно простое плавное движение в определенном направлении. Для того чтобы перейти к другому, ему требуется короткая остановка.

Как помочь ребенку развить новые возможности

  • Развитие мира звуков

Первое, что нужно делать чтобы малыш освоил мир плавных переходов - как можно больше с ним разговаривать, повторять звуки которые он произносит и, возможно, начинать учить первым словам. Речевое взаимодействие со взрослыми в этом возрасте невероятно важно.  Если ребенок пытается завести с вами разговор - непременно ему ответьте, не оставляйте инициативу без внимания. Некоторые мамы считают, что живое общение можно заменить просмотром радио, телевизора или прослушиванием аудиокниг. На самом деле это ошибочное мнение, ведь со стороны гаджетов, какими бы они не были модными и современными, нет ответной реакции.

После скачка 12-й недели ребенок начинает не только плакать, но и визжать - от радости, привлекая к себе внимание или по другим причинам. Такие проявления также нельзя оставлять незамеченными - ведь иначе малыш не поймет, что его голос привлекает внимание окружающих и вызывает ответные реакции.

  • Развитие мира тактильных ощущений

Первое, чему нужно учить ребенка в этой сфере - брать предметы. Здесь непременно следует учесть, что малыш пока еще не умеет оценивать расстояния и его нужно мотивировать, располагая интересные вещи на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться.  Кроме того, в это время он начинает понимать, что поверхности могут отличаться друг от друга с тактильной точки зрения. Старайтесь давать потрогать ему игрушки из разных материалов и непременно описываете что, малыш ощущает прикасаясь к ним словами. 

  • Развитие самовосприятия

На этом этапе развития малыш изучает лицо и движения собеседника. Медленно водите перед ним руками из одной стороны в другую, постепенно он будет пытаться повторить Ваши действия.  Совершив скачок плавных переходов, малыш начинает более активно двигаться. Поэтому важно чтобы он хоть какое-то время проводил голышом - так проще освоить новое. 

  • Игры и игрушки для малыша в 3 месяца

После скачка 12-ти недель с малышом можно начинать играть. Однако делать это нужно не только медленно и спокойно, но и недолго, чтобы ребенок не успевал утомиться. Среди развлечений могут быть:

  • самолет, когда взрослый поднимает ребенка, имитирует полет и потом плавно приземляет;
  • горка, когда ребенок плавно съезжает по вашему телу, играть в эту игру удобно на кровати или в ванной;
  • маятник - игра, заключающаяся в том чтобы посадить малыша на колени и качать его из стороны в сторону. 

Возможны и другие игры. Главное чтобы движения совершаемые во время развлечений были не резкими и плавными.  Что касается игрушек, то арсенал их можно пополнить неваляшкой, колокольчиками с мелодичным звучанием, качалкой, маятником, фактурными мягкими игрушками из разных материалов и погремушками.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

womensec.ru


Смотрите также