Что делать, если ребёнок совсем не говорит в 3 года? Ребенок 3 года не разговаривает


Ребёнок не говорит в 3 года: выявляем главную причину ЗРР

Любое новое умение малыша вызывает у родителей всплеск гордости. Первые улыбки и шаги запоминаются на всю жизнь. А уж первые слова – это настоящее чудо.

Однако именно с речью малыша связано множество родительских страхов. Одни боятся, что дитя не заговорит вовремя. Другие обеспокоены, что речь малыша отрывиста, и он не произносит целые предложения. А третьи волнуются из-за того, что ребёнок не говорит внятно в свои 3 года.

Пока кроха ещё не ходит в детский сад, родители надеются, что все сложности с постановкой речи уйдут сами собой. Но если ребёнок не говорит в 3 года совсем, то нужно выявить причины задержки речи. Что делать точно в этом случае, конечно, подскажет врач. В статье мы постараемся выделить основные причины этой проблемы и наметим пути решения в каждой из них.

Исключите основные причины

  • У ребёнка не должно быть проблем со слухом. Определите, реагирует ли он на различные звуки, на шорох, шуршание, слышит ли шёпот, знает ли своё имя. Если вовремя диагностировать проблемы со слухом, с большой вероятностью их можно исправить.
  • Если ребёнок родился раньше срока, то к его развитию нужно уделять гораздо большее внимание. У недоношенных детей риск задержки развития выше. Чаще всего такие дети догоняют сверстников только к 5 годам.
  • Убедитесь, что у ребёнка не наблюдается никаких умственных заболеваний. Он должен вас понимать, быть активным и любознательным. Вы видите, что он пытается общаться при помощи жестов и звуков.

Отсутствие мотивации

Возможно, ваш малыш просто не хочет говорить. У него нет для этого стимула. Так почему ребёнок не говорит? Часто бывает, что подрастающий карапуз становится центром семьи. Всё внимание родителей переключается на него, любое желание предугадывается заранее.

Родители хорошо понимают, что просит кроха. Поэтому у него просто не возникает необходимости что-то просить.

Не нужно лишать ребёнка мотивации. Даже если вы хорошо понимаете, о чём просит малыш, то не спешите сразу выполнять. Отвечайте ему: «Я тебя не понимаю. Давай ты постараешься объяснить мне, что ты хочешь». Если делать это регулярно, то ребёнок в три года уже будет говорить.

Наличие компании

Существует мнение, что дети начинают быстрее говорить в компании сверстников. Особенно в детском саду, на игровой площадке и т.п. В этом утверждении есть доля истины. Но если ребёнку 3 года, а он не разговаривает, не стоит надеяться, что к 5 годам он заговорит без посторонней помощи. Не затягивайте с обращением к врачу.

Наследственность

Если в вашей семье есть люди, которые поздно начали говорить, то задержка речевого развития, возможно, передалась малышу по наследству. Если ребёнок не разговаривает, обязательно ведите с ним диалог. Старайтесь говорить грамотно и внятно, не коверкайте слова. У малыша в подсознании откладывается всё, что он слышит. Если в разговоре вы искажаете слова, заменяете буквы и сюсюкаете, то существует большая вероятность, что ребёнок запомнит всё это и будет говорить неправильно.

Нервное потрясение

Если в жизни маленького человечка произошла ситуация, которая нарушила его психоэмоциональное состояние, он может уйти в себя. Дети часто перестают разговаривать в стрессовых ситуациях. В таком случае необходимо срочно устранить источник стресса и обязательно обратиться за помощью к психологу. Грамотный специалист сможет оказать ребёнку необходимую помощь. В такой ситуации возраст не имеет значения.

Интернациональные семьи

Причиной отсутствия речи у ребёнка может быть привычка родителей разговаривать на нескольких языках. Возможно, ваш ребёнок знает много иностранных слов, но не понимает, какие из них правильные. Поэтому в семьях, где ребёнок ещё не достиг возраста 5 лет, стоит ограничиться одним языком для общения.

Как помочь ребёнку заговорить

  • Если ребёнок в 3 года не разговаривает, то обратите внимание на его пальчики. Дело в том, что подушечки пальцев связаны с определёнными отделами мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Развитие мелкой моторики способствует тому, чтобы малыш быстрее заговорил. Для этого почаще занимайтесь развивающими играми и упражнениями. Пусть кроха играется мелкими предметами.

Для тренировки подходят занятия рисованием, лепкой, собирание мозаики, конструктора и т.п. Также благотворно влияет массаж ладошек и ступней.

Не нужно покупать дорогостоящие игрушки. Если подойти к вопросу развития с умом, то материалы для занятий найдутся в каждом доме. Например, можно сделать развивающее пособие из макарон и круп, молний и шнурков, гороха и мелких игрушек. То есть из всего, на что хватит вашей фантазии.

Обратите внимание, что дети, которые к трём годам не могут самостоятельно застёгивать пуговицы и молнии, уверенно держать ложку и карандаши, входят в группу риска. В головном мозге отделы, отвечающие за речь, координацию и мелкую моторику, находятся рядом. Это значит, что нарушение в любом из них может привести к расстройствам в остальных отделах.

  • Для того, чтобы ваши дети к трём годам уверенно разговаривали, с ними необходимо заниматься. Обязательно читайте сказки, стихи и поговорки. Рассказывайте малышу буквально всё, что происходит вокруг. Называйте предметы, которые используете дома, и те, что встречаются на улице. Ежедневно у ребёнка в подсознании откладываются новые слова, которые он со временем воспроизведёт. Просите малыша принести вам ту или иную вещь, указывая на неё пальцем. Так вы поймёте, каков словарный запас вашего малыша.

Лето – особая пора. Длительные прогулки, организованные правильно, также способствуют развитию речи крохи. Показывайте ему деревья, животных, растения, обязательно называйте их.

  • Не так давно врачи настаивали на том, что в 3 года ребёнок только начинает говорить. Сейчас же всё изменилось. Дети развиваются быстрее и активнее. И на третьем году жизни малыш уже должен говорить отдельными фразами и пытаться строить предложения.

Бывает и так, что ребёнок 3 года совсем не говорит, но при этом всё понимает, и он полностью здоров. Подождите около 3–5 месяцев. За этот период у детей происходит резкий скачок в развитии. Возможно, ваш малыш из тех, кто долго молчит, а потом сразу начинает говорить целыми предложениями, старательно выговаривая каждое слово. Но не затягивайте с ожиданием.

Медицинская помощь

Так что же делать, если ваш кроха в 3 года не желает вести разговор? Покажите его 5 следующим врачам:

– педиатру,

– лору,

– неврологу,

– психологу,

– логопеду.

Только после полного обследования и установки диагноза вы сможете начать процесс лечения. Возможно, потребуется разносторонняя коррекция развития. В одной ситуации вам помогут регулярные занятия с грамотным логопедом. Такой вариант возможен в том случае, если малыш здоров, но не имеет желания говорить. Логопед научит ребёнка хотеть выражать свои мысли словами.

Если ребёнок говорит отдельные слова и словосочетания, то обратите внимание, склоняет ли он глаголы, в правильной ли форме употребляет слова. Обязательно поправляйте его. Это важно делать именно родителям, так как дети 5 года жизни часто не хотят заниматься с логопедом. Для них врач – совершенно посторонний человек.

Если же у ребёнка имеются проблемы со слухом, на помощь придёт современная хирургия. В настоящее время детям, возраст которых не достиг 5 лет, проводят операции по вживлению слухового аппарата в ушную раковину. После курса восстановления аппарат не будет заметен, и ваш малыш ничем не будет отличаться от сверстников.

К сожалению, случаются ситуации, когда задержка речевого развития свидетельствует об умственном заболевании. Для выявления таких патологий проводят всестороннее медицинское обследование, показывающее уровень работы мозга, наличие или отсутствие отклонений.

Возможно, во время родов были сильные осложнения и родовые травмы. Может быть, плод был подвержен кислородному голоданию в последние дни беременности. Всё это тоже может спровоцировать задержку речевого развития.

В таких случаях назначают препараты, воздействующие на головной мозг. Они питают нейроны мозга и стимулируют речевой центр. Но любое медикаментозное лечение должен назначать только компетентный в этом вопросе невролог или психотерапевт.

Бороться с задержкой речевого развития помогают физиологические процедуры. При помощи микроволн происходит воздействие на участки мозга, отвечающие за речь и артикуляцию. Однако некоторые из этих процедур назначают только тогда, когда предполагаемый эффект важнее возможных побочных действий.

Родители, помните, что коррекция речевого развития у детей, достигших 5 года жизни и старше, очень затруднительна. Чем младше ребёнок, тем проще и быстрее восстановить речевую функцию. Правильный диагноз и своевременное лечение принесут скорый положительный результат.

legkopolezno.ru

Ребенок не разговаривает в 3 года что делать: мой опыт

Если ребенок не говорит в три года — что делать

Меня часто просят поделиться опытом по поводу задержки речевого развития у ребенка. А я до сих пор не знаю – болезнь это или природная лень, или анатомическое строение языка, носоглотки, или недостаточные занятия с ребенком в раннем детстве, или какие–то другие причины, по которым ребенок не может или не хочет говорить.

Диагноз «задержка речевого развития»

Моя дочь поздно начала говорить… Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно».До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?

 

 

В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития».Нам даны рекомендации:

  1. Лечение у детского психиатра.
  2. Занятия с логопедом:
  •  развитие слухового и зрительного внимания, общей и речевой моторики,фонематического слуха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  • расширение импрессивной и экспрессивной речи;
  • повышение уровня представления об окружающем мире;
  • работа над грамматическим строением языка;
  • воспитание внимания, памяти, уверенности, усидчивости, работоспособности.

Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.

В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

Спецшкола?

Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.

Я водила всех детей  в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К  психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это  был первый человек, который выслушал меня,  а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года», играли в слова, читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»…  У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась  в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

Итог истории с задержкой речи

С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже  самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.

Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.

Работа над ошибками

Напоследок хочу обозначить  моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.

  1. Если ребенок испытывает трудности в разговоре, не нужно заставлять его говорить. Пример: Раньше мы жили в комнате площадью 11 м2, места мало, и игрушки можно было убрать только на шкаф. Их было видно детям, но достать невозможно. И когда дочь просила достать ей какую-то игрушку, показывая на нее пальчиком, я «не понимала» ее и заставляла произнести название игрушки. Она нервничала и, естественно, не повторяла.
  2. Таким детям не нужно ставить в пример других своих детей. Этим можно вызвать ревность, неуверенность в своих силах и т.д.
  3.  О негативных фактах в жизни таких детей нежелательно рассказывать посторонним людям в их присутствии (детский садик не исключение), хотя похвала приветствуется. Но хвалить нужно только за какое-то стоящее дело или поступок.

Вот такая моя история.

Буду очень рада, если  кто-то расскажет о своем опыте. Приглашаю к обсуждению темы в комментариях. Интересно все же, почему мой ребенок не говорил так долго...

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Пожалуйста, оцените полезность материала

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Рейтинг: 5 из 5 (8 голосов)

Похожие записи

nash-sekret.ru

Если ребенок 3 лет не говорит

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.

Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?

Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.

Что делать, если малыш не хочет говорить

Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.

Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.

Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры, начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.

Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.

Тагиева Ирина специально для сайта 3-years.ru

3-years.ru

3 года ребенок не говорит

Аннотация: В данной статье затронута проблема позднего формирования речи у ребенка в возрасте около 3 лет. Автор раскрывает основные этапы речевого развития и даёт практические рекомендации родителям тех детей, которые к 3 годам не пользуются активной речь, как средством коммуникации. Основное внимание в статье автор акцентирует на своевременное оказание помощи своему ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны специалистов.

В 3 года ребенок не говорит. Что делать?

По роду своей деятельности, я часто вижу детей, которые в возрасте до 3-х лет говорят очень мало, либо вообще не говорят. А какова в таком случае должна быть позиция родителя? Хорошо это или плохо? Стоит беспокоиться или подождать пока ребенок сам заговорит?

Давайте разберемся более подробно, как должна развиваться речь у ребенка с рождения.

К 3-м месяцам у ребенка развивается эмоционально выразительная реакция, иными словами «комплекс оживления». Это мимические, двигательные, голосовые реакции. Например, младенец замирает в первые секунды контакта с мамой, вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому.

В 5 месяцев в речи малыша появляются певучие гласные звуки — этап гуления.

К 6 месяцам — лепет (слоги ба, ма, та, па).

Возрастной этап от 1 года до 2 лет — это время, когда активно идет развитие понимания речи, способности подражать взрослому, накопление словаря, формирование речи как средства общения с окружающими.

В 1 год ребенок говорит 10 слов и понимает обращенную к нему речь, например, мама просит ребенка «принести мишку» — ребенок выполняет просьбу.

В 2 года ребенок уже произносит около 100 слов и строит короткие фразы. К 2-м годам происходит активное расширение словарного запаса, дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. В данном возрастном периоде у ребенка формируется умение обращаться по разным поводам к взрослым, задавать вопросы, сообщать в нескольких простых фразах увиденное или услышанное.

К 2,5 годам словарь ребенка растет и уже составляет около 200-300 слов. Ребенок знает своё имя, различает родных, узнает и различает голоса животных. Ребенок может рассказать, что он видит на картинке с простым сюжетом. На третьем году ребенок может прослушать короткий рассказ, стих, и повторить его. Речь ребенка понятна незнакомому взрослому.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что к 3-м годам между ребенком и взрослым складывается общение в форме диалога, речь ребенка понятна для любого взрослого человека, а не только маме малыша.

Вернемся теперь к тем деткам, которые к 3 годам ещё не говорят.

Уважаемые родители! Если у вашего ребенка к 3-м годам почти нет активной речи, это несомненно плохо. Это говорит о том, что механизм патологической речи уже запущен, время уже направлено против вашего ребенка. И чем больше Вы ждёте, что всё само «пройдет», тем больший вред вы наносите своему ребенку.

Как действовать?

Уважаемые родители! В первую очередь вам необходимо обратиться к неврологу. Данный специалист осмотрит вашего ребенка и даст дальнейшие рекомендации.

Так же вам следует посетить следующих специалистов:

  • отоларинголога,
  • психолога,
  • дефектолога,
  • психиатра.

Кроме посещения специалистов, Вам необходимо действовать самим.

Общайтесь со своим ребенком как можно больше. Общаясь с вами, ребенок учится подражать звукосочетаниям и словам.

Используйте метод «инструкции к действию». Взрослый побуждает ребенка к выполнению разнообразных действий «дай, покажи, принеси, найди, возьми». И обязательно после выполнения малышом инструкции, спросите ребенка что он принес, куда положил, куда ходил.

Обучая ребенка произносить слова, прежде всего дайте ребенку образец: «Это собачка, это кошка, а вот мишка держит мяч». При этом сами произносите слова четко и не торопясь.

Кроме общения семьи с ребенком, очень важно, чтобы малыш общался со своими сверстниками.

Эмоционально поощряйте ребенка за успехи, даже самые незначительные. Ребенку важно видеть, что мама заинтересована в проявлении речевой активности малыша.

Активно играйте с ребенком в пальчиковые игры. Развитие речи напрямую зависит от степени развития ручной моторики.

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ! Если начать прямо сейчас действовать грамотно вместе со специалистами, Ваш ребенок заговорит, и догонит своих сверстников, уже умеющих говорить.

Жердева О.П.,учитель-логопед

 Loading ...

logoportal.ru

Если ребенок 3 лет не говорит

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.

Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?

Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.

Что делать, если малыш не хочет говорить

Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.

Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.

Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры, начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.

Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.

Тагиева Ирина специально для сайта 3-years.ru

3-years.ru

15 причин, почему ребенок не говорит в три года

Становление речи у детей – очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, говорит с трудом, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

Физиологические причины отсутствия речи

  1. Нарушения слуха. Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
  2. Наследственность. Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
  3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат. Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
  4. Задержка умственного развития, вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
  5. Неврологические отклонения, спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и логопеду-дефектологу, назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста. Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков – скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье. Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери – не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе. Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор. Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете – настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека. Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм. Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи. Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг. Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг. Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи – тишина.
  10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

logoden.ru

Ребенок не говорит в 3 года: причины и что делать

Рождение детей — это огромное счастье для новоиспеченных родителей. Если ребенок не говорит в 3 года, болеет, плачет, каждая мама искренне из-за этого переживает. Помимо радостных событий и впечатлений материнство приносит определенные трудности и волнения. Все дети разные, и темпы их развития также отличаются. К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже может самостоятельно ходить, играть со сверстниками, выполнять элементарные упражнения и задания. Всесторонне развитые дети в три года достаточно свободно общаются с родителями и другими сверстниками. В последние годы намечается тенденция к тому, что говорящих в три года карапузов становится все меньше. Причин этому может быть множество.

Причины речевых проблем

Многие проблемы в речевом развитии детей обнаруживаются на обязательном медицинском обследовании, которое включает посещение терапевта, хирурга, офтальмолога, ЛОРа, невропатолога. Если ребенок в 3 года не разговаривает, то особое внимание родителям стоит уделить консультации невропатолога. Он поможет выяснить причину того, почему ребенок не хочет или не может общаться.

На то, что ребенок плохо говорит, могут повлиять следующие факторы:

  1. Кислородное голодание плода во время беременности.
  2. Раннее рождение. Преждевременные роды зачастую дают осложнения для новорожденного на различные внутренние органы.
  3. Нарушения неврологических функций вследствие сложных родов.
  4. Наследственность. Нередко можно услышать о том, что папа или мама чада сами начали поздно разговаривать.
  5. Социальное окружение.
  6. Нарушение слуха. В этом случае ребенок не разговаривает потому, что неотчетливо слышит звуки и не может их правильно воспроизвести.

Если ребенок не говорит в 3 года, а все обследования родителями пройдены, то стоит обратить внимание на то, чем малыш занят в течение дня. Общеизвестно, что каждому человеку необходима социализация. Любой коллектив может подтолкнуть к общению, разговорить малыша. Обязательно стоит водить детей на развивающие занятия, не столь важно, будут они платные или бесплатные. Новые впечатления и радостные эмоции подтолкнут к общению и желанию поделиться с родными приятными мгновениями.

Нормальный здоровый ребенок в 3 года не говорит не только потому, что не может, но еще из-за отсутствия стимула к общению.

Зачастую родители настолько заняты своими делами и проблемами, что единственным развлечением для малыша становится просмотр мультфильмов. Это категорически недопустимо. Ведь именно в этом возрасте он впитывает всю информацию, получаемую из окружения. Чтение детской литературы, интересные ролевые игры обязательно помогут ребенку трех лет разговориться.

Стимулирование общения, если ребенок не разговаривает

После выяснения причины молчаливого поведения своего ребенка стоит обратить внимание на множество советов и рекомендаций врачей о том, как научить малыша правильно говорить. Вот некоторые из них:

  1. Нужно обязательно общаться с малышом, проговаривать все действия и события дня.
  2. Если малыш напевает какую-либо песенку или тихонечко про себя пытается воспроизвести стихи, стоит вместе с ним повторять несколько раз.
  3. Стоит обратить внимание на выполнение некоторых упражнений, таких как завязывание шнурков, перебирание крупы, игры с песком. Развитая мелкая моторика в этом возрасте дает хороший толчок к связной понятной речи.
  4. Родителям стоит обратить внимание на то, как они общаются с детьми. Необходимо добиваться того, чтобы малыш сам говорил, что ему необходимо. Не стоит реагировать на жесты, если ребенок просто показывает, что он хочет взять.
  5. Электронные игрушки на период становления речи стоит убрать из арсенала игровой комнаты, так как они достаточно негативно влияют на желание ребенка общаться.
  6. Достаточно полезно давать своему малышу разговаривать по телефону с бабушками и дедушками, для того чтобы он мог поделиться событиями дня.

Выполняя эти нехитрые советы, можно успешно разговорить ребенка, которые молчит в три года.

ladyinlife.ru


Смотрите также