Ребёнок после года: что должен уметь и чему его учить. Ребенок 3 года чему учить


Чему учить ребенка - Психологос

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?

Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.

Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.

Заблуждение первое: «Главное - интеллект!»

Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей «лишних» движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.

Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным - с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?

  1. Ребенок хорошо бегает.
  2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
  3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
  4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
  5. Умеет прыгать с места.
  6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
  7. Катается на трехколесном велосипеде.
  8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
  9. Самостоятельно одевается и обувается.
  10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
  11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
  12. Сам ест.
  13. Умеет забивать гвозди молотком.
  14. Умеет пользоваться ножницами.
  15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
  16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
  17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
  18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.

Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.

Заблуждение второе: «Играют - значит, тратят время зря»

Прежде чем доказать обратное, приведем пример.

Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. «Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского».

Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают «Трех медведей», но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления - способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!

С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой - чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: «Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!»

Развитие образного мышления - необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ - символ - знак - понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.

Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.

Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: «Дайте мне этого гениального ребенка!» Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.

Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. «Водой» он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке - один и тот же песок.

Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.

Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.

Заблуждение третье: «Сказка - это несерьезно»

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.

Л. Ф. Обухова: «Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. <...> Сказка - произведение искусства. <...> И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».

В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

  • язык сказки доступен ребенку;
  • сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
  • настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
  • чтение сказки - один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.
Как сделать сказку другом вашего малыша?
  1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
  2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
  3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
  4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
  5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Как учить ребенка

​​​​​​​Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: «Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат».

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. См. →

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Задания

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. →

www.psychologos.ru

Методики раннего развития ребенка 1-3 года

В каком возрасте и чему можно обучить ребенка

Методики раннего развития ребенка 1-3 года зависит от мамы и папы малютки, которые, чаще всего, даже не знают, в каком возрасте и чему его можно обучить. Как правило, их терзают сомнения: уж очень мал их ребенок или это не так, и не торопятся ли они сделать из него маленького вундеркинда?

Особенности развития ребенка в 1-3 года: чему учить и во сколько лет?

Чтобы вы не мучили себя подобными вопросами, прислушайтесь к специалистам, утверждающим, что должно прийти время, когда он будет готов!

В возрасте от одного года и старше малыш отлично усваивает определенные навыки и действия, когда копирует их у взрослых.

Почему бы не преподнести ему их в игровой форме, как-то легко и ненавязчиво. Безусловно, если у вашего чада отсутствует врожденное упорство и целеустремленность, возможно, ему будет труднее за пару раз научиться завязывать шнурки.

Одни детки плачут, как только сталкиваются с трудностями, а другие – смотрят на родителей, берут с них пример и проявляют терпение и спокойствие. Значит, от вас зависит то, как быстро ваш малыш научиться ходить на горшок, читать первые книжки и «взбираться» на новые вершины. Просто постарайтесь не кричать на него, иначе он вообще ничего не поймет.

Развитие ребенка в возрасте 1 года. Когда начинать приучать малыша к горшку?

Всемирно известные производители детских подгузников утверждают, что как ни старайся, но лишь в 1,5-2 года он будет самостоятельно проситься на горшок. Насколько это является правдой? Вспомните, что вам рассказывали подруги. Так, во сколько приучить к горшку, вспомнили? Вот именно!

Многие современные родители практикуют следующий способ: с рождения они постоянно после еды и сна (дневной, ночной) держат своего пупса над обычной миской или ведром, а уже после того, как научится держаться на ножках, усаживают на горшок.

У него просто срабатывает условный рефлекс, то есть он привыкает. Пусть он не будет проситься сам, так как еще не может толком связать 2-х слов, зато в 2-3 года он не станет мочиться в штанишки. Почему бы и не попробовать?

Когда стоит учить пользоваться ножами и спичками?

В 1-3 года, когда ваш ребенок становится очень любопытным, от него просто нереально все спрятать в шкафчики, особенно на кухне. Но придется постараться, так как малыш еще не понимает, где его подстерегает опасность. Главное объяснить, что ножи и спички пока нельзя трогать ручками. Когда он достигнет 7-летнего возраста, попробуйте поговорить с ним и все подробно объяснить.

Учимся читать!

Специалисты утверждают, что лучше начинать учить ребенка читать в возрасте одного года. Не рано ли это? Вовсе нет! Хотя бы показывайте ему целые слова.

Буквы и слоги оставьте в покое. Малыш увидит несколько раз слово, запомнит, а когда научиться говорить, будет уже знать его и соответственно скорее научиться читать незнакомые тексты.

Проще учить читать вашу кроху в 2 года. Но нельзя его нагружать интеллектуальными занятиями, все-таки ему рекомендуется больше двигаться и физически развиваться. Мы рекомендуем ознакомиться с тем, как учить ребенка читать в 3 года.

Как раз тот возраст, когда его устная речь более-менее развита. Покупайте малышу печенье в виде букв, учите лепить из пластилина, превратив занятие в увлекательную игру.

Активно используйте карточки, на которых изображены животные, раскраски, а их названия соответствуют определенной букве. Пусть ребенок отгадывает и веселится! Обязательно поощряйте за правильные ответы.

infonyanya.ru

речь, интеллектуальное и физическое развитие

Трехлетний малыш – это уже не младенец, не способный обходиться без взрослых ни минутки. Он еще не дорос до возраста «почемучек», но уже преодолел (или пытается преодолеть) обозначенный психологами кризис 3 лет, иначе называемый «Я сам!».

Любая мама переживает за то, правильно ли развивается ребенок, чему он должен научиться, перешагнув порог трехлетия. По мнению специалистов, малыш в этом возрасте должен обладать определенными умениями и знаниями.

Физическое развитие

Дни, когда родители восхищенно отмечали любое новое достижение своего чада, – впервые перевернулся, пополз, сделал самостоятельные шаги – прошли, а мама и папа привыкли к тому, что кроха вполне сносно бегает и прыгает.

Помимо этого карапуз обзавелся следующими умениями:

  • Трехлетнему ребенку уже нетрудно простоять некоторое время на одной ножке, ходить «как мышка», на носочках, подпрыгивать, пружиня, на двух ногах (на месте или с продвижением вперед).
  • Он умеет спускаться и подниматься по лестничным ступенькам без помощи мамы.
  • Кроха с удовольствием повторяет движения танца, правда, получается это у него довольно комично. Тем не менее, он умеет кружиться, притопывать ногами, ритмично приседать – для мини-пляски этого вполне хватит.
  • Развиваются и движения рук: ребенок трех лет прекрасно справляется с ложкой и кружкой, увлеченно строит из кубиков дом, складывает крупные пазлы и большие детали конструктора, рисует фломастерами, кисточкой.
  • Если родители приобрели специальный мягкий пластилин для маленьких детей, малыш с интересом будет лепить простые фигурки – палочки, шарики, которые при наличии фантазии и под руководством взрослого превращаются в забавных зверят, ягодки, машинки.

А вот рисование цветными карандашами пока не приносит желаемых результатов – из-за неумения контролировать силу нажима на бумагу линии получаются тонкими и невзрачными.

Родители могут задуматься о покупке трехколесного велосипеда, поскольку ребенок в трёхлетнем возрасте уже может освоить катание на своем первом транспортном средстве. Зимой пригодятся санки и ледянки – веселые забавы помогают совершенствовать координацию движений и ловкость.

Интеллектуальное и речевое развитие

Словарь трехлетки содержит не менее 300 слов, которые он умеет складывать в простые предложения:

  • Ребенок знает свои имя и фамилию, имена своих родных.
  • Отвечает на вопросы, правильно согласовывая слова в падеже, времени, числе с использованием предлогов «на», «под», «в», «с».
  • Для малыша не составляет труда обобщить предметы по признакам, он понимает, что значит «посуда», «одежда», «фрукты», «овощи», но не всегда может назвать эти понятия.
  • Он знает животных, может назвать их детенышей, различает части суток, время года, части тела и их количество (нос – один, а руки – две).
  • Он умеет сравнивать два предмета, называя, что больше, а что меньше, что выше, а что ниже, что длиннее, а что короче.
  • Ребенок в этом возрасте ориентируется в понятиях «один – много», отвечает на вопрос-загадку «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Найди отличие».

Трехлетний ребенок обладает уникальной памятью – он «на лету» запоминает небольшие стихи и песни (особенно, если в них присутствует сюжет), с удовольствием выступает с ними перед взрослыми. Любит слушать сказки, рассматривать картинки в книгах. На вопросы о том, кто или что изображено на странице, отвечает связно и обдуманно.

Чем больше информации получает малыш в этом возрасте, тем лучше он развивается.

Навыки самообслуживания

Самостоятельность трехлетки проявляется во всем – взрослым стоит лишь вовремя похвалить ребенка за очередное достижение в плане умения обслужить себя.

Малыш без напоминания ходит на горшок, сам умывается и учится правильно чистить зубы, умеет вытирать лицо и руки полотенцем, а после вешать его на место.

Кроме умения пользоваться столовыми приборами трехлетний ребенок учится культурно вести себя во время приема пищи: он знает, для чего нужна салфетка, понимает, что кушать нужно аккуратно, не разбрызгивая еду и не хватая куски пищи руками. Хорошо, если родители учат ребенка говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Самое сложное, что приходится осваивать трехлетнему крохе, – самостоятельное раздевание и одевание. Если с варежками, шапкой и валенками справиться легче, то умение расстегивать пуговицы, развязывать шнурки дается малышу с трудом. Тем не менее, упорство и желание все сделать самому («Я сам!») только стимулируют ребенка к быстрому освоению этих навыков.

Ева Штиль специально для www.kinderok.ru.При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

развитие и занятия в домашних условиях

Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Зная особенности развития детишек разного возраста, проще помочь ребенку раскрыть свои способности

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты — в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Пол ребенкаРост, смВес, кг
Мальчик84-8912-13,5
Девочка83-87,511,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.
В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища
  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Двигательные навыки и координация движения

Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений. В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение — осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.

В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:

  • перешагивание через препятствия;
  • подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
  • бег на небольшие дистанции;
  • невысокие прыжки;
  • хождение по бревну или бордюру;
  • пинание мяча ногой;
  • повороты и хождение задом наперед.

Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.

Пока что детки не умеют хорошо владеть своим телом и часто падают

Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами — конечно, под чутким руководством взрослого.

Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:

  • мыть руки и лицо;
  • кушать жидкие блюда с помощью ложки;
  • ходить на горшок;
  • надевать и снимать некоторые вещи.

Психоэмоциональное и социальное развитие

Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.

С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.

В спокойной дружественной атмосфере ребенок будет расти психически и эмоционально уравновешенным, в то время как у постоянно ругающихся родителей, выплескивающих на кроху свой негатив, он станет нервным, беспокойным и капризным.

К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.

Двухлетки с удовольствием общаются с соседями по площадке и находят себе друзей

Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.

Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:

МальчикиДевочки
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместеОценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папаПонимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам
Проявляют большую активность и шустростьЯвляются более спокойными и уравновешенными
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчествуБолее усидчивы, с лучше развитым воображением и речью
Свойственна самостоятельность во всемТребуют постоянного одобрения со стороны взрослых

Умственное и речевое развитие

В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:

  • различать 4-8 цветов;
  • уметь группировать предметы по цветам;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • различать свойства предметов — например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
  • знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.

x

https://www.youtube.com/watch?v=Pe1qNlvZIxU

На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова «кушать», «падать».

Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.

Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.

Методы развития ребенка в 2 года

Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима. Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.

Заниматься развитием ребенка можно даже дома, если у мамы есть на это время

Упражнения для физического развития

Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:

  1. Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
  2. Урожай. Задача крохи — собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
  3. Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
  4. Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
  5. Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Зарядка необходима детишкам любого возраста, в том числе и двухлеткам

Упражнения на развитие мелкой моторики

Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:

  1. Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
  2. Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
  3. Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
  4. Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.

Развитие внимания и памяти

Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:

  • В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
Прятки с игрушкой — отличное развлечение для малыша, развивающее его навыки
  • Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
  • Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
  • Пазлы.

Нюансы занятий с ребенком дома

Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:

  1. «Нет» перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
  2. Чередование активных и пассивных игр.
  3. Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
  4. Соответствие игр возрасту.
  5. Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
  6. «Нет» занятиям по принуждению.
  7. Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
  8. Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
  9. Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.

x

https://www.youtube.com/watch?v=CdMtKwnAY7Y

Похожие статьи по теме:

vseprorebenka.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год и последующие месяцы до 2 лет

Содержание статьи:

Развитие детей нельзя пускать на самотёк, особенно это касается малюток раннего возраста. Его нужно контролировать и направлять, чтобы чадо ровно и уверенно шло в ногу со сверстниками. Но что должен уметь ребёнок в 1 год и 5 месяцев, а что в год и 10, знает не каждый родитель. Чему учить детей на втором году жизни, и какие навыки им нужно успеть привить в этом возрасте?

Известный всем Евгений Комаровский приоритетным видом деятельности для маленьких детей считает не интеллектуальную, к которой стремится большинство родителей, а именно физическую. Ежедневное купание, многочасовые прогулки, активные игры – вот, что важнее всяких развивающих игрушек и книжек, уверен Комаровский.

Чего достиг годовасик

Для начала определимся, что умеет делать годовалый малыш. Он ходит, и хотя делает это пока не уверенно, часто падает, этот важнейший навык существенно ускорит его физическое, интеллектуальное и речевое развитие.

Годовасики произносят около 10 слов. Некоторые пока сильно отличаются от привычного нам языка, но родители их понимают. К году дети должны знать и показывать хотя бы несколько частей тела.

Также в этом возрасте малыши знакомятся с назначением предметов гигиены, учатся пользоваться столовыми приборами.

Дети после года

На втором году жизни крошки его двигательные навыки будут совершенствоваться с каждым днём. Так, в год 3 дети начинают бегать, кружиться, учатся залезать и слезать с дивана и другой мебели; к году и 5 они уже умеют подниматься по ступеням, перешагивать препятствия, ходить назад; в год и 10 многие любят ходить по перекладине.

Что должен делать ребёнок на втором году жизни и чему его надо учить?

13 месяцев

Развитие: подражает действиям взрослых, понимает запреты, изучает содержимое ящиков, выполняет несколько простых команд («принеси», «дай», «закрой»).

Чему учить: имитировать звуки, которые издают животные; собирать пирамидку, башню из кубиков; пальчиковым гимнастикам.

14 месяцев

Развитие: прекращает тащить в рот предметы; выражает свои желания при помощи нетерпеливого крика; прибавляется еще около 10 слов и поясняющие жесты.

Чему учить: переливать воду, рвать бумагу, откручивать крышки; читайте небольшие стихотворения, сопровождая их описываемыми действиями («Мишка косолапый»).

15 месяцев

Развитие: появляется оправдательное поведение (забавный виноватый вид), рисует, стремится к самостоятельности.

Чему учить: 5-10 минут в день уделяйте развивающим играм –  надевайте и снимайте кольца пирамидки, сортируйте парные предметы, описывайте свойства – горячее и холодное, мягкое и твердое, большое и маленькое.

16 месяцев

Развитие: быстро переключает внимание, может рассмеяться или заплакать «за компанию»; появляются гендерные различия – мальчики менее эмоциональны и более независимы, девочки любят посидеть в обнимку, чаще плачут.

Чему учить: начните делать гимнастику, например под музыку Железновых. Подберите 2-3 композиции и добавляйте новые движения каждые 10 дней.

17 месяцев

Развитие: пьет из чашки, ест ложкой кашу, показывает пальчиком где/кто нарисован; в этом возрасте могут появиться страхи (боязнь темноты, чужих людей и даже игрушек).

Чему учить: сморкаться! Покажите, как пыхтит ёжик. Закройте одну ноздрю, продемонстрируйте, как при помощи другой ноздри сдуть кусочек бумажки.

18 месяцев

Развитие: сообщает о голоде, жажде; интересуется проявлением эмоций других детей; собирает 5 колец пирамидки; играет с предметами домашнего обихода, используя их по назначению; катает и бросает мяч.

Чему учить: самостоятельно раздеваться, чистить зубы, пользоваться горшком; лепите из соленого теста, рисуйте восковыми мелками и пальчиковыми красками.

Кстати, Комаровский рекомендует учить детей ходить на горшок именно в год и 6, поясняя, что в более раннем возрасте дети не готовы к этому, прежде всего физиологически.

19 месяцев

Развитие: игнорирует запреты и злится, если что-то «нельзя»; накапливает пассивный запас слов; копирует поведение взрослых (кормит куклу, метёт веником, «варит» кашу).

Чему учить: приобщайте к домашним хлопотам, развивайте мелкую моторику при помощи крупной мозаики и конструкторов, познакомьте с вежливыми словами.

20 месяцев

Развитие: понимает разницу между формами, цветами и размерами; интересуется другими детьми; некоторые складывают первые фразы и предложения. В год и 10 многие малыши могут заупрямиться, если не та тарелка или не те носочки, с возрастом список предпочтений будет только расти. Таким образом кроха самовыражается.

Чему учить: класть игрушки и вещи по своим местам; самостоятельно мыть руки.

21 месяц

Развитие: одевает некоторые элементы одежды без помощи взрослых; рисует прямые и закругленные линий; показывает родных на фотографиях; может делать несколько действий по инструкции («Иди на кухню и принеси совок»).

Чему учить: используйте пазлы и сортеры для развития логического мышления; играя, добавляйте сюжетно-ролевые элементы («Зайка упал и испачкался. Вымой его»).

22 месяца

Развитие: способен на сочувствие и заботу, переживает при разлуке с родными; отстаивает свое мнение.

Чему учить: используйте игровые наборы с элементами разных цветов и форм; прививайте навыки общения с другими детьми (делиться, сотрудничать в игре).

24 месяца

Развитие: контролирует физиологические потребности; играет в сложные ролевые игры, подключая воображение; оперирует от 100 до 200 слов, среди которых много упрощенных; строит конструкции из кубиков и лего по образцу родителя.

Тематический материал:

Чему учить: называть свое имя, показывать или говорить, сколько лет. Год и 10 – 2 года – время, когда кроха впитывает информацию как губка, поэтому старайтесь регулярно с ним заниматься, учите буквы, осваивайте счет до 10, читайте, изучайте свойства предметов.

Тест

Вышеперечисленные навыки и весьма условны, ведь каждый малыш индивидуален, а значит, проходит свой путь развития. Однако есть ряд таких признаков, которые свидетельствуют об отставании от возрастных норм:

  • до полутора лет ребёнок не научился ходить;
  • в 2 годика безразлично относится к отсутствию родителей;
  • в год и 10 малютка не понимает обращенную к нему речь;
  • к двум годам не использует и нескольких слов;
  • не играет даже в самые простые игры.

Отсутствие любого из этих навыков является тревожным сигналом и поводом для обращения к врачу.

Что мешает развитию

Большинство вопросов, возникающих у родителей, обычно связано именно с воспитанием. Уже в этом возрасте малютка должен чётко понимать, что решающее слово за взрослым, следовать установленным правилам в отношении понятий «можно» и «нельзя».

Однако в стремлении вырастить чадо дисциплинированным и послушным, помните:

  • категорические запреты могут затормозить развитие крошки;
  • не пытайтесь оградить его от всех возможных неприятностей, собственный опыт – лучший учитель;
  • предупреждайте об опасности, будьте рядом, но не мешайте ребёнку;
  • регулярные упреки порождают чувство неуверенности в себе и своих силах;
  • если что-то совсем нельзя, предложите альтернативное занятие, или изучите заинтересовавшую кроху опасность вместе.

rearchildren.ru

Надо ли и чему учить ребенка до трех лет?

Добрый день, дорогие родители. Все папы и мамы хотят, чтобы их чадо не отставал от своих сверстников, а даже опережал их в развитии. А  надо ли и чему учить ребенка до трех лет? Или оставить его в покое для самостоятельного познания мира?

Боясь пропустить момент, родители скоро после появления на свет малыша планируют его будущее: брать ли для него няню, воспитывать ли сына или дочку дома, во сколько лет идти в школу и даже в каком институте будет учиться?

Над этими вопросами задумываются родители и родственники карапуза. Необходимо учитывать многие обстоятельства, из которых состоит наша жизнь.

Формирование личности маленького ребенка

Родители уверены в высоких умственных способностях своего ребенка. Родственники надеются в его музыкальной и художественной одаренности, в его успешном окончании школы.

Содержание статьи:

Мнения педагогов

Но, проза жизни диктует свои законы. Молодые родители не могут решить, когда начинать учить своего малыша? Когда ему исполниться год? Или, когда исполниться два года? Или три?

Много разных мнений о раннем развитие ребенка.

Некоторые согласны оставить ребенка до трехлетнего возраста в покое. Пусть резвиться на свободе. Необходимо лишь хорошо ухаживать за ним, а умение придет со временем.

Другие педагоги допускают раннее обучение, но только в игровой форме, учитывая желание ребенка. Третьи уверены, что кроха с ранних лет должен овладеть первоначальными знаниями по всем школьным предметам.

Некоторые воспитатели и психологи разработали специальную сетку занятий. Педагоги предлагают обучать малыша с полутора лет сразу двум иностранным языкам. А также изучать математику, информатику и другие науки. Дважды в неделю.

Кто же из них прав?

Нужно знать, как ребенок познает мир. Потом разберемся, чему его надо учить, а что несмышленыш поймет сам. Карапуз 2-3 лет быстро познает окружающий его мир. В быстром темпе идет развитие его памяти, внимания, мышления, восприятия.

Как утверждает известный психолог Л. С. Выготский, быстрее всего у годовичков и двухлеток развивается восприятие. Больший успехов ребенок может добиться в сфере восприятия. Потому его развитию и нужно уделить большее внимание.

Успехи в области восприятия

Ребенок на втором году жизни может находить на картинке разные предметы, узнавая их по отдельным деталям. Цвет предмета им не учитывается. Но всегда сможет отличить нарисованный предмет от настоящего.

Необходимо показать малышу нарисованную куклу (например) и куклу настоящую. Впоследствии малыш разберется в них сам.

Учить ребенка до трех лет методом проб и ошибок

Восприятие у малыша в раннем возрасте отличается от восприятия ребенка шести лет. Если разобрать на глазах двухлетнего крохи пирамидку, то он не сумеет собрать ее снова. Сначала попытается складывать игрушку наугад и без посторонней помощи не справиться.

Для развития восприятия малышу надо собирать кроме пирамидки и другие складывающиеся игрушки разного размера. В процессе игры малыш быстрее усвоит, что предметы имеют разную форму и размер.

Чадо разберется, почему один предмет нельзя надеть на второй. Почему маленький предмет вкладывается в большой, а не наоборот.

Постепенно малыш научиться различать предметы по их цвету. Мама, помогая малышу, показывает предметы разного цвета и называет их по цвету. Это желтый мяч, и это синий. Принеси мне синий.

Если верить психологу В. С. Мухиной, то двухлетний кроха способен различать восемь цветов. Определяем цвет и размер. Карапуз в раннем детстве должен знать такие определения, как «высокий», «низенький», «широкий», «узкий», знать основные цвета, то учить ребенка до трех лет в дальнейшем будет легче.

Нужно не забывать развивать у малыша и память, внимание, мышление.

Развитие памяти неразрывно с развитием его восприятия. Грудничок в шесть месяцев узнает только родителей, которые все время находятся с ним.

Чадо после полутора лет способен узнавать увиденное или услышанное пару недель назад. Он к этому возрасту способен запоминать простые песенки и напевать их. Внимание малыша усваивается быстрее, когда чадо начинает ходить и разговаривать, лепетать. Тогда расширяется обзор его видения.

Кроха может сейчас сам исследовать больше предметов, которые он в состоянии самостоятельно достать. Ребенок учиться внимательно смотреть на предметы, которые он хочет взять.

Мама может удержать внимание ребенка на подробностях предмета. Мама уточняет его цвет, размер. В процессе игры, когда он манипулирует предметами, развивается его мышление. В игре он будет решать свои действия методом проб и ошибок.

При складывании кубиков или пирамидки самостоятельно будет подбирать разные варианты, пока не найдет верный.

С развитием речи быстро начинает развиваться и мышление. Ребенок спрашивает, значит – имеет представление о связи причины и следствия.

Б. Уайт утверждает, что развитый малыш в три года может разговаривать с взрослым, словно с ребенком. С развитием речи у деток меняется отношение к окружающему миру.

До годовалого возраста он повторяет за другими слова по своему желанию.После года ребятишки начинают понимать значение слов.

После двадцати месяцев он произносит предложения из двух слов.

В 2-3 года в речи деток появляется согласованность между словами. В раннем возрасте у детей надо развивать восприятие и речь, но играя с ними без принуждения.

Надо ли и чему учить ребенка до трех лет? Решают только родители!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

Как научить ребенка самостоятельности: от 1 года до 3 лет

Как научить ребенка самостоятельности? Любую работу нужно начинать с начала, в нашем случае — с рождения ребенка.

Родившись, ребёнок постепенно, пробует проявлять свою самостоятельность: раскачивает игрушки над кроваткой, пытается брать бутылочку в руку, потом — ложку, позже — пробует пользоваться горшком.

Однако возможности малыша ограничены. По мнению некоторых родителей, подобная активность вредна для ребёнка и даже опасна. Поэтому вместо того, чтобы разрешить ему пробовать свои силы, они стараются делать всё сами.

Это не всегда оправдано. Естественно, что малышу трудно, например, удерживать долгое время в руке ложечку, но почему не предоставить ему возможность съесть две ложки овощного пюре самому? Пусть он испачкается, зато сколько радости принесёт ему настоящее взрослое действие.

В этом возрасте ребенку трудно концентрировать внимание на каком-то одном действии, в связи с этим не ждите от него собранных игрушек и застегнутых пуговиц.

Но любые попытки самостоятельных действий поощряйте проявлением искренней родительской радости. Для детей постарше самообслуживание и самостоятельность разные понятия, но в возрасте трех лет самостоятельность выражается именно стремлением к самообслуживанию, пока не всегда качественному.

Дозвольте ребенку пробовать. Пусть сам себе одевает футболку, ботинки, берет на прогулку игрушку на свой выбор, моет руки. Убирайте игрушки вместе с ним, пусть он активно участвует в процессе, а не наблюдает за вами. Приучайте не шуметь, когда кто-то отдыхает. Хвалите и одобряйте всякое действие, направленное на выражение самостоятельности.

В периоде от 1 года до 3 лет ребенок в первую очередь учится мыслить. Это время первых построений логики последовательности действий. Конечно пытаясь вымыть пол или пропылесосить, как это делает мать, ребенок не думает, что эти действия направлены устроение порядка в квартире. Сейчас это только подражание, пока больше разрушительные действия.

Родителям которые хотят научить ребенка самостоятельности, следует не запрещать, а помочь малышу осознать результат собственной самостоятельной деятельности. Конечно не все сразу будет у него получиться, это в возрасте до 3 лет и не столь важно, важно другое — первые попытки сознания собственного действия. К сожалению, в современном мире, все мы куда-то бежим, торопимся, вместо того чтобы остановиться и подождать, пока ребенок самостоятельно оденется или пообедает, мы вынуждены выхватывать у него из рук ложку, быстро одевать его, собирая в детский сад, для того чтобы не терять драгоценного времени.

Читайте также:

Как научить ребенка убирать игрушки?

Как отучить ребенка от «памперсов»

Развитие навыков общения у ребенка 

 Два примера неправильного, весьма популярного поведения родителей.

Рано утром мать собирает дочь в детский сад. Девочка хочет одеться сама. Спросонья у нее это не получается: она путается в последовательности надевания вещей, не попадает головой в ворот платья.

Мама, наблюдая «за этой неспешностью», не выдерживает, выхватывает из ее рук трусики, колготки, всё это быстро надевает на девочку и торопится на выход.

Расстроенная девочка отказывается от дальнейших самостоятельных действий, ждёт, пока мама наденет на нее сапоги и куртку. В детский сад они приходят вовремя, но обе расстроены — мама от того, что накричала на малыша, а ребёнок — от обиды на маму.

Такое же раннее утро, те же утренние сборы. Мальчик категорически отказывается от помощи мамы в одевании, при этом тоже путает порядок надевания вещей, делает всё крайне медленно.

Спокойно наблюдая за происходящим, мама не торопит, ждёт, пока сын соберётся, чтобы выйти из дома. В результате пусть и медленно, ребенок со своей задачей справляется, но в детский сад они опаздывают.

Казалось бы, мама во второй ситуации поступила абсолютно правильно — она не стала торопить сына, терпеливо ждала, пока он оденется, чтобы пойти в садик. Разве этим она не помогла ему приблизиться к пониманию самостоятельности?

Всё бы так, да вот только в детский сад они опоздали, не предусмотрели будущий выговор воспитателей. Какими должны быть выводы ребенка? Он долго одевался, поэтому и опоздал, следовательно, он не способна к самостоятельным действиям.

Вот и первый комплекс, подаренный мамой. А ведь в обоих ситуациях можно было бы поступить по-другому: достаточно было разбудить ребёнка на 15 минут раньше, помочь ему одеться почти самостоятельно, подавая вещи в нужной последовательности.

Как научить ребенка самостоятельности: рекомендации родителям

  • Поощряйте каждые попытки малыша проявить самостоятельность.
  • Старайтесь наглядно показать будущие последствия поступков малыша (липкий пол от пролитого сока, чистота на кухне после того как пол вымыт и т. д.).
  • Наберитесь терпения.
  • Не кричите на ребёнка — это не придаст малышу уверенности в себе, а, наоборот, только навредит ему в будущем.
  • Помогайте, но не навязывайте свою помощь активными действиями, старайтесь, по возможности позволить малышу действовать абсолютно самостоятельно, создавать у него ощущение участия в принятии решения.
  • Не ждите сиюминутных результатов: ребёнок ещё слишком мал.

Первые 3 года — это период пассивного накопления знаний. Для того что бы успешно научить ребенка самостоятельность возьмите себе на вооружение следующий лозунг: «Уважаю, помогаю, не спешу».

razvitie-rebenka24.ru


Смотрите также