Что делать, если ребенок боится темноты и монстров. Ребенок 3 года боится привидений


Как преодолеть детские страхи? Вопрос – ответ. Часть 2

Материал появился в результате проведения онлайн-конференции на сайте http://mama.ru/

Вопрос.

Как научно можно оценить аргументацию борцов с Хэллоуином в России? Во-первых, помогает ли карнавал перестать бояться того, во что взрослые не верят, а во-вторых, является ли с точки зрения психологии фестиваль чертовщины способом прославить Диавола или обороть его в собственном сердце? 🙂Ну и серьёзно: правда ли, что лучший способ побороть боязнь, скажем, лягушек, — запрыгнуть в квакающий пруд. Допустимо ли бороться со страхами у ребенка такими шоковыми методами, эффективны ли они? В общем, Хэллоуин разжигает неврозы или наоборот канализирует, по вашей оценке?

Ответ.

Все зависит от того, в каком возрасте находятся участники этого празднества.

Небольшое предисловие. Люди смертны и вынуждены жить с сознанием своей смертности. Чтобы жизнь не была из-за этого переполнена ужасом, психика использует специальные защиты, и в каждом возрасте они — разные.

Маленький ребенок персонифицирует страх смерти, создавая образы различных монстров, привидений и призраков. Чем конкретнее объект страха, тем меньше страх: ведь если со смертью бороться нельзя (она является частью нашей природы), то с вампирами, оборотнями и привидениями – можно (можно хотя бы свет включить или маму позвать). Кроме того, сама идея о том, что есть некие потусторонние сущности, несет в себе отрицание смерти (по ту сторону что-то есть).

Итак, в возрасте 3-5 лет ребенок проживает период страха темноты и всевозможных монстров. Вот если в это время ребенка еще и специально запугивать, то могут возникнуть проблемы: страх закрепится и сохранится на долгие годы (если не всю жизнь). Таким образом, для малышей Хэллоуин будет тем самым прудом с лягушками, после которого мир станет гораздо страшнее.

В 5-10 лет у детей механизм психологической защиты несколько иной: они снижают страх смерти через игры, в которых смерти много: играют в солдатики, в войну, расстреливают монстров в Doomе. В общем, играют в смерть и убийства. Это объясняется тем, что, становясь в игре носителем смерти, а не жертвой, ребенок боится смерти меньше.

В подростковом возрасте человек склонен высмеивать смерть. Самое распространенное столкновение подростка с идеей смерти — просмотр различных фильмов ужасов. В это время происходит так называемая десенсибилизация: в безопасной обстановке, в кругу друзей подросток проживает то, чего боится, и справляется со страхом.

Резюмирую: участие в Хэллоуине хорошо встраивается в психологические защиты детей от пяти лет и подростков. Игровая психотерапия, направленная на снижение страхов, как раз и заключается в том, что ребенок наряжается в костюм той потусторонней персоны, которую боится, а затем активно пугает других.

Разумеется, я говорю о Хэллоуине как о светском празднике-маскараде.

Вопрос.

Здравствуйте. Моя дочь(4 года)боится оставаться одна в комнате, даже днём. Ночью тоже стала плохо спать, снятся кошмары про маленьких человечков и роботов. (один два раза в неделю). Зовёт меня к себе и просится к нам.( С 2лет спит одна в своей комнате) Я думала сначала, что это из-за садика, мы недавно пошли, в июле, а в сентябре у них начались занятия, нагрузка. Страхи начались где-то в это же время. Но недавно она приболела, и мы две недели сидели дома, ничего не изменилось. Помогите, пожалуйста. Спасибо.

Ответ.

Выше в ответе я уже писал, что страхи темноты можно рассматривать как естественный этап развития ребенка: ребенок сталкивается с фактом смерти, появляется страх смерти, включается психологическая защита и превращает его в страх различных вымышленных сущностей. Страх монстров, привидений, призраков, а также роботов и человечков является менее мучительным, чем страх смерти, так как от самой смерти нет защиты (она является частью жизни), а от конкретных персон (какими бы ужасными они не казались) защититься можно.

Скажем, у человечков и роботов вашей дочери есть «привычка» пугать ее, только если она одна, особенно — если она одна в постели ночью. А днем в присутствии взрослых все эти роботы теряют силу.

Идея смерти появляется в жизни ребенка в возрасте около трех лет, поэтому всевозможные страхи обычны для ребенка старше этого возраста. Таким образом, логично, что ребенок вначале привыкает спать на своей кровати в своей комнате, а затем, став старше, начинает проситься к маме.

Каких именно конкретных сущностей будет бояться ребенок, зависит от обстановки, в которой живет ребенок, от того, с чем он сталкивается. Почему у вашей дочери страх человечков и роботов? Возможно, когда пришло время чего-либо начать бояться, видела она где-то именно человечков и роботов. Обычно ребенок такие страхи перерастает.

Облегчить ситуацию сейчас вы можете, поиграв с дочерью в маленьких человечков и роботов: во время игры страх снижается. Хотя детский психолог сможет это сделать лучше вас. Во время игры ребенок может становиться роботом, при этом переставая его бояться, может разрушать роботов, ощущая свою возрастающую силу. Главное — происходит десенсибилизация: в безопасной обстановке разыгрывается то, что раньше пугало.

Вопрос.

Здравствуйте! Дочке 5,5 лет. Темноты боиться: спит ночью с настольной лампой, не может пройти по квартире- хоть и учили свет по ходу движения включать, часто вообще отказывается идти даже днем- пойдемте со мной и все. Семья полная: мама, папа, дочь и сын. Многие проблемы с ее поведением появились с рождением братика (ему сейчас 1,2 года). Спасибо.

Ответ.

Про причины страха темноты я говорил в ответах на предыдущие вопросы. Хочу повторить, что лучше не затягивать эту ситуацию. С психологом будет проще разыгрывать все то, что пугает дочь. Игровая терапия может проводиться и индивидуально, когда терапевт предлагает различные игрушки (игрушечных монстров), и в групповой форме, когда дети перевоплощаются в пугающие их персонажи, пугают друг друга в игре.

Интересно, что, по вашим словам, проблемы появились с рождением второго ребенка. У старших детей, как правило, возникает желание вернуть родительское внимание, которое они начинают терять с появлением соперника в лице младшего ребенка. Как бы замечательно родители не готовили старшего к появлению младшего (а чтобы миминизировать проблемы, подготовка нужна), как бы ни направляли внимание и заботу на старшего, все равно конкуренция между детьми создается: ведь для детей родительская любовь — как солнце для растений, без нее просто не выжить. А страх темноты позволяет захватывать родительскую заботу безо всяких угрызений совести. В этом может заключаться функция страха – страх позволяет увеличить дозу родительского внимания. Выгоднее его (этот страх) иметь, а значит, ребенок будет избавляться от него не очень активно. Я, естественно, описываю бессознательные процессы, и ни в коем случае не считаю, что ваша дочь симулирует. Дело в том, что даже самое мучительное состояние может нести еще и некоторую выгоду. И эта выгода в вашем случае очевидна. Очевидно также, как помочь дочери избавиться от страха: включать ее в дела родителей, почаще с ней гулять и играть.

Вопрос.

Сыну почти 5 лет, ужасно боится темноты и боится спать один. Ночью может с рыданиями вбежать к нам в комнату и кричать что ему страшно. Спрашивала чего боится…то это вампиры, то монстры. Уже пресекла просмотр любых мультфильмов содержащих что либо пугающее для него…но спать так и боится, а еще не может например пойти на кухню попить воды, если там никого нет.

Ответ.

На похожие вопросы отвечал выше. Здесь добавлю, что не стоит пресекать просмотр всех подобных мультфильмов.

Мультфильмы с вампирами и монстрами могут как усилить страх, так и, наоборот, снизить его. Собственно, большинство из них сделаны с целью снижения страха и рассказывают о смешных и забавных монстрах (например, «Корпорация монстров» или «Каспер»).

Просто мультфильм должен соответствовать возрасту и степени страха. Если зададитесь целью разыскать подходящие мультфильмы, имейте в виду «рецепт» против страха: во-первых, сами монстры и привидения должны быть забавны и безопасны, во-вторых, ребенку важно видеть пример других детей своего возраста, которые не боятся приведений, а дружат с ними.

Кроме того, существуют всевозможные игры для снижения страха. Например, у моего сына есть игра, в которой монстров ловят и запирают в замке, а также книжка, в куда можно наклеивать привидения, исходя из сюжета нарисованной ситуации. Попадалась как-то книжка, в которой «страхи» (аналог привидений) безрезультатно пугают смелых мальчиков. Но все же лучше будет, если вы объедините свои усилия с детским психологом.

Игорь Гожий, психотерапевт, трансактный аналитик.

gozhiy.ru

Что делать, если ребенок боится темноты и монстров

В предыдущей главе книги известного психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если...» мы объяснили детям, что делать, если ты встретил педофила в интернете. А что делать, если ребенок боится темноты и монстров?

Психолог Людмила Петрановская о том, как вырастить из трусишки Тома Сойера.

Напоминаем: в своей книге известный психолог обращается прямо к детям.

Глава 9

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ И МОНСТРОВ

Как только родители выключают свет и выходят из комнаты, все сразу становится не так, как обычно. Где-то в углу что-то шуршит. Или КТО-ТО? Странная тень замерла у стены. Кажется, у нее есть голова и руки. Вот сейчас как повернется...

А-а-а!!!

Прибегают родители. Спрашивают: «Ты чего?», говорят: «Тут никого нет!», стыдят: «Такой большой, и боишься!», требуют: «Спи немедленно!».

Иногда соглашаются посидеть, пока не уснешь – это здорово. Рядом с мамой и папой совсем не страшно. А некоторым детям везет – они спят в одной комнате с родителями, или с бабушкой, или с братом либо сестрой.

Еще помогает, если ночник включить или дверь оставить открытой – тогда оттуда свет и слышно, как взрослые разговаривают.

Но стоит дверь закрыть – и снова все становится ДРУГИМ. И тени, и звуки. И под кроватью сразу как будто кто-то есть. И заснуть невозможно, лежишь и трясешься, плачешь уже тихонько, чтобы не услышали и не ругали...

С тобой так бывает?

Стоит выключить свет, и все становится другим. Страшным..

Или вот еще: на даче, в деревне вечером идешь в туалет. Вроде и фонарик в руке, а все-таки СТРАШНО! Так и кажется, что кто-то смотрит на тебя ОТТУДА, из темноты. И сейчас прыгнет...

Или идешь ночью в туалет, и кажется: вот-вот из темноты кто-нибудь прыгнет...

Страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Ведь наши древние предки жили в лесах, в пещерах, и именно по ночам выходили на охоту волки и леопарды, которые как раз ПОДКРАДЫВАЮТСЯ, а потом внезапно НАБРАСЫВАЮТСЯ. А еще были ядовитые змеи, которые ШУРШАТ, и пауки, и прочие малоприятные соседи. Надо было все время быть начеку. Прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. И главное – НЕ СПАТЬ, особенно если ты один. Если рядом есть другие люди и они не спят, то можно забыть про страх и расслабиться. А если нет – засыпать опасно! Особенно ночью, в темноте.

Это был очень полезный страх. Если бы не он, всех наших прапрадедушек скушали бы саблезубые тигры, и нас с тобой на свете не было. А мы есть! Только темноты боимся...

Конечно, сегодня зверей опасаться нечего, они сами людей боятся. А многие дети все равно не могут справиться со страхом. Они что, глупые?

Нет! Наоборот, очень способные и одаренные.

Именно фантазия позволяет придумывать интересные фильмы, веселые истории...

Этот дар называется ФАНТАЗИЕЙ, ВООБРАЖЕНИЕМ. Именно фантазия позволяет придумывать волшебные сказки, интересные фильмы. Ею рождены драконы, кентавры, единороги, Терминатор, Человек-паук... Образы красивые и ужасные, злые и добрые.

Вот и ребенок с богатой фантазией легко придумывает разные вещи. Днем это веселые игры, и это никого не расстраивает, а ночью фантазия рождает чудовищ.

...и самых страшных чудовищ

Что же делать?

Справиться со страхом с помощью ума не получается. Ум ЗНАЕТ, что это просто халат висит, а фантазия ВИДИТ, что это монстр: вон лапа и морда, и он, кажется, только что пошевелился. Фантазия сильнее, поэтому бороться со страхом надо тоже с помощью фантазии.

Начинать лучше днем. Возьми лист бумаги и нарисуй того, кто пугал тебя ночью.

Ведьму, или монстра, или гроб на колесиках.

Возьми и нарисуй того, кто пугал тебя ночью. (дальше должен идти текст на фотографии: Например, вот такую ведьму, или монстра, или гроб на колесиках)

А теперь немного рисунок измени. Добавь что-нибудь забавное, глупое, смешное.

Ведьме – бантики на волосах и ролики: она учится кататься. Потому и нос кривоват – не рассчитала.

А теперь дорисуй своему кошмару что-нибудь смешное! Ведьме - роликовые коньки...

А гроб на колесиках – вообще-то «Мерседес», с мигалкой и сигнализщацией...

..а гробу на колесиках - мигалку!

Совсем не страшно, наоборот, смешно!

Если ты не очень любишь рисовать, можно придумывать истории. Например, про привидение, которое каждую ночь проникает в дома людей потому что...

• оно очень любит смотреть сериалы!

• ему нравится проходить через стены, это очень щекотно!

• ему... очень страшно одному, ведь оно еще маленькое!

Когда начинаешь бояться, зови на помощь фантазию, переделывай страшный образ в смешной. Ведь это ты его придумал, ты и можешь изменить.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

ОТ РЕДАКЦИИ: Точно по этому принципу создан замечательный мультфильм студии «Pixar» «Корпорация монстров». Посмотрев историю про добрых и нелепых чудовищ, которые пугают детей по долгу службы, малыши начинают спать спокойнее.

И второе: не мешает оставлять ребенку свет в детской или коридоре, раз уж это успокаивает маленького фантазера. Психологи учат: родители не могут просто «запретить» ребенку бояться – они должны прийти ему на помощь.

www.kp.ru

Почему дети боятся темноты? - Статьи - Дети 3-7 лет

Фотобанк Лори

Ребенок боится не темноты, а тех, кто там прячется: привидений, чудовищ, волчка, который укусит за бочок... Как только гаснет свет, они появляются в углах, щелкают зубами и вот-вот приблизятся. Глазом чудовища может стать светящийся в лунном свете замок письменного стола, рычанием – скрип шкафа, лапой – тень от торшера или статуэтки.

Взрослые знают, что в темной комнате нет ни волков, ни привидений, и часто пытаются развеять страхи малыша, ненадолго зажигая свет: «Ну видишь же, там никого нет!» Бывает и хуже – над ребенком начинают смеяться, называя трусом, или вообще закрывают в темной комнате, надеясь, что это отучит его бояться. Но для детей все эти существа реальны, и они снова появляются, как только свет выключается.

Пойдите навстречу ребенку и разделите с ним его страх. Если он сам просит убрать с полки какую-нибудь игрушку или статуэтку, или говорит, что боится ее – уберите. Если просит оставлять в комнате свет – зажигайте ночник и не думайте, что сон при свете будет вреден ребенку. Проводить ночи в постоянном ужасе намного вреднее.

Старайтесь, чтобы ребенок проводил больше времени со сверстниками, получал больше самостоятельности, но при этом был уверен, что вы рядом и, если что, готовы помочь - такие дети меньше боятся темноты.

Расспросите ребенка, как выглядят те, кто живет в темноте, когда они приходят, чего они боятся. Эти существа могут прийти из каких-то страшных сказок или мультфильмов, которые смотрел ребенок, и тогда они будут вполне конкретны: Людоед, Медведь, Кощей Бессмертный, Баба-Яга. А могут просто сгуститься из тревожной семейной атмосферы – дети часто начинают бояться темноты и живущих в ней существ, если родители собираются разводиться, если кто-то в семье заболевает.

Не зная причины событий, дети, тем не менее, чувствуют, что «что-то не так», и эта тревога потом превращается в привидений и чудовищ. Ближе к 6 годам детей начинает интересовать тема смерти – они боятся умереть во сне, поэтому отказываются засыпать, тем более в темноте. Примерно в то же время дети начинают видеть страшные сны – и не хотят оставаться ночью в одиночестве, боясь кошмаров.

У вас может возникнуть желание переделать все сказки на добрый лад, убрав оттуда все неприятные события и всех злых персонажей и придумав хорошие финалы. Этого делать не нужно, потому что ребенку все равно через какое-то время придется встретиться со своими страхами, так что будет лучше, если справиться с боязнью ему поможете вы.

Не скрывайте от ребенка перемены, которые происходят в семье – рассказывайте ему и о проблемах, и о болезнях, подбирая слова, подходящие для его возраста. Расскажите и о том, что такое смерть – чем больше ребенок получает понятной для него информации, тем меньше он боится.

Чуть подробнее узнать о том, что тревожит ребенка, можно с помощью рисования. Предложите ему нарисовать привидение или чудовище, рассказать о нем, придумать имя, если его нет, представить, что он ест, с кем играет, а потом попробовать поиграть с ним и покормить. Рвать и выбрасывать рисунок со словами: «Мы его убили и победили!» не надо: после этого страх не пройдет.

Могут помочь игрушки-защитники: солдатики, которые будут дежурить на подоконнике и не разрешат влететь в окно Бабе-Яге, игрушечный танк, который будет стоять у кровати, пластмассовый пистолет, с которым ребенок захочет какое-то время спать – разрешите ему это. Когда страх немного ослабнет, изредка предлагайте ребенку поспать без ночника.

В темноту можно поиграть днем – заберитесь с ребенком под стол, покрытый большой скатертью или пледом, концы которого будут достигать пола: пусть это будет шалаш. Или спрячьтесь вдвоем под одеялом, изображая двух зверьков, которым так тепло в норке. Одеяло и скатерть можно отбросить в любой момент, чтобы увидеть, что снаружи светло и не страшно – если эта игра понравится ребенку, предложите ему поиграть в нее одному или с любимой игрушкой.

deti.mail.ru

Если ребенок всего боится: что делать?

Все мы чего-то боимся. И, зачастую наши страхи именно родом из детства, а не со взрослой жизни. И наши родители когда-то не сумели понять нас, поэтому, если ребенок чего-то боится, тех же чудовищ или призраков, то ему можно и нужно помочь.

Дети каждый день открывают мир, они живут воображениями, поэтому, все что они видят может привести к формированию страшных картин в голове. Так появляется боязнь темноты и затаившихся в ней чудовищ. Дети боятся разных вещей, и с взрослением их страхи меняются, меняется их интенсивность. И нет лучшего способа преодоления страхов, нежели время. И, если еще вчера вашего ребенка пугал самый простой парковый аттракцион, то пройдет некоторое время, и такая забава покажется ему даже скучноватой…

Для того, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами, родители должны выбрать правильную тактику. Иначе, его детские страхи останутся с ним на всю его жизнь.

«Врага» нужно знать в лицо

Если ребенок чего-нибудь боится, с ним следует поговорить. Беседа – лучший способ успокоить ребенка. Пусть он поделится страхами, пусть назовет их по имени. Также, следует попросить, чтобы малыш объяснил, почему он боится, что он чувствует. И родителям в ответ следует показать свое беспокойство, когда малыш обсуждает свои страхи, рассказать о страхах своих, посочувствовать. Такой разговор даст понять ребенку, что вы на его стороне, беспокоитесь за него, за его чувства, а также поспособствует укреплению связи между вами.

Правильные слова

Очень важно, чтобы вы говорили правильные слова своему чаду. Такие фразы, как «Перестань, это глупости», «Не бойся», «Смотри, твой друг не боится», «Я не боюсь» и т.д. не так подействуют на ребенка, как вам бы этого хотелось. Боятся он не перестанет, а вот рассказывать вам о своих страха больше не будет. Лучше расскажите, что бояться – это нормально. Что каждый человек в своей жизни чего-то боится. Похвалите ребенка за то, что он поделился своими опасениями и попросил о помощи.

Игнорировать – табу

Игнорировать страхи ребенка, даже если они вам кажутся несущественными, ни в коем случае нельзя. К примеру, ребенку страшно оставаться с няней, вашей подругой или соседкой, а вам срочно нужно уйти. Пожалейте малыша, поговорите с ним, пусть объяснит свой страх, пусть расскажет, чего он боится. Покажите своему отпрыску, что и сами тоже имеете некоторые опасения, поищите вместе альтернативу. Не заставляйте малыша делать что-то, что вызывает у него страх. И, если он боится воды, не толкайте его в бассейн, боится собаки – не подводите его к ней, пусть пройдет определенное время, он страх этот перерастет.

Воспринимаем все всерьез

Если вы будете смеяться над детскими страхами, хуже того, насмехаться и пренебрегать опасениями ребенка, то такое ваше поведение не только не поможет малышу справится со своей боязнью чего-либо, а и наоборот, усугубит эту проблему, увеличит его страх, снизит самооценку, и приведет к образованию фобий. Избавиться от боязни ребенок сможет только благодаря любви и заботе своих близких, а не насмешкам и пренебрежению.

Храбрость и смелость — семейная черта

Если вы сами будете храбрым и смелым, то ваш ребенок будет стараться походить на вас. Вы будете для него примером для подражания. И, если чего-то боитесь вы, то этого будет избегать и малыш, а вот то, что абсолютно не пугает вас, будет казаться безопасным и для вашего отпрыска.

Страшилки детям не игрушки

Дети вообще не должны видеть и слышать ничего страшного, потому что им очень трудно различить реальность от фантазии. И, если даже Колобок может стать для ребенка самым страшным монстром, то что можно говорить о других, менее симпатичных персонажах. Мультфильмы со страшилками, книги о чудовищах, телешоу, фильмы ужасов – все это ребенок не должен видеть. Кроме того, следует объяснять малышу разницу между реальной жизнью и жизнью героев телеэкрана.

Если ребенок боится темноты, пройдите вместе с ним по всему дому, заглядывая в каждый уголок, под кровати и кресла, в шкафы и даже под паласы. Включите везде свет, чтобы показать, что никого кроме вас в доме нет. Если малышу страшными кажутся какие-либо звуки, придумайте интересную и смешную причину этих звуков, не высмеивая ребенка, не игнорируя его страх, а поддерживая и оказывая заботу. И, помните, что все это у малыша вскоре пройдет. Вам лишь нужно, чтобы детские страхи не переросли в фобии и не испортили ребенку дальнейшую жизнь.

Просмотров: 3825 / 1016

www.azbykamam.ru

почему и что делать, как побороть страх?

Внутренний мир ребенка полон фантазий и эмоций, которые формируют привычки, симпатии, особенности поведения. Мысли крохи не всегда безоблачны, а эмоции положительны, ведь многое во взрослом мире малыш не может объяснить для себя. В результате появляются безотчетные страхи, один из которых – боязнь темноты. С ним сталкиваются около 90% детей 3-10 лет.

Со страхом темноты сталкивается подавляющее большинство детишек

С наступлением сумерек мир теряет краски, очертания становятся размытыми, а тени от домашних предметов – зловещими. В это время в полной мере проявляется детская фантазия. Ребенка пугает не темная комната, а то, что она скрывает. После того как мама выключила свет, любимая детская, наполненная яркими игрушками, наполняется в его воображении пришельцами, ведьмами, монстрами. Такое происходит обычно, когда малыш спит один. Получается, что страх тьмы – это страх одиночества.

Причины страха темноты у детей

В какой период малыш начал пугаться плохо освещенных мест? С рождения? После того как родители заперли его в комнате одного, не реагируя на плач? После того как старшие смотрели фильм ужасов, игнорируя присутствие младших членов семьи в комнате? После неосторожно сказанных взрослыми фраз, направленных на запугивание чада? Понять это очень важно, чтобы быстро успокоить ребенка и не допустить подобных действий в дальнейшем.

Одним из источников возникновения страха темноты являются неосторожные фразы родителей. Устав от детских проказ или после трудного дня, они невольно произносят фразы: «Не будешь слушаться, отдам тебя злому волшебнику» (иному отрицательному персонажу). Вероятно, малыш поверит в это не сразу, но может наступить время, когда ему будет казаться, что в каждом углу его поджидает что-то страшное, и он откажется оставаться один в комнате с выключенным светом.

Причиной появления страха могут стать даже неосторожные слова мамы или папы

Распространенных причин детских страхов перед тьмой немало. Дитя может испугаться, пережив одну из таких ситуаций:

  • события, которые оказали глубокое эмоциональное влияние;
  • увиденные в новостях катастрофы;
  • семейные конфликты, особенно если они затрагивают детские интересы;
  • страшилки, рассказанные намеренно старшими детьми;
  • конфликты со сверстниками;
  • повторяющиеся запреты на что-либо.

Практика показала, что страха темноты можно избежать, если родители следят за темой разговора и тоном в присутствии младшего поколения. Невольно подслушанные или подсмотренные истории также могут произвести сильное впечатление и стать источником фобий. Игнорировать их неправильно, важно найти причину проблемы и решить ситуацию, не давая ей развития.

Иногда ребенок может невольно увидеть или услышать что-то, что его испугает

Ребенок признался, что боится оставаться один в темноте: чего не стоит делать родителям?

Основная ошибка родителей – высмеивать опасения ребенка или пытаться объяснить, что темнота ему ничем не угрожает. Страх перед ней иррационален, малыш не всегда может обосновать, что его тревожит. Пытаться объяснить пугливому чаду, что в темной комнате безопасно, бессмысленно. Он может замкнуться и перестать делиться своими опасениями.

Нельзя и подыгрывать малышу, делать вид, что страшилища во мраке существуют, разговаривать с ними. Это усилит фобию и нарушит сон ребенка, который будет ждать их ночного визита. Когда он рассказывает о страшном сновидении, следует придумать продолжение с хорошим концом.

Высмеивать страхи ни при каких обстоятельствах нельзя. Они никуда не уйдут, но возникнет недоверие к родителям, нежелание в дальнейшем делиться с ними своими чувствами.

К чему может привести страх темноты?

Страх тьмы не позволяет ребенку контролировать чувства и эмоции. При необходимости действовать дитя теряется и не может сконцентрироваться на главном. В будущем из него могут развиться социальные фобии: боязнь неудач, одиночества, ответственности.

Во взрослой жизни «внутренние монстры» порождают низкую самооценку, ощущение собственного бессилия, опасения не соответствовать ожиданиям близких. Эти чувства могут передаваться в дальнейшем и новому поколению. Потому родители, чьи дети испытывают страх перед плохо освещенным пространством, должны обратиться к своему прошлому. Возможно, детям передались их опасения и страхи?

В будущем детские страхи могут трансформироваться в низкую самооценку

В каком возрасте малыши начинают бояться темноты?

Около 80% мам ребят 3-10 лет выносят страх темноты на первое место. Он может появиться в любом возрасте – в 3 годика, когда малыш уже может высказать свои чувства, и в гораздо старшем периоде под влиянием определенного момента. Избавиться от негатива можно совместными усилиями семьи, при необходимости важно вовремя подключить психолога.

Страх темноты в 3 года

В трехлетнем возрасте мир для ребенка расширяется за границы дома, детской площадки и маминых рук. Он поступает в сад, где общается с ровесниками, потихоньку учится себя обслуживать, обходиться какое-то время без опеки родителей. Подросшему детке часто выделяется отдельная комната, где он играет и спит. Когда родители гасят свет и уходят, пожелав ему приятных снов, он зовет их вновь, боясь остаться в одиночестве.

Решить проблему детских страхов в этот период позволит любимая мягкая игрушка, которую можно обнять вместо мамы. Не следует брать малыша к себе в кровать, оставлять включенным верхний свет. Однако когда он сильно плачет, лучше переночевать в его комнате.

«Защитником» ребенка может стать любимая мягкая игрушка

Страх темноты в 4-5 лет

Четырехлетние ребята впечатлительны. Они ухватывают и хорошо запоминают все увиденное, услышанное, оценивают ситуации со своей точки зрения. Когда 4-х летний ребенок боится темноты, отказывается засыпать один, маме важно поговорить с ним, выяснить причину тревог (конфликт со сверстниками, угрозы воспитательницы, услышаны страшные истории). Диалог легче вести в процессе игры. Если взрослые будут чутки и терпеливы, малыш «раскроется» и расскажет, что его беспокоит.

Страх темноты в 6 лет

Развитое воображение ребенка 5-6 лет позволяет ему представлять, что во тьме скрываются фантастические существа, злые герои из сказок. Он чувствует себя беспомощным, паникует и зовет взрослых. Задача родителей – объяснить малышу, что темное место не всегда таит опасность, осветить все затемненные участки и продемонстрировать ему это.

Можно рассказать историю, как они тоже пугались в детстве тьмы, теней от стульев, комода, придумать веселое окончание. Нередко выходом становится перестановка в детской. Следует закрыть углы и постараться расставить предметы мебели так, чтобы не было бликов и участков, которые могли бы напугать ребенка при выключенном свете.

В воображении ребенка темнота может скрывать чудовищ

Страх темноты в 7 лет

В этот период подросшее чадо идет в школу, сталкивается с новым и неизвестным, которое только предстоит изучить. Он уже может определить свои предпочтения, оценить происходящее вокруг. Вечером в темной детской первоклассник остается один со своими мыслями. В это время могут возникнуть новые фобии или вернуться страхи из прошлого.

Высмеивание опасений ребенка – непростительная ошибка родителей. Аргументы, что он уже взрослый и бояться нечего, не работают. Важно выслушать малыша, честно ответить на вопросы, предложить нарисовать, что он видит в темной комнате, добавить в рисунок позитивные детали.

Страх темноты в 8-10 лет

Как правило, к этому возрасту малыши перерастают страхи. Однако сигналы, когда малыш плачет ночью, утверждает, что на него кто-то смотрит, просит спрятаться в родительской кровати, не следует игнорировать. Столкнувшись со страхом темноты у подросшего ребенка, родители обычно впадают в две крайности. Первая – игнорирование проблемы, убеждение самих себя, что «малыш перерастет». Это ведет к тому, что чадо замыкается, а вопрос страха перед темнотой остается нерешенным.

Вторая крайность – чрезмерная опека. Она заключается в том, что взрослые начинают советоваться по вопросу страхов со всеми своими знакомыми, водят ребенка к экстрасенсам, пробуют новомодные методики, успокаивая самих себя. Однако дитя при этом все равно чувствует одиночество и не гарантировано, что его страхи со временем уйдут.

Страхи — не повод сразу вести ребенка к специалистам, нужно просто уделить ему побольше внимания

Что предпринять родителям?

Игнорировать боязнь темноты нельзя, но и акцентировать все свое внимание на этой проблеме неправильно. Этот страх возникает у эмоциональных, чувствительных детей. Видя, что родители обсуждают его проблему с чужими людьми, слушают их советы, дитя замыкается и перестает доверять родным. Задача мамы и папы – разговорить малыша, понять, что и почему его тревожит. Сделать это желательно в процессе совместных игр или творчества.

Почему подросший ребенок вдруг стал бояться темноты?

Случается, что страх темноты появляется у детей 7-10 лет, которые ранее не боялись ничего. Они опасаются спать одни, входить в неосвещенную комнату, придумывают истории о том, что кто-то прячется на темном балконе. Это связано с ростом и изменениями психики. Лучшее, что могут сделать родители – выслушать, пройти вместе по дому, заглянуть в каждый уголок и показать, что никого нигде нет.

Не исключено, что подобные «обходы» придется делать не один раз. Когда ребятам снятся плохие сны, стоит задуматься о том, как на них влияют телевидение и интернет. Иногда они боятся спать одни после просмотра передач про привидений, инопланетян, домовых. Важно заменить просмотр телевизора прогулками на воздухе перед сном.

Лучше всего заканчивать день семейной прогулкой на природе, которая успокоит ребенка и подготовит ко сну

Как побороть страх темноты?

Справиться со страхами перед наступлением ночи у ребенка родителям помогут внимание и терпение. Прежде всего, следует приобрести ночник, который светит приглушенным, «лунным» светом. Его стоит расположить в изголовье кровати и держать включенным всю ночь (малыш может проснуться и испугаться отсутствия света).

Не менее важно исключить компьютерные игры, просмотр телепередач, чтение книг со страшными героями. Лучше записаться в бассейн или спортивную секцию, посещать ее в вечерние часы. Никогда нельзя смеяться над опасениями детей, упрекать их в трусости, оставлять детку одного в квартире в вечернее время (страх может перерасти в ужас перед тем, что скрывает соседняя неосвещенная комната). Успешно преодолеть проблему позволят:

  • глубокое желание родителей поддержать ребенка, перестройка неправильного поведения по отношению к нему;
  • вера в возможность преодоления ситуации, готовность бороться, сколько нужно;
  • личный положительный пример победы над страхом, описанный позитивно и эмоционально;
  • снижение контроля, давления, лишней опеки.
Сделать ребенка уверенным в своих силах поможет посещение спортивной секции

Игротерапия для ребят

Хороший эффект в борьбе со страхами дает рисование. Изобразив мотивы беспокойства на бумаге, добавив на картинке веселых мотивов, обговорив с мамой ситуацию, малыш вскоре перестает бояться. Не менее эффективны коррекционные игры, направленные на то, чтобы ребенок смог воспринимать темноту не как потенциальную угрозу, а как элемент игры. Они помогут избавить от проблемы незаметно, в скором времени фобии отступят. Мальчикам и девочкам одинаково интересны такие виды игр:

  • «Кукольные прятки». Ситуацию нужно обыграть так, что от малыша убежали игрушки и спрятались по комнатам (темным и светлым). Деткам нужно отыскать как можно больше игрушек. Те, которые нашлись в темной комнате, поощряются больше.
  • «Бобры». Классические прятки, адаптированные под конкретную цель – победить страх темноты. Родитель выступает в роли охотника, которому нужно найти бобра, спрятавшегося в темной норке (под стулом, накрытым скатертью столом). Цель бобра (ребенка) – просидеть в темноте, пока охотник не выйдет из комнаты.
  • «Разведчики». Можно играть небольшой компанией, или малышу и родителю. Придумывается легенда о храбреце разведчике, которому нужно проникнуть в стан врага (темную комнату) и посчитать размещенное там оружие. За это он получит награду от генерала (взрослого).
Традиционная игра в прятки поможет ребенку лучше узнать свою квартиру и перестать бояться

Когда следует обращаться к психологу?

Страх темноты – неизбежный этап взросления. Пережить его приходится практически всем детям, а поддержка родителей играет в преодолении немалую роль. Если страхи не отступают к 8-9 годам, стоит побеспокоиться о профессиональной консультации психолога. Подросшие дети отличают вымысел и реальность, когда рассказы об опасностях, похищениях, страшных существах повторяются — это должно стать поводом для беспокойства.

Стоит принять меры, если ребенок очень боится темноты, просыпается в ужасе, плачет, утверждает, что ему хотели причинить физический вред. Нередко это свидетельствует о скрытых проблемах малыша или о сложном психологическом климате в семье. Возможно, коррекция поведения потребуется и взрослым.

Боязнь темноты — не прихоть ребенка. Родителям важно понимать, что гиперопека или полное игнорирование проблемы – кратчайшие пути для закрепления фобий. Преодоление опасений всей семьей поможет побороть проблему быстрее, чем на сеансах у психотерапевта. Однако когда ребенок испытывает ужас от одной мысли о том, что наступит ночь, боится малейших проявлений темноты (закрытой кладовки, сундука, прикрытой тумбы), консультация специалиста неизбежна.

x

https://www.youtube.com/watch?v=W8ngdCaXOAI

Похожие статьи по теме:

vseprorebenka.ru

Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений

Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: современное искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С. В. Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, совершенно серьезно не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль… «Красная шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком сильное впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и прочая нечисть, но и боевики, и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться тому, что при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому даже к такому, казалось бы, безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно. Ну, а если ребенок подвержен страхам, тем более не разрешайте ему подпитывать свою фантазию образами монстров, — даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха, не могут оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы же не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки? А в данном случае вред вполне сопоставим.

Специалисты вообще не советуют показывать детям до двух лет мультфильмы, — даже самые что ни на есть «старые и добрые», — поскольку для неокрепшей детской психики это чрезмерная нагрузка.

В то же время не стоит забывать, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. В этом случае вам следует изменить свое поведение по отношению к ребенку, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы сил вы ни потратили на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, отмечайте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечания и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, — только не обижайтесь, если оно окажется не совсем для вас лестным. А потом пригласите к себе на игру еще одного-двух родителей с детьми (желательно, чтобы у них были нейтральные отношения с ребенком) и разыграйте с помощью кукол несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и прочих «злодеев», я бы расценила это как повод к размышлению.

1. «Маски страха»

(для детей 4–8 лет)

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят изготовить из картона маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного-двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться от роли трусишки и захочет только пугать (или наоборот).

Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, заразившись примером товарищей, скорее всего, согласится исполнить обе роли (это важно для преодоления не только робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы дело не дошло до рукоприкладства.

Ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались «страшилки» типа «Черная рука». Они популярны среди детей 9-12 лет; для них это своеобразная психологическая закалка, «психотерапия детским фольклором», а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.

2. «Путешествие к бабе яге»

(игра, предложенная А. И. Захаровым для детей 3–5 лет)

Побывайте вместе с ребенком в гостях у Бабы Яги или Кащея Бессмертного. Соорудите им жилище из диванных подушек. Не забывайте, что ребенок любит преодолевать препятствия, поэтому ваш путь должен лежать через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки, коврики и т. п.) Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге (Кащею) (в ее роли можете выступить вы сами или кто-либо из ближайших родственников), нападает на нее. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кащея (Бабы Яги) на подушках.

Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной), побывав «в шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.

3. «Сказочный город»

(для детей 4–8 лет)

Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребенка (если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь чаще привлекать к игре приятелей своего ребенка, поскольку ему очень полезно увидеть различную реакцию разных людей на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, слепите несколько Иван-царевичей: одного испуганного (вжал голову в плечи), другого — понурого (голова опущена), третьего — грозного (замахивается мечом), а четвертого — гордого своей победой (голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая (это легко передать уменьшением размера).

4. «Играем в привидения»

(для детей 6–8 лет)

Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и фильмов.

Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что все это сказки, но объяснения далеко не всегда достигают цели. Лучше всего просто не подпитывать фантазию ребенка такими образами. Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо. Но для некоторых впечатлительных детей бывает достаточно даже небольшого толчка, одного упоминания о призраке, чтобы «фабрика страхов» в их головах заработала на полную мощность.

По опыту многих православных родителей я знаю, что с подобными страхами, как и с ночными кошмарами, лучше всего бороться духовными способами: освятить квартиру, научить ребенка перед сном молиться и осенять кровать крестным знамением. Если ребенок, несмотря на уверения родителей, не считает привидения выдумками, то не стоит настаивать на своем, а лучше сказать, что святой покровитель и ангел-хранитель ребенка всегда будут его защищать.

Кроме того, мне приходилось сталкиваться с тем, что устойчивый страх привидений и прочих потусторонних существ возникает у тех детей, чьи близкие родственники либо сами занимались оккультизмом, либо прибегали к услугам экстрасенсов. В этом случае опять-таки имеет смысл обратиться за советом не к психологу, а к священнику.

Если же ребенок воспринимает привидение просто как некий сказочный, вымышленный персонаж, принципиально ничем не отличающийся от Бабки Ёжки или злого Волка, можно попробовать побороться со страхом в игре или в рисунках. Но все равно подходить к этому следует с осторожностью, чтобы не разбередить фантазию ребенка и не напугать его еще больше.

Отыгрывать страх привидений можно с конструктором «Лего»: в одном из его вариантов есть крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит совсем не страшно.

Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и забавным, тогда ребенок не испугается.

Если вы приобретете «Лего», «назначьте» привидение помощником добрых рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает им ловушки, морочит голову.

А потом имеет смысл сделать так, чтобы привидение оказалось и не привидением вовсе, но заколдованным персонажем, который должен, как и положено в сказке, в конце концов расколдоваться.

Лучше всего, если ему поможет ваш ребенок, — например, найдет старинный свиток, в котором написано, что расколдует привидение тот, кто совершит отважный и благородный поступок. И вы вместе придумаете этот поступок.

А можно поставить сказку О. Уайльда про Кентервильское привидение. Читать ее сейчас не обязательно, так как она довольно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, — лучше кратко пересказать.

Но сам факт, что озорные дети совершенно измотали и замучили своими шалостями привидение, которое рассчитывало выжить их из замка, наверняка придется по душе вашему ребенку; он будет с удовольствием играть в Кентервильское привидение.

Используйте игрушки из киндер-сюрпризов, их размер в данном случае оптимален. Строго придерживаться авторского сюжета не обязательно, главное — следить, чтобы игра не приобретала зловещего или агрессивного оттенка. В подобных случаях мягко, но решительно направьте фантазию ребенка в более безобидное русло, предложите ему пощадить и пожалеть бедолагу, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.

5. «Маленькое привидение из Вазастана»

(для детей 6–8 лет)

Когда страх привидений уже отыгран на маленьких фигурках и в рисунках, иллюстрирующих эти игры, затейте ролевую игру по эпизоду из «Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Среди прочих шалостей имеется и такая, когда Карлсон изображает привидение. Возьмите старую простыню, сделайте в ней прорези для глаз и попробуйте играть без кукол, сначала предложив роль «привидения из Вазастана» какому-нибудь другому ребенку. Внимательно наблюдайте за реакцией своего. Если он не выкажет тревоги, в следующий раз дайте ему роль проказника Карлсона.

Если же вы заметите, что трусишке не по себе, перейдите на кукольный вариант игры (однако игрушки берите уже не маленькие, а среднего размера). С представлением без кукол придется повременить, ваш ребенок еще не готов к такой психологической нагрузке.

Играйте в светлое время суток, когда ребенок спокоен и не утомлен. Вообще, тема привидений и прочей нечисти способна нагнать жуть даже на взрослых, поэтому в игре должно быть как можно больше условности и юмора. Шутливый тон, смех, акцент на том, что все происходит понарошку, обесценивают страшные фантазии, а яркие, но не пугающие художественные образы постепенно заслоняют те, которые раньше вызывали у ребенка страх своей сверхъестественностью. Вот почему, борясь со страхом фантастических персонажей, важно опираться на знакомые и, по сути, нестрашные сюжеты. От мыслей о всяких зомби, вампиров и кровожадных рептилий малышей лучше отвлекать; «герои» эти настолько чужеродны для русской культуры, что игра в них часто лишь усугубляет страхи ребенка. Образно говоря, в его подсознании нет иммунитета против подобных персонажей, и лучше не рисковать. (Подробнее мы написали об этом с И. Я. Медведевой в книге «Разноцветные белые вороны», см. главу «Страсти-мордасти и манная каша»). Изображая страшных сказочных персонажей, следует подчеркивать их слабости, смешные недостатки, чтобы у ребенка не создалось впечатления неуязвимости и непобедимости Зла. Берите в этом пример с советских мультипликаторов и детских режиссеров, которые всегда привносили в образ Бабы Яги или Кащея некоторую долю юмора.

6. «Превращение сказочного злодея»

(для детей 4–8 лет)

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7–8 лет пользуется популярностью пантомима, — тогда в игре появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки.

Для четырехлеток важнее всего сам факт, что чудище превратилось в кого-то совсем не страшного. Играя же с ребятами постарше, обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое принижение образов сказочных злодеев и включение в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Дети видят призраков

 

Мальчик поглядел лукаво куда-то в сторону и спросил: – А ты где, тетя? – А меня нету, – сказала Маргарита, – я тебе снюсь. – Я так и думал, – сказал мальчик. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Сегодня мы хотим наметить контуры проблемы, масштабы которой стали видны лишь с массовым развитием интернета. Если о ней и писали аномальщики в начале и середине 90-х, то спорадически, без связи и системного анализа. Внезапно выяснилось, что у десятков, нет, даже сотен семей почти однотипная проблема – их малолетние дети, утверждают, что в квартире находится невидимые «тетя» или «дядя», или даже много неких незримых сущностей. Имеет ли этот феномен отношение к аномальным явлениям или порождается особенностями детского восприятия мира? Попробуем разобраться.

Павел Кравцов, уроженец Гомеля, который ныне проживает в Подмосковье, обратился в «Уфоком» и рассказал свою историю из глубокого детства. Самые первые воспоминания о младенчестве у Павла оказались связаны со страшной старухой, которая регулярно стала являться ему и довольно сильно пугать. Тогда уже один из родственников посоветовал ему взять пистолет (естественно, игрушечный), направить в назойливую женщину и нажать на курок. Ведь хорошая потусторонняя бабка – мертвая бабка! Так малец и проделал и действительно визитерша больше не беспокоила. Казалось бы, можно предположить, что все это – плод воображения мальчика, который сам же в своей голове и «убил» созданный им образ, однако вскоре Павлу попались на глаза фото в семейном альбоме, на котором была запечатлена его покойная бабушка из Гомеля (которую он ранее не видел). Какого же было его удивление, когда он узнал на этом фото ту самую бабку, которую он не так давно повторно «отправил на тот свет». Стал расспрашивать о ней подробнее и оказалось, что старушка была потомственной колдуньей…

С подобными сообщениями, нашей группе приходилось сталкиваться несколько раз. На первых этапах обычно отношение к таким историям довольно скептическое. Однако, иной раз, при должном изучении они оказываются даже интереснее, чем вялотекущие вспышки полтергейста. Один из таких выездов описан в материале «Местечковая Нарния» . Девочка Юля (2,3 года) стала жаловаться на присутствие в квартире некого постороннего мужчины (в виде черной тени), которого при этом никто из жильцов не видел. В процессе расследования мы столкнулись со странным, довольно высоким уровнем СВЧ-излучения (0,3–0,8 мВт/м²) и мощности магнитного потока (50–1000 мкВт/м²) от обычных предметов одежды, а также обнаружили в книге, на которую указал ребенок, фотографию недавно умершего мужа подруги хозяйки. Характерно, что в тексте книги, которые были заложены снимком, были найдены отсылки к убийству мужа другой женщины (героини произведения).

Брюки превращаются…

В ноябре 2015 года «Уфоком», совместно с группой «НОЗП» изучил очередной похожий случай, который можно назвать типичным, ведь все классические действующие лица в нем присутствовали. При этом наш визит пришелся на время, когда явление настолько активизировалось, что жильцы квартиры были уже не на шутку встревожены. Все это позволило нам не только применить самый современный в СНГ приборный комплекс в пик активности явления, но и сосредоточить усилия на систематизации сходных черт, характерных таким неординарным, на первый взгляд, проявлениям. Возможно, наши рекомендации смогут чем-то помочь семьям, оказавшимся в аналогичной ситуации.

Итак, в «Уфоком» обратилась Инга из Минска, которая проживает в микрорайоне Веснянка в десятиэтажном панельном доме. Семья заселилась в новостройку в начале 90-х, и все это время проживала в этой квартире, поэтому однозначно свидетельствует, что никаких из ряда вон выходящих происшествий здесь не случалось – ни убийств, ни смертей, ни чего-то еще экстраординарного. Разве что десять лет назад здесь вызрел масштабный семейный конфликт, приведший к расколу в отношениях. В трехкомнатной квартире проживает пятеро взрослых (хозяйка квартиры Ирина с мужем Леонидом, ее сын Сергей и дочь Инга с мужем Вячеславом), а также трое детей: Есения (6 лет), Арсений (3 года) и Вистиния (1,5 месяца).Внезапно выяснилось, что в квартире что-то есть, и это «что-то» периодически (или циклически) усиливается. Все кто проживает в квартире, иногда замечают в различных комнатах некие тени (похожие на крыс или котов), их видят в разное время, но примерно в одних и тех же местах: в основном в коридоре, в прихожей, выбегающими из ванны и на кухне. Об «это» даже можно споткнуться. Когда приходит очередной виток неведомого цикла, то им на смену приходят образы взрослых людей. Поначалу были только тени, пробегающие где-то сзади или проходящие по коридору, но потом они уже стали ощущаться физически. Например, чувствовали, что кошка трётся об ноги (или бросается на них), но кошка на самом деле спит на диване. Почти каждый в семье это видел, но никто друг другу ничего не говорил, чтобы не подумали что пора к психиатру, но однажды сидя за столом, кто-то все же завел речь о тенях, и когда каждый рассказал одно и тоже – стало не смешно.

Спустя какое-то время Инга родила дочку (Есению), и когда ей было примерно 2,6–3 года – все ухудшилось. Ребёнок попросту стал бояться заходить в зал. Когда разными подходами разговорили ребёнка, чтобы узнать, чего же она боится, она рассказала, что в углу иногда появляется некая«большая тётя» и она «хочет отрезать голову бабушке, чтобы у той шла кровь потому что она[бабушка] не слушается». Можно, конечно, подумать, что ребёнок все придумал, но при этом девочка сильно плакала. Так продолжалось некоторое время, пока не затихло.

Тогда-то и стали вспоминаться другие истории, произошедшие здесь же. Хозяйка квартиры (Ирина) рассказала, что несколько лет назад, вечером, в начале пятого, она находилась на кухне, как вдруг услышала, что дверь открылась, зашел сын и по обыкновению бросил ключи на стол (так не делали другие члены семьи). Женщина краем глаза увидела, что тень взрослого человека проследовала в комнату сына и затем хлопнули двери. Ирина закричала: «Сережа кушать будешь?». Никто не ответил. Тогда Ирина вышла в коридор и увидела тапки сына, которые тот должен был надеть, если бы зашел, да и в комнате было пусто. Через пол часа пришел сын, который утверждал, что до этого не заходил.

Примерно в то же время, второй муж Ирины – Леонид – среди ночи разбудил жену и сказал: «Ира, Ира, смотри, мужик стоит!» . Тщательный опрос Леонида, который мы провели в квартире, позволил установить, что этот «мужик» не стоял на полу, а как бы висел в воздухе (то есть, его ног не было видно). Одет он был в какой-то костюм, можно было даже различить его лицо. В то же время женщина так перепугалась, что сразу забралась под одеяло с головой и силуэт не запомнила.

Новый виток этой вакханалии пришелся на конец октября – ноябрь 2015 года. 22 октября, трехлетний Арсений, никогда не боявшийся темноты, как обычно вышел из комнаты и пошёл на кухню, чтобы достать что-нибудь вкусненькое, но тут же с диким криком выбежал обратно. Такого крика ребёнка мать не слышала никогда. Арсений заскочил к папе на руки, трясся и вдобавок рыдал взахлёб. После, успокоив его, родители спросили, может он ударился, упал или ещё что-нибудь, но ребёнок сказал, что испугался тётю! Она стояла на средине кухни и пощипывала его за плечико (он показал как).

Один из углов в зале также можно назвать «нехорошим»: там постоянно слышатся шорохи, какие-то звуки, именно там Арсений встретил «большую тетю». По словам хозяев, в квартире несколько раз сама по себе включалась вода.

Проведение измерений электромагнитного поля в квартире с помощью EMR-20.

Впрочем, и ранее в квартире происходили довольно любопытные события. Один раз в начале девяностых (в квартиру заселились в декабре 1987 года), Ирина собралась на дискотеку и пошла в ванну умыться, но дверь открыть не смогла, при этом «собачка» в зазоре между дверью и стеной не просматривалась, то есть держать ее, по сути, было нечему. Когда девушка вернулась с дискотеки, то смогла без труда открыть дверь. А когда Ирине было 19 лет, то на нее накатывали волны беспричинного страха, которые могли длиться до 15 минут (это было в той комнате, где они жили с сестрой). И самое интересное, что когда она засыпала, «слышала еще все, но четко ощущала, что в комнату заходил мужчина какой-то […], обходил кровать, и садился мне в ноги, ну вот как диван проседает, но я не могла ни крикнуть, ни пошевелиться, было это на протяжении нескольких дней–недель, но я не рассказывала родителям».

Последнее событие заставляет задуматься о причастности к подобным видениям у детей не столько особенностей самого места, сколько наследственным связями и переживанием таких состояний их родителями. Это могло бы показаться голословным утверждением, если бы не одно «но»: сестра Ирины – Алена – также видела «призрака» у себя в квартире, причем не в детстве, а уже после замужества. Мы выяснили у Алены обстоятельства этого происшествия: около 10 лет назад они сидели вместе с мужем в комнате и смотрели телевизор, когда в дверном проеме увидели, что в соседней комнате проходят… большие брюки (или ноги в брюках), высотой на весь дверной проем (то есть сам человек был бы выше, чем потолок). Начали разговаривать с мужем, по ее выражению «за рюмкой чаю», и выяснилось, что и она и муж тоже видели эти брюки только в разное время: «брюки от костюма, такие вот строгие, то есть широкие». После того как мать Алены окропила все углы святой водой, все немного поутихло, но когда в квартире сестры осталась ночевать Ирина, то увидела некоего «монаха» в капюшоне, который «проплывал над полом». Обратим внимание на то, что муж Ирины Леонид видел у кровати мужчину в костюме без ног, а у сестры в квартире ходили те самые ноги в брюках от костюма! Наверняка Фрейд или кто-то из психоаналитиков предложил бы для такого «раздвоения личности» свое объяснение, мы же просто ограничимся констатаций этого необычного совпадения.

Исследования

Для обследования квартиры мы уже традиционно использовали многофунциональный комплекс оборудования: измеритель электромагнитного излучения EMR-20 с антенной «8С» (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц), анализатор электросмога ME 3951А (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%), детектор микроволногового излучения DVMEMF (300 МГц–3 ГГц), BE-метр-АТ-002 (5 Гц–2000 Гц, погрешность ±20 %), широкополосный цифровой детектор-измеритель высокочастотного поля и СВЧ излучения ITNS-D201 (диапазон частот 50 Гц–10 Ггц, погрешность ±30%), инфразвуковой детектор МАК-14и (рабочие частоты 5–20 Гц, диапазон измерений 40–100 дБ), газоанализатор, дозиметр (на основе счетчика сбм-20, погрешность ±30 %), пирометр (ADA TemPro 300, погрешность ±1,5 °С), несколько цифровых фотоаппаратов и камер, диктофон SONY ICD-PX312 и др. Также определенные надежды мы возлагали и на наш новый шумомер Октава-101АМ (частотный диапазон в режиме определения инфразвука 1,6 Гц – 315 Гц), который в отличие МАК-14и позволяет идентифицировать уровни инфразвука с гораздо большей точностью. На период проведения исследований квартира была обесточена.

Проведение измерений инфразвукового фона с помощью шумомера Октава-101АМ.

Проведённые измерения электрического, магнитного, температурного, инфразвукового и радиационного фона, не выявили каких-либо их повышенных значений. Показания приборов были стандартными для подобной квартиры, небольшой по площади и плотно заставленной бытовой техникой (в том числе и старой, такой, как компьютерный монитор с ЭЛТ и такой же телевизор с ЭЛТ). Измерения в местах наблюдения паранормальный активности также не выявили там каких-либо значительных отклонений от фоновых показаний ЭМП. В общем и целом, такие показания приборов можно назвать нормальными, не превышающими пороговые значения, установленные СанПиН Республики Беларусь [7]. В то же время необходимо пролонгировать наши измерения, чтобы составить целостную картину вариации показаний физических полей во временном разрезе, с этой целью представляется перспективной серия дополнительных замеров в этой же квартире.

План квартиры с нанесенными на нем некоторыми значениями электромагнитного (белый цвет) и радиационного фона (желтый цвет).

Мы поначалу затруднялись отнести этот случай к классическому полтергейсту или полтергейстоподобному эпизоду, однако попробовали применить к нему методики, по которым работали ранее. В первую очередь нами была сделана попытка выявить «фокальное лицо»: была измерена температура у Арсения (36,6 °) и Есении (36,4 °). У Вистинии измерения не проводились в силу слишком малого возраста. Таким образом, субфебрильная температура на момент нашего посещения у детей отсутствовала.

Также был проведен тест Зенера с Ириной, ее мужем Леонидом и дочерью Ингой. Его результаты следующие: Ирина – 11/56 карт (20 % угадываний), Леонид – 8/56 карт (14 % угадываний) и Инга – 8/56 карт (14 % угадываний). Считается, что любое число угадываний, значительно превышающее 20 %, свидетельствуют о включении неких дополнительных факторов, которые демонстрируют экстрасенсорные способности тестируемого [1]. Как видно, никто из тестируемых не смог продемонстрировать даже средних способностей к угадыванию карт, на уровне средних значений лежали разве что результаты Ирины. Однако полученные результаты можно считать предварительными, для полноценной достоверизации требуется серия из более чем 100 экспериментов.

Проведение теста Зенера с Ингой.

Анализируя распределение пиков усиления странных событий, мы обратили внимание на следующую закономерность: явление значительно активизируется в момент рождения очередного ребенка. Предыдущее лавинообразное возрастание видений относится к моменту рождения Арсения, а сейчас примерно за 1,5 месяца до нашего визита – с рождением Вистинии все произошло по знакомому сценарию. С чем это может быть связано? Возможно, всему виной стресс через который приходится проходиться не только Инге, но и всем остальным жителям квартиры, а, как известно, стрессовые факторы чаще всего служат фоном на котором развивается явление полтергейста. Конечно, это не типичный случай полтергейста, однако мы не сможем списывать со счетов наиболее хорошо описанные детали полтергейстного процесса.

Однако наиболее стрессовым событием в семье можно считать уход из семьи бывшего мужа матери Инги. Произошло это около 10 лет назад и в первую очередь отразилось на состоянии Ирины – она похудела и плохо спала. Сейчас это событие обросло различными полумистическими фактами (от превращения мужчины в «зомби» до наличия у его новой жены родственницы-ведьмы), установить достоверность которых не представляется возможным. «Призрачные тети» и «астральные крысы» почувствовали тут слабинку и активно вторглись в жизнь семьи. Увы, приборные измерения, проведенные в самой острой фазе их активизации, не подтвердили, что этот феномен имеет ту же природу, что и классические полтергейстные проявления – и тут остается предполагать одно из двух: либо это «что-то» умеет обходить наши средства объективного контроля, либо же имеет совсем иную природу, более характерную для галлюцинаций или иных артефактов нашего восприятия реальности.

Сон разума

По мнению известной минской исследовательницы полтергейста, кандидата психологических наук, Е.К. Агеенковой, образы, о которых рассказывают дети, могут являться архетипами нашего подсознания, которые у детей находятся в стадии формирования (женский и мужской символ одни из них). Среди архетипов имеется не только представляющие Аниму и Анимуса [12], хотя все они могут иметь женское или мужское начало, имеются также архетипы Тени и Самости. Часто они имеют комплексное содержание. Если образы полтергейста пугают, то, скорее всего, они представляют теневую часть индивидуального бессознательного. Однако проявлению архетипов у ребенка должно было способствовать некое событие, например таковым может являться уход одного из родителей из семьи. Екатерина Кузьминична сама в горах Абхазии при недостатке кислорода и сильной усталости однажды наблюдала так называемого «черного альпиниста».

С целью поиска однотипных характеристик, мы проанализировали ряд сходных инцидентов, произошедших на территории Республики Беларусь (табл. 1). Выборка по территориальному признаку была обусловлена огромным массивом первичных данных, имеющимся в нашем распоряжении, а также тем, что, если отталкиваться от теории архетипов, то общность проявлений характерна именно для мест проживания наций или народов с определенным мировоззрением, религией, фольклором и т.д. Например, в одном из предыдущих, расследованных нами случаев, было высказано предположение, что появившиеся в Карелии на обивке дивана символы довольно сильно коррелируют с местными мифологическими представлениями вепсов (малочисленный финно-угорский народ, живший на территории Карелии) и похожи на стилизованные изображения птиц или богини Макошь [9].

Таблица 1. Наблюдения детьми в квартирах неких посторонних людей (на примере Беларуси) [5, 6].

Пол ребенка

Возраст ребенка, лет (месяцев)

Что наблюдал

1.

мужской

1,9

Показывает в темноту и говорит «бадя»

2.

-

-

Показывали пальцем в угол с криками «тетя»

3.

женский

1,4

Видит кого-то

4.

мужской

-

«Дядя там»

5.

женский

-

Кого-то видит

6.

мужской

9 месяцев

Кричит «бадя»

7.

женский

1,4

«Тычет пальцем, будто видит кого-то и разговаривает [с ним]»

8.

женский

3

Показывали пальцем в угол с криками «тетя»

9.

-

10 месяцев

Постоянно показывает пальцем на одно и то же место

10.

женский

-

«Мама, [смотри] тетя» или «мама, [смотри] дядя»

11.

мужской

2

«Видит какого-то дядю»

12.

мужской

-

Явно кого-то видит

13.

-

1,5

«Улыбается, тычет пальчиком в угол и говорит - тетя»»

14.

-

2

Стал бояться какого-то дядю

15.

женский

2

Дочка видит в квартире (в темноте или за шторой) кого-то и называет его «куляка»

16.

мужской

2

Видит «дядю с крылышками»

17.

женский

Показывала на темный угол и говорила «дядя»

18.

мужской

1,4

Говорит «Бадю, бадю»

19.

женский

Тоже видела какого-то дядю и тыкала пальцем в темные углы

20.

-

-

Ребенок боялся какого-то «Бадю»

21.

женский

-

Тыкала пальцем в потолок и плакала

22.

-

-

Пугает «голова» и «прозрачные люди»

23.

мужской

2

«На шторе вверху маленький некрасивый дядя»

24.

женский

1,9

Говорит и показывает, что у нас в квартире есть «дядя»

25.

-

5

Говорит, что видит людей в доме, которые ходят через стену

26.

женский

-

Показывала на белую стену возле кроватки и спрашивала: «а кто это»?

27.

мужской

2,7

Видит какого-то дядю

28.

мужской

6

Каждую ночь приходит «дядька с топором»

29.

женский

5

После смерти друга, кто-то постучался в окно, а потом увидела «силуэт человека на подоконнике»

30.

женский

2,6

В углу иногда появляется некая «большая тётя»

31.

мужской

3

Тётя стояла на средине кухни и пощипывала мальчика за плечико

Обращает на себя внимание, что никаких привязок к полу ребенка в подобных случаях нет (соотношение мужского и женского полов – 11/13), но наиболее частый возраст таких видений – от 1,5 до 2,5 лет, реже, рассказы длятся до 5–6 лет. Некую тетю видели в 6 случаях, а дядю или бадю – в 15, хотя «бадя» может быть не калькой со слова «дядя» (например одна девушка рассказала, что ее сын называет свою сестру – «бадя»). Часто образ «тети» видится почему-то в углу или в темноте, может быть из-за того, что в углах также чаще образуются темные участки, там чаще скапливается углекислый газ и радон. Реже дети описывают некого «куляку», «прозрачных людей», «людей, которые хотя сквозь стену», «силуэт человека» и т. п. Отдельно стоит отметить, что нами не было выявлено никакой связи наблюдений с возрастом или историей квартир, это может быть как новостройка, так и старая съемная квартира, также как и переезд на новое место чаще всего ничего не изменяет.

Негативных последствий для малышей в таких контактах чаще всего нет, хотя в одном случае упоминается о начавшейся после этого серии из шести отитов подряд. В некоторых более редких случаях, после таких наблюдений у ребенка может подскочить температура (остается дискуссионным вопрос, связано ли это с родственной «фокальным лицам» субфебрильной температурой или же галлюцинации – следствие первых симптомов прогрессирующего заболевания). Сами же дети могут проявлять чудеса интуиции, иногда отличаться от своих сверстников по успеваемости и усидчивости. Интересным было бы проследить наличие (или развитие в будущем) у детей заболеваний центральной нервной системы или эпилепсии, но такие данные чаще всего не указываются.

Оригинал этой фотографии нам передал латвийский исследователь Е. Сидоров. По словам Валентины С. из г. Баложи (Латвия), которая предоставила его в UFOlats, дома была одна ее дочка (14 лет) и собака. Девочка решила сфотографировать своего пса. Когда проявили фотопленку на одном снимке обнаружили карликового человечка в джинсах и плаще. Это одна из немногих достоверных фотографий такого рода, имеющихся в нашем распоряжении. Конечно, мистификацию со стороны девочки исключать полностью нельзя.

Кроме непосредственно наблюдений, «симптомы» для других жителей квартиры могут включать расстройство сна и ощущение того, что по тебе «ходит кошка» или кто-то невидимый приходит к кровати и душит, «громкий шёргот» (выражение очевидца), скрип пола или звуки перетаскиваемой мебели в квартире, в единичных случаях наблюдаются полтергейстоподобные эпизоды – например, перемещаются или сами собой срабатывают музыкальные детские игрушки, падает со шкафа старая люстра, ломается аппаратура или часто перегорают лампочки. Домашние животные в подобных квартирах могут проявлять признаки беспричинной агрессии, бросаться на предметы мебели, а собаки лаять в пустое пространство, но чаще всего животные никак не реагируют на любые видения у детей.

Обычно даются следующие советы: поискать «дядю» или «тетю» и не найти их, нарисовать того, кого видит ребенок и придумать какую-то смешную историю про него (в некоторых случаях, наоборот, нужно сжечь рисунок), взять игрушечный пистолет и выстрелить в непрошенного квартиранта или сказать, что некий предмет волшебный и он с легкостью прогоняет «монстра из под кровати», а некоторые советуют завести кошку (хотя, в исследованном нами случае присутствие кошки вообще не играло никакой роли). Иногда может помочь окропление квартиры святой водой, визит священника, «гадалки», психолога и т. д. как с равной вероятностью и не помочь, то есть зависит от того насколько сильным будет эффект внушения жильцам квартиры того, что специалист безукоризненно сделал свое дело (типичный плацебо-эффект). Например, после нашего визита «видения» у всех членов семьи также на время прекратились, возникнут ли они в дальнейшем, пока неизвестно.

Из рациональных объяснений можно отметить утверждение психологов о том, что в 1,5–2 года дети начинают обращать внимание на свою тень и принимать ее за другого человека, также странные образы в подсознании могут рождать некоторые предметы, например розетка напоминает чье-то лицо, тень от светильника – чертенка, халат, наброшенный на стул – человека, «глаза на потолке» могут оказаться отблеском от люстры. В этом случае может помочь тактильный контакт с предметом или его тенью. Также на картину мира ребенка существенную роль оказывает и окружающая его информационная среда.

Сюжет с наблюдением ребенком «призраков» обыгран в фильме «Паранорман» (2012 год).

Мы уже упоминали о том, что в исследованном нами случае удалось выявить связь между наблюдениями матери и ребенка. О том, что кроме ребенка видения испытывают или ранее испытывали и родители, упоминается и в других историях, например одна девушка из Минска описала следующий случай: «Как-то ночью проснулся мой ребенок – попросил попить – я пошла на кухню, захожу в комнату обратно и вижу посреди комнаты силуэт моего ребенка (ну я так подумала, в комнате темно и от окна падал свет в центр комнаты) я и говорю – малыш, что ты ползаешь?? (обращаясь якобы к сыну, т. к. подумала, что он вылез из кроватки и решил походить по комнате) и тут я понимаю, что мой сын лежит как и лежал в кроватке (начал издавать звуки)... У меня сердце заколотилось... а эта тень не исчезла, а убежала в темный угол комнаты... где уже ничего не видно было...» [5]. При этом дочка этой женщины показывала пальцем на потолок и плакала, часто смотрела в одну точку. В других эпизодах также упоминается о неких предках, которые были наделены способностью «шептать» или же в народе носили название «бабок» или «колдуний». Так, Татьяна из Минска, рассказывая о своей дочери, которая стала «кого-то видеть [в квартире]», упоминает о том, что ее бабушка по отцовской линии «мягко скажем, имеет некоторые способности» и у нее (Татьяны) тоже нечто подобное прослеживается.

Заключение

Исходя из вышеописанного, есть основания предполагать, что видения у детей в ряде случаев могут быть наследственными, лежать в сфере человеческой психики или архетипов и не поддаваться приборным измерениям, а, следовательно, относиться к сфере работы специалистов по аномальным явлениям лишь косвенно. Однако, задачей исследователя, должна являться актуализация события, которое могло привести к «высвобождению» архетипа во внешнюю среду и по возможности нивелирование возникших негативных последствий. В то же время стоит разделять реальные случаи микро полтергейста в квартирах и ошибки восприятия, например, тени или предметы, которых может испугаться ребенок. Хотя на таком фоне жильцами почти любой стук или бытовая пропажа сразу записывается в аномальное явление.

Е.К. Агеенкова, которая также приняла участие в обработке полученных нами материалов, высказала мысль, что природу отдельных случаев можно объяснить только с позиции системной организации среды. Дело в том, что только в системах могут наблюдаться необычайные проявления ряда физических свойств различных веществ. Причем, скорее всего, в эту систему включены как физические факторы окружающей среды, так и человек или группа людей. Активизировать данную систему могут определенные, но совершенно обычные состояния человека, коррелятом которых являются его физиологическая и психическая активность. Последние выводятся из равновесия главным образом под влиянием стрессовых факторов.

В то же время, с нашей точки зрения, здесь нужны дополнительные исследования, так как представленный материал пока лишь первая попытка обобщения подобных однотипных проявлений у детей. Поэтому мы обращаемся ко всем нашим читателям с просьбой сообщать в «Уфоком» о подобных случаях, так как накопление статистики должно в будущем привести к разработке более универсальных методик изучения и противодействия этому явлению.

Поделитесь в вашей соцсети👇 ДРУГИЕ НОВОСТИ

Похожее

evmenov37.ru


Смотрите также