Можно ли наказывать ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Какие методы допустимы? Ребенку 3 года можно ли


Можно ли ругать ребенка 1, 2, 3 лет и как правильно это делать?

Можно ли ругать ребенка 1-3 лет: кого мы ругаем - его или себя?

Как только ребенок начинает активно передвигаться по квартире, у родителей наступает период страхов и беспокойства: нужно постоянно следить, чтобы не ударился, ничего на себя не перекинул, никуда не влез. Для годовалого малыша расширяется круг запретов: нельзя открывать, вываливать вещи из шкафа, нельзя рассыпать сахар, муку, нельзя разбрасывать игрушки, нельзя отбирать чужие игрушки, нельзя драться, орать, истерить. 

Иногда уставшая мама, не сдерживая чувств, начинает повышать голос, ругать ребенка. 

Правильно ли это? Как правильно ругать ребенка ясельного возраста: 1 год, 2 года, 3 года?

Можно ли ругать ребенка ясельного возраста?

Психологи утверждают, что взрослые ругают маленького ребенка не за его поступки, а за свои страхи, упущения. В возрасте до года, 1,5 - 2 лет маленький человек просто не может понять, почему на него кричат, шлепают по попе. Он только пугается, испытывает страх, начинает кричать, плакать или воспроизводить модель поведения взрослого, бить тех, кто рядом, – маму, папу, деток на площадке.

Как реагировать на «плохие» поступки годовалого или двухлетнего ребенка? 

Эксперты советуют спокойно объяснить опасность, которая может исходить от определенного предмета, например, утюга, кипящей кастрюли, чашки с горячим чаем.

Можно приложить ручку ребенка к батарее и сказать «Горячо, нельзя», прикоснуться его пальцем к горячему (несильно) утюгу, дать попробовать пальчиком достаточно горячую воду, повторив эти слова. При этом у ребенка возникает стойкий ассоциативный ряд, так называемый «якорь»: слово и ощущение. После указанную фразу можно использовать для предупреждения малыша, который крутится возле горячего утюга, кухонной плиты. 

  1. В возрасте 1-2 года главное не ругать ребенка, учить его избегать опасности, объяснять свойства вещей, их возможное негативное воздействие, потенциальный вред для его здоровья, здоровья окружающих. По возможности, каждый запрет должен сопровождаться альтернативным разрешенным вариантом: «Горячий утюг трогать нельзя, можешь погладить скатерть своим, специальным детским».
  2. С 1,5-2 лет следует объяснять малышу причины существования запретов, последствия его поступков: почему нельзя драться, отбирать игрушки на детской площадке, разбрасывать еду, падать в лужу, бросаться разными предметами, орать, топать по квартире, хватать ножи, ножницы. Необходимо четко очертить границы личной безопасности ребенка, безопасности других деток. Это тяжело, для взрослых легче просто выплеснуть эмоции, не разбираясь с ситуацией, задействованными предметами, лицами. 
  3. Детям ясельного возраста родители обязаны обеспечить максимально безопасную окружающую среду, тогда поводов для ругательств, наказаний будет намного меньше. 

Нужно ли ругать ребенка? Как правильно это делать?

Трёхлетний малыш уже полностью может понять, что он поступает неправильно и может быть наказан.

В указанном возрасте важным является тесный контакт малыша с родителями, которые способны понять причину его поведения, адекватно отреагировать на его проступок. Главное объяснить малышу причинно-следственную связь его поступков, чтобы он полностью понял эту цепочку, четко знал, что его ожидает, каким может быть наказание. 

Каждый из нас наблюдал такую картину: малыш подрался с другим малышом за игрушку, за место в песочнице, мама его отругала, повысив голос, а он тут же начинает драться с другим ребенком. Очевидно, что малыш не понял, за что был наказан.

 

Как правильно наказать малыша за проступок, но так, чтобы он понял, что сделал неправильно?

Психологи советуют не ругать, а объяснять. Необходимо, чтобы ребенок точно услышал взрослого. Есть несколько методов, как этого достичь. 

Вот один из них.

С ребенком необходимо установить зрительный контакт «глаза-в-глаза». Взрослый должен присесть на уровень глаз ребенка, чтобы смотреть на него не сверху вниз, а на равных, посмотреть в глаза, взять малыша за руку, начать говорить. Объясняя, в чем был малыш неправ, следует акцентировать внимание именно на том, что этот поступок является плохим, а сам ребенок не плохой, он хороший. 

Разговор нужно обязательно завершить тем, что так делать в дальнейшем нельзя, уточнить, понял ли ребенок.

Ругать или наказывать?

Поднимая вопрос, нужно ли ругать маленького ребенка, в большинстве случаев родители имеют в виду именно эмоциональную реакцию на поступок малыша. Психологи едины: крик, ор, оскорбления, выражения злости, агрессии со стороны взрослого недопустимы. Указанной реакцией можно запугать малыша, развив в нем комплексы, страхи, либо вызвать ответную агрессию. Но оставлять плохой поступок без адекватного реагирования нельзя. Нужно разобраться в причинах случившегося, исходя из увиденного, услышанного, понять, нужно ругать, наказывать ребенка либо его вины в случившемся нет.

На улице часто наблюдается картина, когда мамы ругают малышей за испачканную одежду, промокшую в луже обувь. Но ведь детка таким образом познает мир, нужно ли ругать за стремление к знаниям? Нельзя, задача родителей обеспечить такую одежду, обувь, чтобы ребенок без проблем мог ходить по лужам, ковыряться в грязи. Если указанной возможности нет, нужно четко обозначить рамки: если ребенок испачкается, промокнет, он сразу идет домой, лишается прогулки. Взаимосвязь поступка и наказания в этом случае понятна родителю и ребенку.

Есть ситуации, в которых ребенок создает опасность для себя или окружающих. Такие поступки должны пресекаться взрослыми, ребенок должен четко понимать, что он может понести за них наказание.

Как правильно отругать, наказать ребенка в ясельном возрасте?

Отчитывая малыша за проступок, взрослые должны сохранять спокойствие, не повышать голос, не оскорблять, не унижать его. Важно свести критические замечания к минимуму, найти другие точки воздействия. Альтернативным вариантом является наказание в виде лишения ребенка на определенное время просмотра мультфильмов, некоторые эксперты советуют отвести его в другую комнату, просто усадить на стульчик, сказать, что он наказан за определенное плохое поведение.

Ругать ребенка? Досчитайте до 5!

Часто реакция взрослого на проступок малыша бывает мгновенной: разбил он стакан, вазу, мама – раз и по попе или накричала. Родителям, как и малышу, нужно научиться вести себя правильно. Вот 5 простых действий, которые нужно сделать прежде, чем ругать или наказывать малыша.

  1. Успокоиться взрослому.
  2. Установить контакт с ребенком.
  3. Выяснить причину поступка.
  4. Объяснить последствия, почему так поступать нельзя.
  5. Решить, должно ли быть наказание, озвучить его. Рекомендуется проговорить с ребенком, почему он наказан, за какое действие: «Ты сегодня без мультиков, потому что ударил Сашу, так делать нельзя, Саше больно».

Учите своих детей, разговаривайте с ними, тогда ругать их вам не придется!

Мне нравится 6

Похожие посты

Оставить комментарий

mamsy.ru

Можно ли наказывать ребенка до 3 лет? - на сайте MamaExpert.ru

Наверняка вы переживаете каждый раз, когда наказываете ребенка за непослушание. Но при этом прекрасно понимаете, что должны научить его определенным правилам поведения. Ставить в угол и раздавать шлепки - самый неэффективный метод воспитания маленького ребенка. Так что же делать, если ребенок вас не слушается?

Наказание детей – наказание родителей

Наказание – это палка о двух концах. Она больно бьет и по родителям, и по детям.

Во-первых, когда вы наказываете ребенка (даже за дело), а потом смотрите на него, крохотного и зареванного, то неизменно испытываете чувство вины. И начинаете заискивать перед ним. А маленькие дети тонко чувствуют родительское настроение и быстро понимают, какую пользу можно извлечь из вашего раскаяния. В результате ребенок начинает манипулировать вами.

Во-вторых, есть родители, которые придерживаются политики авторитарного воспитания. Они остро реагируют на каждое неповиновение ребенка и стремятся быстрее поставить его на место. Ребенок, конечно, затихает и со временем научится беспрекословно подчиняться. Но вырастет из него «затюканный» школьник. Такому будет трудно отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, он станет бояться людей и ситуаций, как боялся когда-то вас. Наказание ребенка – не повод показывать свою силу.

Впрочем, может случиться и по-другому. За внешним послушанием скроется тот самый омут, в котором «черти водятся». Тогда плоды авторитарного воспитания начнут сыпаться на вас как раз в переходном возрасте – плоды увесистые и далеко не симпатичные. Неужели вы этого хотите?

Наказание ребенка: разумная альтернатива          

Но если ребенок не слушается, вредничает, капризничает, это совсем не означает, что его плохое поведение надо оставлять без внимания. Конечно, меры принимать необходимо. Но они должны быть гуманными, направленными на то, чтобы помочь ребенку измениться к лучшему. Ведь дети всегда готовы сотрудничать с близкими людьми. И уж если они идут им наперекор – на это есть причины. За каждым поступком ребенка всегда кроется какой-то мотив. Поэтому сначала разберитесь, в чем же дело, и только потом включайтесь в воспитательный процесс.

Ребенок не слушается. В чем причина?

У детей до 3 лет истерики чаще всего случаются не из вредности (в отличие от детей постарше), а как следствие эмоциональных перегрузок и обыкновенной физической усталости.  Ребенок пока еще не может контролировать свои чувства, поэтому его надо не наказывать, а пожалеть. Обнимите ребенка, покачайте на руках. Может быть, он сразу и не успокоится, но будьте терпеливы, подождите. Только не надо его уговаривать: «Не кричи, прекрати». Наоборот, дайте ему выплеснуть отрицательные эмоции – и ему станет легче. А в следующий раз постарайтесь не доводить до такого взрыва. Замечайте у ребенка первые признаки эмоциональной перегрузки и вовремя помогите ему расслабиться.

Учитывайте особенности развития ребенка. В каждом человеке заложена определенная программа роста и развития. Если срок пришел,  вам не удержать ребенка от того, чему он должен научиться. Вот младенец первый раз перевернулся со спины на живот. Мама в восторге! И если он, освоив перевороты, однажды упадет с дивана, ведь вам и в голову не придет наказывать его.  Вы просто станете более бдительны. А если ребенок подползает к розетке, заинтересовавшись, что это за штука с дырочками? А если потянет со стола скатерть? А если залезет в грязь? Наверняка вам захочется его наказать. Но сначала подумайте – а есть ли за что наказывать? Ведь на самом деле маленький ребенок, совершая такие «проступки», не хулиганит. Он изучает мир. И задача родителей – помочь ему в этом. Создать безопасное пространство для исследований, направить его буйную энергию в нужное русло. И объяснить, что можно, а что действительно нельзя.

Воспитание ребенка без наказаний

Наказания не понадобятся, если вы…     

  1. Действуете в согласии с законами развития ребенка. Например, позволяете ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
  2. Умеете вовремя отвлечь, переключить внимание капризули.
  3. Позволяете малышу узнать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть он потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься)
  4. Подаете пример, выдавая нужную реакцию. Например, малыш старательно просовывает голову сквозь балконную решетку, а вы всем своим видом показываете, как испугались. Дети все перенимают от взрослых, и ваш карапуз отреагирует на свой поступок точно так же.
  5. Устанавливаете мало запретов, но все они обоснованны и неотменяемы (никогда нельзя играть в мяч у дороги, никогда нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна).
  6. Растолковываете ребенку правила и запреты доступным для него языком. 
  7. Не просто запрещаете, но и показываете, как надо поступить («через дорогу можно переходить, только держа маму за руку»).
  8. Делаете акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Например, вы с малышом приближаетесь к луже, и конечно, он постарается наступить туда. Можно сказать: «Не лезь в лужу!», а можно: «Вот молодец, обошел лужу, и ноги сухие!».
  9. Относитесь  к своему ребенку как к личности и даете этой личности проявляться свободно.
  10. Создаете необходимую среду для роста и развития (организуете творческий уголок с различными материалами для экспериментирования  или устанавливаете простейшие снаряды для лазания, коврики, где можно вволю покувыркаться… Тогда у малыша появится то, что называется «сознательной дисциплиной»: ребенок ведет себя правильно не потому, что боится последствий, а потому что это интересно для него.
  11. Не навязываетесь и помогаете, только  когда ребенок об этом просит.  Не вмешиваетесь без крайней нужды в его действия, оставляете простор для самостоятельности. Например,  если раньше ваш малыш  ложкой только стучал, а теперь стал тянуть ее в рот, не старайтесь активно накормить его, дайте ему возможность научиться есть самостоятельно). 
  12. Четко определяете границы дозволенного, которые расширяются по мере роста ребенка.

Как нельзя наказывать детей

  • Читать ребенку длинные лекции и нотации. Дети просто не смогут уследить за ходом ваших рассуждений. У них своя логика. Поэтому говорите просто и ясно: «Отпусти кошку. Ей больно».
  • Говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете ребенку произносить «плохие» слова, а сами их употребляете.
  • Откладывать наказание ребенка. Не стоит говорить,  подойдя к детской горке: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня на горке кататься не будешь».
  • Проявлять непостоянство: то запрещать ребенку что-то, то позволять это делать. Этим вы сбиваете малыша с толку, и он перестает понимать, что можно, а что нельзя.
  • Запугивать ребенка тем, что вы все равно не выполните: «В жизни больше на улицу не пойдешь», «Никогда больше не куплю тебе игрушку».
  • Ни в коем случае не наказывайте ребенка трудом. Это значит, что не нужно заставлять ребенка убирать игрушки только потому, что он не захотел вовремя идти спать.
  • Нельзя бить ребенка. Физические методы «воспитания» тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете: ведь шлепки и подзатыльники унижают. Кроме того, когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так. Но ведь вам нужно взаимопонимание, а не покорность.
  • И уж, конечно, никогда не запугивайте ребенка, угрожая ему:  «Я не буду тебя любить…», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. А маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви.

Наказание ребенка: комментарий психолога

Наш эксперт, психолог Мария Москова:

Процесс воспитания ребенка не может обойтись без наказания. По сути, наказывая ребенка, вы учите его отвечать за последствия своих поступков. Поэтому особенно важно, чтобы ребенок понимал, что делать нельзя и какое за этим последует наказание. Соблюдайте несколько простых правил, и это позволит вам избежать чувства вины перед своим ребенком за то, что вы его наказываете, и продолжительных истерик малыша из-за «несправедливости» окружающего мира и родителей.

Свод всех запретов не должен превышать семи пунктов. Это позволит ребенку их как следует запомнить и выполнять. Представьте, что таких запретов наберется более 20! Да-да… Но так чаще всего и бывает. «Не ходи туда, не бери то, не… не… и т.д.» Ребенок просто не в состоянии выполнить все без исключения ваши требования.

Запреты должны быть понятными ребенку. Доходчиво объясните ему, почему нельзя играть у проезжей части или почему нельзя бить других людей.

Если вы что-то требуете от ребенка или просите его сделать, старайтесь сформулировать свою фразу в повелительном наклонении, объяснив, зачем это нужно. Например, просьба убрать игрушки может звучать так: «Через полчаса (10 минут) мы идем гулять (обедать, спать и т.п.), поэтому убери, пожалуйста, игрушки на место».

Наказание за непослушание должно наступить сразу же. Детская психика очень гибкая, они быстро забывают свои провинности. И если вы наказываете ребенка за вчерашнее, для него  это выглядит несправедливо и непонятно. С возрастом время отдаления наказания может увеличиваться, но все же желательно осуществить его в течение этого же дня.

Конечно же, нельзя наказывать ребенка физическим трудом и учебными занятиями. В этом случае у него закрепляются негативные впечатления о любой учебе и снижается мотивация к учебному процессу. Разве это то, чего вы хотите?

Можно наказывать ребенка лишением привилегий. Если ваш ребенок ударил кого-то на детской площадке, и вы в наказание лишили его просмотра мультфильма вечером – это справедливо.  Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное, обязательно соблюдайте последовательность:  то, что запрещено - запрещено всегда, и наказание за это последует в любом случае.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Как правильно воспитать мальчика» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Нервный ребенок» на сайте samaya.ru

mamaexpert.ru

Нужно ли ждать 3 года, чтобы воспользоваться материнским капиталом: как использовать

Для того чтобы в полном объеме использовать все возможности предоставленной государством материальной помощи в виде материнского капитала, необходимо дождаться того момента, когда с момента рождения или усыновления пройдет 3 года.

Но в некоторых случаях семье предоставляется это право досрочно. Молодым родителям необходимо понимать все аспекты и нюансы этой процедуры, чтобы преждевременно не планировать расходы, связаны с материнским капиталом.

...

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 677-17-42. Это быстро и бесплатно!

Нужно ли ждать 3 года, чтобы воспользоваться материнским капиталом?

Общее правило использования семейного капитала, которое прописано в законодательстве Российской Федерации, определяет его использования после трехлетнего периода нахождения ребенка в семье.

Это может быть, как период с момента рождения, так и период с момента вступления в силу постановления суда об усыновлении.

При этом статья закона четко определяет цели, на которые можно потратить деньги, выделяемые государством. Лишь одна из них позволяет использоваться средства досрочно – на улучшение жилищных условий семьи.

Среди них можно выделить лишь два доступных варианта:

  1. Погашение займов и ипотеки, взятой на приобретение недвижимости для семейных потребностей.
  2. Погашение кредитов на строительство собственного жилья.

Все другие цели использования материнского капитала до 3 лет являются заблокированными для всех членов семьи. Но важно помнить, что погашение займов и кредитов также подразумевается и оплату пени, штрафов и процентов за их несвоевременную внесение на счет организации.

При этом оформление данных видов займов денег может осуществляться не только в банках, а в целом любых организациях, которые имеют статус юридического лица.

При этом чтобы все правильно оформить и получить положительный ответ от Пенсионного Фонда России, необходимо собрать полный пакет документов в соответствии с ситуацией, в которой оказалась семья.

Весь список нужных справок, договоров и прочих нужных бумаг можно узнать у представителей территориального отделения Пенсионного Фонда. Именно эта организация и принимает решение, а также выплачивает средства материнского капитала.

Разница использования материнского капитала до 3 лет и после

Отличия между использованием материнского капитала, определяемые чертой в 3 года, заключаются лишь в целях, на которые их можно потратить. Закон говорит о том, что государственную поддержку переводить лишь на 5 потребностей семьи, среди которых:

  • покупка или строительство недвижимости для проживания;
  • медицинские потребности ребенка;
  • накопление пенсионного фонда матери;
  • обретение высшего образования ребенком;
  • социальная реабилитация и улучшения возможностей.

Единственной возможностью использовать деньги государства до трехлетнего возраста ребенка является их переводв целях улучшения условий проживания семьи.

При этом очень важно, чтобы произошло реальное улучшение, а не фиктивное. Любые махинации или же неправильное использование денег могут привести к получению срока наказания за это.

Через 3 года пребывания в семье ребенка, можно запросить разрешение у Пенсионного Фонда о выделении денег на любые предусмотренные законодательством цели.

До 2016 года данных целей было всего 4, но изменения, принятые совсем недавно, позволили родителям также тратить деньги на то, чтобы адаптировать детей с ограниченными возможностями к общественной жизни и нормальному функционированию в обществе.

При этом объем средств, которые может получить семья время от времени меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. Раньше это происходило каждый год, на что влияла годовая инфляция, но сейчас индексация прекращена из-за кризиса, в котором находиться Российская Федерация.

В дальнейшем через несколько лет семья сможет получить вероятнее всего большее количество денег, а также возможностей реализация этих средств. Но пока что это не предусмотрено всеми законами, которые регламентируют выплаты этого вида государственной материальной помощи.

Как получить материнский капитал, когда ребенку 3, 4 года: пошаговая инструкция

Законодательство Российской Федерации предусматривает определенную схему получения денег материнского капитала.

Это связанно с тем, чтобы как можно более запретить возможность нецелевого направления средств.

Если семья решила запросить у государства право на получения помощи, ей нужно пройти несколько этапов, которые в итоге позволят это сделать.

Среди них в первую очередь необходимо оформить соответствующий сертификат на право получения средств. Это можно сделать в любой момент после рождение или усыновления второго или последующих детей.

После 3 лет нахождения в семье ребенка, необходимо будет обратиться за консультацией в Пенсионный Фонд, чтобы получить самую свежую информацию о том, какие дальнейшие действия нужно выполнять. Зачастую это сбор пакета документов, среди которых можно выделить несколько групп.

В первую группу входят:

  1. Сертификат, подтверждающий право на получение помощи.
  2. Копии паспортов родителей ребенка.
  3. Свидетельства о рождении всех без исключения детей в семье, которая пытается получить помощь в государства.

Второй группой документов, которые понадобятся семье, будут бумаги, касающиеся целей использования материнского капитала. Среди них зачастую требуются справки с организаций, предоставляющих займ, кредит или ипотеку, документы на права собственности жильем, письменное уверение в выделении доли недвижимости каждому члену семьи и другие.

После сбора всех документов в письменном виде в территориальном отделении Пенсионного Фонда России нужно подать заявление о просьбе получения государственной помощи.

После этого весь пакет документов рассматривает специальная комиссия, проверяя их.

Через две недели семья может получить уведомление о принятом решении.

Дальнейший этап заключается в переводе денег на банковский счет, для чего дополнительно нужно подать соответствующие реквизиты Пенсионному Фонду. Это происходит в течении периода, составляющего до полтора месяца.

Таким образом, выполнив всю процедуру правильно и собрав нужное количество определенных документов, можно получить материнский капитал в объеме, предусмотренном законодательством.

Как можно использовать материнский капитал, когда ребенку уже 3 года

Ребенку 3 года, как использовать материнский капитал? Наиболее популярная цель использования материнского капитала даже, когда ребенку исполнилось 3 года – это улучшение жилищных условий семьи.

Это могут быть разные действия, не нарушающие законы Российской Федерации.

Разрешается покупать жилье или долю определенной недвижимости, реконструировать его, достраивать, возводить с самого начала и строить с помощью подрядных организаций.

Часто также используются средства материнского капитала на медицинские потребности ребенка.

К сожалению, некоторые дети рождаются больными или приобретают определенные заболевания со временем.

Лечение в некоторых случаях достаточно дорогостоящее, из-за чего родители не могут его полностью обеспечить. В таких случаях можно воспользоваться материнским капиталом, тем самым покрыв некоторые расходы лечения и реабилитации ребенка.

Несколько реже используется материнский капитал на пенсионное накопление матери ребенка. Важно это из-за того, что зачастую у многодетных матерей стаж работы небольшой из-за постоянных декретных отпусков.

А данный вид накопительной системы может обеспечить безбедную старость, тем самым значительно облегчив жизнь и присмотр за пожилыми родителями. Направить данные деньги можно не только Пенсионному Фонду, но и любой банковской организации, которая предоставляет более выгодные накопительные проценты.

Так как в 2016 году были приняты изменения о том, что одной с целью использования семейного капитала является и социальная реабилитация, некоторые семьи пользуются возможностью потратить средства для облегчения жизни своих детей.

Это важно в тех случаях, когда ребенок рождается с ограниченными способностями, в будущем оказывающими негативное влияние на его интеграцию в общественную жизнь.

Некоторые специальные коляски, устройства и многие другие важные вещи достаточно дорого стоят, поэтому без данной помощи семья редко может приобрести все необходимые, тем самым еще более ограничивая и замыкая в себе своего ребенка.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 677-17-42 (Москва)+7 (812) 309-89-64 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

posobie.guru

Можно ли наказывать ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет. Какие методы допустимы? | Психолог

Давайте представим, что ваш начальник на работе сегодня не в духе и вы попались ему под руку. Он отчитал вас «по всем статьям», объяснять ему было бесполезно что-либо, вы остались без премии, с новой незапланированной работой.

Какие чувства вы испытываете? Что вам хочется сделать с начальником? Не стесняйтесь в выражениях. Хочется отправить его туда, где «раки зимуют», вы злитесь на него, вы понимаете, что он несправедлив. Если бы такое поведение начальника происходило регулярно, вы бы думали о том, что надо искать новую работу.

Новую работу найти можно, а новых родителей нельзя.

Теперь представьте, что чувствует ребенок, когда его наказывают. Он полностью беззащитен, он не может оппонировать, он не может ничего объяснить, он чувствует тотальную несправедливость.

Родители, которые наказывают своих детей – слабые люди.

Легче всего наказать, запугать, запретить ребенку. Сложнее – объяснить, показать, договориться.

Запомните – дети никогда назло не делают плохо. Дети хотят жить в мире и дружбе со своими взрослыми. Дети хотят, чтобы их потребности удовлетворялись. Основные потребности ребенка до 3 лет – в любви, безопасности и внимании.

Когда ребенок этого не получает, он начинает вести себя «плохо». Может начать капризничать, устраивать истерики, все делать наоборот.

«Лечить» плохое поведение ребенка можно только любовью. Начал ребенок плохо себя вести – звоночек для родителя – «мама, обрати внимания, мне тебя не хватает, мама побудь со мной, покажи мне, расскажи мне, обними меня, отвлеки меня».

Наказывать ребенка до трех лет бессмысленно. Какую цель преследует родитель, наказывая ребенка? Чтобы ребенок понял, что ТАКОЕ поведение родителя не устраивает. ТАК себя нельзя вести. Родитель хочет, чтобы у ребенка сформировались причинно- следственные связи. Например, ребенок кусает маму. Мама бьет ребенка по губам, чтобы он понял, что так делать нельзя. Но такое поведение мамы не работает.

Ребенок до 3 лет не может устанавливать эти связи, его мозг к этому еще не готов, не созрели еще отделы мозга, которые отвечают за функции формирования причинно-следственных связей.

Поэтому, единственный и верный путь к взаимопониманию со своим ребенком – всегда с ним договариваться, всегда объяснять словами, что происходит.

Задача родителя ребенка до трех лет – научить «что такое хорошо, а что такое плохо».

Наказывая ребенка – родитель его запугивает, в таком общении нет доверия, ребенок боится взрослого, пока он маленький, он будет его слушать (не всегда), чем старше  будет становиться ребенок, тем больше будет пропасть между ним и родителем.

Убрать ее с каждым годом будет все сложнее и сложнее. Ребенок обозлится, разочаруется в людях, закроется, достучаться до его души будет сложно.

Воспитание ребенка до трех лет – это разгадывание ребуса. Если к этой задаче подойти именно так, необходимость в наказании отпадет.

Плохим поведением ребенок сообщает вам загадку, которую вы должны отгадать, сделать какое-то действие со своей стороны. Если ваш ход мысли был верен – поведение малыша изменится в лучшую сторону.

Будьте на стороне ребенка, смотрите на него, думайте, как он. Задавайте себе вопрос, прежде чем наказать его: «Что сейчас происходит? Если бы я была ребенком, почему бы я вела себя так? Что не хватает ребенку? Что он сейчас просит? Что ему надо?»

Секреты, как договориться с маленьким ребенком.

  1. Дети до 3 лет легко отвлекаются. Ребенок плачет, капризничает. Скажите ему «Смотри, какая полетела бабочка, я никогда такую не видела, бежим скорей посмотрим, что за крылышки у нее. Ой, а что кушает бабочка, как ты думаешь? Может молочко или печенье, как ты?
  2. Разговаривайте с ребенком, присев на колени, чтобы ваши глаза были наравне с малышом, обнимите его и скажите простыми словами, что вы хотите от него.
  3. Говорите ребенку о том, что с ним происходит. «Ты злишься на маму, мама зовет тебя домой, а ты хочешь еще играть на улице. Ты мой хороший, понимаю тебя, но нам надо идти, папа ждет. Потом мы еще придем на детскую площадку.»

Это может Вас заинтересовать:

mamafresh.ru

Можно ли наказывать детей: советы родителям детей от года до трех

На этот вопрос «Летидору» отвечает Елена Первухина, психолог, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.

Елена Первухина

Давайте представим, что ваш начальник на работе сегодня не в духе и вы попались ему под горячую руку. Объяснять ему что-либо было бесполезно, поэтому он отчитал вас «по всем статьям», и вы остались без премии, с новой незапланированной работой.

Какие чувства вы испытываете? Что вам хочется сделать с начальником? Не стесняйтесь в выражениях. Вы злитесь на него, вы понимаете, что он несправедлив! Хочется отправить его туда, где «раки зимуют»!

Если бы такое поведение начальника происходило регулярно, вы бы думали о том, что надо искать новую работу.

Новую работу найти можно, а новых родителей — нельзя. Теперь представьте, что чувствует ребенок, когда его наказывают.

Он полностью беззащитен, он не может оппонировать, он не может ничего объяснить, он чувствует тотальную несправедливость.

Родители, которые наказывают детей — слабые люди. Легче всего наказать, запугать, запретить ребенку. Сложнее — объяснить, показать, договориться.

Запомните: дети в таком возрасте никогда не делают плохо назло. Дети хотят жить в мире и дружбе со своими взрослыми. Дети хотят, чтобы их потребности удовлетворялись.

Основные потребности ребенка до 3 лет — любовь, безопасность и внимание. Когда ребенок этого не получает, он начинает вести себя «плохо»: может начать капризничать, устраивать истерики, все делать наоборот.

«Лечить» плохое поведение ребенка можно только любовью. Начал ребенок плохо себя вести — звоночек для родителя: «мама, обрати внимание, мне тебя не хватает, мама побудь со мной, покажи мне, расскажи мне, обними меня, отвлеки меня».

Наказывать ребенка до трех лет бессмысленно.

Какую цель преследует родитель, наказывая малыша? Чтобы ребенок понял, что ТАКОЕ поведение родителя не устраивает. ТАК себя нельзя вести. Родитель хочет, чтобы у ребенка сформировались причинно-следственные связи. Например, малыш кусает маму. Мама бьет малыша по губам, чтобы он понял, что так делать нельзя. Но такое поведение мамы не работает.

Ребенок до 3 лет не может устанавливать эти связи, его мозг пока просто к этому не готов:

еще не созрели те отделы, которые отвечают за функции формирования причинно-следственных связей.

Поэтому единственный и верный путь к взаимопониманию со своим ребенком — всегда с ним договариваться, всегда объяснять словами, что происходит.

Что будет, если наказывать малыша в таком возрасте

Наказывая ребенка, родитель его запугивает. В таком общении нет доверия, малыш просто боится взрослого — и, пока он маленький, он будет его слушать (хотя и не всегда).

Чем старше становится ребенок, тем шире пропасть между ним и родителем. Убрать ее с каждым годом будет все сложнее и сложнее. Ребенок обозлится, разочаруется в людях, закроется, достучаться до его души будет сложно.

Воспитание ребенка до трех лет — это разгадывание ребуса. Если к этой задаче подойти именно так, необходимость в наказании отпадет.

Плохим поведением ребенок сообщает вам загадку, которую вы должны отгадать, сделать какое-то действие со своей стороны.

Если ваш ход мысли был верен — поведение малыша изменится в лучшую сторону.

Как договориться с маленьким ребенком

Будьте на стороне ребенка, смотрите на него, думайте, как он. Задавайте себе вопросы, прежде чем наказать его: «Что сейчас происходит?

Если бы я была ребенком, почему бы я вела себя так? Чего не хватает ребенку? Что он сейчас просит? Что ему надо?»

Вот три совета, которые помогут найти общий язык с малышом:

1. Дети до 3 лет легко отвлекаются. Если ребенок плачет, капризничает, скажите ему: «Смотри, какая полетела бабочка, я никогда такую не видела, бежим скорей посмотрим, что за крылышки у нее. Ой, а что кушает бабочка, как ты думаешь? Может, молочко или печенье, как ты?»

2. Разговаривайте с ребенком, присев на колени, чтобы ваши глаза были наравне с малышом, обнимите его и скажите простыми словами, что вы хотите от него.

3. Говорите, объясняйте ребенку, что с ним происходит. Например, «Ты злишься на маму, мама зовет тебя домой, а ты хочешь еще играть на улице. Ты мой хороший, понимаю тебя, но нам надо идти, папа ждет. Потом мы еще придем на детскую площадку»

Фото: Shutterstock

letidor.ru

Можно ли разглядеть одаренность у ребенка до 3 лет: отвечает психолог

Есть ли определенные навыки, которые могут свидетельствовать об одаренности ребенка до 3 лет? И что должны делать родители для развития малыша, чтобы в будущем он смог проявить свои способности в полной мере?

«Летидор» узнает ответы на эти вопросы у Натальи Соломахо, ведущего психолога центра психологического развития детей и подростков «Архитектура Будущего».

Наталья Соломахо

Вот почему слишком раннее развитие – это повод насторожиться

Чтобы как следует разобраться в этой теме, родителям важно осознать следующее:

1. До 5 лет мы можем говорить лишь об опережающем развитии, но никак не об одаренности.

2. «Ранняя одаренность», когда ребенок сильно опережает сверстников, – это скорее повод задуматься. Очевидно, что если семимесячный малыш активно бегает по площадке, то он вызывает восторги, восхищение и удивление взрослых. Но мало кто знает, что если ребенок пропускает этап ползания, то в будущем у него будут трудности с осанкой и проблемы со спиной. Так как этап ползания помогает ребенку сформировать мышечный корсет и укрепляет мышцы спины.

Или, например, ребенок в год говорит взрослыми фразами, наизусть рассказывает сказки и цитирует стихи. Это, скорее, признак дисгармоничного развития, нежели словесного таланта и одаренности.

3. Ни один специалист не возьмет на себя ответственность утверждать, в чем будет одарен, талантлив, успешен ребенок, если речь идет о детях до 3 лет. Психика ребенка очень пластична в этот период.

4. Все дети развиваются по-разному, и темп развития в дошкольном возрасте очень велик. Поэтому если ребенок что-то не умеет сейчас, то пройдет несколько месяцев, и он сможет это освоить. Главное – создавать гармоничную развивающую среду, предоставлять условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.

Итак, если кратко и честно ответить на первый вопрос, то ответ будет: никакие. Однако не все так скучно!

Как родители могут помочь ребенку раскрыть способности

На что же обращать внимание родителям, чтобы помочь малышу до 3 лет в будущем раскрыть свои таланты и способности?

В младшем дошкольном возрасте выделяют 4 сферы развития: физическую, интеллектуальную, социальную и эмоциональную. И вот тут возникает важный момент, который не всегда понимают родители.

Говоря о раннем развитии ребенка, мы всегда подчеркиваем гармоничность. То есть все перечисленные выше сферы должны быть представлены в развивающей среде ребенка и нельзя делать акцент только на чем-то одном.

Начнем с того, что очевидно и понятно.

Физическая сфера

Здесь важно освоение основных физических навыков: сидеть, вставать, ползать, ходить, бегать, лазить, подниматься по лестнице, спускаться с горки и так далее.

Также сюда можно включить взаимодействие с предметами, например с мячом: ловить, ударять ногой, кидать, попадать в цель. Освоение плавания, катание на беговеле, самокате, лыжах, коньках.

Возможностей море, поэтому увлекайте малыша тем, что вам нравится больше всего.

Наличие дома спортивного уголка, колец, турника, тарзанки, веревочной лесенки может помочь ребенку и дома тренировать свою силу, ловкость и выносливость.

Если вы отмечаете, что вашему чаду нужно больше физической активности, то можно пробовать спортивные секции, например, мягкая школа, фитнес для детей, плавание.

После 4 лет разнообразие спортивных кружков возрастет, и вот тут можно у тренера спросить про способности, есть они или нет.

Интеллектуальная сфера

Сюда следует отнести знакомство с внешним миром и освоение ребенком речи. Как отмечал знаменитый детский психолог Жан Пиаже, в этом возрасте «интеллект находится на кончиках пальцев».

Важное правило: позволять ребенку все трогать, щупать, исследовать, а также разговаривать с ребенком, читать ему книги, проговаривать его желания и поведение.

Всевозможные развивашки, конечно, это плюс. Но до 3 лет рекомендуются совместные занятия с мамами, которые потом могут закрепить полученные навыки дома.

Если вы отмечаете, что ваш ребенок интересуется цифрами или буквами, с упоением слушает сказки Пушкина, любит собирать пазлы или конструктор – это очень хорошо, можно в дальнейшем развивать его интерес и распространять его на другие области.

Точно сказать о сформированных способностях и одаренности в интеллектуальной сфере можно будет только к концу начальной школы.

В развитии физическом и интеллектуальном родители чувствуют себя уверенно, сюда они готовы вкладываться, так как результаты их усилий будут максимально наглядны. Вот умеет кататься на коньках, вот знает несколько английских слов…

А с другими двумя следующими областями – эмоциональной и социальной – бывает сложнее, так как не все родители понимают, зачем здесь развивать ребенка, они уверены, что он и так научится общаться. Часто мамы и папы сомневаются: «А чем эмоции могут помочь в одаренности?» А на самом деле это очень важно!

Согласитесь, если ребенок боится детей, не умеет привлечь их внимание либо не может справиться со своим переживаниями,

то в дальнейшем ему будет сложно презентовать себя и демонстрировать свою уникальность и одаренность.

Социальная сфера

Умение общаться начинает формироваться с самого раннего возраста. Сначала это просто привыкание к тому, что есть другие дети. Они, оказывается, тоже хотят усесться на качели, скатиться с горки, они занимают место в песочнице и приносят туда свои игрушки. С детьми интересно, но бывает сложно и трудно.

Задача взрослых – не только показать ребенку наличие других детей, но и научить принимать этот факт, ждать своей очереди на качели, спрашивать разрешения посмотреть понравившуюся игрушку (пока еще с помощью мамы) и так далее.

Поэтому, дорогие родители, ходите на площадки, посещайте игровые комнаты и детские мероприятия – все это способствует тому, что ребенок будет постепенно усваивать правила социальной жизни.

Помогайте малышу общаться. Пока он маленький, проговаривайте за него то, что происходит, описывайте поведение самого малыша и других детей, помогайте решать сложные ситуации (попросить игрушку, предложить игру).

Эмоциональная сфера

Эмоции – это основа регуляции поведения ребенка. Это все то, что в дальнейшем будет помогать ему справляться с напряжением, страхом, контролировать свои переживания, разрешать конфликты. Но это будет еще не скоро. Однако уже на раннем этапе развития важно показать ребенку эмоциональное разнообразие мира, научить понимать свои чувства, настроения, переживания.

Задача родителей – проговаривать свои эмоциональные переживания, описывать настроение ребенка с помощью мимики, жестов, поз и подкреплять все это словами.

Вклад в физическое развитие и интеллект виден быстрее, а вот развитие социальной и эмоциональной сфер формируется годами, и не факт, что ребенок вырастет гением общения.

Но еще раз хочется подчеркнуть, что важно именно гармоничное развитие всех этих сфер. В дальнейшем эта гармония поможет ребенку показать свою уникальность и талантливость.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

letidor.ru

Когда можно оставлять ребенка - mama.ru

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это — здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность — это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.Здоровая привязанность. Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

— Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

— Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

— Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

— У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

— У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

— Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

— Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

— Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

— Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени — слишком серьезный стресс).

— Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

— Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» — кусается, бросается.

— Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

— Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

— Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru


Смотрите также