Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев. Развитие ребенка до 3 месяцев


Развитие ребенка от 2 до 3 месяцев

Физическое развитие

На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра. О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.

Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Поэтому сапплементация (дополнительное введение) витамина D рекомендуется в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона – кормление грудным молоком сейчас оптимально.

На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными – он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.

Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать – это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.

Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд. Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны. Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация – комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.

Психическое развитие

Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться. ГОЛОДНЫЙ ПЛАЧ обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления. СОНЛИВЫЙ ПЛАЧ, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину. БОЛЕВОЙ ПЛАЧ начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.

ПЛАЧ при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте. Самый простой способ успокоить кричащего карапуза – это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы – палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.

Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период? На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее – произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении. Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально – из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо – уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.

Велика вероятность, что к десятой неделе своей жизни карапуз будет уже уметь смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбаться. А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° – с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.

Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке. Всё достаточно индивидуально. Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.

www.baby.ru

Эмоциональное развитие ребенка от рождения до 3 месяцев

Первые месяцы жизни ребенка являются очень тревожными для мамы и папы. Это время их привыкания к новому статусу в жизни. Родители стремятся дать ему все самое лучшее и не упустить ничего важного из виду. Важным оказывается каждый день, ведь развитие ребенка идет непрерывно и очень интенсивно. Это относится и к физическому, и к нервно-психическому развитию. Одной из составляющих последнего является эмоциональное развитие малыша. О том, как протекает эмоциональное развитие ребенка, и что сделать родителям, чтобы этот процесс протекал благоприятно, расскажет MedAboutMe.

Основные характеристики нервно-психического развития детей в возрасте от 0 до 3 месяцев

Возраст детей от рождения до трех месяцев имеет свои особенности. За это время малыш прилично вырастает и округляется. В среднем к трем месяцам доношенный ребенок поправится на 2-2,5 кг и вытянется на 6-9 см. Также не стоит на месте и нервно-психическое развитие крохи.

На первый взгляд, кажется, что новорожденный ребенок практически ничего не умеет. Это не так, он умеет очень многое. И эти умения основаны на его врожденных рефлексах: хватания, сосания, ползания, ходьбы и др. Эти рефлексы позволяют ему не остаться голодным, поменять положение тела в случае опасности (защитный рефлекс).

На первом месяце жизни движения у малыша беспорядочные, он еще не может удерживать головку и поднимать ее. Характерная поза для такого крохи — сгибательная, за счет повышенного тонуса определенных групп мышц. У ребенка очень низкая острота зрения, он различает лишь темноту, свет и расплывчатые очертания. А вот к концу первого месяца жизни малыш уже пытается зафиксировать взгляд на лице матери. Слух развит у детей хорошо, но реакция на звук несколько замедлена. Спустя 2-3 недели после рождения ребенок реагирует на голоса родителей, замирает при обращении к нему.

Второй месяц жизни характеризуется более интенсивным развитием ребенка. Ни проходит и дня, чтобы родители не отметили что-нибудь новенькое. Кроха учится приподнимать головку и удерживать ее, следит за предметами и поворачивает голову за ними. Движения малыша становятся более плавными. Он начинает интересоваться игрушками. Появляется «комплекс оживления».

К трем месяцам малыш умеет многое: поворачивать голову к источнику шума, ищет его глазами, следит за игрушками и тянется к ним, учится переворачиваться со спины на бок. Постепенно ребенок учится перекладывать игрушку из одной ручки в другую, рассматривает ее. Больше всего малыши любят играть своими пальчиками: изучать их, теребить, сосать. Огромное значение принимает общение и «разговор» с родными людьми.

Особенности эмоционального развития ребенка

Несмотря на то, что большую часть времени суток малыш спит и ест, эмоциональное развитие ребенка идет полным ходом. Базовое доверие к миру складывается у него в зависимости от того, как прошли роды, как он провел первые несколько дней или недель. Поэтому крайне важно совместное пребывание мамы и малыша после рождения и хорошее эмоциональное состояние матери.

Сразу после рождения основным способом общения с окружающим миром у ребенка является крик и плач. Криком малыш зовет на помощь, просит кушать, требует общения. Постепенно мама начинает отличать интонацию крика и понимает, что именно хочет кроха.

Родители очень ждут появления первой улыбки. Неосознанная скользящая улыбка появляется рано, в первые недели жизни. Кроме того, мамы отмечают, что малыш улыбается во сне. К концу первого месяца жизни ребенок начинает адресовать свою улыбку маме и папе. В этом возрасте дети формируют свое отношение к миру, исходя из того, каким этот мир видит мама. Поэтому одни дети выглядят довольными и счастливыми, а другие — напуганными или несчастными.

В возрасте 1-1,5 месяца эмоции ребенка очень яркие: он раздражительно кричит, если мама его не понимает; он готовится заплакать, выражая свою обиду. В то же время плохие эмоции малыш быстро забывает и снова становится веселым, если все его требования быстро выполняются. При приближении взрослого, который с ним начинает весело разговаривать, ребенок очень радуется, двигает ручками и ножками.

Возраст детей 2-2,5 месяца характеризуется появлением «комплекса оживления»: ребенок как будто хочет подбежать навстречу к маме или папе, перебирает ножками, «подпрыгивает». Малыш уже может уловить настроение родителей, а по выражению его лица несложно догадаться, доволен он или нет.

Возраст 3-х месяцев знаменателен тем, что кроха начинает смеяться. Он очень любит, когда с ним разговаривают и всеми способами пытается выразить свое удовольствие. Это и улыбка, и хохот, и счастливый взгляд, и движения. Теперь он привлекает к себе внимание не только недовольным криком, но и с помощью положительных эмоций.

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:

  • Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
  • Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
  • Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
  • К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
  • Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.

Что добавить на втором и третьем месяцах жизни?

  • В разговоре с малышом делать паузы, как будто бы в ожидании ответа от него. А на самом деле после паузы стоит ответить за него и выполнить «просьбу» малыша. Например: «Сашенька, ты хочешь к маме на ручки? (Пауза.) Хочешь, вижу-вижу. Давай возьму тебя!» После этих слов мама берет кроху и прижимает к себе.
  • Отличная идея — украсить детскую комнату или любую другую воздушными шарами. Малыши очень любят их рассматривать. Можно нарисовать маркером смешные рожицы на шариках, изображая разные эмоции.
  • Во время разговора и игры «обучать» ребенка новым эмоциям на своем собственном примере. Например: «Топ-топ! Кто к нам пришел? (Удивление.) Зайка пришел к Саше! (Радость, восторг.)»
  • Интересно играть с ребенком в «зеркало», при этом «зеркалом» становится один из родителей. Заключается она в том, чтобы повторять и изображать на своем лице эмоции малыша (нахмуриться, поджать губу, широко улыбнуться).

Четвертый месяц жизни: активное развитие эмоций:

  • Полезно мечтать вслух вместе с ребенком, только обязательно о хорошем.
  • Важно подчеркивать позитивный настрой к членам семьи в беседе с крохой. «А вот и бабушка наша любимая пришла!»
  • Смех в присутствии ребенка дарит ему много положительных эмоций.
  • Если что-то случилось печальное, то и говорить об этом нужно грустным голосом. И наоборот.
  • Веселая игра «Поцелуйчики»: целовать ребенка в разные места и отмечать его реакцию. Обычно это вызывает восторг и море смеха.
  • Можно показывать малышу иллюстрации с изображением разных животных и растений и рассказывать о них с соответствующими интонациями. Например: «Это лев! Он царь зверей! А вот это мышка, она маленькая и скромная».
  • При рассматривании картинок и фотографий полезно делать акцент на эмоциях людей, которые там присутствуют. «Посмотри, как дедушка радуется!»

Таким образом, эмоциональное развитие ребенка в первые месяцы после его появления на свет идет полным ходом. Задача родителей: дарить ребенку любовь, ласку и радость. Ведь от того, как мама и папа смотрят на мир, складывается отношение к нему и у крохи.

medaboutme.ru

Помесячное развитие ребенка до года: третий месяц

Позади еще один месяц – теперь кроха выглядит не таким беспомощным, как раньше. Он активно интересуется всем, что происходит вокруг, вполне осознанно радуется или огорчается. Между вами установилась настоящая идиллия. Не зря период от 3 до 6 месяцев называют самым сладким и безоблачным в жизни мамы и малыша.

Ребенок в 3 месяца

Ребенок продолжает активно расти и набирать вес. За третий месяц он в среднем вырастет на 3-4 см и потяжелеет на 600-800 г. Цифры весьма условные. Каждый карапуз развивается в своем темпе: один быстрее вырастает, но набирает в весе немного, другой, наоборот, сначала округляется, а потом идет в рост. Основное питание – грудное молоко либо смесь. Вводить прикорм еще рано. В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения делать это нужно тогда, когда малышу исполнится 5,5-6 месяцев.

Читай также: Нормы роста и веса ребенка до 3-х лет согласно ВОЗ (мальчики)

Педиатр расскажет обо всем более детально на плановом осмотре, который вы пройдете, едва карапузу исполнится полных 3 месяца.

Младенец по-прежнему много спит. Ночной сон длится около 10 часов, за этот период он 2-4 раза просыпается, чтобы поесть. Если кроха спит с мамой, и она кормит его грудью, то такие пробуждения остаются почти незаметными для обоих – мама хорошо высыпается, малыш кушает, когда чувствует в этом потребность.

Днем остаются 2 длинных (по 1-2 часа) и 2 коротких сна (по 30-40 минут). Обычно кроха легко засыпает. Когда же меняется погода и в полнолуние могут быть сложности. Будь терпеливой, все наладится!

Читай также: Сколько должен спать ребенок: возрастные нормы для хороших мам

Развитие ребенка: умения малыша в 3 месяца

Движения малыша становятся осмысленными. Он точно знает, что именно хочет взять, умеет брать игрушки и подносить их к лицу. Пока ему приходится концентрироваться и сосредоточенно соединять две ручки одновременно на предмете, однако он с каждым днем становится все более ловким! Лучше всего у него получается перевернуться со спинки на бок, а иногда даже на животик.

Читай также: Когда ребенок держит голову: нормы развития

Лежа на животике, карапуз легко приподнимается на локтях и удерживает головушку. Ему нравится рассматривать предметы с непривычного ракурса. И это еще не все! Впереди много новых умений.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

  • Уверенно держать голову длительное время.
  • Переворачиваться с живота на спину, чуть больше усилий нужно, чтобы перевернуться со спины на животик.
  • Малыш научился управлять ручками, осмысленно брать предметы.

Чему нужно учиться?

Несмотря на то что до появления зубов еще далеко, малышу уже хочется чесать десенки. В этом ему поможет качественный прорезыватель.

Гулить и петь малыш начинает в ответ на твои эмоциональные обращения. Он очень хочет общаться! Наклоняйся ближе к крохе, чтобы он мог рассмотреть твое лицо, исследовать, как двигаются губы, и побуждай его разговаривать. Карапуз способен произносить целые слоги, причем это не только привычное «агу», он напевает. Пойте вместе! Лучшее время для занятий – когда кроха в хорошем настроении и проявляет комплекс оживления, шевелит всем тельцем от радости.

Кормление ребенка в 3 месяца

Самое лучшее питание для младенца – грудное молоко. Но именно на третьем месяце кормления нередко возникают проблемы с лактацией (так называемый лактационный криз). Ребенок растет – и ему требуется больше молочка, а грудь не успевает перестроиться. Если ты будешь прикладывать его по требованию, чаще носить на руках, спать рядом, – в течение трех дней ситуация нормализуется. Организм матери вырабатывает молоко по принципу: «спрос – предложение». Коль малютка будет часто прикладываться и все высасывать, то постепенно количество молока увеличится. Но в том случае, если его не хватает и кроха голоден, доктор может порекомендовать временно докармливать смесью.

Здоровье малыша в 3 месяца

Деткам, которые появились на свет в холодное время года, часто в качестве профилактики рахита прописывают дополнительный прием витамина D в капельках. Кроме этой меры мамочке стоит дополнительно «ловить» для крохи солнечные лучики. Именно они способствуют выработке в организме такого необходимого витаминчика. Старайся выходить на первую прогулку в утренние часы, когда из-за тучек и облаков пробиваются ласковые лучи. Опускай капюшон коляски и подставляй личико карапуза.

Если на улице плюсовая температура, то и ручки могут позагорать. Дома в солнечные дни укладывай ребенка голеньким около окошка. Только следи, чтобы не было сквозняков, закрывай форточки, а возможно, и дверь в комнату. Достаточно будет 10-15 минут принять такую солнечную ванну, чтобы обезопасить ребенка от рахита.

Читай также: Профилактика рахита: важная информация для молодых мам

К сожалению, иногда случается, что принятых мамой мер недостаточно. Начали выкатываться волосики на затылке? Малыш во время еды и при любой физической нагрузке сильно потеет? А может, он выглядит слишком худеньким и медленно прибавляет в сантиметрах? Тебе просто необходимо показать его педиатру и уточнить дозировку витамина D, который вы принимаете. Ну а если до этого ты не давала маленькому капельки, вполне вероятно, что доктор их назначит. Только теперь дозировка будет не профилактической, а лечебной. Уточни курс лечения и строго следуй предписаниям специалиста.

Читай также: Помесячное развитие ребенка до года: четвертый месяц

Если кормишь грудью, сама налегай на продукты, содержащие полезный витамин. Ешь рыбу, орехи, сливочное и растительное масло, яйца. Это отличная профилактика рахита.

Фото: depositphotos

tvoymalysh.com.ua

Персональный сайт - Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев

Развитие малыша от 0 до 3 месяцев

 

 

до двух месяцев происходит развитие  первой формы общения - зрительного. К концу этого периода ребенок хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями.  

   В первую неделю жизни ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете. Должно быть сужение зрачка при освещении. Считается, что острота зрения рассчитана на фиксацию и опознание материнского лица во время грудного кормления. Лучше он воспринимает предметы, расположенные в 19 см от его лица. Все, что находится ближе или дальше этого расстояния, кажется ему расплывчатым. 

   В возрасте около 18-20 дней новорожденный фиксирует взглядом неподвижный предмет (лицо взрослого) на расстоянии 40-50 см в течении 5-10 секунд.

первые реакции на звуки примитивны: вздрагивание, моргание, плач, реже-замирание. Отличает голос матери от других голосов, произносящих его имя. Развитие этой способности начинается еще в период внутриутробной жизни (слух, так же как и зрение, функционирует уже у семимесячного плода). Знакомый голос матери равнозначен безопасности. В возрасте трех недель ребенок прислушивается к звукам. Успокаивается при сильном звуке.

развитие речи:

считается, что оно начинается с крика, когда малыш в ответ на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, боль) и снаружи (свет, громкие звуки, касание), сигнализирует различными голосовыми модуляциями. Однако крик от голода или улыбка во сне - не адресованы никому. 

   Чуть позже, через 18-20 дней после рождения, ребенок в спокойном состоянии произносит звук "а".

эмоциональное развитие:

сразу после рождения ребенок еще не умеет радоваться появлению матери. Его крик адресован всем как сигнал.

   Ближе к трем неделям жизни со стороны малыша появляются ответные реакции на внешние воздействия: в ответ на похлопывание, поглаживание, ласковый голос и взгляд новорожденный потихоньку начинает улыбаться. Это новый важный этап в развитии, который говорит о том, что малыш видит и слышит.

   Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности - "комплекс оживления". Это эмоционально-положительная реакция в ответ на появление родного человека, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичными, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

   Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого.

малыш делит внешние раздражители на две группы: приятные и неприятные. К первым относятся запах молока, лицо матери, покачивание, поглаживание. Неприятны-громкие звуки, неприятные запахи, внезапный свет.

   Обоняние очень тонкое, хорошо развито. Новорожденный узнает мать по запаху раньше, чем запомнит ее лицо. Вероятно, больше всего влияет запах молока, а также специфические запахи мыла и косметики. Поэтому несколько месяцев маме лучше не менять косметику, используемые в первые дни жизни ребенка. В отличие от других чувств, обоняние не развивается, а слабеет с возрастом.

смотрит на источник света. Сосредотачивает (фиксирует) взгляд на матери, на неподвижном предмете. Пытается следить следить за плавно передвигающими предметами (расстояние от глаз 20-50 см). Удивляется всему, что видит.

вздрагивает, закрывает глаза. Начинает прислушиваться к более тихим звукам. Прекращает или изменяет характер плача в ответ на голос взрослого. 

эмоциональное развитие: 

первая осознанная, и, возможно, нечеткая мимолетная улыбка на ласковый и напевный голос матери и при виде любимых людей - папы, мамы и тех, кто ухаживает за ребенком.   

социальное развитие:

успокаивается на руках. Смотрит на рот взрослого при общении.

развивается в нескольких направлениях. Сосредоточение на неподвижном предмете (лице взрослого или другого ребенка) становится более длительным (до 25 секунд). Малыш внимательно и серьезно рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу, уверенно отыскивает глазами взрослого. В этом возрасте ребенок часто отвлекается во время еды, так как развивается острота зрительного восприятия. 

Двухмесячный малыш уже имеет следить непрерывно (10-15 секунд) за передвигающими взрослыми или крупным предметом, расположенном на большом расстоянии, поворачивая голову вправо и влево. Следит взглядом за движущейся в горизонтальном направлении игрушкой, а иногда толкает ее ручками. 

слух:

ко всему прислушивается, особенно к речи матери и к звуку погремушки. Для двухмесячного малыша характерны ищущие повороты головы на длительный (3-5 секунд) звук или голос матери. Он замирает, услышав знакомый звук погремушки, или улыбается, когда слышит голос взрослого.

 

эмоциональное развитие:     

преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица в ответ на ласковое обращение. К первой, зрительной форме общения прибавляется мимическое. Ребенок осознанно, быстро, широко и долго улыбается любому взрослому в ответ на его улыбку и ласковую негромкую речь. Затем к мимическому и зрительному общению добавляются движения рук: при виде улыбающегося взрослого ребенок улыбается и машет руками, то есть проявляет "комплекс оживления", характеризующий практически все виды развития малыша - его двигательную, голосовую и познавательную активность.

   Постепенно усложняется поведение ребенка - он чувствует настроение окружающих людей, сердится, если его не понимают. Выражает желание побыть в обществе. Подает сигналы и ждет. Выказывает эмоции: доволен, недоволен. Протест выражает гримасой. Различает мимику и тон, ласку и жалость. Если здорового ребенка все время жалеть (ах, какая же ты маленькая, бедненькая!), он в последующем станет себя воспринимать больным. Даже если ребенок болеет, жалость не демонстрируют. Иначе он будет чересчур требовательным.     

предречевое развитие:

  для двух месяцев характерно начальное гуление. Малыш произносит отдельные гласные звуки не только в ответ на разговор, но и самостоятельно, и повторно.

Игры для ребенка от 0 до 3 месяцев

 

   Поскольку ваш малыш только появился на свет, все свое время он проводит, знакомясь с новым для него миром. Вы можете помочь ему в этом.

Вам понадобится

  • мягкие разноцветные игрушки

  • Простыня, полотенце или ткань

   1.Возьмите несколько мягких разноцветных игрушек и положите их в корзину так , чтобы малыш их не видел.

   2. Достаньте одну игрушку из коробки и покажите их малышу. Держите игрушку поближе к своему лицу и разговаривайте с ребенком, привлекая его внимание.

   3. Когда малыш будет рассматривать игрушку, накройте её тканью.

   4. Скажите ему: "Нету!"

   5. Подождите пару секунд, затем быстро снимите ткань с игрушки и радостно воскликните:"А вот и она!"

   6. Повторите с разными игрушками.

   После того как вы спрятали игрушку несколько раз, уберите ее. Понаблюдайте за тем, как ребенок на это отреагирует. Затем опять покажите ему игрушку. Чтобы заинтриговать малыша, прячьте игрушки в разных местах.

   Если ваш малыш расстраивается, когда игрушка исчезает, прячьте ее медленно, чтобы он мог ее видеть.

   Эта игр хороша тем, что ребенок учится держать голову (В моем случае ребенок начал держать в 1,5 месяца, а в 2 уже уверенно).

   Для этого вам понадобятся яркие игрушки (где-то 10) .

   Расставьте на верхний уровень (полка, горка, стенка) в ряд. Поднесите малыша к игрушкам и расскажите эмоционально про каждую. "Вот лягушка, ква, ква, ква", "Вот уточка кря, кря,кря", "Вот зайчик попрыгайчик".

   Показывайте, но не переусердствуйте, малыш может устать, и ему будет не интересно.

 

Игра "Сорока-белобока"(до 1 месяца)

   Начинать игру нужно как можно раньше.

                       Сорока-белобока

                       Кашу варила,

                       Деток кормила:

                       Этому дала, этому дала,

                      Этому дала, этому дала,

                      А этому не дала:

                     Ты дров не рубил, воды не носил,

                     Каши не варил.

   Приговаривая, водите пальчиком ребенка по его ладошке, при словах "этому дала" загибайте мизинец, затем безымянный палец, средний и указательный, при словах "а этому не дала" поверните большой палец и пощекочите ладошку ребенка.

 Игра "Мое отражение"

 

   Ничто нет вызывает у ребенка такого удивления, как открытие своего удивления, как открытие своего отражения. Ребенок удивляется, и оно удивляется, ребенок машет ручками, и оно машет.  Малыш качает головой, и оно качает. Это тоже открытие мира и познание себя, пусть еще и неосознанное. 

    Затем пускать зайчиков, показывать в зеркале игрушки, крутить и поворачивать зеркало, менять его размер. Следите, чтобы оно было безопасным.

    Позже малыш начнет узнавать свое отражение в нем. Это будет вызывать неописуемую радость с включением двигательного и голосового компонента. Он будет заигрывать с отражением, разговаривать с ним.

     

Игра "Знакомимся с телом"

 

   Малыш в этом возрасте в основном прислушивается к себе, к своему организму. Он не знает, что у него есть ручки, ножки, животик. Эта игра связана с множеством прикосновений к ребенку, она помогает ему скорее осознать части своего тела.

   Малыш лежит на спине на руках у мамы. Возьмите его ручки и поднесите ко рту. Скажите:"Пальчики вы, пальчики". Прикоснитесь к ним щекой. Затем поцелуйте пальчики на ножках. Подуйте на них, проведите его пальчиками по своим губам.

     Прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Скажите: "Это чей тут животик?". Поцелуйте малыша в животик. Называйте другие части тела малыша и целуйте их.   

    Игра развивает доверие, приносит радость общения друг с другом.

 

Игра "Пум-пурум"

   Для ребенка первых месяцев жизни характерно так называемое "ротовое внимание при общении". То есть ребенок старается ответить, вступить в разговор, двигая губами, открывая и закрывая рот. Он выражает радость всем телом, энергично двигая руками и ногами. Поощряйте его на эмоциональное общение, вытяните губы, пропойте низким голосом "бу-у-у-у", затем высоким - "пи-и-и-и". Покачайте головой, сказав "пум-пурум-пум-пум". Пощелкайте своим языком, надуйте щеки, нахмурьте брови, наморщите лоб.

     Игра развивает речевое общение и взаимопонимание. Не забудьте повторить за ребенком все его звуки, поиграйте в диалог. 

 

Игра "Игры со зверюшками"

   Малыш лежит на животе. Возьмите в руки игрушечную кошку или собачку. Поставьте ее сначала на расстоянии метра.   

   Постепенно медленно приближайте игрушку к ребенку, читая напевно стишок:

             Вот пришла к нам кошечка, 

            Маленькая крошечка.

   Пусть он зафиксирует игрушку взглядом, прислушивается к вашему голосу.

  Во второй части игры положите малыша на пеленальный столик. Приближая и удаляя игрушку, прочитайте пестушку еще раз.

Игра "Маленькие ножки"

    С возрастом малышам все больше нравится болтать ножками.

   Чтобы стимулировать эти движения, положите что-нибудь ему в ножной конец кровати, например большую мягкую игрушку, пищащую игрушку или вашу собственную руку. Каждый раз кладите в ноги малышу что-нибудь одно.

   Возьмите шуршащий полиэтиленовый пакет и вложите в наволочку. Подушку поместите в кроватку в ножки малыша так, чтобы малыш ударял по ней ножками.

   Игра стимулирует ползание на спине и укрепляет мышцы ног.

Игра "Неваляшка"

 

   Малыш лежит на животе, вы - вне поля зрения. Покажите ему неваляшку на расстоянии метра, покачайте ее. Привлеките внимание ребенка мелодичными звуками, издаваемыми игрушкой при покачивании. Переместите ее медленно на метр вправо, затем- влево. Если малыш не фиксирует взгляд, медленно приближайте ее до расстояния его вытянутой руки. Пусть он погладит ее с вашей помощью, поводит пальчиком по глазкам, носику. Смотрите, чтобы малыш не испугался - это может произойти, если игрушка слишком большая (большие игрушки чаще возбуждают детей) или издает резкие, чересчур громкие звуки.  

   Игра развивает зрительный анализатор, речевое и эмоциональное общение.

   Аналогичные игры можно производить с музыкальной шкатулкой, говорящими куклами, рычащим медвежонком и т. д.

   Игра "Далеко и близко"

   При пеленании, если малыш спокоен и в хорошем настроении, посмотрите ему в глазки и произнесите любой напевный слог: "ла-а-а" или "на-а-а". Сделайте паузу, ожидая ответной реакции ребенка- двигательной, мимической, жестовой, звуковой. Медленно отклонитесь вправо, пропойте опять этот же слог,но басом. Затем влево, опять пропойте, но высоким голосом, пропищите "ла-а-а". Приблизьте свое лицо так близко, чтобы носом коснуться носика ребенка. Теперь отдалитесь подальше, но чтобы малыш вас видел и не отвлекался.

   Игра имеет важное значение для социального развития, эмоционального общения, развития зрительного и слухового анализатора.

   Первые портреты животных

   Детишки любят яркие. красочные картинки необычного вида и формы.

   Если вы нашли несколько привлекательных изображений животных, наклейте их на карточки. Сделайте в них отверстие и проденьте яркую тесьму, привяжите ее к боковой стороне кроватки. Меняйте местоположение картинки каждые два-три дня. Можно повесить ее возле пеленального стола на стену, можно положить ее перед глазами малыша. когда он бодрствует лежа на животе.

   Найдите в детских журналах яркие изображения медведя и кота, чтобы они обязательно различались по цвету. Выразительно и четко произносите:

             Мишка косолапый 

            По лесу идет

   Двигайте картинки друг за другом, добиваясь, чтобы малыш следил за ним взглядом.

   Это первое знакомство с изображением животных научит малыша не только различать цвета и форму, но и будет развивать у него зрительную память, способность следить за плавно передвигающимся предметом, а также стимулировать малыша на самостоятельные повороты со спины на бок, со спины на живот.

      Игра "Пальчиковая гимнастика"

   Ее делают с месячного возраста. Она важна для развития мелкой моторики, развития речи. К тому же, массируя пальчики и показывая их ребенку, вы даете возможность получить представление о его собственном теле. Перебирая пальчики на руке ребенка, тихонько напевайте:

                  Этот пальчик танцевал,

                  Этот пальчик рисовал.

   То же можно проделать с пальцами ног. 

   

 

Массаж и упражнения для детей с рождения до 3 месяцев 

   Новорожденный ребенок еще не очень хорошо видит и слышит, зато прекрасно ощущает прикосновения и именно благодаря им начинает знакомится с окружающим миром. Лаская своего малыша,  поглаживая его по ножкам, ручкам, спинке, животику, мама помогает ребенку быстрее освоится в новом для него пространстве, благотворно влияет на его уумственное и физическое развитие, нормализует мышечный тонус (что позволяет справится с такими проблемами этого периода, как колики и запоры)

 

Поглаживание

Это упражнение можно выполнять с рождения. Мама, переодевая ребенка или просто играя с ним, проводит ладонями по бокам малыша сверху вниз- от подмышек к ножкам, поглаживая его ручки и ножки. В ответ на такое прикосновение малыш рефлекторно потягивается, выпрамляет спинку, разгибает ручки ножки. Это простое упражнение способствует улучшению кровообращения, помогает снять гипертонус мышц.

 

 

Выкладывание на живот

   Используя защитный рефлекс: способность малыша поворачивать или приподнимать голову, если его положить ничком на живот на ровную поверхность. Малыш не продержит голову долго, если у него не окрепли мышцы шеи. Поэтому одним из самых первых целебных положений является частое (два-три раза в день) выкладывание малыша на живот.

   Во время бодрствования, не сразу после еды и не тогда, когда малыш голоден, положите раздетого ребенка на живот на ровную и твердую поверхность. (пример: стол покрытый одеялом).

   Оставлять малыша одного, без присмотра, в такой позе опасно. Оставайтесь рядом с малышом.

    Как долго должен малыш лежать на животе? Сколько хочет. Сначала это может быть 30-50 секунд, но в два-три месяца желательно, чтобы время лежания превышало 15 минут. Если же ему вообще это не нравится, все же кладите его на некоторое время- до явного недовольства, два-три раза в день на животик.

   Замечание: Если ребенку не нравится лежать на животе. возможны какие-то неврологические проблемы. В моем случае с малышом (был шейный подвывих позвонков), ребенок смог лежать только после курса профессионального массажа в специализированном центре. 

 

Поглаживание спинки

   Это упражнение нужно выполнять с первых дней жизни. Подобно положение вместе с массажным приемом стимулирует малыша поднимать голову, сначала за счет рефлекса. а затем и силой собственных мышц,  и следовательно укрепляет плечевой пояс.

   Мама кладет ребенка на животик, следя за тем, чтобы ручки лежали свободно, а головка не была повернута в торону, и просто гладит спинку вверх-вниз тыльными и внутренними сторонами кистей вместе и попеременно.

 

"Ладушки" для ножек

   Упражнение можно выполнять с рождения. В "ладушки" играют не только ручками и ножками. Возьмите ребенка за ножки ниже коленей, разведите их в стороны и ритмично похлопывайте стопами, приговаривая потешку (см. ниже). Это помогает правильному формированию суставов, способствует укреплению связок и мышц таза и бедер.

              Ладушки, ладушки!

              Испекли оладушки.

              На окно поставили, 

              Остывать оставили.

              Остынут- поедим

              И воробушкам дадим. 

             Воробушки прилетели, 

             Все оладушки съели.

             Кыш, кыш, полетели,

             На головку сели!

 

Топотушки      

   "Топотушки" можно начинать делать, когда малышу исполнилось 1,5-2 месяца. Это несложное упражнение снимает физиологический гипертонус ножек и готовит малыша  к выполнению более сложных упражнений. Ребенок лежит на спинке. Нужно захватить его ножки ниже колена и легонько "потопать" пяточками по поверхности. Выполняйте движение нежно, но легкий толчок все же должен быть. Выполняя это упражнение, не старайтесь сгибать или разгибать ножки.

              Побежали по дорожке

              Наши маленькие ножки.

             Ножки, ножки, 

             Вы куда бежите?

             В лесок, на мошок,    

             Избушку мшить, 

             Чтоб не холодно жить! 

Перебираем пальчики

   Это очень простое и полезное упражнение, доставляющее малышу удовольствие. Ребенок лежит на спинке. Мама держит одной рукой ножку малыша а другой перебирает пальчики("горошки"), пока не доходит до "фасольки"-большого пальчика.

    Пальчики можно не только растирать, но и оттягивать вверх и в стороны - это развивает мелкие мышцы стопы, а также способствует стимуляции рефлекторных точек в зоне стопы.

             Горошка, горошка, горошка

             Горошка-

             Фасолька!

             Горошка, горошка, горошка,

             Горошка-

             Фасолька! 

Лягушонок

   Упражнение может применяться с рождения. Мама кладет малыша на животик, а ножки  его сгибает таким образом, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясничку, стараясь дотронуться пяточками до попки малыша.

   Такое упражнение нужно выполнять осторожно пружиня. Оно, как и "Ладушки"для ножек, способствует растяжке и укреплению связок и мышц.

           Лягушка, лягушка,

          Четыре лапки, брюшко.

           На болоте живет, 

           Свою песенку поет так:

          Квак-квак-квак!

 

Покачивание на мяче

   Купите ребенку большой надувной мяч. Положите его на большую кровать или диван.

   Положите ребенка на мяч животом. Ручки должны свободно лежать перед грудью. можно придерживать малыша за голеностопы правой рукой, левой рукой - в области лопаток. Если ножки разведены широко в стороны, малыша придерживают в области поясницы. Покачайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. 

                                              Ай, качи, качи, качи!

                                             Глянь: баранки-калачи!

Ай, баранки-калачи!

С пылу, с жару, из печи - 

Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи!

Ай, кач, кач, кач!

И тебе я дам калач!

Ай, качи-качишки, 

Дам и кочерыжки!

         

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 



sovayta.narod.ru

Развитие ребенка от 0 до 2 месяцев, внимание у детей от 0 до 2 месяцев

В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц – это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы. Это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди – марафонская дистанция длиною в жизнь.

В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса, органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Сразу в роддоме, по правилам, в первые 12 часов жизни, новорожденному делают первую в жизни вакцинацию против вирусного гепатита, в течение 3-7 дней — прививают против туберкулеза (БЦЖ). Следующей прививкой будет повторная вакцинация против гепатита В в возрасте 1 месяц.

Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.

Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. У новорожденного в этот период различают пять состояний: глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.

В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики — лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5-2 сантиметра.

В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается, но у некоторых (особенно у первородящих) это увеличение недостаточно. В этой связи актуальны рекомендации врачей по стимуляции лактации. Одним из главных способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки. 

Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша – он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления. Однако есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. При сосании младенец заглатывает не только молоко, — вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура срыгивания, когда выходят излишки накопившегося воздуха, является очень важной. При грудном вскармливании срыгивание оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами – вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, — и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.

Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» — частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» — малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке; использование газоотводной трубочки, выкладывание малыша на живот на 3-5 минут, прием плантекса (содержащего в своей основе укроп). Все эти способы позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.

Очень важный момент первых недель жизни ребенка — заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый — седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания — не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца — нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.

Психическое развитие

Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов:

ХВАТАТЕЛЬНЫЙ — проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони.

ПОИСКОВЫЙ — малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания.

СОСАТЕЛЬНЫЙ — у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс так же, как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания. РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО — при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.

РЕФЛЕКС МОРА — новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук.

РЕФЛЕКС БАБКИНА — при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот. ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС — малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот.

РЕФЛЕКС ХОДЬБЫ — новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности.

А как развиваются органы чувств в этот период? Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.

Несколько слов об органах слуха. В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.

К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться малышу, тем скорее он ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения. Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.

www.baby.ru

Развитие ребенка до года. Развитие ребенка в 3 месяца.

Интенсивный темп развития ребенка до года, делает каждый месяц, по-своему интересным и неповторимым, и развитие ребенка в 3 месяца, тоже не исключение. Особенно интересно, наблюдать за малышом, когда он рассматривает свои ручки,  в этот момент взгляд его сосредоточен, а лицо, делается, по-взрослому серьезным.

Ребенок, в первые месяцы жизни, очень быстро растет, поэтому не удивляйтесь, тому, что все ползунки, распашонки и бодики, которые были весьма просторны, теперь уже малы. Если дедушки и бабушки, еще не успели, надарить малышу одежды, на год вперед, то сейчас, самое время устроить небольшой шопинг и слегка обновить детский гардероб. Выбирать и покупать детскую одежду, особенное удовольствие, к тому же, это поможет вам отвлечься от домашних хлопот и развеяться.

Вес и рост

К концу третьего месяца, ваш малыш должен прибавить 800 грамм в весе, и 3 сантиметра в росте.

Питание

Растущий организм ребенка, постоянно нуждается в полноценном питании. Если грудного молока стало не хватать, что довольно часто случается, именно в этот период времени, вы можете воспользоваться одним из проверенных советов, как увеличить лактацию. А при необходимости, можно докармливать малыша, после кормления грудью, искусственной молочной смесью.

Если ребенок находится на грудном вскармливании, и при этом, не отстает в наборе веса, то не стоит нагружать его организм, введением прикорма в виде пюре и соков. Молоко матери содержит все необходимые вещества, витамины и микроэлементы, которые необходимы, чтобы развитие ребенка в 3 месяца, было полноценным.

Навыки и развитие ребенка в 3 месяца

В 3 месяца, ребенок, всем своим видом показывает, как он рад вас видеть, и уже невозможно, незаметно пройти мимо его кроватки. Ваш малыш начинает вам улыбаться и оживленно двигаться, как только, вы попадете в поле его видимости. Этот эффект, называют – «комплекс оживления», и его проявление означает, что развитие ребенка в 3 месяца соответствует норме.

При нормальном развитии ребенка до года, в 3 месяца, малыш, уже, достаточно уверенно держит голову, находясь в вертикальном положении, и пытается приподнять плечи, лежа на животе. Малыш, пробует произносить разные звуки, что, конечно же, дается ему с большим трудом. Поддержите его старания и поговорите с ним, общение и внимание мамочки, обязательно окажут свое положительное влияние на развитие ребенка в 3 месяца, и конечно же, помогут ему в дальнейшем развитии.

В этом возрасте, еще больше возрастает детское любопытство, и малыш, начинает проявлять интерес к детским игрушкам. Но теперь, ему недостаточно, просто наблюдать за игрушкой, поэтому при первой возможности, он пытается схватить ее ручками и притянуть к себе. Обеспечить наличие игрушки в детском манеже, нужно было еще в 2 месяца. Если вы до сих пор этого не сделали, поспешите, ведь для малыша, хватание и разглядывание яркой игрушки, это не просто игра, это важный этап, который делает развитие ребенка до года, особенно эффективным и полноценным.

При выборе игрушки, учтите, что ребенок, непременно захочет попробовать ее на вкус, поэтому, свое предпочтение, лучше отдать хорошим, качественным игрушкам, от надежных производителей, которые не принесут вреда здоровью вашего малыша. К тому же, желательно, чтобы игрушки были сделаны из такого материала, который можно легко помыть.

При всем том, что ребенок в 3 месяца, спит около 16 часов в сутки, у него все равно остается масса времени для общения с вами, так как основное время сна, около 10 часов, приходится на ночное время. А днем он наблюдает за всем происходящим вокруг и ждет, когда же с ним поиграют. Постепенно движение рук становится более целенаправленное, поймав игрушку, малыш пытается не выпустить ее, но пока ему это не всегда удается.

Во время кормления, малыш придерживает ручками мамину грудь. Если поддерживать ребенка под мышки, он твердо становится на полусогнутые ножки, но пока, его сил хватает, только на полминуты. А некоторые дети, в этом возрасте, уже начинают переворачиваться на живот.

3 месячный ребенок различает мамин и папин голоса, и с неподдельным интересом, относится ко всем звукам, поворачивая голову в ту сторону, откуда они слышаться.

Глазки еще по-прежнему немного косят, но это вполне естественные момент в  развитии ребенка 3 месяцев. При плаче могут появиться первые слезы, так как у малыша начинают работать слезные железы.

Здоровое развитие ребенка в 3 месяца

Чаще всего, к трем месяцам, детский организм, уже привыкает к новой пище, и кишечные колики, перестают мучить вашего малыша. А ваша ночная жизнь, становится более спокойной и размеренной.

Но будьте внимательны, так как развитие ребенка в 3 месяца, часто сопровождается нехваткой витамина «D», и может стать причиной такого заболевания, как рахит. Плохой сон, повышенное беспокойство, и усиленное потоотделение во сне и при кормлении, - это первые признаки появления рахита. При таких симптомах, врачи обычно назначают пить витамин «D» в каплях и больше времени проводить на свежем воздухе.

В 3 месяца,  вполне возможно, появление у ребенка молочных корочек. Их наличие, свидетельствует о нарушении обмена веществ.

Не забывайте регулярно посещать врача, и своевременно делать необходимые прививки, тогда развитие ребенка до года, будет приносить вам только радость, а ребенок, будет надежно защищен, от целого ряда крайне опасных болезней. В 3 месяца, малышу делают, сразу несколько прививок, от гемофильной инфекции, коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

nasha-mamochka.ru

Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев

Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Трехмесячный возраст малыша – время радости и удивления родителей. Теперь малыш на уровне инстинктов жаждет активно познавать мир, для чего он нуждается в еще более интенсивном развитии. Практически каждый день что-то новое появляется в «арсенале умений».

Теперь кроха четко понимает, как заявить маме о своих потребностях, уверенно держит голову, чаще смеется и как бы «взрослее» управляет своими эмоциями. Что важно для родителей в этом особенном возрасте? Не забывать, что уверенность малыша, которую он буквально излучает каждой клеточкой своего тела, ложная. Голова и спинка (когда ребенок находится у взрослого на руках), еще могут «устать» и неожиданно рухнуть в любую сторону, перевозбуждение привести к плохому сну и снижению аппетита, положительные эмоции легко превратиться в поток негодования.

Речь идет об одном из переломных периодов. Именно сейчас нервная система получает больше информации и нагрузки, чем еще пару недель назад, потому реакция ее достаточно непредсказуема. Особенно, это касается детей, прошедших через непростые роды, или какие-либо нарушения адаптации в неонатальном возрасте. Перелом, именуемый 3-4 месяцами жизни нередко «показывает» завуалированные ранее неврологические расстройства. А тут еще кишечные колики, которые очевидно еще не закончились, и еще больше подстегивают измотанную ЦНС.

Родители начинают отмечать, как быстро негативные эмоции на глазах превращаются в истерику, тяжело поддающуюся «привычным мероприятиям» по успокоению малыша. Несомненно, есть детки, которые вполне легко проходят эти месяцы жизни, без особых трудностей. Тем не менее, правильным будет остановиться на специфике данного возраста, присущей большинству детей.

Что умеет малыш в возрасте трех месяцев?

Все дети совершенно разные, и уровень их достижений в развитии также не может быть одинаковым. Все же, существуют так называемые общепринятые показатели, по которым можно судить о гармоничности развития ребенка.

Трехмесячный ребенок:

·         уверенно держит голову;
·         начинает переворачиваться со спины на живот;
·         лежа на животе, на несколько секунд приподнимается, опираясь на предплечья;
·         тянет в рот игрушку, кулачок;
·         привыкает к режимным моментам.

Рассмотрим подробнее наиболее важные особенности развития ребенка в возрасте трех месяцев.

Психомоторное развитие ребенка 3 месяцев
Тело ребенка становится более «ровным», упругим, благодаря интенсивному развитию и равномерному распределению подкожно-жировой ткани. Лежа на спине, правая и левая сторона тела симметричны. Голова поочередно поворачивается то в одну, то в другую сторону. Производятся попытки переворота на живот.
Ребенок начинает осознавать фактическое наличие и пользу своих ручек. Может подолгу рассматривать их, «перебирать» свои пальчики, крепко хватать игрушку, тянуть ее в рот. К трем месяцам ладонь практически полностью расслаблена, наблюдается легкое сгибание пальцев.
В расслабленном состоянии, лежа на спине, ножки младенца слегка раздвинуты, коленки отведены кнаружи, в активном – поочередно бьют стопами по поверхности, или «крутят педали». Лежа на животе, поднимает голову на 40-45°, поворачивая ее то в одну, то в другую сторону. На несколько секунд опускает голову на поверхность для расслабления мышц шеи. Ненадолго приподнимается над поверхностью (голова и плечи), опираясь на предплечья.
Совершает попытки воспроизведения ползающих движений, но в этом возрасте они безуспешны. При плавном подъеме (ребенка за ручки) из положения на спине в положение сидя, голова еще не удерживается, качаясь со стороны в сторону. Но если поднять тело примерно на 70° – малыш начинает ровно держать голову. В момент максимального напряжения, старается выпрямить ножки, но пока что, они слегка согнуты в коленных суставах. Не стоит такие процедуры повторять часто, особенно, задерживать младенца в положении сидя.
Взяв ребенка за подмышки, он хорошо держит голову, на короткое время задерживается в положении стоя. Нижние конечности выпрямленные в коленях, но быстро сгибаются в тазобедренных суставах. Совершает движения, напоминающие прыжки («пружинит»), но стопы практически не отрываются от поверхности.
Внимание и мелкая моторика ребенка 3 месяцев
Трехмесячный ребенок увидев яркую игрушку проявляет очевидный интерес. Он не просто четко фокусирует взгляд, но и рассматривает детали. Плавно перемещающаяся в воздухе игрушка, на расстоянии 30 см от лица, сопровождается любопытным взглядом (в основном, голова синхронно поворачивается в сторону интересующего предмета). Если офтальмолог назначает гимнастику для глаз в этом возрасте, рекомендуется придерживать подбородок малыша, чтобы только глаза следили за объектом внимания. Глазные яблоки четко движутся по траектории вверх-вниз, и достаточно прерывисто, в случае круговых движений.
Ребенок, подобно обезьянке, крепко хватает предмет одной рукой, трясет его, пытается попробовать «на зуб». Спустя несколько секунд, непроизвольно роняет игрушку, будто внимание резко переключилось на что-то другое. Мелкая моторика хорошо поддается развитию, потому, игрушки теперь используются не только в качестве развлечения. Не сложно отследить глубокое любопытство, радость, или даже некий азарт в глазах младенца, при виде нового, яркого объекта. В 3 месяца, когда кулачки превратились в расслабленные ладони, кроха тянет в рот только пальцы.
Речь и социальный контакт ребенка 3 месяцев
К ранее освоенным гласным, и одной согласной х, добавляются ф и с. Малыш активно лепечет, особенно когда обстановка для него привычная, комфортная. Наедине с мамой, он активно «разговаривает», проявляет эмоции радости или недовольства.
Когда несколько людей говорят к нему – поворачивает голову в сторону «собеседника». Наверняка приходилось наблюдать, когда малыш расстраивается и плачет при виде определенного человека. Очевидно, громкая речь, или резкая интонация ассоциируется у младенца с агрессией.

Оптимальные условия для развития трехмесячного ребенка

Детский организм способен развиваться в самых разных условиях, но хорошие результаты требуют оптимальных, благоприятных условий. Радует то, что большинство из них являются доступными для каждой семьи.

К оптимальным условиям для развития трехмесячного относятся:
·         температура в комнате 20-22°;
·         влажность в комнате – не ниже 50%;
·         частые проветривания;
·         ежедневные прогулки;
·         ежедневные купания;
·         неяркий свет в дневное время, приглушенный – в ночное;
·         отсутствие шума, громких звуков;
·         правильный режим кормления;
·         отлаженный режим сна и бодрствования;
·         профилактика инфекционных заболеваний;
·         развивающие игры.

 Развивающие занятия, игры для ребенка от 3 до 4 месяцев

В этом возрасте можно не напрягаться, обращая внимание малыша на что-либо: его любопытство льется через край. Ему интересно все окружающее, он готов поглощать информацию всеми органами чувств в каждый период своего бодрствования.

Звенящие игрушки, которые звучат по-разному, развивают слух малыша, позволяют ему учиться дифференцировать звуки. Подвешенные над колыбелью игрушки, к которым настойчиво тянется кроха вытянутой ручкой, по возможности, также должны быть музыкальными («реагирующими» на прикосновение). Очень скоро у младенца сформируется понимание причинно-следственных связей: потянуться→ прикоснуться→ услышать звук.

В три месяца ребенок дольше лежит на животе: развивающий коврик – отличный выбор для стимуляции развития крохи. Он может не спеша рассматривать яркие рисунки, дифференцировать некоторые цвета, трогать выпуклые цветочки, а когда вновь ляжет на спинку – трогать, изучать висящие над головой игрушки.

Мелкая моторика отлично стимулируется различной структурой поверхности игрушек: шероховатый коврик, мохнатый зайчик, пупырчатый шарик, гладкий морской камешек. Главное следить за тем, чтобы исследователь ничего не потащил в рот. Там ведь тоже чувствительная зона, и облизывание предметов – ни что иное, как еще один способ познать окружающий мир!

Гимнастика для глаз будет актуальной на протяжении многих месяцев: на расстоянии 30-ти см, перемещаем яркий предмет (игрушка яркого цвета, фонарик завернутый в ткань) вверх, вниз, вправо, влево, от и к лицу (озвучиваем вслух место, куда перемещается игрушка). Достаточно трех подходов каждого из движений: ребенок еще не умеет подолгу фокусировать внимание, он попросту утратит интерес к занятию или быстро устанет.

Легкий массаж очень полезен. Он способствует улучшению кровообращения, способствует расслаблению мышц. Ненавязчивые растирания, поглаживания, пощипывания верхних, нижних конечностей, живота и спинки могут производиться ежедневно. Растирание и разминание стоп, «велосипедные» движения ножками, сгибание и разгибание ручек – мягкая и безопасная стимуляция для ребенка в трехмесячном возрасте.

Папе и маме не стоит стесняться имитировать лепет малыша. Малыш понимает это как общение на одном языке. Естественно, параллельно стоит ставить ударение на правильных словах (для начала, они должны быть короткими, четкими: «Да», «Дай», «Вот» и др). Любое мероприятие, можно превратить в игру с подробным пояснением происходящего (даже если это измерение температуры, или смена подгузника). Так, малыш научится понимать, что и для чего происходит, но это произойдет немного позже. Пока что, это занимательная игра и нежность мамы и папы. К тому же, понимание последовательности движений дает ему ощущение безопасности.

Чувство безопасности – одна из базовых потребностей каждого человека. Дети любят слушать одну и ту же сказку, или песенку. Они запоминают последовательность движений во время одевания или процедуры купания. Именно знание того, что произойдет/прозвучит в следующую минуту, дает почувствовать себя в безопасности.

Важно помнить о страхах малыша. Каждому возрасту присущий свой страх. В первые полгода (±), этот страх базируется на сильнейшей взаимосвязи с мамой и страхом ее потери. Он, конечно же, неосознанно боится, но каждый раз, когда не находит глазами объект защиты, источник питания и комфорта, его охватывает паника, вызванная ощущением брошенности. Много раз мама должна вновь появиться из-за открытой двери, чтобы ребенок наконец понял: если мама уходит, то всегда возвращается.

Стабильность – одна из составляющих, на которой основывается чувство безопасности, доверие, комфорт. При чем стабильность во всем, будь то кормление, объятия, либо песенка перед сном. Именно поэтому так важно максимально посвящать всего себя в первые месяцы жизни малыша. Ведь с этим «багажом» ребенок пойдет дальше по жизни.

Какие ошибки часто допускают родители в возрасте ребенка 3 месяцев?

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки родителей. Базируются они исключительно на ложном представлении о том, что ребенок стал намного увереннее в своих движениях и требованиях, а значит и значительно самостоятельнее.

К сожалению, это может навредить малышу. Во имя благих намерений, папа и мама могут «развивать кроху» не в соответствии с возрастом, и этого может быть достаточно.

Остановимся подробнее на следующих примерах:

Малыш очень естественно принимает на руках положение сидя. Но! Стоит запомнить раз и на всегда: пока не пришло время сидеть – сажать нельзя (на руках, приподнимать в кроватке во время кормления). Пока не пришло время стоять – не надо подталкивать его к этому, тренировать навык, несоответствующий возрасту раньше времени.
Любовь к ходункам может обернуться серьезными проблемами в будущем. До тех пор, пока малыш не сидит самостоятельно, без поддержки, ни его позвоночник, ни мышечный аппарат, не созрел для таких колоссальных нагрузок. Незрелые мышцы истощаются избыточным напряжением, стопы – вместо того, чтобы становиться на всю поверхность, вытягиваются на носочек. Такие дети – потенциальные пациенты невролога, ортопеда-травматолога.
Любимые игры с подпрыгиваниями малыша, поддерживая его за подмышки, также наносят серьезный вред позвоночнику. Даже если крохе нравится, он смеется, изо всех сил лепечет: «отпружинивание» напоминающее прыжки, происходит скорее рефлекторно. Ни в 3, ни в 5 месяцев ребенок не должен сидеть, стоять, имитировать эти положения тела. Всему свое время!
Некоторым молодым папам и мамам, бабушки говорят о том, как уже в 3 месяца начинали вводить прикорм. Взывая к здравому смыслу: изменилось время, изменились дети, изменились подходы. Организм ребенка трех, четырех, а порой и пяти месяцев, не готов к приему «взрослой пищи»! Эта спешка может закончиться провокацией хирургической патологии (инвагинация, непроходимость кишечника), либо серьезными проблемами с пищеварением в будущем.
Укачивание малыша производится во имя благих намерений. Однако, они не могут становиться системой, должны осуществляться правильно. Предплечье взрослого, находящееся под спинкой, должно полностью «покрывать» позвоночник малыша. Голова и шея – находятся на одной линии, в одной плоскости с позвоночником.
Помним! Даже сильную боль можно «закачать», и это далеко не всегда хорошо.
Даже если ребенок сильно кричит, нельзя держать его за подмышки и трясти (вверх-вниз, вперед-назад). Без лишнего преувеличения, такая агрессивная мера «помощи малышу» может закончиться массивным кровоизлиянием в головной мозг: инвалидизацией, летальным исходом.

Родителям важно оставаться внимательными: в возрасте 3-4 месяцев, могут проявиться неврологические расстройства, проявиться нарушения слуха или зрения. Во многом, именно развивающие занятия помогают их выявить. Своевременная консультация узких специалистов помогут предотвратить усугубление проявлений, своевременно повлиять на какие-либо отклонения, что несомненно влияет на будущее ребенка.

 

Материал подготовила

Скавинская В.

medprosvita.com.ua


Смотрите также