Методики развития детей раннего возраста от 0 до 3 лет. Развитие ребенка 0 3 года


Развитие ребенка от 0 до 3 лет

Развитие ребенка первого года жизни – это очень важное время. Именно сейчас происходит как физическое, так и психическое развитие ребенка. Современное развитие детей, конечно, немного отличается от темпов развития предыдущих поколений и на то множество причин: экология мегаполиса, прием медикаментов, питание, общим темп жизни, и главное, тип взаимодействия с ребенком. Что умеет малыш в 2 месяца? Нормы развития ребенка в этом возрасте такие:

  • закрывается задний родничок
  • угасают новорожденные рефлексы
  • мышцы шеи становится более крепкими, ребенок может держать голову непродолжительное время
  • уменьшается напряжение в конечностях
  • малыш различает предметы на близком расстоянии
  • тянет в рот предметы
  • появляется интонация, которой ребенок демонстрирует свою реакцию на происходящее
  • ребенок реагирует на звук поворотом головы
  • умеет улыбаться
  • различает голоса родителей

Нормы развития ребенка в 4 месяца:

  • держит голову в положении сидя на руках родителей
  • сидит с поддержкой
  • умеет переворачиваться
  • фиксирует взгляд
  • держит погремушку, рассматривает её
  • смеется «в голос»
  • заметно оживляется, если видит бутылочку либо грудь (смотря, как малыш питается)
  • различает маму и папу, по звуку голоса и по внешнему виду

Оценка индивидуального развития детей осуществляется по тем навыкам и умениям, которые малыш освоил к определённому возрасту.

Нормы развития ребенка в 6 месяцев составляют следующие умения:

  • ребенок перекладывает предметы из руки в руку
  • может поднять упавшую игрушку
  • может переворачиваться со спины на живот
  • уверенно сидит с поддержкой
  • появляются первые зубы

Развитие ребенка в 6 месяцев можно считать нормальным, если он:

  • различает незнакомцев и относится к ним с недоверием
  • может криком или плачем «позвать» маму, «попросить» поднять или дать игрушку
  • слышит «дальние» звуки
  • пытается подражать звукам, которые слышит

Детское развитие ребенка волнует всех без исключения мам, но многие родители возводят развитие детей в культ: начинают буквально «терроризировать» ребенка карточками, буквами, цифрами почти с рождения.  Здесь важно помнить, что нервно-психическое развитие детей только начинается в возрасте 9 месяцев и в это время нужно формировать эмоциональную, сенсорную чувствительно ребенка.Ведь сейчас малыш:

  • начинает знакомство с окружающим миром
  • уверенно сидит
  • пытается стоять
  • может брать игрушку указательным и большим пальцами
  • трясет погремушку
  • активно лепечет
  • крепко держится за маму
  • понимает простые «команды»
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • продолжает подражать звукам речи или звукам на улице
  • не любит оставаться один;
  • плачет, если мама или папа уходят (на работу или в магазин)

 Развитие ребенка в 10-12 месяцев определяет, как будет происходить развитие речи  от 1 до 3 лет. Вместе с активным физическим ростом происходит развитие психики. Когда малыш начинает ходит, запускается развитие двигательной и познавательной активности ребенка, напрямую связанной с речью и мышлением.

В год ваш крепыш уже:

  • утроил вес от рождения;
  • вырос на половину;
  • ходит или уверенно пытается идти за ручку
  • сидит сам
  • листает страницы книги
  • может следить за объектами, которые двигаются быстро
  • знает свое имя

Ребенок 1,5 года:

  • говорит «мама», «папа», «баба»
  • подражает звуки животных
  • различает названия предметов
  • «помогает» одевать себя (поднимает ручку, ножку)
  • любит игры с мячом
  • показывает на объекты
  • выделяет из всех игрушек любимую

Развитие детей от 1 до 2 лет – период крайне важный и насыщенный. Психология развития ребенка 18 месяцев – процесс тонкий, родителям нужно много времени уделять своему малышу, ведь именно сейчас у него формируются качества будущей личности.Кажется, что малыш такой большой, ведь у него уже:

  • зарос верхний (передний) родничок
  • умеет шагать по лестнице
  • может собирать пирамидку
  • уверенно держит ложку, кружку, может сам кушать
  • рассматривает картинки в книге
  • демонстрирует привязанность к родителям
  • испытывает грусть, тоску по одному из родителей
  • воспринимает на слух рассказы
  • знает до 10 слов
  • морщится, если щекотно
  • знает, где глазки, ушки, ручки, носик и т.д
  • понимает, какие предметы одежды на нём надеты
  • проявляет чувство собственности по отношению к игрушкам

Развитие ребенка от 0 до 3 лет происходит интенсивно, поэтому очень важно не упустить это время и посвятить его активному изучению окружающего мира вместе с ребёнком. Это время, когда начинается развитие способностей у детей.

Развитие ребенка в 2-2,5 года выглядит так:

  • малыш умеет поворачивать дверную ручку
  • может ударить по мячу и устоять на ногах
  • может подбирать с пола предметы, нагибаясь и не падая
  • может надеть простую одежду
  • строить простое предложение из 2-4 слов
  • понимает сложные команды (Принеси мишку, а чашку поставь на стол»)
  • активный словарный запас достигает до 150-200 слов
  • умеет считать до трех
  • задает много вопросов

Развитие ребенка 2,5 — 3 года – это сложна система событий, где каждый день имеет значение, это время, в которое нужно знакомиться и изучать окружающий мир. В это время нужно заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Ребенок в 3 года:

  • может построить крепость из множества кубиков
  • может собрать мелкие предметы и уложить их в бутылку с узким горлышком
  • умеет сам одеваться, но со шнурками сам не справится
  • в активной речи 500-800 слов, есть фразы из трех и более слов.

Для предупреждения задержки речевого развития следует заниматься как мелкой моторикой, так и артикулляционной гимнастикой О развитии ребенка 3-7 лет читайте в этой статье

www.logoakademia.ru

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет для занятий дома

Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

Раннее физическое развитие

Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

Грудничок имеет три рефлекса:

  • Хватательный;
  • рефлекс плавания;
  • шаговый рефлекс.

Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

Динамическая гимнастика для малышей

Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

Методика Домана включает набор физических упражнений:

  • на двигательные навыки;
  • на мануальные навыки;
  • на равновесие.

Эмоциональное развитие

Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

Основные этапы эмоционального развития ребенка

Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

Игры для раннего развития детей

Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для развития детей дошкольного возраста.

Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

«Дождик, дождик,Хватит тебе, дождик, лить,Сидят дома деточки,Словно птички в клеточке.Солнышко, солнышко,Посвети немножко,Выйдут детки погулять,Станут бегать и играть».

Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, детей от года до 3 лет чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» — вот принцип занятий системы Монтессори.

Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах методики Монтессори. Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

Учим цвета и развиваем моторику

Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

Игры Никитина

Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

Игра «Сложи квадрат»

Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

Кубики Зайцева

В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

Полезные книги

«Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

razvitieiq.ru

Правильное развитие ребенка в первый год жизни

Сразу после рождения организм малыша начинает активно развиваться – стабилизируется работа всех систем и органов, появляются новые умения и навыки. Совсем необязательно организм ребенка будет развиваться по шаблонной схеме, но отклонения от стандартов могут быть только незначительными.

 

Оглавление: Развитие ребенка с 0 до 3 месяцев Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев Развитие ребенка с 6 до 9 месяцев Развитие с 9 месяцев до года

Развитие ребенка с 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни малыша считаются самыми трудными, так как именно в это время происходит адаптация организма к окружающему миру и налаживание работы всех органов и систем. Чтобы родители могли проследить развитие своего ребенка и не переживать по каждому поводу, можно воспользоваться шаблонным календарем:

  1. Период 0-1 месяц. Ребенок еще очень слаб, большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела малыша не развиты, он не может даже самостоятельно удерживать головку. Но верхние и нижние конечности, напротив, практически всегда напряжены, поджаты, находятся, так сказать, в пружинистом состоянии.Нормальным весом ребенка этого возраста считается 2, 5 – 4, 5 кг, эти показатели касаются только роста малыша 45 – 54 см. Родители должны знать, что в первый месяц жизни ребенка его органы слуха и зрения развиты очень слабо – малыш не различает цвета, и реакции никакой на громкие звуки нет.
  2. Период 1- 2 месяца. Начинают проявляться внешние изменения – становятся ярко выраженными черты лица, новорожденная отечность тела исчезает, кожные покровы приобретают естественный оттенок. Мышечный тонус уже проходит, ребенок в этом возрасте может разжимать кулачки, ненадолго поднимает головку, активно машет конечностями.Ближе к двум месяцам начинают появляться звуки – малыш агукает, осознанно улыбается. Родители в этот период могут установить зрительный контакт с ребенком, он будет внимательно рассматривать все вокруг и узнавать лица близких людей. Родители должны знать, что в этот период происходит стремительное развитие органов слуха, поэтому нужно избегать громких, резких звуков – малыш может сильно испугаться.
  3. Период 2 – 3 месяца. Это уже активная стадия развития – малыш начинает брать в ручки игрушки и другие предметы, время его дневного сна уменьшается, а ночной отдых, наоборот, становится беспрерывным. Малыш начинает интересоваться окружающим миром – лежа на животике начинает поднимать голову, упирается ножками, имитируя приподнимание.

К трехмесячному возрасту вес ребенка достигает 5,9 – 6,5 кг при росте в 53-62 см.

Первый триместр года малыша заканчивается, развитие крохи относительно спокойное и планомерное, все системы и органы работают в пределах нормы, режим сна и бодрствования четко устанавливается.

Рекомендуем прочитать: Сон ребенка: сколько должен спать ребенок

Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев

После трехмесячного возраста у родителей начинается относительно спокойный период – малыш развивается уверенными этапами, адаптация к окружающему миру прошла. Родители могут проследить правильность развития ребенка по следующему шаблону:

  • 4 месяца. Ребенок сам держит голову, внимательно следит за перемещением людей и предметов по комнате, уже в состоянии стоять на ножках (естественно, с поддержкой под мышки). Как раз в этом возрасте начинают прорезываться зубки, что может сопровождаться капризами, плачем, нарушением сна, активным слюноотделением.В 4 месяца у ребенка полностью развит навык общения – кроха может подозвать родных и близких звуками, долго рассматривает лица и выражает удовольствие улыбкой или смехом.
  • 5 месяцев. Младенец начинает сидеть, но сначала с поддержкой: в манеже, кресле. Во время активных игр кроха уже может самостоятельно переворачиваться со спинки на живот и в обратном направлении (если игра протекает на диване). Некоторые дети в этом возрасте могу уже сами подниматься в манеже.В этом возрасте активизируется социальный фактор – малыш требует внимания, длительное время одному оставаться ему совсем не нравится, а общения требует криками и активными движениями. Хватательный рефлекс у ребенка развит полностью – он не только берет в ручку понравившийся предмет или игрушку, но и перекладывать его из руки в руку.
  • 6 месяцев. Мышечная масса ребенка становится крепкой, он уже вполне хорошо владеет собственным телом, многие малыши к этому периоду жизни начинают ползать. В 6 месяцев рост крохи достигает 60-70 см, а вес – 7, 9 – 9 кг. Зубки у ребенка активно режутся, что вызывает активное беспокойство крохи.

Первые полгода жизни ребенка знаменуются приобретением навыка ползания, с этого момента малыш  может заниматься активными играми без участия родителей.

Развитие ребенка с 6 до 9 месяцев

После шести месяцев жизни родители должны уделить особое внимание психомоторному развитию малыша.

  • 7 месяцев. Ползание становится привычным, ребенок любит гулять на улице, с явным интересом рассматривает все вокруг. К этому возрасту малыш абсолютно точно узнает лица близких людей, различает свое имя и даже запоминает названия некоторых предметов. В 6-7 месяцев обычно активно вводят прикорм.
  • 8 месяцев. Начинается появляться, так называемый, пинцетный захват, когда кроха берет предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками. Рацион питания ребенка расширяется, но увеличение роста и веса немного останавливается – наступает время активного развития навыков общения и разговора.
  • 9 месяцев. Если малыш отлично развивается, то он уже может вставать, держась за диван, стул или стенку. Некоторые дети в этом возрасте начинают делать первые шаги, естественно, с опорой. Именно в девятимесячном возрасте кроха впервые осознанно произносит несложные слова: «мама, баба».

Третий триместр первого года жизни малыша покажет, насколько социально адаптированным будет ребенок. Есть дети, которые могут длительное время сидеть в одиночестве и разбираться с игрушкой или каким-то предметом, а есть такие дети, для которых отсутствие живого общения равно катастрофе. Не стоит «переделывать» своего малыша, лучше приспособиться к нему – развитие его будет протекать гармонично.

Рекомендуем прочитать: Когда вводить прикорм грудничку: график прикорма

Развитие с 9 месяцев до года

Этот период считается самой активной стадией развития организма малыша. Вот примерный шаблон:

  • 10 месяцев. Ползание уже сопровождается преодолением препятствий, дети пробуют переползать через валики, стулья, могут спускаться по ступенькам ползком. Первые шаги будут очень неуверенными, но попытки ходить у малыша будут постоянными, поэтому родители должны создать безопасную зону для своего крохи.
  • 11 месяцев. Рацион питания ребенка очень широкий – молочные продукты, овощи и фрукты, мясо, каши. У малыша уже есть несколько зубиков, которые нужно начинать чистить – это предотвратит развитие кариеса.
  • 1 год. Ребенок отлично понимает, что можно делать, а что нельзя, помнит места, где располагаются интересные предметы, понимает абсолютно все, что окружающие говорят ему.
Рекомендуем прочитать: Что должен уметь ребенок в 1 год

В годовалом возрасте проявляется характер малыша – он часто высказывает протест против неугодных ему занятий, поэтому очень важно научить его выражать свои протесты не криками и истериками, а методом простого/спокойного общения.

Представленный календарь развития ребенка является шаблоном и вряд ли найдется ребенок, который развивается «по книжке». Но родители, пользуясь вышеуказанными моментами, могут помочь своему крохе научиться каким-то навыкам и отметить возможное отставание.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

2,312 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Загрузка...

okeydoc.ru

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

Общее развитие ребенка совершенствуется от 1 года до 3 лет, перестраивается поведение, повышается эмоциональность, изменяется отношение к окружающим. Улучшаются его двигательные навыки.

Развитие ребенка от 1 года — до 1 года 3 месяцев:

Ребенок самостоятельно ходит, это становится для него потребностью. Он не может больше чем на 2-3 минуты останавливаться или присаживаться. В этом возрасте детям очень нравится переносить предметы с места на место.

— Ребенок способен пройти от 3 до 10 м, не присаживаясь.

— Может долго ходить с предметом в руках.

— Менять положение тела: наклоняться, приседать, поворачиваться, пятиться.

— Влезать на лестницу высотой 1 м и на четвереньках перелезать через бревно.

— Может двумя руками бросать большой мяч.

Развитие ребенка от 1 года 3 месяцев — до 1 года 5 месяцев:

— Ребенок ходит более уверенно, перешагивает через палку, лежащую на полу.

— Перелезает через бревно.

— Одной рукой может бросать небольшой мяч на расстояние 50 см.

Развитие ребенка от 1 года 5 месяцев — до 1 года 7 месяцев:

— Ребенок может перешагнуть через веревку или палку на высоте 10 см от пола.

— Встать на ступеньку высотой 10 см.

— Может одной рукой бросать маленький мяч в цель на полу на 20-40 см.

Развитие ребенка от 1 года 7 месяцев — до 2 лет:

— Ребенок может подниматься и спускаться по наклонной доске, которая одним концом приподнята над полом на 20-25 см.

— Может перешагнуть через веревку на высоте 15-18 см от пола.

— Бросать маленький мяч в цель на уровне его груди на 50-70 см.

Однако в этот период ходьба еще не совершенна. Недостаточна координация сложных движений, неустойчива походка. Ребенок может широко расставлять ноги, сгибать их в коленях, наступать сразу всей ступней, чтобы увеличить площадь опоры, шаркает ногами. Чтобы удержать равновесие – разводит руки. Неравномерный темп ходьбы – то бежит, то замедляет шаг. Некоторые дети при ходьбе раскачиваются из стороны в сторону, размахивают только одной рукой или обе руки прижимают к телу, им трудно идти в прямом направлении. Поэтому, нужно обучать ребенка правильной ходьбе.

Для уменьшения боковых раскачиваний и широкой расстановки стоп необходимы упражнения:

  • Ходьба по дорожке с ограниченной шириной или по доске.

Чтобы ребенок во время ходьбы нешироко расставлял стопы, нужно постепенно уменьшать ширину дорожки или доски от 30 до 15 см.

Примерно к 2 годам ребенок начинает ходить с перекатом с пятки на носок.

Развитие ребенка от 2 лет — до 2 лет 6 месяцев:

— Ребенок может влезать на плоскость высотой 20 см.

— Перешагнуть через палку или веревку на высоте 20-30 см от пола.

— Может взобраться на стремянку высотой 1,5 м.

— Может бросить мяч в цель на 80-100 см.

— Подпрыгивает, делает прыжки в длину.

Развитие ребенка от 2 лет 6 месяцев — до 3 лет:

— Ходит по наклонной доске, приподнятой над полом на 30-35 см.

— Влезает на плоскость высотой 25 см.

— Перешагивает через палку на высоте 30-35 см.

— Бросает и ловит большой мяч с расстояния 70-100 см.

От 2 — до 3 лет у ребенка особенно заметно развивается речь, память, внимание, увеличивается запас слов. Развивается воображение и сообразительность. Ребенок может планировать свои действия и добиваться определенного результата. Правильно воспитанный ребенок в этом возрасте самостоятельно находит себе занятие, может долго играть один. Игрушки в 2-3 года: складывание пирамид и разрезных картинок.

В этот период у ребенка ещё недоразвиты органы и ткани, поэтому у него повышенная ранимость, он легко возбуждается и быстро утомляется.

Для удовлетворения потребности ребенка в хождении и лазании создайте для него соответствующую обстановку в его комнате. Помните, что недостаточная подвижность ведет к вялости и апатии. Для занятий ходьбой приспособьте гладкую доску шириной 30 см, для лазания – обычную стремянку. Для развития движений должно быть необходимое количество предметов: обручи, мячи разной величины, большие куклы и т.п. Но, занимаясь, следите, чтобы ребенок не переутомился – чередуйте движение с отдыхом.

У ребенка старше полутора лет уже появляются навыки замаха и бросания, причем, бросание правой рукой сильно отличается от левой. Эту разницу можно уменьшить, если упражняться в бросании обеими руками. Прикрепите к стене лист бумаги, и пусть ребенок бросает мячи в эту цель, то правой, то левой рукой.

Лучшее развитие движений ребенка происходит в естественных природных условиях, когда он ходит по неровному грунту, по пологим спускам и подъемам, канавкам, камням и т.п.; когда бросает камешки, шишки; бегает и перелезает через препятствия. От этих занятий вырабатывается координация движений и ценные двигательные навыки ребенка. Но при этом также важно следить, чтобы движения сочетались с отдыхом.

Для развития ребенка от 1 года до 3 лет во время прогулки и игр на воздухе родители должны ответственно подходить к подбору занятий. Уделяйте достаточно времени для совместных игр с ребенком, например, в прятки, в догонялки, перешагивания через препятствия и другие. Во время игры нужно руководить ребенком, а не играть за него. Для игр зимой можно использовать снег, а летом – воду, камешки, песок, цветы. Но помните, что пользоваться этими предметами ребенку до 2 лет нельзя без присмотра взрослых. Игрушки для прогулок: зимой – санки, летом – деревянная лопатка, лейка, формочки для песка и совочки. Для совместной игры можно объединять два-три ребенка этого возраста, чтобы они учились правильному общению.

Дорогие родители, не забывайте, что правильное развитие ребенка от 1 года до 3 лет зависит от ваших стараний. Не жалейте времени и сил на общение и совместные занятия с ребенком, даже когда он повзрослеет!

Полезные статьи:

Воспитание детей раннего возраста — с рождения до 3 лет.

Закаливание новорожденных.

Типы нервной системы у детей — советы по воспитанию.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Развитие способностей у детей важно в раннем детстве.

Развитие ребенка дошкольника — от 3 до 7 лет.

Развитие ребенка первого года жизни.

Воспитание детей в семье.

Капризный ребенок — как сказать ребенку «нет»?

Орган слуха — нарушение слуха, как защитить и сохранить слух.

Цветовосприятие — нарушение цветового зрения.

zdorovejka.ru

Физическое, психологическое и социальное развитие ребенка после года

Возраст малыша 12 месяцев — это необыкновенное время, время «рождения» новой личности. Ребенок за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии.

Как развивается ребенок после года?

После года карапуз сильно меняется: он становится почти самостоятельным, и теперь родители не могут делать с ним все, что хотят. Он уже не станет беспрепятственно подчиняться взрослым, он уже личность со своими желаниями и волей. И все эти перемены связаны в первую очередь с тем, что ребенок после 1 года овладевает двумя основными человеческими навыками: ходить и разговаривать. Развитие ребенка после года идет сразу в трех направлениях: физическом, умственно-психологическом и социальном. Ребенок стремится к познанию всего нового и интересного, совершенствует свои навыки.

Физиология 12-месячного малыша

С момента рождения за 12 месяцев ребенок почти втрое увеличивает свой вес, и в год он обычно весит уже 8-11 кг. При этом он вырастает в среднем на 20-25 см, достигнув роста 70-76 сантиметров. Годовалый малыш, у которого уже обычно 6-12 зубов, стремится пережевывать твердую пищу, что позволяет постепенно отказаться от измельчения еды. В это время его можно перевести на более взрослый рацион. В 12 месяцев мамы обычно отлучают детей от груди или от бутылочки со смесью, завершая грудное/искусственное скармливание. При этом идет замена его обычным молоком, коровьим или козьим. В год ребенку уже нужно меньше времени для сна, теперь он спит только раз в день днем, не более одного-двух часов.

Физические навыки

В период после 1,1 и до 2 лет ребенок становится все более самостоятельным, в этот период формируется его характер. Изменения в его поведении заметны по месяцам. Развитие ребенка от года до двух лет идет быстрыми темпами. Но он еще мал и по-прежнему почти во всем зависит от взрослых.

Физическое развитие ребенка от года до четырнадцати месяцев отмечается совершенствованием умений, приобретенных ранее. Развитие ребенка в полтора года предусматривает что он уже должен уметь:

  1. Быстро и хорошо ползать, вставать на ноги.
  2. Делать первые шаги самостоятельно или за руку со взрослым. Ходить сам, держась за встречающиеся предметы.
  3. Ползать по ступенькам.
  4. С поддержкой переступать через ступеньку и так же подниматься, спускаться по ним.
  5. С интересом изучать окружающие предметы, залазить на невысокие стулья, тумбочки и т.д.
  6. Брать в руки для игры все доступные ему предметы, открывать дверцы любой не закрытой на ключ мебели, с интересом доставать все содержимое оттуда и активно изучать его.
  7. Самостоятельно надевать на себя и снимать носки, шапки, помогая это делать взрослым.
  8. Интересоваться мячом, кубиками, разными бытовыми предметами для игры.
  9. Складывать игрушки в корзину.
  10. Выполнять несложные задания взрослых.

Физическое развитие ребенка после 14 до 18 месяцев отмечается приобретением к уже существующим навыкам следующих:

  1. Ребенок уверенно ходит сам без поддержки взрослых.
  2. Умеет приседать, поворачиваться в разные стороны.
  3. Учится после падения самостоятельно подниматься на ноги, иногда еще требуется помощь взрослых.
  4. Стремится сам без посторонней помощи бегать, прыгать.
  5. Самостоятельно может перешагнуть через бордюр, порог.
  6. С небольшой подстраховкой взрослых может подняться по лестнице.
  7. Свободно залазит и слазит с высокого стула.
  8. Бросает в руки и бьет ногой по мячику.
  9. Пробует на зуб любые предметы.
  10. Учится рисовать, водит карандашом по бумаге.

Физическое развитие ребенка от 1,2 лет и до 2 лет, т.е. второе полугодие жизни малыша, нарастает по месяцам, характеризуется стремлением полностью обходиться без помощи взрослых:

  1. Уверенно ходит, бегает, прыгает, танцует, кружится и приседает.
  2. Умеет подниматься по лестнице, не держась за руку или перила.
  3. Сам может пить из чашки, держит ложку, но еще не аккуратно ест твердую и жидкую пищу с тарелки, больше разбрызгивает и все пачкает.
  4. Снимает с себя одежду: носки, шапки, штаны и др.
  5. Умеет освобождаться от ремней безопасности и вылезать со стульчика или коляски.
  6. Может проситься на горшок, самостоятельно при этом снимать трусы и т.д.
  7. Может собирать небольшие конструкторы, кубики, пирамидки, играть в мяч, точно бить по нему ногой.
  8. Учится чистить зубы с помощью взрослых, пытается расчесываться.

Родителям важно знать, что возраст от года до двух лет — это самый подвижный период в жизни ребенка. Карапуз ни минуты не может усидеть на месте и в одном положении, останавливается только, когда спит. Эта его особенность связана с тем, что в этот период он исследователь, познающий мир вокруг себя, и для него здесь все новое и интересное. Он способен залезть сам и засунуть руку пальцы во что угодно и куда угодно. Он может взобраться на лестницу, шведскую стенку, куда получится, старается добраться до понравившегося и заинтересовавшего его предмета. На данном этапе его уже меньше интересуют игрушки, а все больше бытовые и опасные предметы. Таким образом проявляет себя человеческое стремление познавать все новое и неизведанное. Жизненно важно взрослым в этом возрасте не оставлять ребенка одного без присмотра ни на минуту. При этом его следует беречь от опасных и вредных веществ и предметов.

Умственно-психологические и социальные достижения

Умственное и психологическое развитие особенно активно отмечается в период от года до двух лет.Это возраст, когда хорошо развивается в первую очередь речь маленького человека, также зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.

Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка после года наблюдается противоречие -одновременно в нем уживаются зависимость от матери и стремление все к большей самостоятельности.

Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до 14 месяцев включает в себя следующие умения:

  1. Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
  2. Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
  3. Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
  4. Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.

От 1 года по месяцам и до полутора лет психологическое развитие ребенка становится все более активным:

  1. У ребенка буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.
  2. Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
  3. На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
  4. Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
  5. Он стремится подражать поведению взрослых.
  6. Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
  7. Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.

После полутора и до двух лет интеллектуально-социальные навыки малыша все больше совершенствуются. Для этого возраста определяются следующие темпы развития:

  1. Ребенок двух лет уже хорошо понимает разницу между дозволенным и недозволенным, точно знает, что можно, а что нельзя. Любит совершать запрещенные действия, чтобы привлечь внимание взрослых и понаблюдать за их реакцией.
  2. Хорошо понимает речь взрослых.
  3. В речи ребенка все больше присутствуют несложные фразы, и практически каждый день может появляться новое слово.
  4. Ребенок уже может простыми словами объяснить свои действия или действия других.
  5. При желании отвечает на вопросы и выполняет поручения.
  6. Малыш двух лет уже может без перерыва от 15 минут до получаса слушать интересный рассказ или смотреть мультик.
  7. Хорошо ориентируется на знакомой местности, в своей квартире, на детской площадке и т.д.
  8. Появляется интерес к мелким деталям, ребенка привлекают шурупы, пуговицы и т.д., тем самым развивается мелкая моторика, которая способствует лучшему развитию речи.
  9. Сознательно просится на горшок или самостоятельно пользуется им.
  10. У ребенка после полутора лет часто меняются вкусовые пристрастия, и он может начать отказываться от привычной для него пищи. В два года малыш сам стремится есть ложкой и пить из чашки.
  11. У него появляется новый интерес к прогулкам.
  12. У ребенка после года и до двух лет изменяется воображение, оно становится более богатым, но может вызывать беспричинные страхи по отношению к игрушкам, темноте и т.д.
  13. В этом возрасте ребенок начинает скучать по родителям и родным, если долго их не видит.
  14. С каждым месяцем ребенок проявляет все большую настойчивость в достижении своих целей, демонстрируя характер. Желания малыша в этом возрасте бывают недопустимыми, сложно контролируемыми, с ним трудно «договориться».

https://www.youtube.com/watch?v=DcK4Jc3RZLY

На что надо обратить внимание в этом возрасте?

Возраст от полутора до двух лет — это еще возраст первых тестов на интеллектуальное и речевое развитие малыша. Ребенка от 1 до 2 лет следует показать врачу, если он не может делать следующее:

  1. В полтора года не начал ходить.
  2. После двух лет не говорит ни одного слова.
  3. В полтора года не понимает взрослой речи и не выполняет простых просьб.
  4. В два года долго не реагирует на отсутствие матери или другого взрослого, который ухаживает за ним.
  5. В полтора года не стремится играть в простейшие детские игры.

Это очень тревожные симптомы, которые могут означать как отставание в возрастном развитии, так и сигнализировать о проблемах с физическим здоровьем ребенка. В этом случае следует ребенка незамедлительно показать педиатру и детскому психологу.

moyasna.ru

Дети от 1 до 2 лет

Для малышей раннего возраста очень важно отстраненное внимание взрослых. Родители должны понимать желания малыша, но не мешать ему играть, поднимать вещи с пола, делать свои первые попытки кушать ложкой. В этом возрасте у детей развито желание подражать, поэтому от родителей требуется самодисциплина и самоконтроль.

Физическое развитие деток от 1 года до 2 лет

Ребенок на втором году жизни проявляет желание играть с разными игрушками. Так у малыша с раннего возраста развивается сенсорное восприятие, он может узнать свойства разных материалов и игрушек. Крайне важно, чтобы у детей раннего возраста были разные игрушки, такие как пирамиды, кубики, матрешки, дощечки с вкладышами, а также крупный конструктор с большими ячейками.

Чтобы развитие ребенка раннего возраста шло нормально, мама и папа должны направлять его. Показывайте малышу, как пользоваться совочком, как катать машинку, или же как бить молоточком. Под таким руководством у детей 2 лет лучше происходит сенсорное развитие. Малыш учиться распознавать предметы по цветам, формам и величинам.

Около двух лет у карапуза формируются первые бытовые навыки. Родители должны приучить детей умываться, раздеваться, приносить чашку и тарелку в мойку. Проследите, чтобы малыш приучатся к самостоятельности и порядку. Постарайтесь, чтобы в этом процессе участвовало и познавательное и физическое развитие. Стимулируйте ребенка к исследованию его вещей, квартиры. Пусть малыш открывает доступные для него ящики, разрешите ему там копаться.

Физическое развитие малышей к 12-18 месяцам уже удовлетворительное и к этому монету ребенок должен уметь:

  1. Проситься на горшок.
  2. Ходить и вставать сам.
  3. Пить из чашки и делать первые попытки кушать самостоятельно.
  4. Понимать, что требуют родители.
  5. Пытаться играть мячиком ножками.
  6. Копировать других детей и родителей.
  7. По просьбе родителей давать игрушку.
  8. Открывать ящики.

Если физическое развитие идет своим чередом, родители должны обратить внимание еще и на стимулирование моторики рук. Существует связь моторики с нервной системой, речью, памятью. Также в этой цепочке задействовано и сенсорное восприятие. Существуют простые и приятные игры, которые задействуют и сенсорное восприятие и производят стимуляцию моторики у крохи от года до двух лет.

Игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» научат малышей от года до двух лет сжимать пальчики, распрямлять из, хлопать в ладошки и при этом изучать тактильные ощущения от прикосновений взрослых.

Также для малышей раннего возраста будет интересна такая простая игра как разрывание бумаги. Тут обостриться сенсорное и познавательное восприятие, малыш будет крутить бумагу в руках, мять ее и рвать. Это будет дополнительная стимуляция мелкой моторики пальчиков, которая просто необходима для двенадцатого-шестнадцатого месяца.

Когда такие игры исчерпают себя, вы можете переключить на более интересные, но такие же полезные игры. Малышам в двадцать четыре месяца уже можно давать под присмотром мамы играть с крупными бусинками, нанизанными на нитку. Кроха будет перебирать бусы и будет происходить стимуляция моторики. В процессе игры также будет развиваться познавательное и сенсорное восприятие.

Малыш будет узнавать форму, цвет, гладкость или шершавость бусин, будет пытаться их перебирать или даже снять с ниточки. Такая простая игрушка сможет стимулировать сразу и центры, отвечающие за стимуляцию моторики, а также  сенсорное и познавательное восприятие, что не может не повлиять положительно на физическое развитие вашего крохи.

Также в двадцать четыре месяца очень полезно давать карапузу играть с песком и крупами. Но для такого раннего возраста такие игры могут быть опасны, если оставить карапуза в одиночестве. Не оставляйте малыша с песком и крупами одного, тогда стимуляция моторики пройдет интересно и безопасно.

Психическое развитие детей от года до двух

У детей раннего возраста начинает развиваться память. Это проявляется в том, что у ребенка появляются воспоминания, например, он может начинать искать свои вещи, если мама расскажем ему, что будет прогулка по парку. Поощряйте такое развитие детей, чтобы малыш учится самостоятельности.

У детей раннего возраста уже должно быть немного развито логическое мышление. Мама может способствовать этому, предлагая ребенку от года до двух лет складывать домик или башню из кубиков. Также для развития моторики рук важно, чтобы малыш уже умел разбирать на части или ломать тот или иной предмет. Это проявление желание исследовать что-либо и это абсолютно нормально, если ребенку исполнился год.

Мышление малышей в год-два продолжает развиваться и теперь кроха раннего возраста учиться перемещать предметы, играть сразу с несколькими игрушками, изучает из свойства и скрытые возможности. Более того, в двадцать четыре месяца карапуз уже умеет обобщать по существенному признаку группы предметов. Также могут детки в двадцать четыре месяца иногда могут обобщить предметы ее и функциональному признаку.

Представляйте такие упражнения, где надо из представленных предметов выбрать все шарики в форме игры. В двадцать четыре месяца малышам доставляет удовольствие играть в такую игру, выбирая яблоко, мячик и воздушный шарик из ряда, где были еще кубик, треугольничек и зайчик. Для раннего возраста это хорошая и милая забава, которой можно увлечь карапуза.

В год-два у малыша могут быть свои особенности физического и психического характера. Родителям не стоит беспокоиться, так как это абсолютно нормально. Ребенок должен расти в спокойно обстановке, у него должно быть нормальное питание, он должен чувствовать любовь родителей. Тогда любые особенности сойдут на нет, если малыш отстает от сверстников от года до двух лет, то он быстро из догонит.

Развитие речи у малышей

У детей в год-два уже происходит становление и нормальное развитие речи. Малыш полутора-двух лет уже должен уметь говорить простые слова и знать по имени всех членов своей семьи. Также существуют неплохие игры для детей от года до двух лет, которые помогают в развитие речи.

К примеру, родители могут учить ребенка подражанию звуков. Рассказывать ему как говорят животные и просить повторить. Если же развитие речи идет быстро и нормально, то можно учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетания. Этот вариант игры можно сделать не только полезным, но и веселым.

Конечно же, научно доказано, что стимуляции речи способствует пальчиковая гимнастика, которая способствует также стимуляции мелкой моторики. Но если малыш не хочет заниматься ничем из вышеперечисленного, то можно попробовать просто много с ним разговаривать. Так мама будет вести диалоги с ребенком и стимулировать развитие его речи. Очень полезно для речи деток от года до двух лет просить малышей, чтобы они изъявляли свои желания словами. Не предугадывайте желания карапуза, он должен стимулировать свой речевой аппарат, так развитие речи будет идти намного быстрее.

Разучивание и рассказывание стихов очень полезно для речи деток в двадцать четыре месяца. Постарайтесь выбирать коротенькие стихотворения и рассказывать их с интонациями и с выражениями. Это полезно и это поможет обретению красивой и правильной речи в будущем. Представьте эти уроки в форме игры, и ваш ребенок будет играть в нее с удовольствием.

В двадцать четыре месяца у малышей уже больше возможностей познавать мир. Кроху очень трудно удержать на месте, ему интересно абсолютно все. Если вашему крохе год-два, то постарайтесь помогать ему познавать мир. Обеспечьте ему нормальное питание, играйте с ним, общайтесь, старайтесь развивать его физически и психически. Этот период до двух лет быстро пройдет, и от месяца к месяцу вы будете замечать изменения в карапузе. Не упустите ни одного месяца из жизни вашего крохи.

razvitieiq.ru


Смотрите также