Особенности характера ребенка. Особенности характера ребенка 3 лет


Особенности характера ребенка | Сайт для родителей

Говорят, воспитывать дитя надо, пока оно лежит поперек лавки. И в самом деле характер человека формируется тогда же, когда завершается и формирование «ядра личности» – то есть к трем годам. Будет малыш общительным или замкнутым, жадным или щедрым, лидером или ведомым – первые намеки на это можно увидеть еще в его первой улыбке и робком желании сделать первый шаг.

Врожденный или приобретенный

Мамы причитают над сыном: «Ты такой же ленивый, как твой отец!». Папы досадуют, глядя на дочь: «Такая же недотепа, как ее мать». (При этом мама может гордо хвастаться своим подружкам: «Дочь такая сообразительная, вся в меня!») С самого момента появления малыша на свет родители ищут – и находят ведь! – в своих отпрысках проявления своей и чужой хорошей или дурной «наследственности». Но при этом забывают, что характер формируется почти исключительно воспитанием. А в первые месяцы жизни малыша воспитательные моменты сводятся к его наблюдению за взрослыми и попыткам им подражать. Поскольку именно родители – единственный образец для подражания в это время, черточки их характеров и начинают проглядывать в характере самого чада.

С трех лет наступает период активного подражательства – то есть не только «подсматривание», но и попытка повторить увиденное. За образец берется не всякий взрослый, а лишь значимый для маленького человека. Им помимо родителей может стать бабушка или дедушка, дядя или тетя, старшие братья и сестры и даже ровесники: в три года дети уже достаточно открыты миру, выходящему за рамки семьи. Поэтому, если вам что-то не нравится в характере ребенка, постарайтесь заметить: чье влияние на него оказывается наибольшим, в какой среде он вращается?

Когда малыш войдет в сознательный возраст дошкольника, не ленитесь почаще говорить с ним, обсуждать различные ситуации. Научитесь слушать и слышать, чтобы успеть вовремя скорректировать его (а может, и свое) далеко не образцовое поведение. В возрасте 4–5 лет и старше «хороший пример» и «дурное влияние» – наиболее важные пути формирования характера.

Все от нервов

Темперамент, в отличие от характера, – свойство врожденное, поскольку обусловлено скоростью протекания процессов в головном мозге и особенностями деятельности нервной системы человека. Наши нервные клетки способны на два процесса – возбуждение и торможение. От того, насколько сильны, уравновешены и подвижны эти процессы, и зависит наш темперамент. По сути, корень его кроется в работоспособности нервных клеток и типе высшей нервной деятельности – и это врожденное.

Еще Гиппократ, ничего не зная о типах высшей нервной деятельности, выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Например, меланхолик – слабый тип, он не может выдерживать сильных или длительных раздражителей в силу особенностей своей нервной системы. Зато именно меланхолики очень чувствительны и впечатлительны, талантливы и обладают причудливой фантазией.

Сильный уравновешенный инертный тип нервной системы – это маленький флегматик: он почти всегда спокоен, его трудно вывести из себя. Сангвиники и холерики довольно похожи, у них обоих сильные и подвижные типы нервной системы. Но только холерик – неуравновешенный, а потому более вспыльчивый, легко загорается и перегорает.

Тип высшей нервной деятельности, или темперамента, накладывает характерный отпечаток на поведение и даже облик малыша, влияет на формирование характера. Именно благодаря ему меланхолик вряд ли вырастет «душой общества», а у холерика в дневнике то и дело будет появляться запись «неусидчив, не может сосредоточиться, шумит и мешает товарищам». Но темперамент не может служить оправданием плохим поступкам, скользким убеждениям или низким моральным устоям человека.

Да, темперамент определяет характер, но и сам может перестраиваться под влиянием характера. «Человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, – говорит детский психолог Нина Грибкова. – А у ребенка выраженность тех или иных его проявлений можно контролировать и корректировать при помощи правильного воспитания. Темперамент можно направить в нужное русло! И если не требовать от флегматика реакции Джеймса Бонда, а холерика не «метить в дипломаты» (они частенько рубят сплеча, не подумав), то с любым темпераментом можно жить и быть очень успешным человеком».

Голубое и розовое

Мальчиков и девочек воспитывают поразному. И это неудивительно: мы стремимся сформировать в дочках и сыновьях совершенно разные черты характера – такие, которые соответствовали бы стереотипам мужского и женского поведения.

Однако игры детей до 3–4 лет примерно одинаковы. Малыши только-только научились играть не с игрушками, а друг с другом, и им неважно, кого включать в игру – друзей или подружек.

Разделение развлечений по половому признаку начинается лет в пять. У мальчишек начинаются «мужские» игры – война, гонки, спортивные состязания, вообще любые соревновательные игры, требующие демонстрации силы, ловкости и выносливости. Девочки предпочитают общество девочек и тихие уютные девичьи ролевые «посиделки».

Такая дифференциация действительно помогает сформировать черты характера, которые помогут добиться признания у окружающих. Мальчишка размазня, слабак, которого не принимают в игру товарищи, вырастет в неуверенного и замкнутого человека. Одобрение у девочек можно заслужить красотой. Она не черта характера, но ее проявления – это умение одеваться, которое формирует вкус и аккуратность, женственность, желание нравиться, кокетство.

До 5 лет ситуация, в которой девочка гоняет в футбол вместо занятий танцами и мальчишка, предпочитающий играть в дочки-матери и «салон красоты», не обязательно повод для немедленного обращения к психологу. Дети любопытны и могут примерять на себя чужие роли. «Но обычно такое поведение – отражение происходящего в семье, – считает психолог. – Не исключено, что к дочке дома относятся слишком сурово, а мальчика, наоборот, заласкивают. Если такую трансформацию ролевого поведения запустить, она приведет и к трансформации характера, а затем и личности. А это станет проблемой взрослого человека».

Формируем характер

  • Игра. Как и в случае с новыми знаниями и навыками, формирование необходимых черт характера нужно проводить в игровой форме. Но помните,что, в отличие от навыков, формирование черт характера идет не в определенные часы, а ежесекундно. Труд. Он не только сделал изобезьяны человека, но и из маленькогошалуна может сделать ответственного,трудолюбивого, целеустремленного и организованного субъекта. Но не нужно «заваливать» чадо большимколичеством развивающих занятийи кружков. Лучше поручите ему простую работу по дому – пусть отвечает за нее. Не заставляйте – важно научить малыша наслаждаться процессом. А заодно и ценить результат своей деятельности. Именно поэтому не стоит отправлять с трудом слепленный кривоватый домик из пластилина в мусорную корзинку. Лучше поставить его на видное место и восхищаться мастерством маленького гения.
  • Соблюдение правил. Даже занимаясь чистой воды творчеством, нужно потом убрать за собой рабочее место, сложить краски и карандаши, отскрести пластилин от стола. В поликлинике и других общественных местах нельзя кричать и бегать. В магазине нельзя брать товары без спросу и класть в карман. Все эти правила взрослыми воспринимаются как должное, но детям их нужно объяснять. И требовать их соблюдения.
  • Личный пример. Самое действенное средство в воспитании характера. Мама говорит, что девочки должны слушаться старших, и тут же скандалит с собственной матерью. Все время повторяет, что девочки должны быть аккуратными, – но ходит целый день в заношенном свитере. Прежде чем воспитывать принцессу в отдельно взятой ячейке общества, маме самой нужно стать королевой.
  • Общение и взаимодействие. Все, что заложено в малыша любящими родственниками, трансформируется, когда тот попадает в коллектив. Одна из самых частых жалоб мам: «Он это в саду подцепил». «Это» – не вирус и не чужая машинка, а манеры, словечки, методы, при помощи которых кроха пытается добиться желаемого. Но помимо привычки ковыряться в носу и рассерженного топота ногами, кроха «подхватывает» в коллективе такие черты характера, как общительность или замкнутость, умение возглавить или подчиняться, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться. И многое другое.
  • Мотивации и условия. Странно требовать бойцовских качеств от мальчика, выросшего в тепличных условиях. У него просто не было повода развивать в себе навыки драчуна и задиры. Так что, если родители хотят видеть своего сына бойцом, им придется придумать сначала мотив, а затем создать условия для развития и закрепления соответствующих качеств. При этом надо учитывать, что это может быть жесткий путь: малыша придется поставить в такие условия, чтобы от него потребовалось все его мужество.
  • Индивидуальный подход. Нельзя требовать от ребенка того, на что он просто неспособен. Например, у холерика настойчивость проявляется в немедленной кипучей деятельности, а флегматика в подобной ситуации не сдвинешь с места – он сосредоточенно думает. У детей разных темперамента и возраста одна и та же черта характера проявляется по-разному. А значит, и браться за ее развитие надо с учетом особенностей малыша: его интересов, круга доверенных лиц, любимых занятий, уже имеющихся положительных черт.

krohi.net

Особенности характера ребенка

Какими бы похожими ни казались маленькие детки, все они обладают своим собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни ребенка.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • поведение родителей;
  • окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

  1. Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.
  2. Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.
  3. Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.
  4. Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, это во многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

 

womanadvice.ru

УЗНАЙТЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА СВОЕГО РЕБЕНКА

Предложите ребенку следующие вопросы.

Попытайтесь добиться максимально честных ответов. Может случиться, что ваш ребенок не сможет сразу ответить на какой-либо вопрос. Это означает, что он либо не понял, что от него требуется, либо никогда не задумывался об этом. Родители могут сами ответить на вопрос, если точно уверены в поведении своего малыша.

Данный тест основан на концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда и интерпретирован с учетом детской психологии.

На вопросы требуются однозначные ответы «Да» или «Нет».

  1. Часто ли у тебя бывает веселое настроение? Тебе хочется бегать, играть, смеяться?
  2. Легко ли тебя огорчить?
  3. Часто ли ты плачешь?
  4. Когда ты самостоятельно делаешь уроки, внимательно ли ты проверяешь свои ошибки?
  5. Ты считаешь, что твои друзья сильнее, чем ты?
  6. Бывает ли так, что хорошее настроение внезапно становится плохим?
  7. Стремишься ли ты быть главным в играх?
  8. Часто ли ты обижаешься на родителей и друзей?
  9. Всегда ли ты слушаешь, что тебе говорят старшие?
  10. Всегда ли ты старательно делаешь уроки?
  11. Любишь ли ты что-то придумывать (игры, стихи, рисунки, рассказы и т. д.)?
  12. Легко ли тебе обидеть другого?
  13. Как ты думаешь, ты – добрый человек?
  14. Многого ли ты боишься?
  15. Ты хочешь, чтобы тебя все хвалили?
  16. Помнишь ли ты себя, когда ты был совсем маленьким?
  17. Считают ли одноклассники тебя внимательным и аккуратным?
  18. Когда у тебя неприятности в школе, сильно ли ты расстраиваешься?
  19. Хорошие ли у тебя отношения с окружающими?
  20. Часто ли ты переживаешь?
  21. Бывает ли тебе грустно? Если да, то часто ли?
  22. Если случается что-то плохое, можешь ли ты спокойно заниматься своими привычными делами, или это очень сильно выбивает тебя из колеи?
  23. Можешь ли ты долгое время оставаться на одном месте?
  24. Стремишься ли ты отстоять справедливость перед родителями или учителями?
  25. Было ли такое, чтобы ты мучил животных?
  26. Спокойно ли ты относишься к беспорядку в комнате?
  27. Любишь ли ты оставаться в одиночестве?
  28. Бывает ли у тебя веселое или, наоборот, грустное настроение без причины?
  29. Являешься ли ты одним из лучших учеников в классе?
  30. Любишь ли ты играть в подвижные игры?
  31. Легко ли тебя рассердить?
  32. Считаешь ли ты себя счастливым?
  33. Когда твоим друзьям грустно, легко ли тебе удается их развеселить?
  34. Всегда ли ты говоришь откровенно то, что думаешь?
  35. Пугает ли тебя вид крови?
  36. Если в школе тебе что-либо поручают, охотно ли ты это выполняешь?
  37. Заступаешься ли ты за других?
  38. Боишься ли ты быть в темной комнате?
  39. Что тебе больше нравится: медленная и точная работа, например, решение задач и примеров по математике, или быстрая и не требующая точности, например, чтение книг?
  40. Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
  41. Любишь ли ты выступать на сцене, когда на тебя смотрят много людей?
  42. Не случалось ли тебе, обидевшись на родителей, убежать из дома?
  43. Если в школе возникают неприятности, не испытываешь ли ты желания не ходить туда?
  44. Считаешь ли ты, что тебе не везет?
  45. Стараешься ли ты в трудной ситуации перевести дело в шутку?
  46. Если ты с кем-то поссорился, будешь ли стараться помириться?
  47. Нравится ли тебе играть и ухаживать за животными?
  48. Часто ли ты возвращаешься домой, потому что забываешь взять необходимое?
  49. Не бывает ли у тебя тревожных предчувствий? То есть не начинаешь ли ты беспокоиться, что с тобой или с родственниками и друзьями случится что-то плохое?
  50. Влияет ли погода на твое настроение?
  51. Любишь ли ты отвечать у доски?
  52. Случается ли тебе драться?
  53. Любишь ли ты общение с большим количеством народа?
  54. Если у тебя что-то не получается, сильно ли это тебя расстраивает?
  55. Умеешь ли ты рассчитывать свое время?
  56. Не боишься ли ты трудностей?
  57. Если ты читаешь грустную книгу или смотришь печальный фильм, можешь ли заплакать?
  58. Не возникает ли у тебя бессонницы из-за неприятностей?
  59. Стремишься ли ты подсказать своим одноклассникам и даешь ли списывать?
  60. Страшно ли тебе оказаться поздним вечером на улице?
  61. Стараешься ли ты наводить порядок среди своих вещей?
  62. Бывает ли, чтобы у тебя с утра было плохое настроение?
  63. Если ты окажешься в незнакомой компании, будешь ли чувствовать себя неловко?
  64. Случается ли такое, чтобы у тебя болела голова?
  65. Любишь ли ты смеяться?
  66. Стараешься ли ты избегать общения с теми людьми, кто тебе неприятен (с соседями, родственниками, одноклассниками и т. д.)?
  67. Стараешься ли ты каждый день сделать как можно больше?
  68. Часто ли тебя обижают?
  69. Любишь ли ты бывать на природе?
  70. Всегда ли ты выключаешь за собой свет, уходя из дома, или тебе случалось не раз забывать об этом?
  71. Считаешь ли ты себя пугливым человеком?
  72. Когда ты находишься за праздничным столом, меняется ли от этого твое настроение?
  73. Хотел бы ты быть артистом, нравится ли тебе участвовать в драматических постановках?
  74. Бывает ли, что при плохом настроении ты избегаешь общения с друзьями и родителями?
  75. Пугает ли тебя будущее?
  76. Бывает ли, чтобы тебе внезапно становится грустно?
  77. Если к тебе приходят гости, легко ли тебе их развлекать?
  78. Если ты на кого-то обиделся, долго ли продлится твоя обида?
  79. Если у кого-то из друзей случается что-то плохое, сильно ли ты переживаешь?
  80. Если ты случайно допустил ошибку, начнешь ли переписывать весь лист?
  81. Легко ли ты веришь всему, что тебе говорят?
  82. Бывают ли у тебя страшные сны?
  83. Не возникало ли у тебя желания выпрыгнуть в окно или сделать что-то подобное, если случались неприятности?
  84. Когда всем вокруг весело, веселишься ли ты при этом?
  85. Если у тебя случаются неприятности, легко ли тебе отвлечься от размышлений о них?
  86. Бывает ли так, что ты действуешь совершенно неожиданно даже для себя?
  87. Молчалив ли ты обычно?
  88. Бывает ли так, что ты пытаешься изобразить из себя совершенно другого человека, причем сам начинаешь верить в свои «новые» качества?

Когда ваш ребенок ответит на все вопросы, можете приступать к расшифровке теста и узнать особенности характера ребенка

Сначала внимательно ознакомьтесь с интуицией. Если ответ на вопрос совпадает с расшифровкой, ему присваивается один балл.

  1. Демонстративный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 63, 66, 73, 85, 88 и «Нет» на вопрос 51.

Сумму ответов нужно умножить на 2.

  1. Застревающий тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и «Нет» на вопросы 12, 46, 59.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Педантичный тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и «Нет» на вопрос 36.

Сумму ответов умножьте на 2.

  1. Возбудимый тип личности – если ваш ребенок ответил «Да» на вопросы 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Гипертимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Дистимический тип личности – при ответах «Да» на вопросы 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Тревожный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «Нет» на вопрос 5.
  2. Экзальтированный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножьте на 6.

  1. Эмоциональный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 и ответ «Нет» на вопрос 25.

Сумму ответов умножьте на 3.

  1. Циклотимный тип личности – при ответах «Да» на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножьте на 3.

Когда вы умножите сумму ответов на указанную цифру, запомните результат. Максимальная сумма баллов после умножения будет равна 24. Если вы получаете результат больше 19, значит, в вашем ребенке есть принадлежность к определенному типу. Не удивляйтесь, если вы обнаружите, что ваш ребенок относится к нескольким типам. Это означает, что в нем так или иначе присутствуют качества, характерные для данных типов.

Теперь ознакомьтесь с расшифровкой результатов.

  • Демонстративный тип

Если ваш ребенок относится к этому типу, то у него характер живой, легкий в установлении контактов. Ваш ребенок очень подвижен, любит и умеет фантазировать. Иногда у него появляется склонность к лживости и притворству. Он охотно приукрашивает собственную персону, а также действительность вокруг себя. Ваш ребенок склонен к авантюрным поступкам, он очень артистичен. Явно стремится к лидерству, чувствует огромную потребность в том, чтобы окружающие признавали его достоинства. Любит быть в центре внимания. Нередко в таких детях проявляется стремление к власти. Дети, относящиеся к демонстративному типу личности, не любят оставаться незамеченными.

Ваш ребенок легко приспосабливается к обстоятельствам вокруг себя. У него легко меняется настроение. Внешне он очень мягок, но – умело манипулирует окружающими. Очень эгоцентричен, желает быть всегда объектом восхищения, сочувствия, почитания. Не любит, когда в его присутствии хвалят других. В таких ситуациях он чувствует себя ущемленным. Любит бывать среди людей, поэтому крайне негативно относится к одиночеству.

У ребенка очень высокая самооценка, что совершенно не соответствует действительности. Он склонен провоцировать конфликты. При этом легко умеет защитить себя.

Он старается избегать неприятных воспоминаний и раздумий. Окружающим очень трудно распознать ложь в том, что он говорит, потому что его артистизм и склонность к интригам помогают ему составить оптимальную модель поведения. У него явно неординарное мышление, поэтому он способен удивлять окружающих.

  • Застревающий тип

Ваш ребенок, безусловно, общителен. Но эта черта не является доминирующей в его характере. Он любит анализировать действительность вокруг себя. Иногда может быть неразговорчивым, замкнуться в себе. В его характере есть настороженность, недоверчивость к другим. Дитя часто страдает от мнимой несправедливости и обиды в свой адрес, причем подолгу переживает все эти чувства. Он очень подозрителен. Склонен вынашивать планы мщения. Он высокомерен, способен стать инициатором конфликтов.

У него сильно развито честолюбие, поэтому он способен проявлять жесткость по отношению к окружающим. Жестокость связана с тем, что у ребенка есть свое собственное мнение на тот или иной счет. Энергично отстаивает свои позиции, с непримиримостью относится к любым нравоучениям. Любит давать советы окружающим, потому что считает себя умнее. Любой ценой стремится достичь высоких показателей, а если ему приходится сталкиваться с неудачами, болезненно их переживает.

  • Педантичный тип

Ваш ребенок инертен, долго переживает любые события, как радостные, так и печальные. Он с трудом решается на какие-то активные действия. Редко вступает в конфликты, чаще является пассивной стороной. Любое нарушение порядка его очень сильно тяготит. Ребенок привыкает к определенным правилам и совершенно не стремится их нарушать. К окружающим предъявляет много требований. Например, считает, что друзья обязаны быть умными, аккуратными и т. д. Если есть какое-то несоответствие, болезненно переживает.

Ваш ребенок аккуратен и много внимания уделяет наведению порядка. Ответственен, стремится добиться высоких успехов в любой деятельности. Не рвется к лидерству, охотно остается на второстепенных ролях.

  • Возбудимый тип

Ваш ребенок не любит и не умеет контролировать себя. Он очень импульсивен, никогда не скрывает своих желаний и стремлений. Нередко бывает груб, даже жесток. Часто становится инициатором конфликтов, в коллективе его отношения с сверстниками складываются далеко не лучшим образом.

Ребенок не любит учиться, любая работа для него тягостна. Не стремится к успехам в той или иной деятельности, живет настоящим, будущее не волнует его. Превыше всего ценит развлечения, стремится к тому, чтобы его всегда окружала атмосфера праздника. Нередко стремится самоутвердиться за счет того, кто слабее.

  • Гипертимный тип

Ваш ребенок общителен и подвижен. Он с ранних лет отличается повышенной самостоятельностью, любит веселье, диапазон его интересов весьма широк. Любит большие компании, стремится лидировать. Обычно у таких людей всегда хорошее настроение и прекрасное самочувствие. Самооценка вашего ребенка очень высокая. Для него огромное значение имеют все радости жизни: игры, вкусная еда, веселье и т. д.

Ребенок легкомыслен, но одновременно очень талантлив. Он инициативен, энергичен, активен. Нередко в его жизни случаются конфликты. Дело в том, что его самостоятельность не может не раздражать окружающих. Если ребенок видит, что окружающие не намерены подчиняться ему, это очень расстраивает его. В гневе он становится неуправляем.

Условия жесткой дисциплины для него невыносимы, поэтому следует избегать ситуаций, когда ему предъявляют определенные требования. Ребенок не способен к монотонной, утомительной деятельности. Он очень плохо переносит одиночество.

  • Дистимический тип

Ребенок медлителен, серьезен, ответственен. Как правило, будущее пугает его. Он не уверен в себе, с трудом находит общий язык с окружающими, в компании бывает молчалив, предпочитает оставаться незамеченным. Много размышляет о печальных вещах, развеселить его крайне трудно.

Он очень ответствен, старается выполнить все, что ему поручают. Склонен к подчинению. Ребенок болезненно переживает любую несправедливость, поэтому с ним нужно обращаться как можно осторожнее.

  • Тревожный тип

У ребенка чаще бывает плохое настроение, чем хорошее. Он отличается повышенными опасениями, жизнь пугает его. Он не уверен в себе, боится животных, темноты, часто страдает от ночных кошмаров, неуютно чувствует себя среди сверстников. Любые неудачи и проблемы глубоко расстраивают его. Ему тяжело и неприятно оказываться в центре внимания.

Ребенок выполняет все требования старших, но тем не следует особенно усердствовать в чтении ему нотаций. Он болезненно переживает недовольство старших собственной персоной, у него постепенно формируется чувство вины.

У него очень высокая ответственность, он предъявляет к себе повышенные требования. Часто страдает от чувства собственной неполноценности и старается самоутвердиться в каких-то определенных видах деятельности. Это, например, проявляется в отличной учебе или в каком-либо неординарном хобби, помогающем раскрыть его таланты и способности.

Ваш ребенок обидчив. Очень страдает от этого. Если окружающие позволяют себе насмехаться над ним, он глубоко страдает. В конфликты почти не вступает, обычно остается на вторых ролях. Родителям следует тщательно наблюдать за ним, в конфликтных ситуациях не следует его ругать и наказывать.

Он очень самокритичен. Он чаще занижает свои достоинства, нежели завышает их. Не умеет защищаться от недоброжелательства окружающих.

  • Экзальтированный тип

Ваш ребенок обладает завидным талантом. Он умеет видеть в жизни прекрасное, его практически никогда не покидает ощущение счастья, радости. Причем такие ощущения возникают у него практически без какой-либо связи с окружающими явлениями. Ребенок приходит в восторг от радостных событий, ну, а события печальные столь глубоко расстраивают его. Он охотно идет на контакт с окружающими. Он любит быть в центре внимания. Диапазон его интересов очень широк.

Ребенок привязан к друзьям, способен искренне сочувствовать и сопереживать. Подвержен сиюминутным желаниям. Настроение неустойчивое, часто бывают подъемы и спады.

  • Эмоциональный тип

Ваш ребенок очень эмоционален, ему свойственны такие качества, как тревожность, чувствительность. Он любит беседовать с окружающими, его многое интересует. Он очень добр, всегда сопереживает окружающим. Старается, по возможности, помочь другим, отзывчив, впечатлителен. Любые жизненные ситуации воспринимает очень серьезно, а неприятности и потрясения запоминает надолго. В конфликты практически не вступает, носит в себе все обиды.

У него повышенное чувство ответственности. Способен избегать общения в тех ситуациях, когда окружающие кажутся ему жестокими, грубыми.

  • Циклотимный тип

У ребенка часто меняется настроение в зависимости от той или иной ситуации. Когда в его жизни присутствуют преимущественно радостные события, у него появляется жажда деятельности, он становится веселым и радостным. И наоборот, грустные события вызывают у него подавленное настроение, апатию, уныние.

Он порой производит на окружающих странное впечатление. То он весел и радостен, то вдруг, неожиданно, у него проявляются вялость, упадок сил. На настойчивые нотации взрослых ребенок реагирует неоднозначно: иногда вполне благожелательно, но порой – с гневом и агрессией. Способен впасть в глубокую депрессию. Следует особенно осторожно обращаться с ним, поскольку не исключены суицидальные наклонности. Учится он неровно.

Настроение очень сильно влияет на его самооценку. В периоды радости оценивает себя очень высоко. И напротив, в периоды грусти и уныния – крайне низко.

От автора

Родителям очень важно узнать, кто их ребенок – флегматик, сангвиник, холерик или меланхолик. Исходя из знания особенностей его характера, вы гораздо быстрее найдете с ним общий язык.

Источник: Колосова. Популярные психологические тесты.

Ради любопытства:
  • Тест по чтению для 3 класса.Раздел: «О школе и школьниках» Тест:  проверить качество усвоения изученного материала. Задачи:  обобщить знания;корректировать и развить мышление,память;воспитать любовь к чтению, к школе. Назначение: Тесты для чтение 3 класса Автор-составит...
  • Итоговый тест по литературе 7 класс с ответамиИтоговый тест для контроля  по дисциплине: «Литература» класс: 7 По материалам учебника «Литература» 7 класс. В 2 ч./В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010 Секция 1. Выбери один правильный ответ. Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» в сборник «Зап...
  • ТЕСТ: ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ для детей дошкольного возрастаИНТЕЛЛЕКТ Это, уважаемые родители, доступные всем тесты-игры. Некоторые из них вполне могут использоваться для детей дошкольного возраста. Данные тесты не предполагают оценку качеств ребенка по какой-либо шкале. Вы сами увидите, насколько легко о...
  • ТЕСТ-ИГРА: НАСКОЛЬКО РАЗВИТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ?АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ Следующий тест поможет вам лучше оценить интеллектуальное развитие ребенка. Этот тест проводится в виде игры. Смысл в том, что надо отрывок из какого-нибудь очень известного произведения пересказать своими словами. В качеств...
  • ТЕСТ-ИГРА: НАСКОЛЬКО БЫСТРО ВАШ РЕБЕНОК ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ?НАСКОЛЬКО БЫСТРО ВАШ РЕБЕНОК ОРИЕНТИРУЕТСЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ? Следующий тест также построен в виде игры. Она не требует особых знаний, но позволяет ребенку проявить свою сообразительность. Суть игры заключается в том, чтобы в алфавитном пор...
  • Проверочный тест по окружающему миру, 2 классОписание: Предлагаю проверочную тестовую работу по окружающему миру для учащихся 2 класса по теме «Путешествие по планете. Страны мира». Тест составлен в соответствии с программой «Школа России» по учебнику А.А.Плешакова и предназначен для повтор...

Комментарий - Благодарность за пользу от прочитанного.

testkids.ru

Особенности характера ребенка - общие принципы формирования

Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.

Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. Четыре-пять лет – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Полезный материал: Книги о воспитании детей

Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются общепедагогическим принципам. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту – например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

  • Игровая деятельность. Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
  • Занятия с педагогом. Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
  • Определение границ. Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
  • Ведущая роль родителей. Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
  • Групповое воспитание. Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
  • Создание воспитательных условий для формирования характера. Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

rearchildren.ru

Характер ребенка. Особенности характера ребенка

Будущие родители, особенно мамы, читают педагогическую литературу и выбирают те рекомендации, которые им по душе и согласуются с их целями. Родители определяют свою позицию в воспитании будущего ребенка: «Строго, очень строго», «Доброта спасет мир», «Никаких наказаний», «Мы воспитаем его смелым и сильным». Ах, как все это заманчиво звучит в мечтах!

Однако когда дело касается практики, родители наталкиваются на многие непреодолимые препятствия, и их представления о правильном воспитании рушатся, как карточный домик. Хотели воспитывать строго, а ребенок все время плачет, всего боится.

Приходится только утешать и успокаивать, иначе у него обостряются болезни, он заикается, не спит по ночам, покрывается диатезом. Или наоборот: хотели воспитывать его в обстановке сплошного добра и любви, а он стал семейным тираном. Ни с кем не считается, никого не слушается, только требует, чтобы выполняли его желания.

Еще вариант: хотели никогда не наказывать, а теперь у него совершенно нет инстинкта самосохранения. Он прыгает с большой высоты, лазит на опасные лестницы и на слово «нельзя» вообще не реагирует.

Сочувствовать расстроенной маме он тоже не будет — не тот характер. Воспитание — процесс обоюдный, он зависит не только от воздействия родителей на ребенка, но и от реакции ребенка на это воздействие.

А реакция часто непредсказуема. То, что полезно для одного, вполне возможно, вредно для другого.

Например, пугать тревожного ребенка ни в коем случае нельзя, у него будет нервное расстройство, а пугать бесшабашного озорника, который не видит опасности, можно. Он и не испугается вовсе, а просто удивится: «А я и не знал, что если человек сломает позвоночник, он не сможет ходить!»

Каскадер

Такой ребенок держит своих родителей в постоянном напряжении, особенно во время прогулок. Не успеют они оглянуться, как он уже куда-нибудь залез, где-нибудь повис, а то и откуда-нибудь упал. «Каскадеры» часто получают травмы, но это их не останавливает. Они никогда не играют в спокойные игры. Им обязательно нужно делать что-то опасное, это их вдохновляет. И у матерей каждый раз замирает сердце, когда их ребенок лезет на верхушку дерева или ходит по какой-нибудь тонкой планке на огромной высоте. Отцы ругаются: «Пусть упадет, тогда в следующий раз не полезет!»

Однако матери понимают: не все травмы безобидны, можно покалечиться так, что потом навсегда останешься инвалидом. И они дрожат, а дети знают эту их слабость и пользуются ею: «Если ты не пойдешь со мной в магазин за игрушкой, я опять полезу на дерево!» Ребенок понимает: когда он рискует своей жизнью, у него есть власть над матерью. Наказаний «каскадеры» не боятся: чувство опасности окрыляет, однако если с ними обращаться особенно сурово, обида остается на всю жизнь. Много лет спустя они скажут своим родителям: «Я ничего плохого не делал, просто был озорным ребенком. За что же вы меня обижали?»

Трусишка

Часто на детской площадке приходится наблюдать сцену все дети катаются с горки, а один мальчик вцепился в руку мамы и дрожит. Родители уговаривают: «Ну, прокатись! Это же совершенно не страшно! Посмотри на других ребят!» Но он дрожит еще больше и просит: «Пойдем домой!» Особенно в таких случаях беспокоятся папы. Им стыдно, что их ребенок такой трус, но ничего поделать они не могут. Трусишки очень тревожны, и их может напугать все. С ними надо обращаться особенно деликатно, потому что каждое неосторожное слово может вызвать длительное волнение.

Им часто снятся страшные сны, и они предпочитают спать вместе с мамой. Услышав сказку «Кошкин дом», они начинают бояться пожаров, увидев, как волна смывает чьи-то тапочки, они начинают бояться волн и отодвигают свои вещи от воды как можно дальше. Их пугают непонятные слова и выражения. Например, одна маленькая девочка боялась песни с такой строчкой: «Приходит время, люди головы теряют… и это время называется весна». Ей почему-то представлялось, что на траве повсюду валяются потерянные человеческие головы.

Другая девочка четырех лет не могла до конца досмотреть мультфильм «Гуси-лебеди». Она начинала громко плакать и просить: «Выключите! Я боюсь!» — и не верила маме, которая обещала, что все кончится хорошо. Эти дети совершенно не склонны к самостоятельности, им хочется всегда находиться рядом с мамой. Делают они только то, что безопасно на сто процентов, и не допускают ни малейшего риска. Один мальчик трех лет отказывался переходить дорогу перед стоящей на обочине пустой машиной.

Мама ему объясняла: «Машина никуда не поедет, в ней даже нет водителя!» Но мальчик возражал: «А вдруг поедет? Давай лучше обойдем ее сзади!» Трусишки манипулируют мамой посредством своих страхов. Если им хочется внимания, они начинают утрировать свои страхи: «Не оставляй меня в комнате одного! Я боюсь! Везде тени!» С такими детьми надо обращаться очень бережно, поскольку «страшная» информация или равнодушие взрослых могут их травмировать на всю жизнь.

Ни в коем случае таких детей нельзя воспитывать экстремальными методами, например, кинуть в море, чтобы ребенок научился плавать. Он не то, что не поплывет — у него еще останется страх перед водой на всю жизнь, и, вероятно, он много лет не сможет купаться в море.

Агрессор

Когда этот ребенок чем-то недоволен, он сжимает кулаки, стискивает зубы, весь краснеет и делает попытки добиться желаемого силой. Он может ударить мать, оскорбить бабушку, избить ровесника.

Родителям стыдно за своего ребенка, они очень боятся, как бы приступ агрессии не случился в общественном месте. Они в недоумении: почему все дети вокруг доброжелательны, а их сын готов всех разорвать на части, что про него подумают знакомые?

Он проявляет агрессию не только по отношению к людям. Он также ломает вещи, кидает игрушки. Агрессию он может проявить и по отношению к себе: удариться головой о стену, расцарапать себя. Ласковое отношение к нему не помогает: ласку со стороны родителей он воспринимает как их слабость. Ударить его тоже нельзя, он даст сдачи, а если ему не позволят дать сдачи, удержат силой, позже он все равно отомстит. Эти дети очень злопамятны.

Агрессор знает, что больше всего родители боятся, как бы он не вспылил где-нибудь в общественном месте. Этот родительский страх и является основой для манипуляции. Ребенок добивается своего, показывая, что в противном случае он родителей опозорит своим поведением. Родители не понимают, почему у ребенка сложилось такое негативное отношение к миру.

Однако они не виноваты: тут речь идет, скорее всего, о природной склонности, а поводом для проявления этой склонности может быть все, что угодно — любая неприятность. Просто кто-то реагирует на неприятности слезами и унынием, а кто-то идет на врага открытой войной. Таким детям хорошо помогает спорт, особенно секции карате и т. п. Там их учат направлять агрессию в нужное русло, а также сдерживать ее.

Завистливый

Он постоянно смотрит, что хорошего есть у других, и все время просит родителей, чтобы они достали ему то же самое. Родители никак не могут отучить его от этой дурацкой черты. Им неудобно перед людьми за его поведение и страшно, что ребенок очередной раз устроит истерику, требуя невозможного.

Вот в парке на скамеечке какая-то женщина угощает своего сына конфетой. Завистливый ребенок тут же останавливается: «Мама, тетя дала мальчику конфету! Дай мне такую же!» — «Но такой у меня нет!» — «Тогда пусть тетя даст!» И разыгрывается самая настоящая истерика. Обеспокоенная женщина, возле которой все это произошло, интересуется, что случилось.

И мать завистника, сгорая от стыда, вынуждена просить у нее конфету — это единственный способ прекратить вопли и истерику. Вот четырехлетняя Катя видит, как Вика играет с мамой в бадминтон. Она тут же начинает просить: «Мама! Пусть они дадут мне ракетку! Я тоже хочу!» Мама подходит, просит. Кате дают немного поиграть, но играть она не умеет.

Вика вскоре отнимает ракетку и снова отдает своей маме. И тут Катя начинает кататься по земле с криком: «Пусть дадут мне поиграть! Скажи им!» Что ракетки чужие, Катя понимать не желает. Мама обещает не проходить мимо магазина и купить точно такой же бадминтон, но Катю это не утешает: «Мне сейчас надо!» Увести со двора девочку тоже не удается, маме становится стыдно, и нередко бывают случаи, когда она начинает злиться на обладателей желанной вещи: «Ну зачем они дразнят моего ребенка?»

Плакса

Ах, как он умеет горько плакать! По его слезам можно подумать, что произошла вселенская трагедия! Если что-то ему не нравится, он молчит, но глаза его наполняются влагой.

Все бросают свои дела, окружают его с расспросами: «Что произошло?» Он молчит, но слезы катятся все сильнее. Если это случается в детском саду, вся группа отвлекается от занятий и начинает его успокаивать, расспрашивать. Однако о том, что случилось, плакса упорно не говорит, потому что часто сам не знает, что вызвало слезы. Иногда он осознает, что повод для слез настолько мелкий, что лучше о нем не говорить. Раз уж все его окружили и жалеют, пусть думают, что у него действительно большое горе.

Некоторые из плакс, напротив, любят жаловаться, преувеличивая свою неприятность. Вот четырехлетняя девочка пробежала мимо мальчика, задев его руку, видимо, желая с ним поиграть. Глаза мальчика сразу наполнились слезами, и он пошел жаловаться: «Мама! Эта девочка толкнула мою руку!» Родители плаксы запутываются в своих эмоциях: с одной стороны, им жалко ребенка, а с другой — стыдно за него. А ребенок прекрасно знает, что надо делать в трудных случаях.

Вот в кружке рисования говорят: «Рисуем лошадь!» Нестчастный сидит, опустив голову, и его на глаза навертываются слезы. Преподаватель пугается: «Что случилось? Что-нибудь болит? Кто-то обидел?» Ребенок плачет очень горько и не отвечает на вопросы. В конце концов, минут через десять, он признается, всхлипывая: «Я не умею рисовать лошадь!» А преподаватель вздыхает с облегчением: «Только и всего-то?» — и сам рисует в его альбоме лошадь. Ребенок успокаивается, торжествуя в душе: другие дети мучаются, а за него уже все сделали. Почему? Всего лишь потому, что он сумел вовремя расплакаться!

Артист

Обожает находиться в центре внимания. Этот ребенок эмоциональный, с богатой мимикой, умеет играть всевозможные роли. Он хочет, чтобы все смотрели на него и говорили о нем. Одиночества не выносит, и впадает в панику, если на него перестают обращать внимание.

Внимания он добивается всевозможными способами. То он демонстративно обижается: выразительно молчит или, напротив, красноречиво излагает, как велико его страдание. То он эпатирует взрослых своим неуместным поведением в той или иной ситуации: всем весело, а ему грустно, родители приглашают его посмотреть фильм, а он демонстративно подметет пол, говоря, что все вокруг — бездельники.

Он обожает рассказывать о себе небылицы, но лучше всего ему удается сцена «Мне плохо». Как-то один мальчик попытался вылезти с балкона первого этажа на улицу, что родители ему категорически запрещали. Перелезая через бортик, он упал и слегка ударился. Когда родители увидели, что все-таки не послушался, он тут же изобразил потерю сознания. Его положили на кровать, он долго «не приходил в себя», а потом открыл глаза и театрально произнес: «Где я? Кто вы? Я ничего не помню!» Родители были в панике, беспокоились, жалели его, а он наслаждался своей игрой.

Отшельник

Очень замкнут, отказывается общаться и с детьми, и со взрослыми. Единственный человек, с которым он вступает в разговор, это мама, но и от нее он часто самоизолируется. Играет один, сам с собой разговаривает во время игры за разных персонажей, переживает в игре достаточно сильные эмоции, но делиться ими ни с кем не хочет.

Реальный мир его мало интересует, он живет в своем вымышленном мире. С посторонними взрослыми такой ребенок в контакт не вступать не желает, на их вопросы не отвечает. В связи с этим мамы очень боятся, что врачи или педагоги, которые будут проверять уровень его развития, сочтут чадо умственно отсталым. На самом деле, наоборот, ребенок с таким характером во многих областях знаний часто опережает сверстников. Лет в пять он уже решает математические задачи, легко может обыграть взрослого в шахматы, знает флаги всех стран и пр.

Только рассказывать об этом он никому не будет. Он о себе очень высокого мнения и считает, что всякие там тетки и дядьки просто недостойны его внимания. Родители умоляют: «Пожалуйста, отвечай на вопросы логопеда! Иначе тебя не возьмут ни в одну приличную школу!» Ребенок морщится: «Ладно, только «здравствуйте» и «до свидания» я говорить не буду. Как меня зовут, вы тоже ему сами скажете. Пусть не задает таких глупых вопросов!»

Слабенький

Это нежное, болезненное существо, у которого в любую минуту может случиться приступ астмы, головокружение или судороги. В прошлом было много больниц, ребенок несколько раз оказывался на грани жизни и смерти. Семья обращается с ним, как с хрустальным, боится чем-то потревожить. Этот ребенок знает, как манипулировать родителями: чуть что не так, он сразу начинает имитировать болезнь. И это ему хорошо удается. А родители, уже запуганные до смерти, готовы сделать все, только чтобы ребенок не волновался.

Вялый

Ничем не интересуется, ему ничего не нужно. Играть один он не умеет. Если никто его не развлекает, может часами сидеть в кресле и смотреть в окно. От разговоров быстро устает, предпочитает слушать, а не говорить. Что-то делает он только под руководством, его самого никогда не посещают идеи. Мама его спрашивает: «Хочешь в кружок рисования?» «Не очень». «А если в музыкальную школу -хочешь?» «Не очень». «А в бассейн?» «Мне все равно». «Так куда же тебя записать?» «Сама выбери». Родители очень ждут от него инициативы, но никак не могут дождаться. Манипулирует он ими, демонстрируя еще большую вялость. Изредка к нему приходят идеи, но ради поддержания имиджа он не расскажет об этом родителям, а то, того и гляди, обрадуются и перестанут его развлекать.

Послушный

То, что сказали взрослые, для него истина в последней инстанции. Ребенок живет по принципу: «Глубоко убежден — не надо иметь убеждений». Любимые слова такого ребенка: «Мне сказали…» Своих мыслей он никогда не высказывает, только повторяет слова взрослых. В детском саду он берет на себя роль «полицая»: ходит и проверяет, не нарушает ли кто правила. Если находит нарушителя, он сначала его отчитывает словами воспитательницы: подробно объясняет, почему нельзя выбрасывать песок из песочницы или выходить за пределы участка или гулять без шапки. Если это не помогает, то обещает рассказать обо всем взрослым.

Ребята его не любят, прогоняют, но он ничего не боится, поскольку чувствует свою «правоту»: он выступает от имени взрослых, говорит правильные вещи, и уверен, что взрослые обязательно его защитят. Своих родителей он тоже может поучать, ссылаясь на слова других взрослых. «Папа, помой за собой посуду!» «Бабушка! Кто тебе разрешил давать мне шоколад? От него бывает диатез!» Такому ребенку очень трудно объяснить, что неправильно быть таким «правильным».

mamochki-detishki.ru

Особенности характера ребенка

Какими бы похожими ни казались маленькие детки, все они обладают своим собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни ребенка.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

• наследственность;• воспитание;• поведение родителей;• окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.

Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.

Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.

Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

womanadvice.ru

l24.lt

Особенности и черты характера ребенка.

Подробности Просмотров: 33291

Как правильно воспитать характер у ребенка, что нужно делать родителям, чтобы развить положительные черты характера у ребенка?

Родители хотят воспитать твердость характера у своего ребенка. Это желание характерно для нашего современного мира. Ведь с каждым годом жизнь становится все труднее и труднее, поэтому нужно успеть подготовить малыша к такой жизни и развить необходимые особенности  и черты характера у него.

В возрасте 1-3 лет или даже 4-5 лет еще нельзя говорить о сформировавшемся характере у крохи. Формируются лишь его основы. Главное сейчас для родителей дать правильное направление формированию и развитию характера.

Многие педагоги и доктора сходятся во мнении о том, что проблемы характера, которыми страдают многие взрослые люди уходят своими корнями в далекое и ранее детство.

Одними из самых неприятных особенностей характера, которые не дают нормально жить человеку являются агрессивность, комплекс  неполноценности, неуравновешенность. Рекомендую обратить пристальное внимание на эти проблемы, если они существуют у ребенка.

Итак, поговорим немного подробнее об этих неприятных проявлениях качеств характера.

1. Комплекс неполноценности - один из самых плохих моральных и психических недостатков у человека. Этот комплекс делает человека очень робким и стеснительным. Он постоянно  расстроен, спесив и озлоблен, за этим хочет скрыть чувство собственной неполноценности.

А знаете ли Вы из-за чего появляется комплекс неполноценности?

Как правило, из-за того, что родители в детстве постоянно твердят малышу: "Ты не знаешь как это сделать.", "Ты еще слишком мал для этого.", "У тебя ни за что не получиться."," Ты не сможешь." и прочее.  Со временем ребенок перестает верить в свои силы и теряет уверенность в себе (особенно часто это проявляется у мальчиков).

А заново восстановить черту упорства очень и очень трудно.

Поощряйте любые достижения крохи, хвалите его даже за что-то совсем незначительное, доверяйте его силам и оценивайте их по достоинству!

2. Агрессивность - неприятная черта характера, которая способствует появлению маленьких правонарушителей.

Почему же в юности ребенок агрессивный?

Это случается с теми людьми, которым родители в детстве уделяли мало внимания. Чтобы как-то обратить к себе внимание окружающих людей, в том числе папы и мамы ребенок ведет себя агрессивно и грубо. Таким образом, часто себя ведут дети чьи родители постоянно заняты и работают, оставляя кроху на попечение  бабушкам или няне.

Агрессивность чаще всего прогрессирует в подростковом возрасте.

Когда родители спохватываются бывает уже поздно... очень поздно..!

Для того чтобы предотвратить враждебность и агрессивность малыша нужно постоянно пытаться понять его. Уделяйте ему достаточно внимания и времени, радуйтесь его достижениям, интересуйтесь всеми поступками и словами, ласкайте, обнимайте ("Сколько раз в день обнимать ребенка?")

3. Неуравновешенность.

Эта особенность характера делает человека угнетенным, беспокойным. Такие люди живут в придуманном мире, любят "стоить воздушные замки", начинают какое-либо дело и быстро теряют к нему интерес.

Почему формируется неуравновешенность у ребенка?

Как правило, это качество формируется в глубоком детстве.

Родители не обеспечивали малышу его моральную безопасность. В доме где рос ребенок царили постоянные ссоры, беспорядок, непрочный семейный очаг,  "несдержанные" родители, семья постоянно переезжала с одного места жительства на другое...

Все эти факторы привели к тому, что у крохи не сформировалось чувство безопасности.

Берегите своих крох от всех проявлений семейных неурядиц, все проблемы и конфликты решайте при отсутствии ребенка.

Еще одна полезная статья: "Психология ребенка 3 лет"

Какими видят дети родителей?

Дети думают что у взрослых райская жизнь. Их ни кто не заставляет есть, ложиться спать рано, убирать игрушки и умываться.

Жители этого рая ни когда не ошибаются им можно полностью доверять.

Но у каждого из родителей своя роль. Папа - главный в семье, он большой и сильный. Мама - нежная волшебница. Она утешает, кормит, поет песенки на ночь...

Мы в глазах крох - самые красивые люди. "Герои -папы и волшебницы-мамы!"  Такое отношение к вам ко многому обязывает. Вы не имеете право ответить ребенку "Я волнуюсь", " Я не знаю, что делать." Беспокойный по натуре он надеется, что в мире, который можете дать ему только Вы, нет неудач.

Поскольку для малыша вы самые красивые, вам нужно следить за собой: каждый день бриться, делать прически, быть для него всегда приятным. Чтобы провести расческой по волосам, прежде чем утром поцеловать ребенка, потребуется всего лишь минута.

Однако, постоянное восхищение Вами, которое наблюдается у детей в первые годы их жизни, не обязательно остается навсегда. Когда ребенок научится рассуждать и судить о людях и вещах, он может критиковать даже своих родителей.

В подростковом возрасте он может все еще восхищаться вами, а возможно, что критическое отношение к вам возьмет верх. И он во взрослом состоянии либо захочет быть похожим на Вас, либо изберет своим идеалом другого человека. Но в любом случае представление о вас, которое сложится в детстве, будет играть в жизни вашего ребенка определяющую роль.

  • < Назад
  • Вперёд >
Добавить комментарий

zaykapobegayka.ru


Смотрите также