Математические игры для детей 3, 4 лет. Математика для 3 летнего ребенка


Математика для 3 лет, занятия по математике для 3 4 лет

Занятия математикой для детей от 3 до 4 лет. Фигуры, счет, сравнение.Скачать и распечатать.

Дополнительные материалы по теме Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои отзывы и пожелания!

Скачать: Математика для детей 3–4 лет Математика для детей в 2 года    Математика для детей в 4 года

Развивающие и обучающие игры в интернет-магазине "Интеграл"Обучающие игры для детей 2 лет    Обучающие игры для детей от 3 лет

Геометрические фигуры

Покажи круг.

Покажи квадрат.

Покажи треугольник.

Назови фигуры.

Раскрась круг – зеленым цветом.Раскрась квадрат – желтым цветом.Раскрась треугольник – черным цветом.

На какие фигуры похожи эти животные?

Какие фигуры одинаковы по цвету?Какие фигуры одинаковы по форме?Какие фигуры одинаковы по размеру?

Обведи фигуры и продолжи ряд.

Соедини линией фигуры одинаковой формы.

Знакомство с числами

Сколько телят на картинке? Обведи это число.

Сколько бабочек на картинке? Обведи это число

Сколько зверушек на картинке? Обведи это число. Назови зверюшек.

Счет до 3 (предметы, животные)

Сколько собак на картинке?

Сколько слонов на картинке?

Сколько лошадей на картинке?

Сколько птиц на картинке?

Сколько автобусов на картинке?

Сколько машин на картинке?

Сколько мотоциклов на картинке?

Закрась 2 клетки.

Закрась 3 клетки.

Закрась 1 клетку.

Сколько точек в первом ряду?Сколько точек во втором ряду?Сколько точек в третьем ряду?

Количественное сравнение предметов (больше, меньше)

Где больше груш, справа или слева?

Где меньше помидор, слева или справа?

В какой клетке больше предметов?

В какой клетке меньше предметов?

Работа с цветом

Назови цвета у кружочков.

Покажи фигуры желтого цвета.Покажи фигуры зеленого цвета.

Покажи фрукты одинакового цвета.

Соедини линией фигуры одинакового цвета.

Издатель: СМИ "Математика в школе",

пр. Ленина д.33 корп. 3 офис 2, г. Чебоксары, Чувашия, 428000 , +7 (906) 384-18-43

mathematics-tests.com

Методология изучения математики для детей 3 лет

Не стоит ребенка 3 лет загружать по полной, приступая к обучению математики. Многие родители, совсем уж втянувшись в самообучение малыша, начинают учить считать его до ста и проводить с ним занятия которые проводят уже в школе, в начальных классах. Это явный перебор мамы! Ведь малыш даже если выучит то, что вы ему вбиваете в голову, но это не значит, что он поймет это. Ведь в три года у малыша совсем ограниченные возможности как эмоциональные, так и умственные. И это все необходимо учитывать при организации занятий с малышом. Пусть сначала изучение математики станет еще одной игрой одной из тех, что вы проводите каждый день.

Учимся считать

Итак, начнем. Сначала мы перечисляем: а сколько у нас глазок, ручек, ножек и т.д. Ведь для малыша в это время «один, два» это уже счет до двух. Это уже очень большой прорыв для малыша. После чего нужно переходить к высшей математике, начинаем учить считать пальчики. Сначала считаем пальчики на одной ручке, а потом уже на обеих. Когда будете считать - загибайте пальчики, можно для этого применять любые стихи и потешки нужной направленности. Объясните малышу, что такое ноль, когда например все пальчики спят. Считайте с крохой трех лет игрушки: мишек и зайчиков, кукол, паровозиков и иных игрушек. Не нужно бояться вводить элементы математических действий и рассказывать малышу, что такое число и из чего оно состоит. К примеру, положите перед малышом фрукты. Например, четыре груши и три яблока. Пусть малыш сам усвоит, сколько предметов лежит перед ним, сколько, одних фруктов, а сколько других. Каждый малыш в этом возрасте любит что-то складывать, переносить, нанизывать с одного места на другое. Для обучающих игр нужно использовать этот факт. Пусть малыш перебирает предметы руками, а вы будете вести счет. Можно дать волю крохе считать ложки на кухне. Если малыш уже добрался в своих любознательных поисках и до книжек на полках, дайте ему посчитать книги. Пусть он посчитает книги маленькие, а потом большие. А если малышу понравятся бабушкины бусы, также включите его в игру в счет.

Логика как часть математики

Всем известно, что логика и математика никак не могут друг без друга быть. Способности к математике можно измерить возможностями логического мышления. Развитие мышления у деток можно поделить на три этапа: образно-действенное, наглядно-действенное и словесно-логическое.

До трех лет малыш мыслит руками.

Ему просто необходимо прожить данный этап по полной. Не нужно торопить кроху все постигнуть сразу и быстро. Это невозможно. Хотя логика в этом возрасте все-таки включается, пусть и не всегда. Начать нужно с примеров в жизни, а не самой математики. Ребенок постоянно наблюдает, что происходит вокруг него. Это могут быть предметы в быту, явления природы, настроение людей его окружающих, поведение домашних животных. И в это время в его голове появляются мысли «А почему?». Во всем есть свои причины и следствия. Поэтому просто необходимо обращать внимание малыша на то, что творится вокруг него.

Например, можно поиграть в игру, развивающую логическое мышление «А, что будет, если...?». Можно задавать вопросы крохе. Например, такие: «как тебе кажется, что будет, если воздушный шарик отпустить в воздух, опустить мяч в лужу или усесться на мокрое полотенце и т.д. И ждите, что ответит вам малыш. У него, конечно, есть своя железная логика и не факт что он ответит правильно с вашей точки зрения. Но все же все варианты ответов нужно выслушать. В любом случае объясняйте только самые простые явления, сложные даже не затрагивайте. Не начинайте сразу с заучивания больших чисел. Пусть это сначала будут числа до десяти, потом можно перейти до двадцати и т.д. Не проверяйте малыша, знает он или нет. Если вы заметили, что ребенку стало не интересно заниматься с вами, то нужно вернуться назад. Так как если малышу неинтересно, значит, он потерял нить понимания. Повторив старый материал, малышу опять станет все интересно.

Изучая математику в три года не нужно сразу в малыша запихивать разные знания: про красные точки Домана, пособия Зайцева и подобное. Лучше ребенок будет потихоньку идти к знаниям, но уверенно, чем возьмет слишком много и просто устанет и быстро забудет. Не знакомьте малыша с цифрами раньше периода, когда он сможет самостоятельно освоить понятие «количество». Когда крохе станет понятно, что такое один, два и другие числа, тогда только можно вводить что-то более сложное. Когда малыш начнет использовать эти цифры в игре, сказках и общении тогда можно уже начать учить малыша прибавлять, отнимать и т.д.

В играх с малышом вы можете поговорить о количестве.

Наиболее универсальным пособием обучающим математике малыша являются пальцы. Да, да, обычные пальцы. Все-таки путь человечества к 10-ичной системе прошел именно от пальцев человека. Начать нужно с одной руки, пересчитывая пальчики, прятать по несколько и считать, сколько же осталось.

После этого нужно прятать все пальчики и знакомиться с понятием нуля. Далее нужно отделять одни пальчики от иных и выяснять, что пять состоит из одного и четырех или из двух и трех. После этого можно начать добавлять 2-ую ручку. К примеру: 1-ин пальчик левой руки пришел в гости к пальчикам правой руки. И в итоге стало шесть пальчиков. После этого к ним пришел еще 1 пальчик, и их в итоге стало семь и др. Или может прийти в гости сразу по 2-3 пальчика, а вы узнавайте, сколько же их стало.

Нужно пересчитывать абсолютно все, во что вы играете. Для этой цели нужно устраивать специальные занятия, усаживая за парту и вытаскивая из портфеля счетные палочки. Играя с малышом, говорите ему: «Здесь живет курочка, здесь два слоненочка». Или: «Сколько зверушек поедет на этом поезде?». И сами отвечайте, чтобы малыш начал понимать, как нужно отвечать на такой вопрос: «Три лошадки, два кота, один верблюд и др.».  Нужно специально создавать игровые ситуации, в которых герой будет что-то считать и пересчитывать или давать другой игрушке или человеку необходимое количество цветов, грибов, бегемотов и всего подобного. В каждой игре можно давать элементы математических действий, знакомить малыша с составом числа. То есть вы как будто разыгрываете в лицах задачу из математики для детей 3 лет и сами же решаете ее на глазах у малыша, всеми доступными для него способами.

О считалочках

Эта игра познакомит ребенка с порядковым счетом. Для этой игры приготовьте игрушки.

Процесс игры: нужно поставить на столе в один ряд игрушки. Скажите, что в гости придет мудрая сова и будет играть с вами в игру. Следует правильно отвечать, кто стоит на 1-ом, 2-ом и т.д. местам. Считайте слева направо. Например: «Кто стоит между зайчишкой и медвежонком?». Ответ: «Здесь стоит белка. Она вторая». И тому подобное. Обратить внимание нужно и на то если игрушки считать правильно: справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут в итоге последними.

Закрепите полученные знания: можно оставить игрушки друг за другом, то есть паровозиком. Вы все дома? Можно поиграть в паровозик. Кто будет первым? Папа или мама?

Решать это должен ребенок. Стоит обращать внимание и на то откуда ведется счет.

Нужно выяснить, кто стоит на втором месте: бабушка, мама. А кто на третьем? А если паровозом будет последний вагон, что тогда изменится, каким будет порядковый счет?

Если вы занимаетесь своими делами на кухне, можно поиграть в новую игру. Поставить на стол разную посуду: чашку, тарелку, ложку и др. Нужно спрашивать, что стоит на 1-ом, 2-ом, 3-ем месте. Можно менять  посуду местами. Теперь они и по счету будут уже иными.

Количественным составом является состав из единиц, он не меняется. А порядковым составом может стать иное количество, если вы будете считать в ином направлении. Не путайте только эти понятия. Это интересное и увлекательное занятие, откройте этот мир для ребенка.

best-mother.ru

Математические игры для детей 3, 4 лет

Интересные математические игры направлены на обучение вашего малыша основам математике. Данные игры развивают у детей наглядно-образное мышление, учат сравнивать, знакомят с количественным составом числа, предложенные игры знакомят детей с цифрами и их цифровыми обозначениями, учат решать простейшие математические задачи.

«Кто ходит в гости по утрам»

Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»

Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки, кружочки двух цветов: красного и желтого.

◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

◈ Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).

◈ Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.

➣ Внимание: А что такое мало, как его определить? Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» — понятие относительное.

◈ Поиграйте в игру «Один — много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.) В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.

Покупатель пуговиц

Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.

Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.

◈ Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто! Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.

◈ Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур — одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.

◈ Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре — это знак равенства (сам знак можно не называть).

Пуговицы

Игра закрепляет ужение сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.

◈ Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера), а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.

◈ Закрепляем: считать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

«Где обедал воробей?»

Игра помогает ребенку понять, что Величина — понятие относительное

Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.

◈ Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.

◈ В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного — ежа. Обратите внимание на то, как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.

◈ Закрепляем: сравните обувь по размеру: мамину, папину, обувь ребенка и кукольную. Меняйтесь ролями: ребенок спрашивает, а вы показываете. Сравнивайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если сравнить арбуз и редиску? А кто больше: великан или дядя Степа? А кто меньше: Дюймовочка или гномики, а может, Мальчик-с-пальчик? На улице сравнивайте по высоте дома, деревья и т. д. Это развивает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.

◈ Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».

◈ Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.

◈ Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз — реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).

Малыши-карандаши

Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц

Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.

◈ Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один — красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета. Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных. Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.

◈ Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их. Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?

◈ Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.

Пиф-паф

Игра знакомит детей с цифрами

Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.

◈ Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.

◈ Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).

◈ Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.

Школа Мудрой Совы

Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.

◈ Закрепляем: играем наоборот — вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п. Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?

◈ Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову — пусть полакомится.

◈ А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?

Считалочки

Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?» — «Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.

◈ Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом — паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик. Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.

◈ Выясните, кто стоит на втором месте — мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?

◈ Вы заняты на кухне? Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

➣ Внимание: количественный состав — это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра знакомит с порядковым счетом

Необходимый инвентарь: стулья.

◈ Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами. Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:

Проехал мост мой веселый паровоз;

Он сейчас притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, друзья, сюда скорей!

Не толкайтесь у дверей

Не мяукайте, не лайте,

Быстро место занимайте».

◈ Куда едем? А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.

◈ Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист — ребенок.

◈ Усложняем: если ребенок умеет считать, наклейте на стульчики их порядковые номера.

Умница

Игра учит решать простейшие задачи

Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.

◈ Как играем: скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» — Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой. Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите, например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».

◈ Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.

◈ Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать простейшие задачи на сложение, вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.

◈ Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу. Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь. Расскажите ей стихотворение:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидела, головой вертела…

◈ Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.

Сказочная математика

Игра закрепляет умение считать (количественный, порядковый счет)

Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.

◈ Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры? Например: мышка — серый кружочек, лягушка — зеленый, зайка — белый, волчок — большой серый кружок.

◈ Закрепляем: вспомните сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом». Как могли звери спрятаться под грибом, что с ним произошло? Почему не катилась телега в сказке «Разные колеса»? (Колеса были разного размера.) А если все сказки зарисовать? Получится целая Страна сказочной математики.

Полезные стихи

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

* * *

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу — ох!**

(Сколько овощей принесла хозяйка?)

* * *

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку*

(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)

* * *

По утрам у Айболита,

До обеденной поры,

Лечат зубы:

Зебры, зубры,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)

azbyka.ru

«Математика для детей 3 – 4 лет»

Консультация для родителей

«Математика для детей 3 – 4 лет»

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.

Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно привить любовь к математике.

Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду проводится один раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети закрепляют и углубляют свои знания индивидуально.

Брать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.

  Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает числа. Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая детская считалочка. Такие знания можно сравнить с зданием, построенным над ямой. С чего же начать?

Счет - это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить и логически рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна машина.

Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем более дошкольника. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами, геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом.  Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – дело добровольное!

Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов. Вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное - организовать это в форме игры.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины.  Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

Советую придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше, какая меньше.  Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже. Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше), дорога длиннее - короче, солнце выше деревьев или ниже)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства - неравенства предметов становится необходимым. Например, мама предлагает малышу: «Давай покормим твоих кукол!» Вместе с ребенком она рассаживает кукол и предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит серьезная обучающая задача. Он показывает ребенку способ сравнения двух групп предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с удовольствием используют в повседневной жизни. Ребенок охотно будет помогать накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой поставить блюдце и т. д.

         Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать?  Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.  

Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени.   Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц,  день недели.  Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый.  Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

 

Литература:

1.Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

2.Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3.Денисова Д. Математика для малышей (рабочая тетрадь). Младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010

 

lobaheva-ivant-dou18.edumsko.ru

Математика в 2 года. Занятия по математике для детей 2-3 лет.

1. Геометрические фигуры

Покажи на картинке круг.

Покажи на картинке квадрат.

Назови фигуры.

Раскрась круг красным цветом. Раскрась квадрат синим цветом.

Какие животные похожи на фигуры?

Какие фигуры одинаковые по цвету?Какие фигуры одинаковые по размеру?Какие фигуры одинаковые форме?

Обведи фигуры.

Обведи фигуру и нарисуй рядом такие же.

Обведи фигуры и продолжи ряд.

Соедини линией похожие фигуры.

2. Математические задачи на счет до 3

Сосчитай точки.

Сосчитай звездочки.

Сосчитай сердечки.

Сколько груш на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сколько перцев на картинке? Покажи это число пальчиками.

Что нарисовано на картинке? Сколько предметов на картинке? Покажи это число пальчиками.

Сколько тарелок на картинке? Сколько пирожных на тарелке? Покажи это число пальчиками.

3. Сложение и вычитание

Реши примеры.

Было 3 кошки. 1 кошка убежала. Сколько кошек осталось?

4. Сравнение по длине, ширине и высоте

Что нарисовано на картинке? Какой инструмент длиннее, левый или правый? Что нарисовано на картинке? Какой инструмент короче, правый или левый? Кто выше, жираф или курица?

Что короче, иголка или ножницы?

5. Пространственное расположение (слева, справа, выше, ниже, по середине)

Кто находится левее, зайчик или козлик? Кто находится правее, зайчик или лягушка? Кто находится выше, слон или жираф?

Кто находится по середине? Назови животных на картинке.

Кто находится находится ниже всех? Назови животных на картинке.

6. Вопросы на знание домашних предметов. Их расположение и сравнение

Назови предметы и расскажи, когда ты их используешь? Покажи их дома.

Что находится левее, лампа или книга?

7. Вопросы на знание животных

Назови животных на картинке.

Кого больше, кошек или собачек?

8. Сравнение длины предметов (длиннее, короче, самый длинный, самый короткий)

Которая ложка короче?

Который стол длиннее?

Который автомобиль длиннее?

Который нож самый длинный?

Которая летучая мышь самая короткая?

mathematics-tests.com

Математика в 4 года, задачи по математике для детей от 4 до 5 лет

Счет и нумерация чисел

Сколько птичек на картинке? Обведи это число.

Сколько рыбок на картинке? Обведи это число.

Сколько зверушек на картинке? Обведи это число.

Сколько зверушек в клеточке? Обведи это число. Назови зверюшек.

Счет от 1 до 5

Сколько тигров на картинке?

Сколько слонов на картинке?

Сколько белок на картинке?

Сколько птичек на картинке?

Сколько автобусов на картинке?

Сколько машинок на картинке?

Сколько мотоциклов на картинке?

Закрашиваем клетки

Закрась 3 клетки.

Закрась 4 клетки.

Закрась 5 клеток.

Посчитай точки

Сколько точек на картинке?

Сколько точек на картинке?

Сколько точек на картинке?

Количественное сравнение предметов (больше, меньше)

Где больше кружек, справа или слева?

Где меньше тарелок, справа или слева?

В какой клетке больше предметов?

В какой клетке меньше предметов?

Работа с цветом

Какого цвета эти кружочки?

Покажи фигуры одного цвета.Покажи овощи и ягоды одного цвета.

Покажи фигуры одинаковой формы.

Геометрические фигуры

Покажи круг.

Покажи квадрат.

Покажи треугольник.

Покажи ромб.

Назови фигуры.

Раскрась круг красным цветом.Раскрась ромб зеленым цветом.Раскрась треугольник желтым цветом.Раскрась квадрат черным цветом.

На какие фигуры похожи эти предметы?

Покажи фигуры одинакового цвета.Покажи фигуры одинакового размера.Покажи фигуры одинаковой формы.

Покажи пирамиду.Покажи куб.

Обведи и продолжи ряд фигурами, которые тебе нравятся.

Издатель: СМИ "Математика в школе",

пр. Ленина д.33 корп. 3 офис 2, г. Чебоксары, Чувашия, 428000 , +7 (906) 384-18-43

mathematics-tests.com

Математика для детей 4 лет, что должен знать ребенок в 4 года?

Математика для детей 4 лет, что должен знать ребенок в 4 года? В 4 года ребенок уже обладает многими математическими знаниями. Ребенок в этом возрасте должен знать, как и где располагаются предметы: сверху, снизу, сбоку, сзади, слева, справа или посередине.

Геометрические фигуры в возрасте четырех лет для ребенка должны уже изучаться. В этом возрасте нужно знать ребенку цифры от 0 до 9. Ребенок должен уметь считать до десяти свободно, уметь расставлять в правильном и обратном порядке цифры от одного до 5-ти. Математика для детей 4 лет это и умение сравнивать количество: предметов, цифр и т.д. Малыш должен понимать чего меньше, а чего больше. Что выше, что ниже. Уже пора уметь правильно писать цифры. Безусловно, математика это основной предмет, который ребенок четырех лет просто обязан знать, точнее его азы. Что ни говори, а именно математика развивает в человеке, ребенке острый ум, учит выполнять логические задачи, задания, помогает мыслить гибко. При помощи математики ребенок учитывает форму и размеры предметов, учится ориентироваться во времени и пространстве.

Как обычно учат детей четырех лет азам математики

Начнем с такого вопроса: как учить малыша считать правильно. Все-таки особенность памяти ребенка состоит в запоминании ими чего-либо, что оказывает на них сильное влияние и вызывает какие-либо эмоции: удивление, интерес, испуг, радость и т.д. По этой причине очень важно, чтобы малышу нравилось заниматься математикой для детей 4 лет. Обычно малыш не сразу понимает, почему после десяти идет именно одиннадцать, а не иная цифра, а после двадцати идет двадцать один. Детям свойственно часто путаться и менять цифры местами или же вообще пропускать их.

Когда занятия малышу интересны, время летит быстро и ребенок и сам не успеет заметить, когда выучит все цифры. К тому же, что очень удобно: для обучения счету не нужно обязательно сидеть за столом, а есть возможность передвигаться как угодно по помещению. Например, можно попросить посчитать малыша тарелки на кухне и сколько человек может поесть из пяти тарелок.

А как же учить малыша счету, чтобы ему было интересно это делать? В этом ребенку помогут стихи-считалки. Дома можно играться в магазин, детям четырех лет нравится процесс оплаты продуктов, вещей, игрушек и т.д. Можете даже поручить ему в магазине, расплачиваться за что-либо.

Стоит учесть, что просто зазубривать числа нельзя, нужно чтобы малыш усвоил, что цифры это количество. Ребенку четырех лет вы уже можете объяснять, откуда берутся цифры. В какое-то определенное время можно увеличить количество изучаемых цифр, на пять, потом десять, двадцать и т.д.

Для обучения математике ребенка 4 лет очень важно и играть с ним в специальные игры для этого.

Игра «Зайчики-мячики»

В этой игре взрослый помогает малышу познать пространственные характеристики мира изображений и предметов.

Но так как возраст уже более трех лет полагает и изучение более сложных предметов, то сейчас нужно делать уклон и на количество. Пока детям еще нелегко дается счет, но сдаваться нельзя и нужно настаивая на своем заниматься с детьми математикой в свободное время каждый день.

Цели данной игры

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Уметь правильно искать  пространственные положения: справа, вверху, внизу, слева. Формировать умение сравнения многих  предметов по их количеству. Уметь отвечать на такие вопросы как: чего больше, чего меньше при помощи выражений – «больше», «меньше», «столько», сколько», «поровну».

Для игры вам понадобится:

три карточки, разделенные по-разному на клетки

шесть изображений мечей: два маленьких, три очень маленьких, один большой.

Правила игры

Ребенку показывают игру зайчиков с мячиками, для этого положив мячики в клетку зайчиков.

Что делать в игре

Находить мячики нужной величины, определять на карточке пространственное направление заданное взрослым и раскладывать там мячики.

Ход игры

Вы должны рассказать ребенку, что зайчик или много зайчиков пожелали поиграть в мячик. Нужно предложить малышу подобрать мячик нужной величины: большой зайчик, значит большой мячик. Спросите ребенка: чего больше, чего меньше. Побудите его к ответу такими выражениями как: меньше, поровну, больше. Расскажите ребенку о том, как зайчик играл с мячиком: подбрасывал его вверх ил вниз, влево или вправо. Дети должны показывать то место, куда попал мячик:  кладется мяч внизу, вверху, слева, справа от зайчика.

Нужно следить за тем, что делает ребенок, обращать внимание на ошибки ребенка, хвалить его за успехи.

Стоит обратить внимание на такой факт при обучении математике для детей 4 лет при помощи данной игры. Вы должны предложить взять мячик, который по своему размеру подойдет зайчику: маленький мячик - маленькому зайчику и т.д.

Игра под названием «Три медведя»

Наблюдая за малышом можно заметить, как он собирает без ошибок пирамидку, умеет хорошо складывать матрешку, собирать вкладыши-стаканчики. Только вот объяснить словами как предметы отличаются по величине, он не всегда может. Поэтому важно научить малыша не только просто подбирать предметы по величине, учить строить из них ряды в  разных порядках: убывающем или возрастающем порядке, но и учить отражать свои  любые действия в речи.

Цели данной игры

Формировать умение сравнения  предметов по величине и учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Обучая математике для детей 4 лет учить их обозначать словами размерные отношения: поменьше - самый большой - самый маленький.

Для игры нам понадобятся такие предметы:

Карточка, которая разделена на три полосочки: на первой - самый большой медведь Михайло Потапыч, на 2-ой - медведь который поменьше - это Настасья Петровна, на третьей – самый маленький медвежонок Мишутка.

Много различных карточек со стульями, ложками, чашками, столами разных размеров три рисунка каждого из предметов, по размеру.

Правила игры

Нужно каждому медведю давать предмет в зависимости от того какая величина его. Сравните предметы между собой и скажите словами об итогах своего сравнения.

Действия в игре:

Подбирать предметы, которые разные по величине.

Ход игры

Вы должны предложить дать предмет каждому мишке: самому большому медведю - самый большой предмет и т.д. Нужно следить за действиями ребенка, обращать внимание его на ошибки, хвалить за успехи.

best-mother.ru


Смотрите также