Диагностика психического развития детей второго-третьего года жизни. Диагностика развития ребенка 3 лет


Диагностика развития ребенка до 3 лет (Мюнхенская таблица)

Реакция 50% детей 90% детей Развитие общих движений (ходьба) Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. 11,5 м. Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. 1 г. 0,5 м. Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. 1 г. 1 м. Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. 1 г. 1,5 м. Идет придерживаемый за руку. 11 м. 1 г. 2 м. Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. 1 г. 3 м. Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4 м. Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м. Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. 1 г. 5,5 м. Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. 1 г. 6 м. Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. 1 г. 7 м. Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. 1 г. 7,5 м. Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. 1 г. 8 м. Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. 1 г. 9 м. Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. 1 г. 10 м. Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. 1 г. 11 м. Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. 2 г. Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. 2 г. 2 м. Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м. Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. 2 г. 4 м. Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. 2 г. 6 м. Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. 2 г. 7 м. Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. 2 г. 8 м. Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. 2 г. 11 м. Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. 3 г. Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. 3 г. 1 м. Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. 3 г. 4 м. Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. 3 г. 7 м. Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. 3 г. 9 м. Развитие движений кисти руки Снимает браслет с руки. 8 м. 10,5 м. Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. 11 м. Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. 11,5 м. Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. 11,5 м. Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. 1 г. 1 м. Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. 1 г. 1,5 м. Бросает два шарика в банку. 11 м. 1 г. 2,5 м. Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. 1 г. 3,5 м. Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4 м. Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м. Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. 1 г. 5,5 м. Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. 1 г. 6 м. Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м 1 г. 4 м. Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. 1 г. 8 м. Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. 1 г. 9 м. Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. 1 г. 10 м. Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. 1 г. 11 м. Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. 2 г. 1 м. Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м. Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. 2 г. 4 м. Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. 2 г. 6 м. Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. 2 г. 7 м. Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. 2 г. 8 м. Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. 2 г. 10 м. Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. 3 г. Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя). 2 г. 5 м. 3 г. 2 м. Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. 3 г. 3 м. Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. 3 г. 4 м. Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. 3 г. 6 м. Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. 3 г. 7 м. Восприятие взаимосвязей Находит предмет под чашкой. 8 м. 11 м. Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. 1 г. Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. 1 г. 1 м. Кладет крышку на банку. 10 м. 1 г. 2 м. Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. 1 г. 2,5 м. Пробует рисовать карандашом. 11 м. 1 г. 3 м. Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. 1 г. 4 м. Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. 1 г. 5 м. Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. 1 г. 6 м. Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м. Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. 1 г. 8 м. Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м. Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. 2 г. Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. 2 г. 1 м. Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. 2 г. 3 м. Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. 2 г. 4 м. Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. 2 г. 5 м. Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров – 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. 2 г. 7 м. Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. 2 г. 8 м. Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. 2 г. 9 м. Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. 2 г. 11 м. Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. 3 г. 2 м. Развитие речи Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м. Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. 1 г. Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. 1 г. 1 м. Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. 1 г. 1,5 м. Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. 1 г. 2,5 м. Говорит два осмысленных слова. 11 м. 1 г. 3 м. Говорит три осмысленных слова. 1 г. 1 г. 4,5 м. Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. 1 г. 6 м. Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м. Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м. Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. 1 г. 9 м. Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м. Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м. Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м. Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. 2 г. 4 м. Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. 2 г. 7 м. Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. 2 г. 8 м. Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”. 2 г. 2 г. 9 м. Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м. Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. 3 г. Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. 3 г. 2 м. Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. 3 г. 3 м. Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. 3 г. 5 м. Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. 3 г. 6 м. Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. 3 г. 8 м. По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. 3 г. 9 м. Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. 4 г. К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. 4 г. 3 м. Понимание речи Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. 11 м. Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. 11,5 м. Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. 1 г. 0,5 м. Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. 1 г. 2 м. Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. 1 г. 3 м. В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. 1 г. 4 м. Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м. Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. 1 г. 6 м. Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. 1 г. 7 м. Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. 1 г. 8 м. Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м. Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м. Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. 2 г. Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляются три картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. 2 г. 1 м. Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м. Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. 2 г. 4 м. Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. 2 г. 5 м. Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м. Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба – летит, плывет). 2 г. 2 г. 8 м. Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. 2 г. 9 м. Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. 2 г. 11 м. Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. 3 г. Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. 3 г. 1 м. В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. 3 г. 3 м. Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. 3 г. 7 м. Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. 3 г. 9 м. Социальное развитие Может отклонять просьбы протестом. 8 м. 11 м. В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. 1 г. 0,5 м. Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. 1 г. 1,5 м. Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. 1 г. 2,5 м. Катит мяч взрослому. 11,5 м. 1 г. 3,5 м. Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. 1 г. 4,5 м. Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. 1 г. 5 м. Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. 1 г. 7 м. Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. 1 г. 8 м. Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. 1 г. 9 м. Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м. Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. 2 г. Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. 2 г. 2 м. Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м. Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м. Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. 2 г. 10 м. Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. 3 г. Самостоятельность Стягивает шапку с головы. 7,5 м. 10,5 м. Берет кусочки хлеба и съедает их. 8,5 м. 11 м. Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат. 9 м. 1 г. При одевании пробует помочь собственными движениями. 10 м. 1 г. 1,5 м. Сам снимает расстегнутые туфли. 11 м. 1 г. 3 м. Сам держит стакан, когда пьет. 1 г. 1 г. 4,5 м. Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается). 1 г. 1 м. 1 г. 6 м. Иногда ест вилкой. 1 г. 2 м. 1 г. 7 м. Самостоятельно пьет из чашки. 1 г. 2,5 м. 1 г. 8 м. Трет руки под струей воды. 1 г. 3 м. 1 г. 9 м. Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может). 1 г. 4 м. 1 г. 10 м. Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость через край. 1 г. 5 м. 1 г. 11 м. Поверхностно вытирает руки полотенцем. 1 г. 6 м. 2 г. 1 м. Снимает расстегнутую куртку. 1 г. 7 м. 2 г. 2 м. Интересуется секрецией взрослых. 1 г. 8 м. 2 г. 3 м. Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть. 1 г. 9 м. 2 г. 4 м. Снимает нижнюю сорочку, без рукавов. 1 г. 10 м. 2 г. 6 м. Надевает сапоги или туфли. 1 г. 11 м. 2 г. 7 м. Надевает нижнюю сорочку, без рукавов. 2 г. 2 г. 7 м. Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. 2 г.1 м. 2 г. 7 м. Сам расстегивает большие пуговицы. 2 г. 2 м. 2 г. 11 м. Иногда остается сухим в течение дня. 2 г. 3 м. 3 г. 1 м. Остается сухим во время обеденного сна. 2 г. 4 м. 3 г. 2 м. В течение дня, как правило, сух и чист. 2 г. 6 м. 3 г. 5 м. Сам одевает брюки. 2 г. 7 м. 3 г. 6 м. Как правило, сухой ночью. 2 г. 9 м. 3 г. 9 м. Полностью одевается под руководством. 3 г. 4 г. 1 м.

deti-blog.ru

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 3-4 лет

Приступая к обследованию ребенка младшего дошколь-зого возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмо-ижонально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состоя-нже ребенка и только после этого предлагает ему выпол-нжть следующие задания (см. табл. 3).

Задания для обследования детей 3—4 лет

Наименование задания

1

Поиграй (набор сюжетных игрушек)

..2}

Коробка форм

3

Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)

4

Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера)

5

Сложи разрезную картинку (из трех частей)

6

Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант ме­тодики С. Л. Новоселовой)

7. Найди пару (сравнение картинок)

8. Построй из кубиков

9. Нарисуй

10. Сюжетные картинки

1, ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание на-влено на выявление уровня развития игры: отношение § игрушкам и развитие предметно-игровых действий, уме ние произвести по подражанию несколько последователь­ных игровых действий.

Оборудование: кукла, детская коляска, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежно­стями, буфет с набором посуды), строительный набор, ма­шинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с куклой: «Посади ее в коляску и покатай». Ес­ли ребенок катает куклу, взрослый предлагает ее покор­мить: «Посади ее за стол и покорми». В случаях отказа от игры с куклой ребенку предлагают нагрузить кубики в машинку и отвезти их на другой столик.

Обучение: если ребенок не начинает играть, взрослый дает ему мячик и предлагает покатать друг другу, затем сажает куклу в коляску, предлагая ее прокатить. В даль­нейшем сажает куклу за стол, просит ее покормить, т. е. взрослый включает ребенка в совместную игру.

Оценка действий ребенка: проявление интереса к иг­рушкам; наличие интереса к одной игрушке; характер действий с ними — адекватные или неадекватные, специ­фические или неспецифические манипуляции, предметно-игровые действия, процессуальная или сюжетная игра, выполнение игровых действий по подражанию. (Всего на игру отводится 10—15 мин.)

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, т. е. умения пользоваться методом проб при выполнении практических задач.

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямо­угольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигура­ми, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: психолог берет одну из фи­гур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред­лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не мо­жет найти нужную прорезь, а пытается силой заталкивать фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно по­казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер­стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру­гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — хаотичные действия или целенаправленные пробы; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (четырехсоставную). Задание направлено на проверку уровня развития ориен­тировки на величину.

Оборудование: четырехсоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать ее. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, что­бы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: психолог показывает ребенку, как складыва­ется сначала двусоставная, а затем трехсоставная и четы­рехсоставная матрешки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

<:«? ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК (адаптированный вариант методики Л. А. Венгера). Задание направлено на выявле­ние уровня развития восприятия формы, умения исполь­зовать геометрические эталоны (образцы) при определе­нии общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, раз­мер каждой стенки 20x20 см) одного цвета с изображен­ными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображен квадрат, на вто­рой — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 пред­метов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коро­бок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, елочка, формочка и др.) и 8 — по­хожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (см. табл. 4).

studfiles.net

Показатели развития детей третьего года жизни и диагностика

Линии

развития

Показатели

Методика выявления

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.

Подбор к образцу.

Общие движения (О)

Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см).

Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика.

Игра (И)

В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия.

Материал: разные сюжетные игрушки для игры в доктора, парикмахера, продавца. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действий.

Речь активная (РА)

Строит предложения из 3 и более слов.

Вопросы: «Где?», «Куда?»

Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую для него тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов.

Навыки (Н)

Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно надевает шапку, рубашку, штаны, пальто.

3 года

Сенсорное развитие (С)

Называет 4 основных цвета.

Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз.

Общие движения (О)

Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом.

Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия.

Игра (И)

В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор».

Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом.

Речь

активная (РА)

Употребляет сложные предложения.

Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение.

Навыки (Н)

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.

Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

studfiles.net

Диагностика психического развития детей второго-третьего года жизни

(Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова)

Диагностика ситуативно-делового общения ребенка со взрослым

(второй год жизни)

Общие рекомендации по организации

Диагностика включает в себя создание взрослым четырех диагностических ситуаций и фиксацию результатов в протоколе определенных эмоциональных и поведенческих особенностей ребенка.

Прежде чем привести малыша в помещение, в котором будет проводиться обследование, взрослый старается расположить его к себе, чтобы ребенок почувствовал себя непринужденно и охотно последовал за ним. Если малыш проявляет интерес к каким-нибудь предметам, находящимся в комнате, следует удовлетворить его любопытство, а затем постепенно привлечь внимание к игрушкам.

Организуйте диагностические пробы в паре: один студент общается с ребенком в условиях диагностических ситуаций, а второй фиксирует результаты в протоколе, наблюдая за ходом диагностики. Анализ протоколов осуществляется каждым студентом индивидуально. Каждый студент диагностирует 2 детей (мальчика и девочку).

Описание диагностических ситуаций Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели: определение предпочтения ребенка в выборе одного из двух видов деятельности — общения или действий с предметами; выявление уровня инициативности ребенка в общении и предметной деятельности.

Организация предметной среды. На маленьком детском столике раскладываются следующие предметы: 2—3-составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка (желательно в виде человечка, животного или птички), несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа. Рядом со столиком стоит детский стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

Процедура проведения диагностической пробы. Подведя ребенка к столику с игрушками, взрослый садится на стульчик неподалеку от него, не проявляя никакой инициативы. Проба продолжается в течение 1 минуты. За это время ребенок может либо заняться индивидуальной игрой с игрушками, либо инициировать ситуативно-деловое общение со взрослым. Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к ситуации 2. Если ребенок сразу же обращается к взрослому, он отвечает на его инициативу и переходит к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность»

Цель: определение уровня развития предметной деятельности ребенка.

Организация предметной среды. Та же.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поиграть с ними. Он может обратиться к ребенку, например, с такими словами: «Машенька, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. Какая красивая! А где машинка? ... А это что? Поиграй с этими игрушками».

Если ребенок принимает предложение и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ним в течение 10 минут, делая соответствующие отметки в графе «Индивидуальная предметная деятельность» протокола регистрации параметров предметной деятельности. Если ребенок по ходу индивидуальной игры обращается ко взрослому, тот делает соответствующие пометки в графе «Ситуативно-деловое общение» протокола регистрации параметров ситуативно-делового общения.

При условии, что за время данной пробы ребенок ни разу не обратился ко взрослому, по истечении 10 минут следует перейти к следующей ситуации.

studfiles.net


Смотрите также