Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации. Цвета для ребенка 3 лет


развивающие игры, стишки, песенки, мультики, упражнения. Как учить цвета радуги по порядку детям? В каком возрасте ребенок начинает различать и должен знать цвета?

Статья расскажет вам о том, как правильно научить цветам ребенка.

В каком возрасте ребенок начинает различать и должен знать цвета?

Родители должны всегда помогать своим подрастающим детям познавать мир и изучать все вокруг. К примеру, знакомиться с цветами малышам бывает достаточно сложно, ведь они имеют множество оттенков и не всегда ярко выражены. Однако это очень полезно для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, выражать свои мысли и желания.

Маленькому ребенку очень сложно понять, что цвета бывают разными, хоть он и начинает их различать с тех пор, когда уже начинает полноценно видеть. Ощущать разницу между цветами малыш сможет лишь тогда, когда он научится говорить, а это случается приблизительно в 2 года. До этого возраста молчание ребенка считается допустимым, но не позже.

Учить ребенка цветам следует «с первых слов». Начинайте с простого и знакомьте ребенка с основными цветами: синий, красный, зеленый и желтый. Потом со временем увеличивайте «порцию знаний», добавляя новые слова: розовый, черный, фиолетовый, оранжевый, голубой и так далее.

Ваши занятия с ребенком должны быть регулярными. Не отчаивайтесь, если ребенок ленится, плохо запоминает или неправильно произносит названия цветов. Главное – ваше усердие и интересный подход к образовательному процессу в форме игры, способный увлечь малыша и ненавязчиво обучать жизненно важным вещам.

ВАЖНО: Правильным будет начинать учебный процесс ранее, чем в 2 года и с первых сознательных шагов малыша (первое слово, самостоятельные шаги, развлечения с игрушками, прогулки на свежем воздухе, просмотр мультфильмов) уже знакомить с названиями предметов и их цветами. Со временем полученные знания будут лучше усваиваться и закрепляться в сознании.

Обучение ребенка после 1 года:

  • Можно играть с пластилином (пластилиновое тесто, как вариант) и называть ребенку цвета липкой массы. Трогая пластилин, контактируя с ним напрямую, он сможет легче запомнить его цвет.
  • Эффективными так же считаются игры с конфетами или леденцами, распределяя их между игрушками или куклами. Этими конфетами можно кормить любимых мишек или щенков, называя действие, к примеру, Мишутка любит красные конфеты, а Машенька желтые.
  • Познание окружающего мира на прогулках. Для этого достаточно ходить по зеленой траве, смотреть в синее небо или на красный дом, называя цвет каждого предмета или явления (светит желтое солнышко, растет зеленая трава, падают оранжевые листики).

Обучение ребенка после 2 лет:

  • Ребенок, обладающий небольшим словарным запасом, гораздо легче общается с родителями, с большим интересом занимается на обучающих уроках.
  • Такому малышу можно включать образовательные мультики, где очень четко называют цвета разных предметов.
  • Хорошо поиграть в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
  • Любимым игрушкам можно придумать интересные истории, связывая их с цветом. Например: жила-была машинка, но однажды она упала со стола в корзинку с красными ягодками и сама стала красной.

ВАЖНО: На каждом занятии с ребенком следует проходить три этапа: повторение, знакомство с новым материалом и закрепление. Ориентируйтесь на то, как ведет себя малыш, хочет ли он учить новые цвета и может ли запомнить названия. Если нет, просто повторяйте и закрепляйте уже изученные.

Правильное обучение цветам маленького ребенка

Как правильно учить с ребёнком цвета на русском языке в игровой форме: приемы

Удивительно, но некоторые способные малыши могут различать несколько цветов уже до года. Однако в этом заслуга не только хороших врожденных данных ребенка, но и настойчивости родителей, уделяющих достаточное количество внимания своим детям. Известно, что на познавательную активность ребенка так же влияет развитие его моторики (мелкой), поэтому и другие занятия не следует игнорировать.

ВАЖНО: Чтобы ребенок быстро запоминал названия цветов, все слова следует вводить постепенно. Но перед началом таких уроков, его следует обязательно познакомить с красками, пластилином, карандашами.

Эффективные и игровые приемы:

  • Называем все правильно и четко. Это не то, чтобы игра – а привычка. При любых занятиях следует обязательно называть цвета предметом. Например: хочешь я налью тебе чай в СИНЮЮ чашечку или давай наденем вот эту КРАСНУЮ кофточку.
  • Сравнение. Называя один из цветов, вам обязательно следует сравнивать его с тем, что так хорошо уже знакомо малышу. Например, машинка голубая, как небо, а блинчик желтый, как солнышко.
  • Спрашивать «что тебе нравится». Привязывая к названиям цветов свои чувства (нравится или не нравится цвет), ребенок легче и быстрее запоминает их. Например: мне нравится розовый и не нравится черный.
  • Смена обстановки. Иногда образовательный процесс наскучивает ребенку только потому, что происходит одинаково и всегда в одном помещении. Смена обстановки поспособствует тому, чтобы малыш проявил интерес к урокам. Тем более, что заниматься можно не только, навязывая знания, но и «между прочим». Например, если вы в магазине, не поленитесь заехать в отдел овощей и фруктов, чтобы назвать все их цвета.
  • Развлечения. Если малышу трудно воспринимать простую речь родителей, вы можете заменить ее песенками и звучными стишками, которые воспринимаются намного легче и приятнее, легко запоминаются на долгое время.
Игровые формы обучения детей цветам

Учим цвета с ребёнком в игровой форме: развивающие игры по цветам для детей 2 – 4 года

Изучение цветов в игровой форме:

  • Распределение по группам. Для этого можно использовать цветной картон и упаковку губок для мытья посуды. Из картона вырежьте одинаковые по диаметру круглые тарелки, а из мягкой части губок кубики. Предложите малышу правильно рассортировать кубики по тарелочкам (естественно, у них должны быть одинаковые цвета). То же можно проделать с пуговицами, цветным конструктором или леденцами.
  • Раскраски. Для этого вам пригодится упаковка цветных карандашей или краски, а так же шаблон или картинка для раскрашивания. Лучше выбирать простые шаблоны без мелких деталей и крупного размера: яблоко, апельсин, банан, солнышко, тюльпан, море, туча. Раскрашивая, называйте цвета четко и рассказывайте: почему они такие, на что похожи и какие красивые.
  • Охота. Для этого вам следует подготовить корзинку или небольшой пакет, а потом расположить по дому игрушки или предметы разных цветов. После этого можно выходить с ребенком «на охоту», собирая все красного или, к примеру, только синего цвета.
  • Игра с продуктами. Это занятие не подразумевает игру прямым текстом, но разрешает ребенку напрямую контактировать с предметами, которые он раньше не трогал и не щупал. Вы можете разложить перед ним на столе разные овощи (помидор, огурец, перец), фрукты (банан, апельсин, яблоко) и другие продукты: молоко в бутылке, упаковку риса или макарон. Попросите малыша рассортировать все по цветам.
  • Игра «Цветное лото». Его можно приобрести или сделать самостоятельно. Для этого следует иметь цветной картон и принтер, на котором можно распечатать карточки. Задание очень простое – доставать из мешочка или коробки фишку (вырезанную из цветной бумаги) и класть на ту ячейку карточки, где есть соответствующий цвет.
Игры, с помощью которых можно позволить ребенку выучить новые цвета

Как учить цвета радуги по порядку детям?

Для веселого и быстрого заучивания названий цветов радуги существует веселая поговорка. Первая буква в каждом слове поговорки должна вызывать у ребенка ассоциации с названием цвета. Для более взрослых деток, которые могут запомнить более, чем 1 или 2 строчки, можно предложить для заучивания стишков про цвета радуги.

Поговорка для заучивания цветов радугиСтишки для запоминания цветов радуги

Учим цвета с ребенком: стишки про цвета

Стишки – маленькие и звучные, помогут детям быстрее и качественнее заучить наизусть названия цветов.

На светофоре цвет опасный,Запомните – он красный,Тот цвет предупреждает,Что транспорт проезжает.

Такой же цвет, как апельсин,Хурма, облепиха и мандарин,Оранжевым зовется он,Он дарит яркий свет, тепло!

Солнце желтое на небеВысоко и ярко светит,Согревает всех ребят,Что под солнышком сидят.

Зеленое дерево, кустик зеленый,Он добрый цвет, мягкий и очень веселый,Зеленый цвет лета, весны и травы,Зеленый цвет мягкой и сочной листвы.

Голубое небо большое очень радует,Голубые капельки с неба того падают,Голубые лужицы на асфальте светятся,Голубые капельки в лужах этих плещутся.

Синее небо вечером позднимВешает яркие бусинки-звезды,Блещет во тьме, не утихаяСиняя ленточка – речка лесная.

Цветом фиолетовым разукрашу домик,Окошко фиолетовое, дверь и подоконник,Цвет тот фиолетовый очень мне приятен,Бантик фиолетовым разукрашу, платье.

Белый снег зимою снежной,В белой снеговик одежде,Белый лед зимой на речке,В белых шапках человечки.

Черной ночью очень темной,Черный кот вздохнул так томно,Ничего коту не видноИ от этого обидно.

Розовые розочки расцвели в саду,В небе ярко розовом я нашла звезду,Розовый цвет добрый, розовый цвет теплый,Розовый бывает ярким и бывает блеклым.

Коричневый горшок на подоконнике,В коричневом горшке цветут бегонии,Я разверну обертку очень яркую,Коричневую съем конфету шоколадную.

Серый пес во дворе,Серый дождь в октябре,Тучи серые на небеГонит прочь холодный ветер.

Какой же он приятныйКрасивый цвет салатовый,Похож на травку весеннюю,На первую сочную зелень.

Во дворе сирени куст,Он красив, высок и густ,И цветы сиреневыеДарят настроение!

Как весело и интересно учить с ребенком цвета?

Учим цвета с ребенком: песенки про цвета

Взрослые дети будут с удовольствием разучивать и напевать песенки про разные цвета.

Песенка про оранжевый цветПесня про зеленый цвет

Учим цвета с ребенком – мультики: список, видео

В помощь родителям всегда будут развивающие мультфильмы. В которых есть не только стишки и песенки, но и события, приключения и сравнения, помогающие изучать все цвета.

Список подходящих мультфильмов:

Видео: «Учим цвета: мультфильмы»

Учим цвета с ребенком: упражнения

Упражнения:

  • Рисуем пальчиками. Прямой контакт ребенка с цветными красками позволит ему быстро и надолго запомнить названия цветов.
  • Наклейки. Для этого следует приобрести несколько листов наклеек (самых простых) и, приклеивая их на основу, называть цвета.
  • Строим пирамидку. Это простая игрушка, которая помогает детям быстро и играючи учить цвета, нанизывая каждое колечко на основу.
  • Цветные мячики. Их следует кидать и ловить, называя цвет мячика, который был пойман.
  • Опиши себя. Или любого другого члена семьи. Для этого следует называть все цвета, которые можно только увидеть.

Что ребенок познает раньше: цвет или форму?

Как правило, ребенку легче запомнить цвета и только после того, как он изучит основные, следует приступать к заучиванию и различению форм. Это будет и легче, и проще, а так же интереснее. В 2 года ребенок уже может знать основные фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Почему ребенок не запоминает цвета: причины

Перед тем, как приступать к образовательному процессу, следует осознавать, что каждый ребенок индивидуален и если один малыш с жаждой «глотает» каждую порцию знаний, другой может лениться, не хотеть этого и всячески противостоять урокам.

Почему ребенок не запоминает цвета:

  • Он еще слишком мал
  • Уроки скучны для него и не вызывают интереса
  • Вы даете ему слишком много информации, он просто не может ее запомнить всю сразу.
  • Вы преподносите информацию не качественно
  • Вы задействуете мало наглядностей и игровых упражнений
  • Ребенок отстает в развитии
  • У ребенка дальтонизм

Видео: «Как правильно учить ребенка цветам?»

Оцените статью

heaclub.ru

6 эффективных способов от детского офтальмолога, видео

Окружающий мир, благодаря его краскам, оттенкам и полутонам, является для детей основным источником информации, позволяющим стимулировать сложные процессы трехмерного изображения.

Мы учим цвета с ребенком для того, чтобы стимулировать дальнейшее развитие, помогая ориентироваться в разнообразии вещей, предметов, элементов живой и неживой природы.

Когда стоит начать обучение цветам?

Ребенок к первым 2-3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.

В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, желтый, синий и 1 сложный — зеленый. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока еще сложно. В каждом конкретном случае все зависит от развития речи и мышления.

Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2-3 лет, когда появится активный познавательный интерес.

Как научить ребенка различать цвета?

Существует множество методик, как научить ребенка цветам.

  • Для малышей 2 лет и младше занятие стоит проводить ненавязчиво, в игровой форме, прекращая при первых признаках усталости, переключая внимание. Использовать для обучения стоит предметы, имеющие ту или иную требуемую окраску.
  • В 3 года, когда просыпается интерес к сказкам, а словарный запас и пространственное мышление растет, стоит читать и рассказывать истории, стихи и произведения, останавливаясь на описании, стараясь не уходить от основного сюжета. Например: платье на принцессе было розового цвета, возле дома росла зеленая елочка, ветер развеял синюю тучку.
  • В 4 года старайтесь, чтоб ребенок рассказывал что-нибудь и старался описать конкретным цветом. Для этого задавайте ему наводящие вопросы.

6 способов, как выучить цвета с ребенком

Способ № 1. «Пробуждаем творчество»

Учимся различать цвета с помощью красок, пластилина, фломастеров и карандашей. Начинать обучение можно в 1-2 года. Краска должна быть нетоксична и хорошо отмываться.

У малышей в качестве красителя можно использовать свежевыжатый сок свеклы или ягод. Он безопасен, но пятна от него тяжелы в выведении.

Изначально рисовать придется родителю.

  • Четко и ясно произносите, каким цветом рисуете.
  • Разрешите ребенку провести пару линий или полностью закрасить лист бумаги.
  • Следите, чтобы ребенок не ел краски, фломастеры или карандаши.
  • Не начинайте изучать следующий цвет, пока малыш не начнет уверенно называть предыдущий.

С осторожностью используют восковые карандаши, так как дети их часто грызут, царапают ноготками и совершают попытки засунуть их в уши или нос.

Способ № 2. «Дорисовываем картинку»

Изучение цветов происходит пассивно. Используют данный метод у детей старше 4 лет, так как требуются определенные мыслительные навыки. Необходимо нарисовать картинку, в которой чего-то не хватает. Например, солнцу — лучей, зайцу — уха, ежику — иголок.

Ребенку предлагается несколько карандашей. Суть задания заключается в том, чтобы малыш различил цвета и выбрал правильный, чтобы закончить рисунок. По мере взросления картинка усложняется большим количеством деталей.

Способ № 3. «Игра с интерактивной игрушкой»

Современный обучающий метод, позволяющий родителям не особо заморачивать голову. Поможет и цвета выучить, и ранее изученный материал проверить. Сочетает все с песенками, стихами и загадками.

Обычно в каждую игрушку встроен хотя бы 1 светофильтр, основной целью которого является привлечение внимания ребенка.

Обязательно внимательно ознакомьтесь с инструкцией перед использованием. Поинтересуйтесь материалом, из которого изготовлен светофильтр и сама игрушка.

Возраст, рекомендованный для режимов, в которых изучаем цвета, в среднем колеблется от 1,5 до 2 лет, хотя может использоваться и детьми постарше. В случае наличия мелких деталей и разборных конструкций интерактивной игрушкой разрешают играть тем, кому уже исполнилось 3 года.

Способ № 4. «Сортировка»

Способ хорош для детей 3-4 лет. Необходимо попросить ребенка разложить все его игрушки по нескольким сортировочным кучкам в зависимости от цвета. Если ребенок мал, то первый раз, а то и два, пример сортировки по цветовой гамме проводить будет родитель.

Не переживайте, дети достаточно быстро учатся, а данный вид сортировки им даже нравится. Еще одним предметом, который любят сортировать малыши, являются лоскутки ткани. В настоящее время популярны так называемые игрушки-сортеры, которые помогают изучить цвета и формы.

Задавайте играющему с ними ребенку дополнительные вопросы, уточняйте, какого цвета должен быть тот или иной элемент, который необходимо вставить.

Способ № 5. «Цветовой день»

Детки в 4 года любят играть в цветовой день. Суть способа заключается в том, чтобы в течение дня находить предметы определенного цвета. Утром демонстрируете цвет, в течение дня ребенок в вашем присутствии пытается отыскать, увидеть и показать предмет того цвета, который вы загадали.

В конце дня подведите итоги. Можно придумать систему поощрений. Способ хорош тем, что вырабатывает внимательность и позволяет занять ребенка.

Способ № 6 «Я расскажу тебе о цветах»

Способ хорош для мам, использующих слинги, эргорюкзаки, или гуляющих с ребенком на руках. Мама рассказывает малышу все, что видит сама, активно описывая цвет предметов или явлений, которые она видит, привлекая внимание грудничка.

Считается, что хоть и начинают изучать цвета в более осознанном возрасте, в памяти ребенка формируются определенные смысловые связки, позволяющие ускорить процессы обучения в дальнейшем.

Заболевания, при которых невозможно выучить с ребенком цвета

Стоит помнить, что если ребенок в 4 года не различает цвета, не может запомнить то, что кажется элементарным, хочет учиться, но не может узнать один, два или даже три цвета, не ругайте его, а обратитесь к врачу-офтальмологу.

Существует наследственное заболевание дальтонизм, при котором распознавание цветов нарушено, поэтому такое развивающее занятие, как научить ребенка различать цвета, на время придется оставить.

Используя таблицы Рабкина, а затем определенный светофильтр, врач может установить нарушение чувствительности к 1, 2 или даже всем 3 основным цветам. Вылечить аномалию на данном этапе развития медицины невозможно. Однако для детей и взрослых были предложены очки с особо изготовленными линзами, работающими как светофильтр.

Очки изготавливаются специально, в зависимости от существующего нарушения чувствительности. Светофильтр может быть красный, синий, зеленый, а также сочетающий, как 2, так и 3 оттенка.

kroha.info

игры для детей 3–4 лет

Знакомство с цветами — одна из неотъемлемых составляющих программы развивающих занятий с дошкольниками. Иногда родители тревожатся, что трёхлетние малыши неправильно отвечают на «цветные» вопросы, не могут справиться с предлагаемыми заданиями, не называют оттенки и путаются в основных цветах. Спешим успокоить: можно не переживать, а вот чаще предлагать интересные и полезные игры и можно, и нужно.

Принципы изучения цветов

Регулярно во время общения с карапузом называйте цвета предметов, окружающих вас дома, в дороге, на прогулке:

  • зелёный огурец;
  • красная машина;
  • голубое небо.

Это несложно, но эффективно.

Периодически, как бы мимоходом, просите малыша принести что-либо, указывая цвет в качестве определяющей характеристики:

  • дай мне белую чашечку, пожалуйста;
  • принеси-ка мне зелёный шарик;
  • подай, пожалуйста, голубые колготки.

Так вы актуализируете теоретические знания ребёнка, предлагаете применять их на практике.

Чтобы привить навык самостоятельного сопоставления цветов, просите ребёнка выбирать цвет, не называя его непосредственно.

Например:

  • Возьмите в руки синий карандаш. Попросите малыша найти фломастер такого же цвета.
  • Перед прогулкой положите перед ребёнком несколько маек и предложите ему выбрать майку цвета солнышка.
  • Возьмите на прогулку ведёрко и несколько совочков разного цвета. Пусть ребёнок играет совочком такого же цвета, как ведёрко.

Подробнее о принципах изучения цветов вы можете прочитать на нашем сайте.

Но, конечно же, главный инструмент в обучении ребёнка цветам — интересные детские игры для 3–4 лет.

10 «цветных» игр для малышей

Игра 1: «Поезд»

Подготовка

Приготовьте цветной конструктор с крупными деталями и несколько маленьких разноцветных игрушек. Можно воспользоваться цветными рыбками из игры «Рыбалка» с магнитиком-удочкой, сувенирами из киндер-сюрпризов, резиновыми игрушками для купания.

Играем

Вместе с малышом сделайте несколько цветных поездов, составив из деталей конструктора цепочки одного цвета.

По сигналу машиниста все «пассажиры» должны занять свои места: красные игрушки — в красный «поезд» и т.д.

Игра 2: «Портной»

Подготовка

Приготовьте несколько кусков цветной однотонной ткани и пуговицы им в тон.

Играем

Разложите перед малышом 4 куска ткани и поставьте ведёрко с пуговицами. Карапуз должен разложить пуговицы по цветам: красные — на красную ткань и т.д.

Работая с мелкими предметами, кроха развивает ещё и мелкую моторику. А если подобрать разные по фактуре материалы, то это игровое упражнение обогатит ещё и тактильный опыт карапуза. Тройная польза!

Игра 3: «Стройка»

Подготовка

Перед игрой подготовьте для своего маленького строителя строительный материал. Для этого из плотной цветной бумаги надо вырезать детали дома: большой квадрат — основа дома, треугольник — крыша, круглые окошки и прямоугольная дверь. Можно добавить трубу на крышу и прочие элементы на ваше усмотрение.

Играем

Сначала предложите ребёнку собрать дом одного цвета, выложив перед ним соответствующие детали.

А теперь из оставшихся фрагментов надо построить другие дома. Главное, чтобы наши сооружения получались одноцветными.

А можно дать волю фантазии и сделать дом разноцветным: зелёная крыша на красном основании, синие оконца да жёлтая дверь. Красота!

Игра 4: «Собери букет»

Подготовка

Для игры надо приготовить 4 цветные вазы и по три цветка каждого цвета. Вы можете сделать вазы из обрезанных пластиковых бутылок, из бумаги в технике оригами или вырезать заготовку из картона. Цветы можно сделать из цветной проволоки, из пластиковых ложек или, опять же, из бумаги. При желании материалы для этой игры можно смастерить заранее, пригласив к творческому процессу и малыша.

Играем

Расставьте перед ребёнком вазы, а цветы поместите в отдельную ёмкость. Задача флориста — собрать одноцветные букеты, поставив их в вазу соответствующего цвета. Просто, весело, интересно!

Игра 5: «Цветные курочки»

Подготовка

Чтобы приготовить материал для этой игры на изучение цвета, вам понадобятся небольшие цветные одноразовые стаканы, цветная бумага, клей, карандаш и ножницы. Нарисуйте на каждом листе курицу и 5 яиц. Если нарисовать курицу самостоятельно не получается, можно скачать и распечатать шаблон из интернета. Вырезаем заготовки, куриц приклеиваем к стаканам соответствующего цвета, а яйца складываем в «лоток».

Играем

Расставьте перед крохой курочек. Надо для каждой из них собрать яйца. Конечно, цвета курочек и яиц должны непременно совпадать. Не забывайте комментировать, какой цвет сейчас перед малышом.

Игра 6: «Найди пару»

Подготовка

Приготовьте несколько пар вырезанных из бумаги цветных фигур. Можно использовать не только однотонные, но и цветные заготовки — например, красные кружочки с зелёными полосками или жёлтые звёздочки на синем фоне.

Играем

Выкладываете перед ребёнком последовательность заготовок, комментируя свои действия:

  • красный кружок;
  • синий квадрат;
  • зелёный овал.

Малышу надо повторить последовательность по образцу.

Игра 7: «Бусы»

Подготовка

Нарисуйте на плотном листе бумаги бусы: соединённые тонкой линией цветные шарики в произвольной последовательности цветов. Из цветной бумаги вырежьте цветные кружки.

Играем

Ребёнок должен закрыть кружками соответствующие бусинки на рисунке.

Игра 8: «Цветное лото»

Подготовка

Построенные по принципу лото настольные игры для самых маленьких развивают внимательность, усидчивость и мелкую моторику. А если сделать все карточки определённых цветов, мы получаем прекрасный тренажёр для изучения цвета.

Играем

Перед малышом карточки на 6 секций, в каждой из которых изображены рисунки одного цвета:

  • зелёный шар;
  • зелёный дом;
  • зелёный цветок;
  • зелёные часики;
  • зелёная тарелка;
  • зелёная машина.

Надо отыскать нужные картинки и правильно закрыть все секции. Можно делать карточки не только цветными, но и тематическими. К примеру, на жёлтой карточке все картинки соответствуют осенней тематике, а на белой — зимней.

Карточки для лото можно купить в магазине, скачать в интернете или сделать самостоятельно, подбирая фрагменты так, чтобы получить от игры максимум пользы и удовольствия.

Игра 9: «Сортёр»

Подготовка

Сделать цветной сортёр своими руками несложно. Возьмите большую коробку, например, из-под обуви. Обклейте её цветными бумажными полосами. Посреди каждой полосы прорежьте сквозное отверстие. Для сортировки удобно использовать небольшие прищепки, скрепки, счётные палочки, фигурки из картона, небольшие детали конструктора, мозаику. Разумеется, не выпускайте из поля зрения малыша, играющего разнообразной мелочёвкой.

Играем

Насыпаем перед карапузом мелкие предметы и следим, как лихо он справится с заданием: рассортировать их по соответствующим отсекам самодельного сортёра.

Игра 10: «Цветное чтение»

Чтение вслух детям 3–4 лет очень полезно. Слушая взрослого, маленькие непоседы пополняют пассивный словарный запас, знакомятся с богатством родной речи, развивают интеллект и эмоции. А что, если выбирать для чтения «цветные» стихотворения, рассказы, сказки? Начните, например, с «Цветной книги» С. Маршака.

А можно почитать вот такие стихи:

Меркнет тут же жёлтый цвет,Если солнца в небе нет.А зелёный исчезает,Когда белым засыпаетСнегом землю. ГолубойВ ясный день всегда с тобой.Красный прячется в закате:Горизонт, как на плакате,Тонет в яркости тонов,Приглашая в царство снов.

(Т. Красюк)

Нарисую дом зелёныйПод еловой крышей —Сколько хочешь шишекБудет белке рыжей.

А потом, а потомНарисую синий дом,Комнат в доме много —Все для осьминога.

Белый нарисую домС толстым ледяным стеклом:Радуйтесь, соседи, —Зайцы да медведи!

Без окошек чёрный дом,Запертые двери.Отсыпайтесь, совы, днём,И ночные звери.

Напоследок красный дом,Расписные стёкла.Пусть живёт матрёшка в нём,Красная, как свёкла.

(Я. Аким)

Учите цвета интересно и весело! А наши игры вам в этом помогут. Счастливого родительства, друзья!

 

nii-evrika.ru

Изучаем с ребенком цвета

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

 

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета; малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

 

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Советы родителям

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно. Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

 

Развивающие игры

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

Цвет любимой игрушки. В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке. Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

Домики и человечки. Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики. Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

 

Радуга

Радуга в небе весеннем висела, Весело с неба на землю смотрела. Радостно мы улыбались в ответ: – Радуга-радуга, цвет-пересвет. Радуга в небе недолго висела, С неба на землю недолго смотрела: Растаяла... Что же на память она всем оставила? КРАСНЫЕ маки, ЖЕЛТЫЙ песок, ЗЕЛЕНЫЙ зажегся На ветке листок. Жук ФИОЛЕТОВЫЙ Греет бока. СИНЯЯ плещет Река в берега. ОРАНЖЕВЫМ солнцем Согреты леса. А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза. (В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд. Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город. Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку. Что ты видишь? – Мышку. Она бывает белая, Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте. Она все время на охоте. Прощай, комарик несмышленый! А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок Вылез маленький цыпленок. Ой, смешной какой ты, Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу. Я сорвать его могу. Отнесу цветок домой – Колокольчик... (голубой) (Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски, Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная – вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры – красные ребятки. Красные тюльпаны на окне стоят, Красные знамена за окном горят.

Оранжевый Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится – На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже.

Желтый Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши на ветках висят. Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые, А за окном зеленый луг И домики беленые. С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых.

Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий В синем море – островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок – Синий-синий василек.

Фиолетовый Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна. (А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

www.2mm.ru

эффективные методы, интересные идеи и рекомендации

Интеллектуальный потенциал ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей – заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение – фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод – описание мира вокруг. Повторение – мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка – зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка – красная, лист – зеленый, солнышко – желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте методику Домана. Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения – несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них – залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.

Как научить ребенка различать цвета: список методик

  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Игровой метод.
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года – накапливание понимания разговорной речи. После – развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное – процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет – четыре основных.

Интересные идеи для игр после 1 года

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

  • Цветные кубики. Изначально концентрируйте внимание на одном цвете по принципу первичного ознакомления, только с меньшим интервалом времени между переходами к новому и повторению известного. Покажите два кубика разного окраса. Попросите выбрать среди них зеленый. Со временем увеличивайте количество разноцветных кубов, усложняйте процесс. Постройте домик для куклы или машинки.
  • Ассоциации. Игра с игрушечной посудой и другими предметами (например, мозаикой). Задание: расставить чашечки на соответствующие тарелочки, разложить в них мелкие цветные элементы. Сюда же можно отнести четкие ассоциации с фруктами или овощами: помидор – красный, огурец – зеленый, лимон – желтый, слива, баклажан – синие.
  • Мячики. Разбросайте по комнате мячи разной формы, текстуры и гаммы. Попросите сложить в корзинку только красные или только синие. Предложите ребенку найти и принести маленький зеленый, большой желтый предмет. Устанавливайте связь между цветом и формой.
  • «Радужное лото». В элементарном варианте на листе должны быть нарисованы четыре одинаковых разноцветных объекта. Они же дублируются поштучно. Задача: установить соответствие и разложить по местам. Это могут быть цветы, бантики, бабочки, машинки, домики, зверята. Меняйте заготовки. Один и тот же шаблон быстро надоедает, и малыш может утратить интерес. После полутора лет используйте шаблоны с геометрическими фигурами. Усложняйте задачи. Сделайте заготовки с отверстиями разной геометрической формы. Пусть теперь ребенок собирает отсутствующую картинку: красный квадрат, желтый круг и т. д.
  • Разрезные монохромные изображения. Это могут быть фрукты, овощи, фигуры, неваляшки или машинки. Один комплект – один вид объектов в четырех цветовых вариантах. Для ребенка 1-1,5 лет задание - собрать картинку из 2-3 паззлов, для двухлетки – из 4-5 штук.
  • Рисование. Развивается тактильное осознание. Для раннего творчества подойдут пальчиковые краски. Обратите внимание: ближе к двум годам чадо выбирает для рисования один цвет в зависимости от настроения. Один день он может рисовать только синим. В другой раз – только красным. Это характеризует его интеллектуальные достижения в данной сфере и психоэмоциональное состояние.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным – оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

Как научить ребенка различать цвета: советы и игры

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество – двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель – главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте – это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения – 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание – на первом месте, а уж потом – обучение.

Колористика в мире детства от 3 до 4 лет

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.

Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Советы: как научить ребенка различать цвета в 3-4 года

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации - и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие – считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.

Если кроха не проявляет интерес к игре – не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие – залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года – это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период – начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.

fb.ru

Изучаем цвета, формы и размер с ребёнком 1-3 лет

В этой статье я расскажу, как познакомить ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет с такими понятиями, как цвета, формы и размер. Именно раннее развитие детей приносит больше всего результатов в будущем. Поэтому в играх важно рассказывать малышу о том, какие предметы его окружают и какими свойствами они обладают.

Чтобы что-то запомнить, нужно это много раз проделать, повторить. Никуда от этого не деться. Хотите, чтобы малыш быстрее изучил цвета и формы, научился сравнивать предметы по размеру, проводите с ним развивающие занятия на эти темы.

Большой-маленький

Эти понятия объяснить довольно просто на примерах. Тут сравнений много. Папа большой, а малыш маленький. Лучше сначала сравнивать предметы одинаковые по форме, цвету: мячи, ложки, тарелки, кубики, машинки, куклы и другие игрушки. Хорошо запоминается то, что можно потрогать.

Когда ребёнок освоит разницу между большим и маленьким, можно вводить сравнения: больше, меньше, самый большой, самый маленький. Мне нравится сказка про Машу и медведей. В ней как раз рассказывается про эти понятия.

Изучаем геометрические фигуры и формы

Для этого тоже сначала нужно подобрать подходящий материал: мячи, кубики, картинки с изображением разных фигур, отлично подойдут вырезанные из картона фигуры, игрушки-сортеры, рамки-вкладыши.

Во время игры обязательно обращаем внимание на особенности фигур. Круг без углов, он может катиться, как колесо. Квадрат имеет 4 угла и равные стороны. У треугольника 3 угла, а прямоугольник имеет 2 длинные стороны и 2 короткие. Фигуры с углами не катятся.

Можно подготовить карточки с изображением фигур и регулярно их показывать малышу. Карточки должны быть большими, размером с лист А4. Так будет проще обратить на них внимание малыша.

Рамки вкладыши наглядно покажут, что фигуры отличаются. Пытаясь вставить в отверстие, ребёнок учится понимать, что в его руке такая же, либо неподходящая фигура. То же самое и с сортерами.

Фигур на самом деле достаточно много: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, крест, звезда, месяц, кольцо, сердечко и т.д. Кроме того есть и объёмные фигуры: шар, куб, пирамида, конус, призма и т.д.

Детский мозг впитывает всё, как губка. Ему постоянно нужно давать новые знания, поэтому не бойтесь показывать фигуры с трудным названием: параллелограмм, треугольник. Конечно, в 2 года не каждый ребёнок произнесёт такие слова, но образ он запомнит.

Моей дочке понравился ромб. Слово оказалось для неё простым. И теперь она узнаёт его на картинках и называет «вомб». А при виде сердечка стучит кулачком в грудь.

Изучаем цвета с ребёнком

Сначала изучаем самые основные цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. Потом добавляем новые.

Для игр на изучение цветов пригодятся и цветные воздушные шары, ленты, нарисованные и вырезанные цветочки, фигуру и т.д. В любой детской книжке можно обратить внимание на цвет деталей на картинках. К примеру, читая книжку, показывайте все зелёные предметы. Поищите цвета вокруг, попросите малыша показать их. К уже известным предметам добавляйте свойство цвета: мяч синий, погремушка красная. Первые игрушки ребёнка не должны быть сложных цветов. Всё равно малыш сначала различает контрастные цвета, потом начинает отличать жёлтый, красный и т.д. Поэтому в первые месяцы для развития ребёнка рекомендуют показывать чёрно-белые крупные изображения.

Можно попробовать разложить игрушки по цветам в несколько кучек, каждая своего цвета. Это наглядно продемонстрирует, что разные предметы можно объединить по цвету.

Чтобы занятия по изучению цветов были ещё интереснее, можно подобрать стихи на эту тему.

Рисование красками или карандашами тоже развивает цветовое восприятие. Можно взять 2 прозрачных стакана с водой и добавить в воду краску, например жёлтую и синюю. Ребёнок увидит, как вода поменяет цвет на его глазах и станет мутной. Это тоже полезный опыт.

Наглядно цвет могут продемонстрировать и продукты. Заодно ребёнок запомнит и их отличительные свойства. Банан и лимон жёлтые, апельсин и морковь оранжевые, огурец и укроп зелёные, клубника и помидор красные и т.д.

Освоить цвет помогут и игры с пластилином. К примеру, можно сделать несколько простых аппликаций, которые под силу ребёнку 1,5 лет. Можете посмотреть статьи на эту тему: Аппликация из пластилина или солёного теста «Божья коровка», Аппликация из пластилина или солёного теста «Рябинка».

Изучаем цвета формы и размер в одной игре

Объединить изучение цвета, размера и формы можно в следующей игре. Для неё надо нарисовать или вырезать из цветного картона разные фигуры. Фигуры должны отличаться не только по типу (прямоугольник, круг), но и по цвету и размеру. Так надо сделать несколько разноцветных треугольников. Какие-то из них будут маленькими, какие-то побольше. Также приготовить другие знакомые фигуры.

Игры могут быть следующими:

  • найти такую же по форме фигуру;
  • найти фигуры такого же цвета;
  • найти маленькие/большие;
  • найти все треугольники и т.д.
  • найти конкретную фигуру с указанием цвета и размера. Например большой красный круг.

Начинать надо с простого, с пары цветов или размеров. По ходу усвоения материала добавлять новые фигуры.

Есть уже готовые методические разработки. Например, логические блоки Дьенеша.

Во всём раннем обучении есть такой момент, что непонятно, насколько ребёнок усваивает информацию. Если малыш ещё не говорит, то это не значит, что он не понимает и не запоминает. Поверьте, Вы будете однажды приятно удивлены, когда ребёнок сделает попытку правильно назвать фигуру или цвет. Я понимаю, что иногда трудно мотивировать себя на занятия, ведь обратной связи нет. Не стоит откладывать изучение цвета, формы и размера до детского сада или школы.

Успейте вложить в своего ребёнка знания до трёх лет. Никогда потом он не будет с такой скоростью и упорством познавать новое.

А проверить, запоминает ли малыш или нет можно путём простого теста. Нужно задать ему вопрос с выбором одного из двух вариантов и попросить, чтобы он показал ответ. Покажите ему два предмета или две картинки и спросите, на какой из них нарисован круг. Пока ребёнок не говорит, он может просто показать рукой. Если ответил верно, то хвалим. Если нет, то показываем верный ответ и тоже хвалим. Такой тест нужно проводить редко, иначе дети быстро понимают, что их начинают проверять. А кто из нас любит тесты, контрольные и экзамены? Так вот, если на один и тот же вопрос в большинстве случаев ребёнок отвечает верно, то значит, он усвоил это понятие.

 Думаю, любая мама сможет провести такие простые занятия с малышом дома.

А усвоить цвета помогут развивающие мультики. Предлагаю посмотреть 7 коротких видео для малышей из серии “Учим цвета” канала  “KapukiKanuki — детям!” Каждый мультик посвящён одному из семи цветов радуги.

Желаю Вам и Вашим деткам нескучных занятий.

Екатерина

Другие статьи по данной тематике:

i-am-mother.ru

Как с ребенком выучить цвета

Как только маленький человечек появляется на свет, он тут же принимается с интересом и любопытством изучать окружающие его предметы. Их форму, жесткость, подвижность и, конечно же, цвет. И, чем старше становится ребенок, тем сильнее его тяга к познанию. Основная задача родителей — максимально помочь своему малышу сориентироваться в новом, неизвестном ему мире, сделать процесс обучения легким, интересным и познавательным.

Каждый родитель с первых дней жизни ребенка старался обозначить предмет и его цвет, окрас. Когда малыш немного подрастет, наступает момент целенаправленного изучения цветов и их оттенков.

С какого возраста нужно обучать детей

Необходимо отметить, что различать цвета ребенок начинает уже практически с первых дней жизни. В основном, в его восприятии цветовой гаммы в первое время лидирует солнечный желтый цвет и его оттенки. Немного позже к нему добавляются оттенки красного и оранжевого.

Пройдет несколько месяцев, и малыш начнет различать синий цвет и цвет сочной зелени. К полугодовалому возрасту в цветовую палитру добавится фиолетовый.

На основе цветовой гаммы предметов в совокупности с их формой и размерами у ребенка формируются основные знания об окружающем мире. Поэтому, чем быстрее будут получены знания о цветах, тем больше полезной информации сможет впитать в себя растущий ребенок.

Процесс познания длительный, требует понимания, терпения и хорошего настроения родителей и детей. Поэтому процесс обучения лучше отложить на время, когда и те, и другие находятся в хорошем расположении духа и готовы учиться, играя.Уже с первых дней общения с младенцем можно начинать обучение цветам. Разговаривая с ним, следует делать акценты на определение предметов. Например, солнышко желтое, травка зеленая, кошечка серая и т.д. Слушая речь родных, ребенок запоминает не только новые слова, но и то, какие они.

Суждение о том, что кроха в этом возрасте не понимает, о чем с ним говорят, не верное. Статистика показывает, что дети, которые с рождения слышат человеческую речь, растут более смышлеными, у них лучше развивается память, логика и мышление, чем те дети, которые меньше «общаются» с родными.

Способы и приемы для обучения

В начале своего жизненного пути малыш не разделяет понятия предмета и его цвета. Поэтому с самых первых дней родителям следует знакомить свое чадо с предметами так: «Посмотри, малыш. Это мяч. Он красный». Иначе ребенок будет воспринимать предмет, как «красный мяч».

Специалисты не рекомендуют искажать названия цветов. Например, если шарф фиолетовый, то малыш должен услышать именно это слово, а не «фиолетовенький». Давать предметам уменьшительно-ласкательные определения он научится, но несколько позже.

Как можно понять из сказанного выше, играть с ребенком в «цветные» игры можно уже с первых месяцев жизни. Однако к шести месяцам эти игры должны стать более осознанными и сложными.

Например, можно строить с малышом параллельно две башенки. Одну из синих кубиков, другую из желтых, называя при этом цвета каждого. После года малышу уже будут интересны игры-сортировки.

Пример одной из таких игр

Ребенку нужно выполнить следующие задания:

  • разложить разноцветные пуговки (камешки) по разным тарелочкам;
  • накормить каждую из игрушек определенным цветом конфет;
  • выложить ряды мозаики определенного цвета;
  • показать малышу предмет определенного цвета и дать ему задание найти такой же;
  • предложить малышу убрать предмет другого цвета, например, из синего ряда кубиков.

Постепенно можно усложнять задания и придумывать различные вариации заданий с цветными конвертами, геометрическими фигурами и любыми разноцветными предметами. Пусть обучение превратится в веселую игру, от которой получат удовольствие и взрослые, и дети.

Обучение в форме игр

Известно, что лучше всего дети воспринимают и запоминают информацию в игровой форме. Поэтому, если ребенок никак не моет запомнить, где какой цвет, переходите от серьезных занятий к играм.

Незаменимыми помощниками в «цветных» играх с малышом служат разноцветные карандаши, краски и фломастеры. Вообще, рисование — это прекрасный повод для ненавязчивого обучения с удовольствием.

Беря в руки фломастер или карандаш, обязательно следует озвучить, какого он цвета, а также заострить внимание на там, какого цвета будет предмет, который им нарисован.

Например: «давай возьмем в руки красный карандаш и нарисуем красный цветочек». Используя фломастеры с колпачками, можно научить ребенка подбирать каждому из них свой «домик». И если родитель ошибется с цветом, кроха с удовольствием исправит его ошибку.Невообразимый восторг у малышей вызывает смешивание красок. Для волшебства необходимы лишь стеклянная баночка с водой и разноцветные краски. Кажется, что ничего не может быть интереснее, когда вода, в которую налили красную и желтую краску, вдруг становится оранжевой. В этот момент можно предложить ребенку картинку для раскрашивания и спросить, какие предметы можно раскрасить этим цветом?

Когда у ребенка сложится представление об основных цветах, наступает следующий этап: рассказ о том, что всю палитру можно разделить на теплые и холодные цвета. И опять на помощь придут карандаши, краски и картинки для раскрашивания. Например, в летний солнечный день много теплых красок, а пасмурная и дождливая погода пусть ассоциируется у крохи с холодными оттенками.

Советы и рекомендации педагогов

Существует множество методик и способов, с помощью которых можно выучить с ребенком цвета. Но у педагогов есть несколько основных советов, которым они настоятельно рекомендуют следовать:

  1. Заниматься с ребенком нужно, играя, и только тогда, когда он настроен воспринимать информацию и имеет хорошее настроение. В противном случае занятия, даже в игровой форме не принесут никакого толка.
  2. Обучая ребенка, родитель должен запастись терпением, мудростью и хорошим настроением. Только так обеспечен не скорый, но положительный результат.
  3. Начинать обучение стоит с основных цветов: синего, красного, желтого и зеленого; остальные вводить постепенно, по одному, не искажая, и не коверкая цвета.
  4. Для обучения рекомендуется использовать яркие краски и карандаши, с фломастерами и шариковыми ручками стоит повременить.
  5. Прекрасными помощниками станут цветная бумага, картинки для раскрашивания, воздушные шары, кубики и мозаика.

Доказано, что изучение цветов с помощью лепки, аппликаций, рисования и прочих видов творчества хорошо сказываются на общем развитии ребенка. У него развивается мелкая моторика, память, логика, логическое и образное мышление. В последующем эти умения ему пригодятся.

Вместо заключения

В заключения следует сказать, что начинать развитие ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего заниматься с малышом в утренние часы, когда он настроен на изучение нового. Но и в повседневной жизни не нужно отказываться от изучения всего нового. На прогулке, в гостях, очереди к врачу – везде можно найти время для общения и обучения.

childage.ru


Смотрите также