Календарь развития: 2-й месяц жизни. 3 й месяц жизни ребенка


Познаем мир: 3-й месяц жизни малыша

Расскажи о нас : Наталья Богодяж | 16.04.2015 | 149

К 3-месячному возрасту малыш уже успел привыкнуть к окружающему миру. Теперь самое время заняться его изучением. Что должен уметь ребенок? Родителям необходимо многое узнать, чтобы помочь ребенку гармонично развиваться.

Когда мои детки были в этом возрасте, я наверняка не смогла бы написать эту статью. Слишком много мыслей крутилось в голове, слишком многое нужно было осознать и понять. Но даже если бы у меня было время и нужные слова, чтобы описать все свои ощущения на бумаге, я, конечно, предпочла бы поспать.

Но теперь, когда моей младшей красавице исполнилось 4, я оглядываюсь назад и воспоминаю некоторые ошибки. Сегодня я бы многое сделала по-другому.

Этот загадочный мир трехмесячного малютки…

Существует огромное количество информации о различных видах деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Но почему-то совсем мало сказано о развитии грудничков.

Такие малыши постояннол развиваются, чему-то учатся. Родители должны максимально облегчить нагрузку ребенка.

А ведь детки в этом возрасте интенсивно развиваются (физически, психически, эмоционально и социально). Давайте более подробно остановимся на 4 направлениях развития ребенка в 3 месяца:

1.    мелкая моторика;

2.    крупная моторика;

3.    общение и подражание;

4.    обучение.

Каждое из них обладает особым тоном и направленностью. Игры и другая развивающая деятельность отличаются в зависимости от каждой сферы, но все они одинаково увлекательны, интересны. Правильный подход позволит малышу быстрее изучить и закрепить усвоенные навыки.

Развитие мелкой моторики

В 3 месяца мелкая моторика еще только начинает развиваться. Малыши стараются хватать предметы, дотянуться до них, а некоторым удается даже схватить игрушку и удерживать ее какое-то время. И если им это удается, игрушка прямиком отправляется в маленький ротик.

Можно использовать не только игрушки, но и любые безопасные предметы.

Играем и развиваем мелкую моторику рук у детей:

1.    Дотягиваемся до игрушек. Кладем ребенка на спину или на животик и прямо перед ним держим игрушку. 3-месячный ребенок должен тянуться за ней. Если этого не происходит, возможно, игрушка ему просто не интересна. Что ж, возьмите другую!

2.    Поем песенки и аккомпанируем ладошками малыша. Младенец еще слишком мал, чтобы хлопать ручками самостоятельно. Покажите ему, каким веселым может быть совместное хлопанье.

3.    Изучаем размеры. Предлагайте малышу знакомиться с игрушками разного размера. Пусть он тянет их в рот – это его способ изучения предметов, который ускоряет развитие ребенка.

Следите за тем, чтобы в руки ребенка не попали слишком мелкие предметы. Ребенок может подавиться любым предметом, который по размеру проходит сквозь ролик туалетной бумаги.

Развитие крупной моторики

О мелкой моторике наслышаны все. Но мало кто знает, что ребенок 3-х месяцев должен развивать и крупную моторику.

Она направлена на укрепление мышц шеи и спины. Педиатры настоятельно рекомендуют чаще выкладывать ребенка на животик. Все упражнения на развитие крупной моторики выполняются в основном именно в этом положении:

1.    Поддерживая ребенка за талию и грудь, положите малыша на свои колени лицом к себе. Улыбайтесь малышу, корчите смешные рожицы, издавайте нелепые звуки – ребенок начнет тянуться к вам.

2.    Выкладывайте малыша на ровную поверхность на животик. Положите перед малышом яркие игрушки. Предлагайте ему дотянуться до предметов. Расположитесь перед новорожденным так, чтобы он видел ваше дружелюбное лицо – пусть малыш ручками дотрагивается до вас, помогайте ему в этом. Такое обучение младенцев укрепляет не только мышцы ребенка, но и вашу эмоциональную связь.

3.    Часто меняйте положение ребенка: кладите его на спину, на колени, на животик, присаживайте его (только хорошо поддерживайте), носите на плече. Разные углы обзора помогут малышу лучше узнать окружающий мир, пробудят тягу к исследованию новых вещей. Рассказывайте ребенку обо всем, что он видит.

Такое положение ребенка не только поможет укрепить мышцы живота, спины и шеи, но и поможет избавиться от проблем со стулом.

Общение и подражание

Сюда входит изучение новых звуков. Издавая разные виды шумов, вы заставите младенца улыбаться. Посмотрите на его реакцию, когда будете издавать громкие и тихие, смешные и серьезные звуки.

Обучение младенца может проходить следующим образом:

1.    Перемещайтесь в разные углы помещения и зовите малыша по имени. Когда ребенок найдет вас глазами, улыбайтесь и хвалите его.

2.    Предлагайте малышу подражать вам. Положите его к себе на колени лицом к лицу. Когда ребенок делает любые движения лицом или издает звук, подражайте ему. Обязательно улыбайтесь, когда он смотрит на вас. Со временем малыш поймет, что его звуки имеют некое значение и вызывают у мамы реакцию.

3.    Как можно больше разговаривайте и пойте песенки. Во время игры рассказывайте ребенку о том, что происходит вокруг, что он видит. «Посмотри, Катюша, котик входит в комнату. Посмотри, какой он огромный! У кота коричневая шерсть – очень пушистая и мягкая». Малыши такого возраста только начинают понимать язык общения. Чем больше слов они слышат, тем лучше. Тем не менее не стоит забывать, что таким маленьким необходимо предоставить достаточно времени для тишины и отдыха.

Обучение

Трехмесячные детки начинают следить за взрослыми и игрушками. Они учатся тому, что их улыбки и звуки вызывают определенную реакцию у окружающих.

Обучающие упражнения для младенцев:

1.    Учите малыша следить за людьми и игрушками. Положите ребенка на пол и медленно катайте перед ним мячик. Просите ребенка следить глазами за предметом. Такие действия можно проделывать с сотней других игрушек и даже с людьми. Если ребенку это упражнение покажется не слишком интересным, привлеките его внимание погремушкой.

2.    Постоянно используйте имя малыша. Произносите его, когда берете ребенка на руки, когда поете песни. Детское имя – это одно из первых слов, которое приобретает четкое значение для малыша.

3.    Пойте колыбельные и потешки, изменяйте тон голоса (высокий, низкий, мягкий, жесткий и отрывистый…).

4.    Знакомьте малыша с разными типами поверхности. Сейчас продается масса сенсорных досок и игрушек. Но можно обойтись без них. Вполне достаточно дать ребенку трогать ковер, деревянный пол и мебель, травку, подушки – все, что есть под рукой.

Помните о том, что все эти упражнения просты для вас. Для ребенка же это - тяжелый труд. Поэтому не забывайте и о его отдыхе.

Такая игровая и обучающая деятельность кажется довольно простой. Не будем забывать, что малыш должен обучаться плавно, начиная с базовых вещей и понятий.

Очень важно, чтобы вы наслаждались проведенным с ребенком временем. Всю жизнь он будет изучать окружающий мир. А пока вы вместе изучаете что-то новое, познаете друг друга.

16.04.2015 Развитие comments powered by HyperComments

www.do3.ru

5-й месяц

http://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/4_mesyac/http://deti.mail.ru/calendar/childgrowth/6_mesyac/

5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка — прежде всего время важных психологических открытий. Наряду с физическими навыками, которые приобретаются все легче и быстрее, так как тело становится более крепким и послушным, появляются первые признаки социального развития малыша.

Физиология ребенка пятого месяца жизни

К середине пятого месяца ребенок вдвое прибавляет в весе по отношению к весу при рождении. Это значит, что сейчас он весит 6,5-7 килограммов. Начиная с пятого месяца жизни можно не взвешивать ребенка каждый день, а делать это раз в неделю. И так до конца года. Старайтесь фиксировать показатели, чтобы иметь возможность отслеживать темпы прибавки веса.

На пятом месяце у детишек меняется режим дня. К концу этого месяца лучше перейти с шестиразового кормления на пятиразовое с интервалом в 4 часа. На 5 месяце жизни ребенок, обычно, спит 14-16 часов в сутки, из них 10 часов ночью и два-три раза по 2 часа днем. Скорее всего вы еще встаете несколько раз за ночь для промежуточного кормления. К концу пятого месяца малыш уже сможет спать всю ночь. Правда, от вас потребуется воспитать у него навык сна.

Психология ребенка пятого месяца жизни Пятый месяц жизни малыша обычно характеризуется началом его социального развития. Ребенок уже четко знает, кто составляет его мир и, значит, заслуживает доверия, а кто относится к чужим. В это время он впервые начинает проявлять видимое недоверие к незнакомым. Ему не все равно, кто находится рядом с ним, и он далеко не ко всем пойдет на руки. Связь с близкими очень крепка, а вот любое новое лицо вызывает прежде всего напряжение — до тех пор, пока не станет привычным. Дети в этом возрасте еще не могут долго держать в памяти лица тех людей, которых видят. Поэтому бабушки и дедушки, навещающие внука или внучку раз в месяц, еще долго будут восприниматься как чужие.

На исходе пятого месяца ребенок уже не только сможет отличить своих от чужих, но и начнет понимать интонации голоса. Даже сейчас он уже по-разному реагирует на разные нотки в голосе даже хорошо знакомых людей. На ласковые и нежные слова он непременно ответит обаятельнейшей улыбкой, но может даже расплакаться, услышав строгие или резкие интонации.

Навыки и умения пятого месяца Если рост и прибавка в весе немного замедляются после третьего месяца, то приобретение новых навыков увеличивается с каждым прожитым месяцем в геометрической прогрессии. Ребенок очень быстро развивается и каждый последующий навык дается легче, чем предыдущий, так как даже к пятимесячному возрасту у ребенка уже накапливается определенный опыт, на который он опирается, осваивая что-то новое. К концу пятого месяца жизни дитя уже сможет:

Приподнимать голову и плечики, лежа на спине. Он все время порывается встать, но пока это еще не удается. Если малыша поддержать под ручки, он сможет простоять 3-5 минут. Время абсолютной беспомощности миновало и теперь ребенку хочется как можно быстрее сесть, поползти, побежать.

Достаточно долгосидеть при поддержке и даже садиться самостоятельно, подтягиваясь на ручках.

Самостоятельно выбирать игрушку. Если всего месяц назад кроха сосредотачивал внимание на одном предмете, попадавшем в его поле зрения, то теперь он уже может выбрать то, что ему больше нравится. Можно положить игрушки в кроватку справа и слева, чтобы малыш переворачивался с боку на бок.

Управлять собственными руками. Теперь ребенок может осознанно захватывать игрушки и держать их, противопоставляя большой палец остальным. Этот захват — важный момент в развитии маленького человека — говорит о том, что время, когда действиями ребенка руководили исключительно инстинкты, прошло. Проснулось сознание, и действия стали осмысленными.

Захватывать губами более густую пищу, чем материнское молоко. Раньше он мог только сосать, а теперь уже в состоянии отправить пюре в рот и проглотить его. В пять месяцев многие мамы начинают прикорм и врачи ничего не имеют против этого. Пищеварительная система готова к тому, чтобы попробовать взрослую пищу. Ребенку новые вкусы обычно нравятся. Единственное, не рекомендуется полностью исключать из рациона грудное молоко. Помимо питательных свойств, в нем содержащихся, материнское молоко — лучшее средство для укрепления иммунитета.

Долго и распевно гулить. Эта речь, или песня, приводят в восторг не только мам, пап, бабушек и дедушек, но и самого малыша. Ему нравится слушать звуки, которые он сам же и производит. Этот «разговор» — подготовка к овладению речью. И хотя связно заговорит малыш еще не скоро, имитировать звуки, которые слышит, он учится уже сейчас.

Советы родителям На пятом месяце ребенок очень активно развивается физически (через месяц он уже может самостоятельно садиться и, может быть, даже ползать), поэтому все педиатры настоятельно рекомендуют делать гимнастику. Всего 10 минут в день, а эффект очень заметный. Малыш учится управлять своим телом, и гимнастика отчасти помогает ему постичь возможности тела.

Упражнения, естественно, очень простые, и дети обычно их очень любят. Развести ручки в стороны и скрестить на груди; приподнять малыша за локотки, побуждая его встать сначала на коленки, а затем и на ножки; несколько раз перевернуть его с боку на бок; взять ребенка подмышки и дать ему крепко упереться стопами в ваши ноги — он начнет радостно сгибать и разгибать колени. После гимнастики рекомендуется сделать легкий массаж.

Автор: Ольга Калмыкова

Воспитание малыша В этом возрасте многие дети, раньше дружелюбные и доброжелательные ко всем, начинают делить приходящих людей на своих и чужих: если малыш капризничает, его могут успокоить только родители, а незнакомого человека он может испугаться. Ему по-прежнему нужно общение со взрослыми и их пристальное внимание к его маленьким бедам и радостям.

Как организовать жизнь ребенка в 5 месяцев

Ночной сон ребенка становится длиннее – некоторые дети спят по 11 часов. В периоды бодрствования с малышом можно заниматься гимнастикой – по 5-7 минут, чтобы он не переутомился.

Начинают или продолжают резаться зубки, поэтому у ребенка всегда должны быть игрушки, которые можно погрызть. Прогулки тоже становятся немного другими – если раньше ребенок часто засыпал на свежем воздухе, то сейчас он почти не спит, наблюдая за всем, что можно увидеть из коляски.

Двигательное развитие ребенка в 5 месяцев

В этом возрасте малыш хватает предметы, которые подвешены над его кроваткой, и какое-то время удерживает их в руке, но выпускает игрушку, если в другую ручку вложить какой-то предмет. В 5 месяцев ребенок становится более активным и гибким, часто поднимает вверх ручки и ножки, смотрит на них, пробует подтянуть ножки ко рту.

Он исследует свое тело, в том числе и половые органы – акцентировать на этом внимание родителям не стоит. Хорошо удерживает голову и пытается самостоятельно сесть, если в этот момент дать ему два пальца, он ухватится за них, подтянется и сядет.

Как играть с ребенком в 5 месяцев

Можно показать малышу, что люди могут выглядеть по-разному, и при этом попробовать научить его не бояться незнакомцев. Ненадолго надевая разные головные уборы, говорите с малышом ласковым тоном. Если он испугается, прекратите игру – вернетесь к ней через месяц-другой. Продолжайте подражать голосам животных и радуйтесь вместе с малышом, когда он попробует тоже сделать это.

Чему можно научить ребенка в 5 месяцев

Во время игры взрослый может научить ребенка манипулировать предметами – это очень важно, потому что в это время развиваются восприятие, мышление и познавательная активность. Выбирайте яркие игрушки – к цветным предметам ребенок проявит гораздо больше интереса.

Играя с малышом, покажите ему, что мячик можно не только бросать, но и катать, колечки свободно нанизываются на пирамидку, а плюшевый бычок запоет, если нажать на кнопку. Необязательно ребенок повторит это за вами, сперва он будет просто наблюдать, а сделает потом по-своему, но через несколько месяцев он начнет делать все то, чему вы научите его сейчас.

Вы можете дать малышу потрогать воду и сказать «мокро», а потом предложить потрогать полотенце и сказать «сухо», и точно так же поступить с кусочком льда и только что сваренным яйцом, предложив понятия «холодно» и «горячо». Сигнал «горячо» пригодится вам и позже, когда вы будете объяснять подросшему ребенку, почему не стоит трогать стоящую на плите кастрюлю.

Начальное развитие речи

В 5 месяцев ребенок подражает речи взрослого, особенно интонации. В его лепете http://deti.mail.ru/baby/kogda_rebenok_nachinaet_govority/ появляются певучие гласные и повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба», «ня-ня-ня». Попробуйте поиграть с малышом в игру «вверх-вниз», поднимая его, произносите слово «вверх», а опуская – «вниз». Эти слова можно отделить друг от друга разной интонацией и тембром, чтобы малыш еще лучше понял, что это два разных слова.

Что чувствует и как себя ведет ребенок в 5 месяцев

У малыша в этом возрасте появляются новые реакции на происходящее вокруг. Если раньше его ощущения были практически черно-белыми – «хорошо» и «плохо», то сейчас внимательный взрослый заметит среди чувств малыша возбуждение и радость, настороженность, печаль, страх и веселье.

Лепет малыша может означать разные просьбы, которые родители учатся различать по интонации, набору звуков. Ребенок активно демонстрирует свое недовольство, когда ему что-то не нравится, если забрать у него игрушку, которой он заинтересовался, или положить в кроватку, когда он настроен еще побыть на руках у мамы, он будет раздраженно кричать.

Задача родителей

Одна из главных тем сейчас – учиться понимать ребенка, который рассказывает о своих состояниях и желаниях все более разнообразно, обеспечивать ему чувство безопасности – большой мир вызывает у малыша и любопытство, и страх, и как можно больше показывать и рассказывать.

Автор: Жанна Сергеева, аналитический психолог

www.baby.ru

Развитие ребенка в 3 месяца

Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.

Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые крохи уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)

А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

best-mother.ru

Календарь развития ребёнка 3-й месяц - Первый год жизни малыша - Детки - Каталог статей - "Я

Показатели развитияВо-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)

А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений , позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

Режим дня

В среднем 6 кормлений через 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом (если вы кормите малыша по требованию, то возможно больше), но некоторых детей-искусственников к концу месяца уже бывает можно перевести на 5-разовое кормление (через 4 часа). Периоды бодрствования после кормления составляют 1-1,5 часа . Сон после бодрствования 2-2,5 часа. Днем малыш спит 4 раза. Ночной сон продолжительностью 11 часов. Ежедневные прогулки

Физическое воспитание и уход

Кстати, на третьем месяце жизни грудное молоко (или очень хорошая, обогащенная таурином и полиненасыщенными жирными кислотами сбалансированная смесь) - это практически все, что нужно малышу для полной обеспеченности всеми необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. В овощных, фруктовых и прочих энергетически значимых прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Исключение составляет лишь витамин D (иногда именуемый D-гормоном) - потому что именно этого крайне важного для предупреждения рахита вещества в женском молоке, к сожалению, маловато. Однако, сапплементация D-гормоном представляет собой ежедневную добавку в рацион малыша очень небольших количеств этого вещества, и на звучный титул "прикорм", в общем-то, претендовать не может:) Так что кормите грудью и только грудью (или смесью, если с грудным молоком имеются неразрешимые проблемы) и не спешите с модификациями диеты - у малыша впереди вся жизнь, так что времени для ознакомления с неповторимым вкусовым разнообразием всевозможных даров природы у него более, чем достаточно.

Не забывайте о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсация с кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста или сигналы из вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу - так что, вперед (и, желательно, с песней:), уважаемые мамы и папы.

Заботы и дела для мам и пап

Приближается время очередной вакцинации - и вакцинации довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас - в век расцвета антибиотикотерапии и высоких фармтехнологий. Да и эпидситуация с этими микробами кое-где оставляет желать лучшего. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует ( к сожалению) от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям предстоит со всей ответственностью подойти к решению вопроса "вакцинировать или не вакцинировать". А для этого не помешает побеседовать с опытным специалистом, причем, возможно, не с одним и не единожды.

Если родителями принято решение о вакцинации, то малышу предстоит обязательный визит к педиатру, а то и детскому невропатологу. Последнее характерно для России - за рубежом в подавляющем большинстве случаев среднестатистические здоровые дети с детскими невропатологами встречаются исключительно редко. Довольно часто назначаются и общие анализы крови и мочи - для исключения "скрытых" противопоказаний к вакцинации. Иногда здоровым детям рекомендуется также стандартный профилактический осмотр детского хирурга (если этот осмотр не был проведен на втором месяце жизни). В случаях же, когда малыш к трем месяцам жизни уже успел обзавестись какими-либо диагнозами, процесс предпрививочного обследования может быть более хлопотным - к нему подключаются детские специалисты самых разных профилей.

Общение с педиатром может потребоваться и не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. "Классическая троица" - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею. Бывают и другие сложности, в разрешении которых мы готовы оказать всем обратившимся за советом посильную помощь. Впрочем, давайте будем вместе с Вами изо всех сил надеяться, что такая помощь не понадобится - здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

Журнал МОЙ РЕБЁНОК №02/2006

ya-mama.my1.ru

10й месяц жизни малыша, 10-й месяц жизни

За месяц малыш прибавляет около 500 г и 2 см роста. Это не много, однако физическое и психическое развитие идет рекордными темпами. С каждым днем разговаривать с крохой становится все интереснее.

Показатели развития

За месяц малыш прибавляет около 500 г и 2 см роста. Это не много, однако физическое и психическое развитие идет рекордными темпами. С каждым днем разговаривать с крохой становится все интереснее. По вашей просьбе малыш готов выполнить множество действий — открыть, закрыть, вытащить или положить предметы в коробку. Если скажете: „Дай ", кроха с готовностью протянет знакомый ему предмет, сыграет с вами в прятки „ку – ку " и весело посмеется.

Малыш спокойно стоит без опоры, самостоятельно поднимаясь. Идет, придерживаясь за руку. Ребенка увлекают мелкие предметы, ему нравится их ощупывать и разглядывать. Мамы, осторожнее: никогда не знаешь, куда кроха может засунуть пуговицу или бусинку! Карапуз уже может показать пальчиком на то, что ему интересно и что он хотел бы получить (причем немедленно!). Освоение указательного пальчика как средства познания окружающего мира — настоящий прорыв. Правда, иногда пальчик может попасть вам в глаз… Будьте осторожнее! Малыш заметно радуется при успехе и огорчается при неудаче.

Режим дня

В среднем 5 кормлен, через 4 часа. Периоды бодрствование после кормления составляют 2-2,5 ча­са. Сон после бодрствования 1,5-2 ча­ са. Днем ребенок спит 2-3 раза. Ночной сон — 10-11 часов. Гимнастические занятия удобнее проводить во второй период бодрст вования, примерно через час после того, как малыш поел. Во время гимнастики активно используйте различные предметы: палочку, мячик, кольца. Последние способствуют укреплению мышц кистей и предплечий. Палочка станет прекрасным тренажером для упражнений ногами —кроха, лежа на спине, попробует ее достать. Хотя малыш еще не умеет ловить мячик, он с удовольствием его бросает. Кроме того, вы можете, сидя на полу, катать мячик друг другу. Не забывайте, что к концу ваших спортивных занятий малыш не дол жен сильно уставать.

Физическое воспитание и уход

Если у вас еще есть молоко, постарайтесь, чтобы день малыша начинался с грудного кормления Даже если молока немного, оно оказывает на желудочно-кишечный тракт ребенка поистине благотворное воздействие. Меню крохи расширяется: если нет аллергических проявлений, малыша можно угостить блюдами из рыбы нежирных сортов (трески, морского окуня).

Иногда кажется, что кроха готовится стать настоящим акробатом, не правда ли? Как же иначе объяснить эту любовь к преодолению всевозможных препятствий — ступенек, табуреток, стульев? Не переживайте — это возрастная норма. Посодействуйте малышу, постройте для него город из диванных подушек на полу. Так вы будете уверены, что ребенок не поранится. Синяки и шишки в этом возрасте не редкость. Ничего не поделаешь — кроха осваивает пространство, приобретает свой жизненный опыт.

Если вы вдруг заметили, что ребенок морщится при глотании и отказывается от еды, словно ему больно глотать, беспричинно ( как вам кажется ) плачет по ночам, — будьте настороже! Так у малышей начинается воспаление среднего уха — отит. У детей раннего возраста евстахиева труба, соединяющая ухо с носоглоткой, очень короткая. Поэтому даже при банальном насморке и чихании есть опасность, что инфекция проникнет в среднее ухо и станет причиной отита.

Ребенок по-прежнему тянет все в рот — здесь уж ничего не поделаешь. Ваша задача — проследить, чтобы мелкие, колющие и прочие опасные предметы были вне зоны детской досягаемости. Отдельная комната крохе пока не так уж и нужна, а вот определенное место, где бы малыш мог ползать без опаски наткнуться на грязную обувь или электрические розетки, — обязательно.

Заботы и дела для мам и пап

Вы можете заметить, что малыш начал пугаться каких – то обычных (и совсем не страшных, на ваш взгляд) предметов — например, маминого вязаного шарфа или папиной барсетки. Не стоит увещевать кроху (он еще слишком мал) или силой запихивать ему в ручку „страшную " вещь ( кроме криков, ничего не бу дет). Лучше покажите малышу… представление. Призовите на по мощь все таланты, постепенно обыграйте знакомство с шарфом, водрузите его себе на шею, погладьте шарф сначала своей рукой и только потом вместе с ручкой малыша. Кстати, если вы сами побаиваетесь, скажем, пауков или ос, не стоит при ребенке слишком ярко демонстрировать свои эмоции — дети быстро перенимают поведение взрослых. Будьте спокойны и последовательны. У некоторых малышей ножки кажутся очень кривыми. Существует мнение, что это связано с тем, что ребенок слишком рано встал на ножки. Это не так, кривизна может быть следствием положения в матке, ко второму дню рождения все исправится. Правда, поделиться своими наблюдениями с врачом тоже нелишнее — иногда такое искривление может быть следствием рахита.

www.baby.ru

2-й месяц жизни – Мамочки BY

Общие сведения:

В начале второго месяца жизни здоровый ребенок обычно уже умеет недолго удерживать головку в вертикальном положении и, лежа на животе, сосредоточивать взгляд на лице взрослого, яркой игрушке; улыбаться в ответ на вашу улыбку, более выразительной становится мимика, некоторые малыши начинают гулить. К началу второго месяца ребенок прибавляет в весе 500-700 граммов, к концу - еще 600-800 граммов (разумеется, если малыш прибавит несколько меньше или больше - это также соответствует норме).    В связи с интенсивным ростом потребность ребенка в пище увеличивается и составляет к концу месяца 750-850 граммов грудного молока в сутки. У многих мам, несмотря на выполнение всех советов врача и меры по стимуляции лактации, количество молока становится все же явно недостаточным для кормления ребенка. Поэтому приходится прибегать к докорму (смешанное вскармливание) или даже полностью вскармливать ребенка молочной смесью (искусственное вскармливание). В настоящее время выпускается много адаптированных, т.е. приближенных по составу к женскому молоку, смесей на основе коровьего молока как для здоровых, так и для ослабленных малышей. Выпускаются пресные смеси (отечественные "Малютка", "Детолакт", "Малыш" и импортные: "Пилтти", "Бона", "Туттели", "Симилак", "Нан", "Хумана", "Фрисолак", "Галлия", "СМА" и др.) и кисломолочные, особенно полезные для детей со склонностью к расстройствам стула (отечественные "Агу" и ацидофильная "Малютка", импортная - "Лактофидус"). Существуют также специальные смеси для детей с аллергией на коровье молоко (на основе соевого белка), с непереносимостью углеводов и т.п. Какую смесь давать ребенку, решает врач. На молочно-раздаточных пунктах родителям бесплатно выдают только кисломолочные смеси (детям с 4 месяцев - также цельное молоко, кефир, творог), а пресные адаптированные смеси родители должны покупать сами. Не нужно стремиться закупить много разных смесей, но обязательно нужно проверять сроки годности ее, указанные на упаковке, наличие штрихового кода и сохранность упаковки. Для разведения сухих смесей нужно использовать только кипяченую (предварительно профильтрованную) воду.    Общие правила введения прикорма: смесь, заранее разведенная и налитая в бутылочку, согретая до температуры тела, дается ребенку после того, как он пососал грудь. Начинать введение любого нового, чужеродного для малыша продукта нужно с небольшого количества - 10-15 мл и увеличивать это количество постепенно. Если вы вводите ребенку кисломолочную смесь, вкус которой значительно отличается от вкуса грудного молока, можно вначале смешивать ее с небольшим количеством заранее сцеженного материнского молока. Если ребенок уже переведен полностью на искусственное вскармливание пресной смесью, а врач рекомендует вам ввести еще и кисломолочный продукт, вы также добавляете небольшое количество ацидофильной смеси в бутылочку с привычным ребенку питанием. Еще лет 5 назад врачи рекомендовали на втором месяце жизни вводить в питание ребенка натуральные соки, но в последние годы от этой рекомендации отказались - соки и фруктовые пюре вводятся теперь не ранее 3 месяцев, поскольку велика загрязненность фруктов и овощей химическими веществами.    Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему какой-то препарат витамина Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Начало профилактики рахита может быть сдвинуто на более ранний возраст (у недоношенных детей) или на более поздний (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки). В последние годы облучение детей кварцевой лампой (УФО) с целью профилактики рахита применяется не часто, так как многих детей это облучение возбуждает. Обычная профилактическая доза наиболее распространенного масляного 0,0625%-го раствора витамина Д - 1 капля в день, при искусственном вскармливании - 1 капля через день; но в применении витамина Д не должно быть какой-то самодеятельности родителей - препарат должен назначить врач!    Это же касается и применения поливитаминных препаратов (Мультитабс, Поливит-бэби). На втором месяце жизни увеличивается время прогулок: летом ребенок должен гулять (в "кружевной тени" деревьев) не менее 4 часов - 2 прогулки по 2 часа; в холодное время года при температуре воздуха не ниже минус 10-12 градусов можно гулять 2 раза по 1,5 часа, если мороз несколько сильнее, но нет ветра, можно выйти с ребенком на прогулку на 40 минут - 1 час. Если же погода более холодная и ветреная, можно устроить так называемую "прогулку в комнате" (на веранде) - тепло одеть малыша и открыть фрамугу или форточку. На прогулке ребенок обычно спит. Вообще же распорядок его дня на втором месяце такой: сон, кормление, бодрствование, сон. Если ребенок легко возбудим, с трудом засыпает, допустимо дать ему соску-пустышку, так как сосательные движения обычно успокаивают. Но когда малыш активно бодрствует, пустышка не нужна.    К концу второго месяца ребенок обычно бодрствует не менее 1-1,5 часа после каждого кормления. В это время выберите 10-15 минут, чтобы позаниматься с ним: передвигать в поле его зрения яркие игрушки, вкладывать ему в ручки и вынимать пластмассовые колечки, погреметь то слева, то справа от него погремушкой, поговорить с ним, добиваясь продолжительной улыбки. Остальное время бодрствования ребенок развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, гулит.    В первой половине дня, в середине одного из периодов бодрствования, с малышом - если не возражает врач, это можно делать уже с 3-недельного возраста - занимаются массажем, а затем и простейшей гимнастикой. Общие правила проведения массажа и гимнастики: ребенок во время занятий должен чувствовать себя комфортно, быть радостно настроенным, начальные занятия продолжаются 5-7 минут, максимальная продолжительность занятия - 20 минут. Поглаживающие движения направляются снизу вверх, животик массируется по часовой стрелке, при этом не затрагивают правое подреберье (область печени). При массаже спинки обходят позвоночник. Массируя конечности, не трогают их внутренние поверхности.    Если участковый педиатр разрешает, можно заниматься с малышом упражнениями в воде - плаванием - в домашней большой ванне. Раннее плавание полезно всем детям, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом, но температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей малыша, поэтому заниматься можно только после получения конкретных рекомендаций врача. Большинство малышей занимается в ванне с удовольствием, но есть дети, которые в ванне избыточно возбуждаются или пугаются. Таким детям упражнения в большой ванне противопоказаны; для них будет достаточным закаливающий эффект обычного купания, массажа, гимнастики, прогулок.

 

источник: vsiachina.narod.ru

mamochki.by

Развиваем ребенка. 10-й месяц жизни

Для ребенка этого возраста очень характерно стремление к разнообразию и переменам. Он не может надолго задерживаться на чем-то одном и постоянно находится в поисках чего-то нового, на его взгляд, более интересного. Поэтому старайтесь максимально разнообразить повседневную жизнь малыша. Сейчас это ему очень необходимо. Возьмите кроху с собой в гости, можете поехать с ним ненадолго куда-то в машине, сходите вместе в магазин и т.д.

Старайтесь уже с этого возраста приучать кроху к порядку. Складывайте вместе игрушки. Отведите специальное место для повседневных игр. Не забывайте приглашать к игре и папу, т.к. для ребенка важно разностороннее развитие. А игры пап, как известно, отличаются от игр, в которые играют с детьми мамы. Папы в основном направляют внимание на физическое развитие, а мамы – на психоэмоциональное и интеллектуальное.

Давайте поиграем!

Рупор! Скрутите из бумаги или картонки трубку в виде рупора и проговорите туда несколько слов. Это могут самые простые слова или даже слоги, как например «ма-ма», «да-да» и «па-па». Можете в процессе менять интонацию и скорость речи. Понаблюдайте за реакцией крохи. Возможно, он попросит у вас этот рупор и попробует повторить ваши действия.

Развиваем моторику. Сделайте в какой-нибудь картонной коробочке (например, из-под молока или духов) несколько маленьких круглых отверстий и пусть ваш кроха засовывает туда пальчики. Можно также изнутри расклеить ее разными лоскутками (мех, шелк, плюш и т.д.). Покажите на своем примере как ею играть, а также можете вдвоем с крохой засунуть пальчики внутрь и попробовать друг друга найти. Кроме того, такой коробочкой можно также отвлечь кроху где-то в дороге или в дальней поездке.

Слушаем и находим. Покажите крохе часики или телефон, на котором звучит музыка (желательно старый мобильный использовать, который не жалко испортить), а затем спрячьте предмет под покрывалом. Пусть малыш внимательно прислушается и найдет спрятанную вещь! Такая игра будет улучшать слуховые навыки ребенка!

Играем с машинками. Научите кроху толкать машинку по полу, чтобы она двигалась от толчка сама. В скором времени малыш научится так толкать машинку, что та будет самостоятельно долго ехать.

Мелкие кусочки. В этом возрасте дети уже любят что-то разрывать на кусочки. Если вы видите у крохи такие активные проявления, подготовьте заранее для него специальную бумагу, которую можно рвать. Это могут быть салфетки, фольга, бумага для выпекания и т.д. И в следующий раз, когда малыш захочет разорвать, например, книгу, дайте ему эти приготовленные листочки. Покажите малышу, как правильно это делается. Только внимательно следите, чтобы затем мелкие кусочки ребенок не потянул в рот!

Развиваем координацию движения!

На прогулке. Во время прогулки можно найти очень много различных забав и занятий. Например, соберите вместе в кучку камешки или выложите их в одну ровную линию. Также можно разложить все это в порядке возрастания. Добавьте в игру и мелких палочек или травинок. В таких играх ребенок хорошо будет развивать осязание!

Надувной круг. Надувной круг можно использовать не только по прямому названию, но и играть с ним в остальное время года. Одной из игр может быть забава на понимание равновесия. К примеру, возьмите кубики и расставьте их по поверхности круга. Вначале можете делать это вместе, а затем позвольте малышу самому осуществлять весь процесс. Другой весьма веселой и занятной игрой для крохи может быть бросание предметов в центр круга. При этом, круг может быть в воде в ванной. Как правило, детям очень нравится эта игра, и они могу бросать предметы до бесконечности. Следите, чтобы малыш не бросил в воду «неподходящий» предмет в виде часов или мобильного телефона. Также берегите свои телефоны от туалетов и умывальников – не успеете оглянуться, как ваше средство связи будет плавать в известном месте.

Возьми сам. В этом возрасте уже можно учить кроху к тому, что он может сам взять желаемый предмет. Если малыш просит какую-то игрушку, то не давайте сразу ее ему в руки, а положите неподалеку, чтобы он приложил усилия и сам дотянулся. Предмет также можно положить на невысокую полку или на низкий столик перед телевизором.

Раз, два, три. Если кроха держит в каждой ручке по игрушке, дайте ему еще и третью и понаблюдайте, что он будет делать. Он либо сообразит, как удержать сразу три предмета, либо освободит ручку от одной игрушки и возьмет другую.

Новые игры и эксперименты!

Большой и маленький.Во время игр ребенок постепенно понимает, что один предмет может быть больше, а второй меньше. А также, что эти предмет можно складывать друг в друга. Давайте крохе два пластиковых стаканчика и покажите, как можно сложить один в другой.

Бросаем и вынимаем. Дайте крохе для игры пластиковую бутылку и прищепки. Пусть он бросает их внутрь. Покажите крохе в начале, как бросать и как вынимать прищепки. В итоге у малыша будет большая погремушка. Также для этой игры может подойти банка из-под кофе.

Где наш папа? Когда папа на работе, можно поиграть в игру: «Где же папа?», взяв папину фотографию. Положите ее куда-нибудь под покрывало или под стол и ищите. Когда вместе с крохой найдете, изобразите бурный восторг! После нескольких совместных поисков, предложите малышу самому поискать папу. Если он найдет – похвалите его за успех и за старания!

Ищем сестричку. Дайте крохе две фотографии, например папы и сестрички (братика). Когда малыш рассмотрит их хорошо, накройте чем-то и попросите найти сестричку. Очень большая вероятность, что ребенок найдет вам правильную фотографию!

Развиваемся во время повседневных дел!

Стройте вместе крепости!Рекомендуем не выбрасывать разные коробки из-под круп, соков, молока и т.д., а использовать их в качестве строительного материала! Стройте вместе с крохой замки, пирамиды и башни, а потом все это разваливайте! Так ребенок будет учиться понимать законы тяжести и равновесия! Не забудьте выделить для малыша удобный склад для его строительных запасов!

Мыльные шарики.Дайте крохе во время купания надувать мыльные пузыри! Вначале можете продемонстрировать процесс на своем примере, а затем уже дать малышу!

Большой и самостоятельный. Ребенок уже всеми силами пытается быть самостоятельным. Позвольте ему самому помыть себе животик, ручки и ножки. Не беда, если у него не очень хорошо пока еще получается! Главное – это его стремление. Попробуйте ему помочь, но если он не желает принимать помощь – не настаивайте!

Веселые дырочки. Во время купания дайте крохе картонную коробочку с несколькими дырочками. Наберите туда водички и приподнимите ее, пусть на кроху польется дождик! Дайте малышу коробочку, чтобы он самостоятельно смог сделать такой дождик!

Поиграйте с фонариком! Перед сном можете выключить свет в комнате и передвигаться только при помощи фонарика. Малышу будет очень любопытно наблюдать за лучиком света, но в скором времени он устанет и уснет.

Сказка на ночь. Перед сном можете поставить крохе сказку на диске или спокойные убаюкивающие песенки. Когда вы увидите, что ребенок закрывает глазки, постепенно убавляйте громкость.

Развиваем ребенка. 1-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 2-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 3-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 4-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 5-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 6-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 7-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 8-й месяц жизни

Развиваем ребенка. 9-й месяц жизни

Автор: Ева Архипова

www.uaua.info


Смотрите также