Развитие ребенка во второй месяц жизни. 3 ий месяц жизни ребенка


Календарь развития ребенка: навыки и умения малыша

Календарь развития ребенка с момента его появления на свет и до 1 года представляет собой цепочку последовательных, дополняющих друг друга открытий и приобретенных умений. За этот период в психических процессах малыша происходит такое количество колоссальных изменений, какое уже никогда не произойдет за равный временной промежуток. Стоит только представить себе: в самом начале этого отрезка пути малыш постоянно лежал практически без движений, и вся его деятельность сводилась к рефлекторному сосанию груди и повороту головы в сторону той щечки, которую пощекотали. А в конце малыш уже вовсю бегает, смеется, разговаривает и повторяет действия взрослых. Поэтому первый год жизни — один из самых благодатных периодов для развития детей раннего возраста.

Двенадцать месяцев

Каждый месяц малыша поджидает новое умение. Чтобы помочь ему развиваться правильно, можно составить так называемый календарь развития ребенка, в котором помесячно расписаны приобретенные крохой навыки и тактика поведения взрослых в этот период.

1-ый месяц жизни

Вот малыш наконец-то оказался у себя дома. Здесь для него достаточно новых визуальных и слуховых раздражителей, поэтому какое-то время кроха будет просто привыкать к домашней обстановке. Все, что требуется от родителей, — ласково разговаривать с малышом во время его короткого бодрствования и заботиться о нем. Так ребенок сможет почувствовать, что он находится в безопасности, что его любят, а для детей раннего возраста это базовое ощущение защищенности значит гораздо больше, чем многие приобретенные навыки.

Автор известной методики раннего развития детей Мария Монтессори считала, что в течение первых 3-х лет жизни развивается детская душа, происходит основное нервно психическое развитие, и если допущены какие-то ошибки на данном этапе, исправить их будет сложно. Доброжелательная, спокойная обстановка дома, любящее малыша окружение — залог того, что он вырастет добрым и открытым человеком.

Современные специалисты в своих исследованиях зашли еще глубже: оказывается, до 1 года у ребенка формируется базовое доверие к миру. Для того чтобы этот процесс протекал нормально, кроха должен получать по своему первому требованию мамину грудь — еще до того, как он заплачет. В таком случае ребенок, который в первое время чувствует себя крайне неуверенно в новом мире, начинает понимать, что ощущение голода не длится долго, что мама всегда приходит, чтобы защитить его от этого дискомфорта. Получается, что даже правильное грудное вскармливание влияет на развитие детей раннего возраста.

2-ой месяц жизни

На 2-м месяце кроху поджидают первые умения: он уже может сфокусировать свой взгляд на неподвижном предмете, начинает понимать, когда к нему обращаются ласково, пытается гулить.

В это время можно начинать разговаривать с малышом. Но делать это нужно правильно.

  1. Во время беседы лицо взрослого должно находиться на расстоянии не более 25 см от личика малыша — только так кроха сможет разглядеть мимику и проследить за артикуляцией.
  2. Слова подбираются короткие, звучные; произносятся они не слитно, а с соблюдением пауз.
  3. Интонации только дружелюбные, мимика доброжелательная.

Замечено, что в Японии у детей раннего возраста уже очень хорошо развита речь. Наблюдения показали, что причина того явления — в постоянном общении матери со своим ребенком. Японки по большей части все время находятся дома и, пока супруг на работе, делятся впечатлениями со своими малышами.

Большой вред для развития речи детей раннего возраста исходит от телевизора, компьютера и радио. Дома в большинстве семей телевизор постоянно работает «фоном», малыш слышит доносящуюся оттуда речь, но воспринимает ее как сплошной поток. Слуховые анализаторы крохи перегружаются, и даже мамины слова он воспринимает не так остро, как ребенок, которые не слушает целый день телевизионные передачи.

3-ий месяц жизни

На 3-м месяце малыш не только быстро фокусирует взгляд на ярком предмете, но и начинает следить за его движением глазками. В этом периоде очень полезны игры с погремушками:

  1. Яркой гремящей игрушкой привлекается внимание малютки, игрушка удерживается неподвижно до тех пор, пока ребенок не сфокусирует на ней взгляд.
  2. Медленно, наблюдая за движением глазок ребенка, взрослый начинает передвигать погремушку из одной стороны в другую, сверху вниз, тем самым тренируя глазные мышцы крохи.
  3. В дальнейшем греметь игрушкой взрослый начинает в тот момент, когда ребенок смотрит в другую сторону, добиваясь, чтобы малыш повернул свою головку по направлению к источнику звука. Так у детей раннего возраста начинают формироваться причинно-следственные связи.

Игрушки подвешиваются над кроваткой или манежем, в это же время можно начинать использовать развивающие коврики и мобиле.

4-ый месяц жизни

Малыш уже достаточно уверенно определяет, откуда исходит звук, и поворачивает в ту сторону свою головку. Игрушку он не только рассматривает, но и пытается схватить ее ручками, поэтому можно чуть опустить подвешенные погремушки, а для развития хватательного навыка — почаще вкладывать легкие предметы в ладошку малыша. Пополняется арсенал издаваемых ребенком звуков: он уже все чаще произносит разные гласные, тянет их.

Для эстетического и общего развития детей раннего возраста очень важно как можно раньше познакомить их с классической музыкой. Доказано, что прослушивание композиций Моцарта не только стимулирует умственную деятельность деток, но и влияет на их психическое развитие: помогает справиться с гиперактивностью, раздражительностью, беспокойным сном, нервозностью. Учитывая, что на детей раннего возраста музыка оказывает очень сильное воздействие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • аудиосистема должна располагаться на расстоянии не менее 1 м от головки малыша;
  • громкость звучащей музыки не должна превышать громкости обычной, спокойной разговорной речи;
  • сеансы прослушивания музыкальных шедевров должны длиться не более часа за раз;
  • включив новую мелодию, нужно внимательно наблюдать за реакцией на нее малыша, если он начнет проявлять признаки беспокойства, композицию меняют.

Классическая музыка создает дома благоприятную атмосферу снимает напряжение. Кроме того, она затрагивает в головном мозге зоны, которые граничат с участками коры, отвечающими за умственную деятельность. Поэтому детки, выросшие в семьях, где родители слушают классику или играют на музыкальных инструментах, значительно опережают своих сверстников по многим показателям развития.

5-ый месяц жизни

В это время очень сильно возрастает двигательная активность крохи, он умеет переворачиваться в разные стороны, держать ручками свои ножки.

В этот же период расширяется звуковой арсенал малыша, к гласным звукам присоединяются согласные. Взрослые должны подсказывать крохе слова, которые образуются путем соединения нескольких одинаковых слогов.

Малыш уже может настолько скоординировать действие своей ручки, что дотягивается до висящего предмета, поэтому над кроваткой и манежем подвешиваются игрушки с разной структурой поверхности. Тем самым тренируются тактильные анализаторы на ладошках крохи.

Половина года за спиной

В этот период у детей раннего возраста активно прорезываются молочные зубки, поэтому игрушки должны подбираться с тем условием, что, затащив их в рот, малыш не причинит себе никакого вреда. Кроха начинает сидеть, пробует первую взрослую пищу. Поэтому одним из полезных приобретений станет высокий стульчик для кормления — в нем же малыш начнет рисовать пальчиковыми красками, перекладывать мелкие игрушки.

Пальчиковые краски — замечательное средство для развития моторики и зрительных анализаторов. Существуют различные методики раннего ознакомления малыша с пальчиковыми красками. Главное — подбирать материал для рисования, максимально безопасный для маленького художника.

От 7 до 8 месяцев

Главное умение крохи в этом возрасте — хорошо сидеть, без поддержки со стороны спины. Поэтому с ним вполне можно начать осваивать «сидячие» игры: «Ладушки», «Сорока-ворона». Мало кто знает, что эти придуманные нашими предками способы развлечения детей оказывают на малышей большое благотворное воздействие.

Так, играя в простую игру «Ладушки», малыш учится раскрывать свои ладошки (то есть преодолевает естественный тонус мышц-сгибателей), а раскрыв их и ударяя друг о друга, массирует важные точки, расположенные на ладонной поверхности, стимулирует работу тактильных анализаторов.

Игра «Сорока-ворона»- это не что иное, как массаж жизненно важных точек малыша. Начиная двигать пальчик от центра ладони и плавно перемещая его по спирали, взрослый тем самым раздражает точки, ответственные за работу детского животика, а это очень важно, так как в это время малыш активно пробует новые для него продукты питания. Сжимая кончики пальчиков малыша, взрослый оказывает воздействие на работу различных органов и систем. А интенсивное сжатие кончика большого пальца («ленивого сыночка») — отличный способ простимулировать работу головного мозга и умственную деятельность малыша, так как именно здесь находится ответственная за это точка.

К 7 месяцам кроха превращается в активного исследователя. Для того чтобы он не причинил себе вреда, необходимо создать дома безопасную обстановку, убрав с поля зрения все запретные предметы.

Одной из проблем, с которой сталкиваются родители малыша в 7-8 месяцев — его постоянные требования, желание подержать, потрогать запрещенные предметы. Это вполне естественно, ведь только таким образом малыш сможет освоить огромный окружающий его мир. Однако нужно придерживаться золотой середины — избегать вседозволенности и частых, грубых запретов и отказов.

Лучше всего — проявить мудрость и смекалку: как только малыш заинтересуется вещью, которую дать ему никак нельзя, нужно переключить его внимание на другой не менее интересный предмет. В 7-8 месяцев, да и в целом у детей раннего возраста, внимание можно переключить очень легко, если задаться такой целью.

С 9 до 10 месяцев

Происходит серьезный прорыв в речевом развитии детей раннего возраста — малыши начинают говорить свои первые слова! Этого момента с нетерпением ждут родители, которые нередко огорчаются, если кроха первым назвал не их. Однако первое слово чаще всего носит случайный характер, зависит оно от того, какие звуки легче произносить малышу.

В это же время координация движений ручек малютки улучшается настолько, что он уже может переложить мелкие предметы из одной емкости в другую, поэтому лучшими игрушками станут сортеры, коробочки и корзиночки. Отличный способ надолго занять малыша в этот возрасте — дать ему коробочку с шашками.

Во время прогулки по бору можно собирать в пакетики или ведерко шишки, а на речном или морском берегу — маленькие камушки. Если дома их разукрасить, получится отличное пособие для развития детей раннего возраста.

Полезны для малыша занятия с книжками, которые должны быть плотными, картонными, нервущимися. Интересны для него также полиэтиленовые книжки, которые можно рассматривать во время купания в ванной. Игры в ванной постепенно становятся все более значимыми для малыша, поэтому нужно приобрести для него комплект игрушек для ванной комнаты. Очень важны при этом различные емкости для переливания воды, потому что в этом процессе ребенок отрабатывает координацию движений своих ручек.

Последний рубеж: с 11 месяцев до 1 года

Ближе к году ребенок становится все более общительным, постоянно копирует действия взрослых людей. Он уже хорошо знает названия частей тела, предметов одежды, старается помочь маме или папе, когда его одевают. Эти попытки нужно использовать для развития у детей раннего возраста навыков самообслуживания: малыши вполне могут научиться натягивать на себя простые хлопчатобумажные носочки и трусики, надевать сандалики и застегивать липучки.

В это время можно разучивать с малышом простейшие стишки, сопровождающиеся определенной последовательностью действий. Классический пример — «Мишка косолапый».

  1. Взрослый начинает рассказывать первую фразу стишка («Мишка косолапый по лесу идет»), изображая вместе с малышом идущего по лесу медведя.
  2. Произносится вторая строчка («Шишки собирает, песенки поет»), вместе с крохой взрослый наклоняется, приседает, изображая, как мишка собирает шишки.
  3. Плавно переходят к третьей строчке («Шишки отскочила прямо мишке в лоб») — взрослый и ребенок демонстрируют, как мишка схватился за лоб после того, как туда отскочила шишка.
  4. И стихотворение заканчивается («Мишка рассердился и ногою топ») — взрослый и малыш топают ногой, показывая, как это сделал рассерженный мишка.

Ближе к году, а порой раньше, у малышей нужно развивать навыки самостоятельного приема пищи. Для этого лучше использовать пластмассовые нетравмоопасные приборы. Некоторые родители на этом этапе развития детей раннего возраста допускают ошибку, предпочитая кормить малыша самим, чтобы сэкономить таким образом время. У ребенка угасает интерес к процессу работой ложкой и вилочкой, в дальнейшем оказывается достаточно сложно приучить его есть самостоятельно.

Подытоживая написанное

Приведенный выше календарь развития ребенка — только примерный образец. Каждый малыш индивидуален, у каждого свои особенности развития. Используя различные методики раннего обучения детей, родители порой добиваются таких неожиданных результатов, что вполне могут составить свой собственный календарь развития малыша.

Всемирно известный основатель фирмы «Сони» когда-то опубликовал свою книгу, которую посвятил не производству электроники и бытовой техники и даже не процессу управления огромной корпорацией, а … воспитанию детей. В этой книге он утверждает, что после того, как ребенку исполнилось 3 года, развивать его уже поздно. Поэтому раннее развитие детей — лучший путь, по которому могут следовать родители.

moyasna.ru

Развитие ребенка: 1 месяц - Уход и развитие малыша от 1 до 2 месяцев

Малыш 1 месяц: Режим, сон и уход за ребенком от 1-го до 2-х месяцев

Вот и закончился один из самых сложных периодов не только для малыша, но и для его родителей. Спустя 28 дней после рождения, ваша кроха уже не является новорожденным - теперь у вас на руках грудничок, который с каждым днем все больше и больше начинает интересоваться окружающим его миром. Происходят изменения и во внешнем облике: спадают отеки и припухлости, кожа принимает розоватый оттенок.

Смена памперса должна производиться достаточно часто, поскольку опорожнение кишечника и количество мочеиспусканий в сутки равняется минимум 6 разам.

Кормление

Ребенок уже чувствует мамин запах, чувствует вкус молочка – все это дарит ему ощущение безопасности и комфорта. Материнское молоко еще несколько месяцев будет оставаться наилучшим вариантом кормления крохи. Прикладывать его нужно по требованию, даже если малыш находится на искусственном вскармливании, а после трапезы надо обязательно подержать его столбиком. Прикладывания к груди достаточно частые, хаотичные. Порой одно кормление может длиться до полутора часов, а все потому, что малышу сейчас крайне важно чувствовать мамино присутствие.

Маме по-прежнему нужно придерживаться диеты: не злоупотреблять сладким, острым, жареным, совершенно исключить из рациона алкоголь и не прибегать к курению. Стоит с осторожностью вводить новые продукты и внимательно наблюдать за реакцией малыша. Если на теле или на щечках появляются высыпания, то от определенного продукта лучше пока воздержаться.

Сон

Детки все еще много спят, как минимум 18 часов. Но время бодрствования уже увеличивается, и постепенно начинает формироваться режим дня. Сейчас малыш может спать не так крепко как раньше, поскольку теперь у него более острый слух, и излишний шум может стать помехой. Однако не стоит создавать вакуум в комнате: не бойтесь оставлять негромко включенным телевизор или радио, не бойтесь разговаривать вполголоса или читать книгу вслух. Все это лишь поможет ребенку в будущем, и он не станет вдруг вздрагивать от малейшего шума или шороха. Но все же заметьте, что ночью должна быть тишина.

Психическое развитие

Малыши в возрасте 1 месяца уже могут ненадолго фокусировать свое внимание, особенно на лице мамы и на ярких предметах, но видят они лишь на расстоянии не более 40 см.

Движения ручками и ножками становятся более активными, постепенно сходит на нет гипертонус мышц, свойственный для новорожденных: расправляются ручки, ножки. Однако пальчики еще зажаты в кулачки.

К концу первого месяца у деток появляется реакция на громкий шум, который их пугает. Будучи новорожденными, они просто его не слышали. Испуг характеризуется таким поведением: малыш вздрагивает, раскидывает ручки (желая ухватиться за что-нибудь), а затем громко плачет. Маме обязательно нужно взять его на руки, чтобы подарить чувство безопасности.

Кстати, многие молодые родители боятся, что постоянное нахождение ребенка на руках сделает его зависимым от этого. Но это ошибочное мнение. В первые месяцы жизни, особенно в самый первый из них, ребенку просто необходимо чувствовать маму – это делает его уверенным в собственной безопасности, повышает доверие к маме, способствует укреплению связи мама-ребенок.

Адаптироваться малышу к новым жизненным условиям помогают врожденные рефлексы. Часть из них остается на всю жизнь: рефлекс моргания, чихания, вздрагивания. Но есть такие рефлексы, которые свойственны только новорожденным и грудничкам:

• сосательный рефлекс – если провести пальцем вокруг рта, то у малыша появятся сосательные движения;

• хватательный рефлекс – если вложить малышу в ладонь палец, он рефлекторно сожмет ладонь;

• рефлекс ходьбы – поддерживая малыша под ручки так, чтобы он касался поверхности, ножками он будет совершать движения, имитирующие ходьбу;

• рефлекс Моро – пугаясь чего-то, ребенок раскидывает ручки и ножки;

• плавательный рефлекс – при положении на животе детки совершают движения, напоминающие плавательные;

• рефлексы Бабкина – при легком нажатии на ладонь, ребенок поворачивает головку и приоткрывает рот;

• рефлекс Бабинского – если пальцем вы проведете по внешней стороны стопы ребенка, то пальчики его разойдутся в стороны.

Визит в поликлинику

В первый месяц жизни малышу уже предстоит первое посещение детской поликлиники. Заранее узнайте о так называемом «дне здорового ребенка», чтобы случайно не попасть в тот период, когда в больницу приходят заболевшие детки.

Теперь вам предстоит приходить на осмотр каждый месяц в течение всего первого года жизни вашего чада. В первый же приход вас обязательно осмотрит врач-педиатр, который даст направления на посещение других специалистов: детского хирурга, невролога, окулиста, ортопеда. Помимо этого необходимо будет пройти через процедуру повторной вакцинации против гепатита В (первую ставили еще в роддоме). А также нужно будет сдать анализ крови, мочи и кала. У многих родителей не укладывается в голове, каким образом можно собрать мочу у месячного малыша. На помощь вам придут специальные полиэтиленовые мешочки, которые легко приклеиваются и безболезненно снимаются. Они продаются в аптеках и бывают как для девочек, так и для мальчиков.

Купание

Как правило, ежедневные купания проводятся в течение самых первых недель после рождения. Делается это отчасти и для того, чтобы в пупочной ранке не появилось заражение. А по истечении этого срока педиатр может вам порекомендовать более редкие купания: через день, либо через два. При этом не забывайте, что подмывать маленького нужно при каждой смене памперса.

После исполнения малышу 1 месяца, когда зажила пупочная ранка, можно уже начать занятия по грудничковому плаванию. Инструктора можно пригласить прямо домой, где он вам все подробно расскажет и покажет.

Пуповина

Как говорилось выше, к концу первого месяца жизни пупочная ранка окончательно засыхает и заживает. Во время первого визита врач-педиатр обязательно ее осмотрит, и, если все в порядке, скажет, что обработку зеленкой можно прекратить.

Умения ребенка в 1 месяц

У малыша в 1 месяц уже заметен огромный прогресс в развитии. Теперь он не только все время спит, ест и кричит, а уже пытается познавать окружающий мир: он широко открывает глазки, пытается смотреть по сторонам. Ребенок становится способным распознать голос мамы и ее запах, а лежа на животике предпринимает активные попытки поднять головку, у некоторых это уже может получиться.

Появляются первые, пусть и не совсем осознанные, улыбки. Чаще всего так называемые «сытые улыбки», когда вдоволь накушавшись молочка, малыш довольный засыпает.

Ваш ребенок уже способен перемещать взгляд вслед за медленно движущимся предметом, но не забывайте, что хорошо видит он только с достаточно близкого расстояния. Потому очень часто малыши любят смотреть на маму во время кормления, поскольку она находится в непосредственной близости.

Следует отметить, что к концу первого месяца жизни уже не стоит туго пеленать ребенка: это будет сковывать его двигательное развитие, он хуже будет есть.

Режим дня и прогулки

Режим дня все еще размыт, но все же некоторые изменения появляются. Месячные детки уже дольше бодрствуют днем, просыпаются утром примерно в одинаковое время.

По-прежнему стоит тщательно проводить утренние процедуры - это умывание, принятие воздушных ванн, выкладывание на животик, легкий массаж. Время пребывания на свежем воздухе также увеличивается – теперь гулять можно не менее часа, но при условии, что воздух не является слишком морозным. Прогулку можно разбивать на 2 раза. Если же за окном суровая зима, то прогулку можно заменить выходом на балкон. С той же целью необходимо каждый день проветривать помещение, предварительно убедившись, что, пока окно открыто, малыш тепло одет, либо находится в другой комнате.

Развивающие игры

Во время бодрствования полезным будет развлечь малыша каким-нибудь занятием, например, показать ему яркие игрушки простых форм, будь то воздушные шары или цветные кубики. Поднесите игрушку на расстояние не более 30 см, подождите пока малыш сфокусирует свое внимание на ней, а затем медленно двигайте ее из стороны в сторону, чтобы ребенок не отводил взгляд.

Либо над кроваткой можно подвесить мобиль, который кроха будет с удовольствием рассматривать. Также популярностью пользуются специальные развивающие коврики, которые умеют воспроизводить простые звуки, либо петь песни, а к специальной дуге прикрепляются игрушки, и, таким образом, малыш может лежать на коврике и наблюдать за свисающими вниз фигурками. Наиболее интересным такой вид времяпрепровождения станет чуть позже, поэтому родителям не стоит разочаровываться, если подобные игрушки не производят на малыша должного впечатления.

Интересной игрушкой могут оказаться и специальные погремушки, которые надеваются на ручку или ножку.

Очень полезно разговаривать с ребенком – постоянное общение будет способствовать скорейшему формированию речевых навыков, малыш начнет лепетать и гулить. Одним из вариантов занятий может стать и прослушивание музыки: будь то классические мелодии, или же детские песни. Однако ребенок может очень скоро утомиться – не стоит его перенапрягать.

Любые занятия не должны превышать пары минут, поскольку малыш еще слишком мал.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: кишечные колики

Эта проблема не обходит стороной практически ни одного ребенка и его родителей - такова плата за совершенствование пищеварительной системы. Когда начинаются колики, малыш испытывает сильную боль - он отказывается от груди, выгибается и прижимает ножки к животику, а также громко кричит и плачет. Для родителей это представляет душераздирающую картину. Однако не стоит паниковать! Прежде всего, попытайтесь согреть животик малыша, для этого возьмите его на руки и легонько прижмите к себе, лучше, если контакт будет телесным. Помочь также может прогретая утюгом, но не горячая пеленка, приложенная к животику малыша.

Полезным станет и небольшой массаж: аккуратно выпрямляйте и сгибайте ножки ребенка. Поскольку колики – это результат скопления газиков, то выручить способна еще и клизма из небольшого количества теплой воды. После введения жидкости, на минуту нужно сжать ягодички ребенка, а затем расслабить. Это поможет избавиться от излишнего газообразования.

К счастью, существуют и аптечные препараты, которые помогают справиться с этой неприятностью: вы можете приобрести как специальные сиропы, так и чаи. Предварительно целесообразным будет проконсультироваться с врачом, а выбирая то или иное средство, лучше остановить свой выбор на таком, которое не имеет ярко выраженного фруктового или любого другого вкуса, поскольку это чревато аллергией и высыпаниями на коже.

2) Вторая проблема: обильные срыгивания

Малыши по-прежнему срыгивают после каждого кормления, однако, мама должна обязательно следить за их количеством: срыгивания не должны превышать нормы, т.е. 1 столовой ложки. Если объемы срыгивания превышают допустимого количества, то необходимо обратиться за консультацией к педиатру и к специалисту по грудному вскармливанию.

3) Третья проблема: недостаточно молока

Главными признаками нехватки молока являются недостаточно частые мочеиспускания (менее 6 раз), более плотный стул либо его отсутствие, частые требования груди, ребенок хуже набирает вес, плачет после кормления. Если все эти факторы имеют место быть, то существует несколько способов повышения лактации.

Во-первых, необходимо как можно чаще прикладывать малыша к груди, то к одной, то к другой.

Во-вторых, не следует допускать использование пустышки в течение дня, поскольку это может понизить эффективность сосание груди. Маме следует включить в рацион побольше жидкости, возможно также применение аптечных препаратов для стимулирования выработки молока.

Конечно, в каждой семье, у каждого ребенка все очень индивидуально. Никогда не стоит сравнивать развитие и поведение своего малыша с другими детками. Наш журнал "Charm Lady" рекомендует своим читательницам в первую очередь присушиваться к собственным ощущениям, а при возникновении каких-либо сомнений обязательно советоваться с педиатром, либо с врачами-специалистами.

portal-od.com

Третий месяц жизни

Физическое развитие

За третий месяц жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 800 г, а увеличение в росте - 2,5 см. До конца третьего месяца средний вес малыша составляет 5400 г, рост - 58,5 см.

Питание ребенка

На третьем месяце жизни сохраняется режим свободного грудного кормления. Развитие ребенка идет быстрым темпом, сосание активное. За одно кормление ребенок уже высасывает 130±20 мл молока. Возрастающий объем материнского молока в желудке ребенка требует более продолжительного периода для полного переваривания. Поэтому увеличиваются промежутки между кормлениями, и такой ритм здоровые дети устанавливают себе сами. Они спокойно выдерживают это время в бодрствовании или засыпая.

Частота кормлений 7-8 раз в сутки, с сохранением ночного кормления. Но если в некоторых кормлениях ребенок выдерживает интервал только 2 или 2,5 часа, то его можно и нужно кормить в это время.

Советы по питанию. Рациональное питание предусматривает, в первую очередь, кормление ребенка материнским молоком. На основе последних исследований установлено, что первые 6 месяцев должны быть исключительно «молочными». Раннее введение в рацион питания ребенка соков и пюре может привести к появлению нарушений пищеварения (30%) и аллергических реакций (40%).

Давать ли малышу воду?

Самое важное условие успешного грудного выкармливания - это его исключительность; то есть полное отсутствие в первые 6 месяцев жизни докармливаний или допаивань.

Ребенок получает грудное молоко, это полноценные и напиток, и пища для его первых месяцев жизни.

Очень редко возникают особые случаи, когда врач может рекомендовать докармливать ребенка. Но самостоятельно принимать решение о докорме ни в коем случае нельзя. Если ребенок развивается правильно, он хорошо набирает вес, то никаких вопросов о докармливании возникать не может.

«Война» в животе

Наш организм как микрокосмос, в котором все взаимосвязано и подчиняется своим законам. В нем живут и постоянно борются два непримиримых лагеря: хорошие и плохие бактерии. Хорошие бактерии следят за работой организма без сбоя, то есть переваривание пищи, формирование иммунитета, изготовление витаминов и т.п. Они попадают в пищеварительную систему малыша во время прохождения родовым путем: он заглатывает бактерии вместе с окоплодными водами и получает их с грудным молоком в первые часы жизни.

Бывают ситуации, когда заселение организма хорошими бактериями становится невозможным из-за искусственного или нерационального питания, инфекционного заболевания матери и ребенка, ослабления иммунитета и т.п. Тогда количество плохих бактерий увеличивается и возникает дисбактериоз кишечника.

Дисбактериоз (дисбиоз) - это нарушения нормального количественного и качественного состава микрофлоры кишечника, в результате чего создается благоприятная среда для развитыя патогенных бактерий. На помощь приходят бифидумбактерии, которые выполняют следующие функции:

  • Препятствуют размножению патогенной микрофлоры.
  • Принимают участие в формировании иммунитета грудного ребенка.
  • Уменьшают количество токсичных продуктов в кишечнике.
  • Принимают участие во всасывании железа, кальция и т.п.
  • Кормление ребенка этого возраста исключительно материнским молоком - это самая надежная профилактика дисбактериоза.

Сон ребенка

Сон занимает 16-16,5 часов в сутки. Период сна ночью увеличивается до 10-11 часов, за счет отказа от ночных кормлений (что нежелательно) или через более позднее пробуждение. Днем малыш спит четыре раза по 1,5 часа. Некоторые малыши просыпаются очень рано, но это пройдет по мере взросления ребенка.

Игры и игрушки

Ребенок очень активно реагирует на изменения вокруг себя. Он будет очень удивлен и заинтересован, если показать ему что-нибудь и сразу спрятать. Скажем, потрясти погремушкой, подбросить мяч. Показывая предметы, не забывайте четко называть их. Игрушки подвешивают ниже, чтобы ребенок мог дотрагиваться к ним  руками. Дайте игрушку меньшего размера, провоцируя ребенка на движение. Позволяйте виснуть, держась за ваши большие пальцы (страхуйте, обхватив рукой его ладошку). Давайте упор ножкам, чтобы малыш старался ползти.

Развитию координации движений рук и стимуляции слухового сосредоточения содействует яркий браслет из ткани с бубенчиком, который застегивается на лепучку. Браслетик надевается малышу на запястье, то на правую, то на левую руку. Малыш размахивает ручками, бубенчик звенит привлекает к себе внимание. До конца третьего месяца жизни малыш учится протягивать руку к предмету и захватывать его.

Здесь незаменима погремушка и пластмассовые кольца контрастных цветов. Развитию зрения, слуха и познавательных способностей также способствует всеми любимая неваляшка.

Покажите малышу, как раскачивается неваляшка, обратите внимание малыша на звук. С неваляшкой можно играть, пока не надоест ребенку.

Погремушки с ручкой в виде прямого стержня с закругленным концом, мягкие погремушки из ткани разной фактуры.

Совет. Никогда не будите спящего ребенка, даже если пришло время кормления. У ребенка должен установиться собственный ритм сна и бодрствования. Если вы будете постоянно нарушать ход его биологических часов, то малыш будет хуже привыкать к регулярному суточному ритму. Во время сна ребенка не следует ходить на цыпочках, бояться включать радио и телевизор или разговаривать только шепотом. Чем раньше ваш малыш научится засыпать под обычные домашние звуки, тем будет лучше и для вас, и для него.

Гимнастика ребенка от 2 до 3 месяцев

При укладывании на живот малыш уже сам опирается на предплечье, хорошо и довольно долго удерживает головку, свободно поворачивает ее в бок громкого звука, человеческой речи или яркой игрушки.

Наиболее полезно, чтобы в этом возрасте периоды бодрствования малыш проводил в манеже. Свобода движений (ребенок одет в ползунки) и яркие игрушки создадут малышу хорошее настроение.

Всячески старайтесь побуждать ребенка к активным движениям, и, прежде всего с помощью детского массажа и гимнастических упражнений.

Основной прием массажа - поглаживание - дополняется на третьем месяце жизни растиранием.

Ладонь масажирующего равномерно и более плотно сталкивается с кожей ребенка, растирая ее в разных направлениях. Растирание улучшает продвижение крови в поверхностных венах.

Конечности растираются круговыми движениями в направлении к подмышечным и паховым впадинам, добавляется растирание кистей и стоп. Имейте ввиду, что поглаживание предваряет растирание и завершает его. Также, запомните, что каждый прием повторяется 4-6 раз.

Гимнастические упражнения в этом возрасте основаны на врожденных безусловных рефлексах:

  1. рефлекторное ползание - подталкивание рукой под подошвы ребенка в положении на животе и спине;
  2. разгибание позвоночника в положении на боку при проведении указательным и большим пальцами по краям позвоночника от крестца до шеи;
  3. изгибание стопы при проведении пальцем по внешнему ее краю от основы пальчиков до пяти.

И не забывайте: массаж и гимнастика только тогда полезные вашему малышу, когда нравятся и приятны ребенку. Вы с вашим малышом должны получать удовольствие.

Поход к педиатру

Плановый обзору педиатра в конце месяца.

Прививка

В конце третьего месяца запланирована вакцинация против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС). Перед вакцинацией необходимо пройти обзор у педиатра. Основное требование для профпрививки - полностью здоровый ребенок. После вакцинации необходимо оставаться в поликлинике на протяжении 15-30 минут, также не отправляться на прогулку и не купать малыша на протяжении двух дней, ведь после вакцинации иммунитет ребенка ослаблен.

Развитие ребенка

На третьем месяце жизни и физическое, и нервно-психическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот старается схватить висящую над грудью игрушку, вот, лежа на животе, подняла не только головку, но и плечи...

Формирование хватательных движений у ребенка, которые начинаются приблизительно с третьего месяца жизни, влияют на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей прямо связан с практикой движения в пространстве и с действиями свободными от локомоторных функций руки.

Совет

  1. Для нормального развития ребенку нужно больше свободы движений. Пеленать его слишком туго не надо - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется. Не оставляйте трехмесячного ребенка без надзора. Он уже довольно активнен и способен самостоятельно перевернуться на живот.
  2. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, которые выполняют разные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Возможные проблемы

  • После двух месяцев у некоторых детей, которые не имели до этого явных признаков нарушений нервной системы, но перенесли гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбуждаемость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при воплях, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под подмышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы.

  • Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому неврологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами раньше - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

  • На 2-3 месяце у малыша могут появиться красные высыпания на щечках, иногда они ярко выражены - это аллергический диатез. Спустя некоторое время пятнышки покрываются коркой, которая беспокоит малыша, потому что под ней ощущаются боль и зуд. Явление такого диатеза имеет аллергическую природу, необходимо обратиться к врачу за помощью.

  • При кормлении малыш резко начинает плакать и бросает грудь, но вы уверены, что не голодный, и с момента последнего кормлений прошло больше 3-4 часов. Ребенок повторяет попытку сосать и снова с воплями бросает грудь. Попробуйте несильно надавить на ушные раковины малыша и резко отпустить. Если ребенок начинает беспокоиться, плакать или кричать - это первые симптомы отита. Необходимо сразу же обратиться к врачу. Если поведение ребенка не изменилось (он остался спокойным и никак не среагировал), ищите причину в другом.

  • Если малыш все-таки заболел на отит важно не допустить, чтобы болезнь перешла в хроническую форму. Для этого нужно очень серьезно отнестись к лечению предлагаемого врачом.

  • Если ребенку назначили антибиотики, не прерывайте курс, даже если вам кажется, что он выздоровел. Во время и после болезни малыша посещайте врача столько раз, сколько он считает нужным.

  • Укладывая спать больного ребенка, поднимите изголовье и чаще переворачивайте его со стороны на бок.

Итоги месяца

  1. Малыш способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой. Лицо приобретает более осмысленное выражение. Узнает близких и знакомых. В ответ на разговор с ним взрослого проявляет радость улыбкой, бодрыми движениями рук и ног, звуками.

  2. Самостоятельно некоторое время удерживает головку: лежа на животе и опираясь на предплечье, начинает уверенно поднимать головку, прогибать спинку, двигать ручками и ножками; будучи в вертикальном положении, удерживает головку 1-1,5 минуты и может вращать ею вправо и влево. Мышцы шеи у него уже довольно окрепли. Поддерживаемый под подмышки, крепко упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах.

  3. Приблизительно в трехмесячном возрасте ребенок уже может контролировать и координировать движения своих рук, кисть почти совсем открыта, начинает целиком сознательно интересоваться своим телом (понимает, что его действия зависят от его желаний) и игрушками: берет их самостоятельно, держит в руке, тянется к подвешенным погремушкам. Активно двигает ручками и ножками, хотя временами может воспринимать собственную руку как какое-либо инородное тело и с интересом обследовать ее; плещется и теребит ножками в ванночке; не любит, когда его пеленают, и иногда противится этому. Он может разжимать кулачки; может держать ручки перед собой, долго играть с ними, двигать пальцами, щупать, царапаться и скрести. Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи, и тянет их к рту.

  4. Увидев предмет, который приближается, он дрожит от нетерпения, ему хочется им завладеть; если вложенное ему в руку погремушка падает, взять его самостоятельно он не может, хотя умеет держаться за поперечину, к которой игрушки подвешены.

  5. Прислушивается к звукам, к незнакомым звукам - с настороженностью. Сам выдает некоторые звуки - радуется, получает от этого невероятное удовлетворение.

  6. Нижние конечности развернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты, в состоянии бодрствования ребенок стучит ножками.

  7. Движения глазных яблок уже скоординированы. У малыша отмечается прогресс зрительной функции. Он уже видит предметы на расстоянии 30-40 см, может следить и наблюдать за ними.

  8. Интересуется доступными предметами: рассматривает их, хватает, тянет к себе.

{social}

woman-id.ru

Развитие ребенка во второй месяц жизни

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка — знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца — интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше — пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки — в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания — ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он — нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность — малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов — надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120—140 за раз, а за шесть кормлений — около 800!

Природой это предусмотрено — на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать — сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании — именно при грудном! — необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет — сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время — перед вечерним кормлением — его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, — не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа — это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» — говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это — домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Из медикаментозных средств врачи рекомендуют эспумизан.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом — не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе — при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены — трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова — левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И — срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника — рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека — трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы — защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

www.7gy.ru


Смотрите также