2-й месяц жизни ребенка: развитие и навыки. 3 х месячного ребенка развитие


Ребенку 3 месяца

Ребенку 3 месяца: как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова «комплексом оживления», тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только  как ответ на  Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является  его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие  мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия. Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Далее в статье я даю основные задачи развития ребенка 3 месяцев и по каждой задаче развивающие игры и упражнения для занятий с мамы с малышом.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал,  разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с  игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать. 

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях «Стихи для новорожденных и самых маленьких», «Пестушки: русские традиции и обычаи», «Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?».

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3.  Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу  — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2. Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для  захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами.  Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

rodnaya-tropinka.ru

Как развивается малыш в 3 месяца

Трехмесячный карапуз интересен родителям – его желания продиктованы не только физическими потребностями. Малышу нравится общаться с взрослыми. Его маленькая душа всеми фибрами стремится к родителям. Каковы тонкости воспитания крохи этого возраста? По какому пути идет развитие ребенка в 3 месяца?

Развитие речи

Трехмесячный грудничок ощутил вкус исследований. Он экспериментирует не только с игрушками, но и со своим телом, а также издаваемыми им самим звуками. Прислушайтесь лепету крохи. Вы убедитесь, что сочетания звуков не случайны. Малыш целенаправленно комбинирует доступные ему гласные и согласные, с удовольствием прислушивается и восторгается, радостно повизгивая.  Развитие 3-х месячного ребенка во многом зависит от Вас. Разговаривая с сыном или дочерью, делайте паузы длиной не менее 10 секунд. Этот прием позволит малышу выговориться в свою очередь, то есть – активизирует речь.

Развитие трехмесячного ребенка характерно построением первых слоговых цепочек. Кроха цепляет один звук за другой, пропевает их, перемежает с игрой. Его речь построена на звукоподражании Е и И. Некоторые звуковые пассажи невозможно перевести на язык родной речи – это бульканье, писк, повизгивание. К гласным присоединяются согласные. У карапуза получается нечто подобное И-И-ДЯ-Я-ДЯ-ДЯ, Е-ЕЙ-ЕК и тому подобное.

Кроме того, развитие артикуляционного аппарата ребенка 3 месяцев позволяет произносить р-р-р-цепочки. Кроха повторяет звуки Р несколько раз подряд, соединяя их друг с другом. Взрослым слышится Р на французский манер. Эта речевая игра и полезна, и забавна. «Рычание», придуманное им самим, очень нравится крохе. Это одно из первых самостоятельных изобретений грудничка на непростом пути развития.

Речевые игры

Речевое развитие малыша в 3 месяца необходимо направлять с помощью специальных игр.

  • При общении с чадом, разговаривайте с ним по-взрослому – называйте предметы правильно (шар, куб, мяч, кукла) — это позволит ему освоиться с грамотным языком намного раньше, чем ровесникам.
  • Называйте действия, цвета, части тела – все, что уместно в данный момент (при одевании, хорошо знакомиться с глаголами: Маша одевает ползунки, мама застегивает пуговицы), а также цветами (красная кофта, желтый носок). Сопутствующие действию комментарии ознакомят грудничка с миром глаголов, прилагательных, существительных.
  • Начинайте подражательное речевое развитие ребёнка в 3 месяца. На улице ему нравится наблюдать за движущимися крупными объектами – взрослыми, животными, машинами. Озвучивайте предметы или живых существ. Например, увидев на прогулке собаку, скажите: «Собака, ав-ав!». Дома откройте кран и прокомментируйте: «Вода, буль-буль».
  • Пойте вместе с крохой – тяните полюбившийся звук, меняйте громкость и тембр голоса.

Социальные навыки

Развитие ребенка в три месяца ознаменовано появлением социальной улыбки. Видя перед собой лицо взрослого, младенец в ответ радуется и оживляется. При общении покачивайте головой – малыш склонен бурно воспринимать именно движущееся лицо. Самое пристальное внимание чада вызывают нос и глаза взрослого. Комплекс оживления, который начинает проявляться на втором месяце, — основной показатель правильного развития трехмесячного крохи. Вот как ведет себя ребенок, реагирующий на взрослых правильно: улыбается и радостно гулит, совершает радостные телодвижения – размахивает ручками и ножками. Комплекс оживления срабатывает в ответ на игрушку, приятные ребенку звуки в том числе.

Общение, как признак развития ребенка 3-х месяцев, проявляется по-разному. Это не только улыбка, а и хныканье, плач, крик, беспокойные движения, довольное гуление – в зависимости от ситуации и ощущений малыша. Наряду с положительными эмоциями, грудничок проявляет отрицательные. Если он недоволен, то причиной того может быть боль, холод, исчезновение игрушки, скука, тугое пеленание. Запомните, дорогие родители, что тесное пеленание не нравится никому. Кроме того, оно тормозит физическое и эмоциональное развитие карапуза. Ребенок, выросший в свободной одежде, более уравновешен, чем тот, которого пеленали «на совесть».

Развитие ребенка от 2 до 3 месяцев и после во многом зависит от понимания взрослых. Если родители чрезмерно активны, ребенку остается только пассивное участие в совместных играх. И наоборот, проявляя инициативу, кроха учится быть самостоятельным, уверенным, предприимчивым. Иначе говоря, чем больше активности в поведении взрослого, тем меньше ее в поведении малыша.

Внимание грудничка 3 месяцев от роду очень неустойчиво. Нельзя предлагать чаду несколько игрушек сразу. Кроме того, легче всего он воспринимает четыре основных цвета – красный, синий, желтый и зеленый.

Интеллект

Интеллектуальное развитие малыша в три месяца впечатляет. Если мама соблюдает режим кормления, то ребенок способен определить время и терпеливо ждать заветного момента (конечно, если ждать придется не очень долго). По поведению матери (приготовление к кормлению), чадо также догадывается о том, что его ждет молочко.

Взрослые замечают, что у их младенца 3-х месяцев проявляется память, лежащая в основе развития всевозможных навыков. Малыш узнает папу и маму, а также других хорошо знакомых членов семьи. Механическое запоминание (любимой игрушки, ритуала, особенностей родительских эмоций, звуков) —  это пока единственный вид памяти, доступный маленькому человечку.

В  развитии грудничка 3-х месяцев становится заметно любопытство. Услышав новый звук, он приостанавливает сосание и внимательно присушивается, повернув голову на звук. Малыш способен выделить человеческую речь из потока других звуков – для ребенка голоса людей наиболее интересны.

Молодой мамочке не терпится начать занятия со своим дорогим чадом. Не забывайте, что грудничок тоже устает. Особенно это относится к эмоциональным событиям (пусть и положительным). Не перегружайте нервную систему крохи новой информацией, активными занятиями и даже общением. Уставший ребенок сам подскажет маме, что он хочет отдохнуть – будет капризничать или хныкать. Постарайтесь предугадывать такое состояния и не доводить дело до слез, и тогда Ваш кроха всегда будет заниматься с удовольствием.

Наблюдайте!

Грудничок на 3 месяце развития отличается от новорожденного (который только плачет или спит) целым арсеналом опознавательных ужимок. Хотите точно знать, что чувствует Ваш малыш? Посмотрите на его язык!

  • У карапуза, который доволен жизнью, язычок расслаблен, он лежит во рту широко и свободно. Иногда хитрый язык лукаво выглядывает между растянутых в улыбке губ.
  • Большая радость и смех заставляют язычок прогнуться вниз.
  • Боль и обида заостряют язык, он напряжен, торчит кверху как пика и даже может дрожать.

В процессе наблюдения развития ребенка 2-3 месяцев, педиатры насчитали около 70 видов улыбок. Мама, не сводящая глаз со своего малыша, очень скоро научается отличать все нюансы малышовых эмоций. Ребенок плачет не только от голода или боли. Кроха может чего-то бояться, опасаться (например, куда это запропастилась мама?), разочаровываться (игрушку показали, но не дали).

Физическое развитие ребенка в 3 месяца предопределяет психическое. Здоровый и энергичный малыш – это прекрасная предпосылка к развитию всех остальных навыков и качеств: интеллекта, общения, речи, слуха, зрения. Обратите внимание на игры, предложенные в статье о том, что может трехмесячный малыш и пусть Вас ждут педагогические удачи и полезные находки в воспитании!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

www.vse-dlya-detey.ru

вес и рост, режим дня, навыки

Целый месяц позади, ваша кроха растет, и вы вместе с ним входите в новую фазу развития, когда появляются первые звуки, а любимые глазки уже смотрят осознанно. Ребенок в 2 месяца достигает многих успехов, и они явно заметны по сравнению с периодом новорожденности. Давайте проследим за развитием 2-месячного ребенка. Цель родителей на данном этапе — помочь лучше адаптироваться к окружающему миру.

Физические параметры

2 месяц жизни — период интенсивного роста. В физическом отношении прогресс очевиднее, чем в других областях, ведь за месяц малыш набирает от 800 гр до 1200 гр. В росте тоже наблюдается продвижение: малыш подрастает на 3 см. Ввиду такого стремительного роста, в первые месяцы не рекомендуется покупать много одежды для крохи, поскольку она может оказаться мала после двух-трех носок.

В 2 месяца нормальными считаются следующие показатели:

  • вес – от 4, 5 до 6 кг;
  • рост – от 56 до 60 см.

Если вес ребенка слишком мал или он плохо его набирает, стоит проконсультироваться у специалистов по поводу грудного вскармливания. Возможно, необходимо дополнительное обследование, чтобы исключить некоторые патологии.

Питание

Самое лучшее питание — материнское молоко. К двум месяцам питание уже налаживается, устанавливается некий режим кормлений, поэтому проблем быть не должно. Обязательно подержите ребенка «столбиком» после приема пищи. Это позволит воздуху выйти и уменьшит вероятность срыгиваний. Чтобы кроха не захлебнулся от срыгиваний во время сна, его укладывают «на бочок».

Заметно увеличиваются интервалы между кормлениями, теперь они составляют около 3-х часов или чуть больше. Во избежание развития аллергии у грудного ребенка, маме необходимо следить за своим питанием, не злоупотреблять продуктами, которые считаются сильными аллергенами, а также приемом алкоголя и кофеин-содержащих продуктов. Тому же, кто в силу разных обстоятельств перешел на искусственное кормление, пора определиться с лучшей адаптированной смесью для малыша.

Рефлексы

На развитие ребенка в 2 месяца оказывают влияние присущие ему рефлексы. Основные из них:

  1. Рефлекс задержки дыхания. В этом возрасте младенец все еще способен проплыть под водой несколько метров, благодаря умению задерживать дыхание. Считается, что подобные заплывы полезны для дыхательной и мышечной системы ребенка, но если вы не поторопитесь, рефлекс вскоре угаснет.
  2. Хватательный рефлекс. Наверное, вы уже успели заметить, что если вложить палец в младенческую ладошку, он крепко его сожмет. Мама может помочь в раскрытии ладоней с помощью легкого поглаживания пальчиков.
  3. Сосательный рефлекс был необходим для поиска еды, и все еще не потерял своей актуальности, только теперь карапузу нравится не только мамина грудь, но и собственный большой палец, пустышка.
Благодаря врожденному рефлексу, ребенок в 2 месяца способен задерживать дыхание под водой

Основные навыки

  • Поднимает головку и удерживает ее несколько секунд.
  • Любит смотреть по сторонам, разглядывая окружающие его объекты.
  • Изучая яркие предметы, кроха еще не разбирается в цветах, однако может отдать предпочтение одной из игрушек.
  • Зрение позволяет ему фокусировать взгляд на стационарном (без движения) предмете.
  • Время от времени можно услышать первые короткие гласные.
  • К 2-м месяцам кроха умеет определять расстояние до игрушки и пытается ручками дотянуться до нее; конечно, пока подобные движения плохо получаются, но скоро он будет специалист в вопросах «доставания» нужных ему вещей.
  • Улучшается координация движений рук, ног, уже нет резких вздрагиваний, как было в самом начале.
  • Кроха узнает маму и близких, живущих в одном доме.
  • Реагирует на голос, прислушивается к нему, поворачивается в ту сторону, откуда доносится звук.
  • Лежа на животе приподнимает на несколько мгновений грудь.
  • Удерживает погремушку в ладони.
  • Улыбка теперь появляется не просто рефлекторно, а вполне осознанно, как выражение радости по отношению к близким людям.
  • Реагирует на темп речи. Если вы говорите быстро и возбужденно, наступает так называемый комплекс оживления, когда малыш начинает радостно теребить руками и ногами, демонстрируя свой восторг. При спокойном тоне движения размеренные.
  • Плач ребенка различим по интонациям: мама без труда поймет, что малыш хочет «сказать» таким образом: проголодался ли он, жаждет внимания или плачет от боли в животике.
Мобиль над кроваткой — отличное развлечение для 2-месячного младенца

Сон и режим дня

Во сне кроха набирается сил для дальнейших исследований и роста. Поскольку питание в это время более или менее налажено, и ребенок спит по 18-19 часов в сутки, включая дневной сон, пришла пора установить режим дня.

Режим — это определенный распорядок, когда кормления, игры и отход ко сну происходят примерно в одно и то же время. С его помощью будет легко всем членам семьи, ведь вы будете ориентировочно знать, когда у вас появится свободное время для себя или накопившихся домашних дел.

Перед сном рекомендуют в одно и то же время купать ребенка. Дети любят подобную процедуру, и если купание достаточно активное, кроха успевает изрядно устать, что тоже способствует быстрому отхождению ко сну.

Купание и прогулки

Ежедневное купание необходимо для соблюдения гигиены. Помните, что мыло и шампуни (естественно, детские) используются не чаще 1-2 раз в неделю для профилактики проблем с детской кожей. Во время водных процедур важно следить за показателями температуры воды и ее качеством.

Прогулки на свежем воздухе играют важную роль в закаливании и здоровом развитии малыша. Летом гулять можно сколько угодно, только не под прямыми солнечными лучами и не в самую жару. Зимние прогулки не должны быть дольше 2-х часов. Переохлаждение новорожденному ни к чему. Не стоит ходить на прогулку в очень ветреную погоду или сильный мороз, ребенок еще слишком мал, чтобы приспособиться к экстремальным условиям.

Уход за ребенком

Подгузники важно менять своевременно, особенно после опорожнения младенца. Если нет доступа к проточной воде, необходимо очистить кожу влажными салфетками. Здоровый 2-месячный ребенок какает около трех раз в день. Если малыш получает искусственное питание, стул может быть более плотным и всего раз в сутки.

В первый год жизни визиты к педиатру являются частыми, особенно это касается детей до трех месяцев. На втором месяце нужно пройти осмотр и других специалистов: невропатолога, окулиста, ортопеда. Они оценивают состояние и поведение крохи, помогают выявить возможные патологии на ранних стадиях.

В 2 месяца следует посетить некоторых врачей, сделать необходимые прививки

К 2-м месяцам пупочная ранка уже зажила, однако, если вдруг пупок мокнет, гноится или кровоточит, это повод внепланово обратиться за помощью к доктору. Кроме того, вы можете заметить на голове корочки. Не пугайтесь, они не приносят дискомфорта малышу, а педиатр подскажет, как от них избавиться.

Когда ребенок спит, необходимо менять его положение, перекладывая с одного бочка на другой. Поскольку кости головы все еще мягкие, может произойти деформация, вследствие которой череп приобретает неправильную форму.

Ногти у младенцев растут быстро, поэтому не забывайте вовремя их стричь специальными ножницами с тупым наконечником.

Игры и упражнения

Основная задача — укреплять мышцы шеи и спины, поэтому выкладывайте младенца на живот для подобных «тренировок». В положении «на спине» разводите в стороны и сводите ручки у груди, сгибайте и разгибайте ножки. Давайте малышу подержать небольшой шарик для тренировки ладошек. Очень эффективны поглаживания спинки, ручек и ножек.

В доме, где живет маленький ребенок, должна звучать спокойная мелодичная музыка, она помогает развивать чувство такта и слуха. Выбирайте яркие крупные игрушки, в которых преобладает один или два цвета. Почаще берите кроху на руки: так он чувствует вашу ласку и любовь, а также расширяет свой кругозор.

Совсем скоро вы вступите в фазу третьего месяца, где проявятся новые навыки вашего ребенка, а старые станут более совершенными. Так, месяц за месяцем малыш будет расти и радовать родителей.

mladeni.ru

Развитие 2-х месячного малыша | Метки: ребенок

Издаваемые младенцем звуки помогут вам понять, в каком настроении он в данный момент находится. Воркующие звуки — одна из первых попыток малыша оповестить вас о своем лучезарном настроении. Не забывайте, что его язык состоит из сочетания звуков и жестов. Обратите внимание на характерные звуки, сопровождающие улыбку младенца. Начальная ее стадия: ребенок открывает рот, сопровождая это короткими звуками «ах» и «ух», переходящими в длительный вздох или в воркование по мере растягивания губ в улыбке. На 2-м месяце жизни звуки, издаваемые младенцем, становятся более разнообразными; из простейших односложных попискиваний они превращаются в продолжительные и весьма выразительные «эх, ах, ох!» К концу этого месяца горловые хрюкающие звуки сменяются звуками более высокой тональности, наполняются гласными и становятся более музыкальными. Обогащается и его воркование (малыш гулит). Звуки, издаваемые младенцем во время сна, и восхищают и тревожат родителей. Дыхание его может стать громким, со специфическими всхрапываниями. Это происходит, когда воздух преодолевает скопление слюны в горле, поэтому поводов для беспокойства нет. Собственно, это те же звуки, что и храп у взрослых, и возникают они по той же причине.

Не раз в эти первые месяцы вы будете удивляться, как много из сказанного вами доходит до малыша. Это подтверждают и исследования: когда мать говорит, ребенок слушает.

Попробуем провести видеоэксперимент. Подловите момент, когда малыш находится в состоянии спокойной сосредоточенности, поймайте его взгляд и начните свой обычный разговор с ним, а мужа попросите запечатлеть эту сценку на пленке. Просматривая кассету, вы обнаружите, что телодвижения матери и ребенка синхронны. При замедленном воспроизведении вы увидите, что поворачивается не только его головка, но и все тело как бы пританцовывает в ритме материнского голоса. Ваша речь действительно воздействует на ребенка, хотя на глаз это не так заметно.

Язык, заложенный самой природой.

Вам не нужно учиться тому, как говорить со своим малышом. Вы естественны. Каждая мать без специального обучения, инстинктивно начинает пользоваться особым интернациональным материнским языком с его безударной мелодикой и особой мимикой лица. Для него характерны повышенная тональность звуков, утрированное — с растягиванием — произношение гласных. В разговоре участвуют не только язык и рот, но и все ваше лицо. Темп речи зависит от внимания малыша — его умения слушать. Ваша речь может как замедляться, так и ускоряться, в зависимости от реакции младенца. Растягивание гласных («хо-о-о-роший ма-а-алыш») помогает ребенку уловить смысл сказанного. Но гораздо важнее для младенца не то, что ему говорят, а как с ним разговаривают.

Вы «слышите» его ответы. Матери разговаривают с малышами то убыстряя, то замедляя речь, говоря то тише, то громче, как бы помогая ему лучше осознать каждый кусочек речи. И хотя со стороны этот разговор выглядит как ваш монолог, вы общаетесь с ребенком так, будто слышите его ответы. Видеоанализ поведения матери в этот момент показывает, что оно строится с учетом воображаемых ответов младенца. Короткие фразы перемежаются паузами, длящимися ровно столько времени, сколько мог бы занять ответ ребенка. Особенно хорошо это заметно, если вы используете вопросительные предложения. Эти первые уроки речи, во время которых мать помогает ребенку научиться слушать, как бы возрождаются в его памяти, когда он начинает говорить по-настоящему.

Подсказки маме

Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности (для своего ребенка) благодаря своим способностям, заложенным природой. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.

Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто. Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: «Хоо-ро-шенький ма-а-а-льчик». Старайтесь избегать служебных слов (как в тексте телеграммы). Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „байбай“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы. „Кирочка хочет на ручки?“, „Пойдем спать?“ Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.

Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете — приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какойнибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какойто другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.

Продолжайте вашу беседу. Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение.

Читайте вслух. Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша и вы читаете вслух старшему, уже начинающему ходить, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели „Гуси-гуси...“ Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.

Говорите нараспев. Исследователи детской психологии считают, что пение оказывает большее воздействие на речевые центры мозга, чем простая, не оформленная музыкально речь. Не смущаясь тем, что вы вовсе не оперная звезда, начните вашу певческую карьеру с аудитории, состоящей из одного-единственного слушателя — вашего ребенка. Малыши любого возраста любят песенки — как собственного вашего сочинения, так и более известные публике. Выберите с десяток наиболее любимых им напевов и почаще повторяйте их. Робко выраженная 2-месячным малышом просьба повторить этот „эстрадный концерт“ — предвестник последующего бурного вызова „на бис“: „Ну еще, еще, мама (или папа)“.

Движения 2-месячного малыша

Кулачки разжимаются. Руки в 1-й месяц жизни, плотно прижатые к тельцу, теперь становятся более расслабленными, как будто взрослеющий мозг диктует сжатым кулачкам „Расслабьтесь немножко и наслаждайтесь этим миром“ Пальцы малыша разжимаются, и открывается ладошка Если вы вложите в его руку погремушку, он сожмет ее пальцами и некоторое время будет удерживать. Чтобы он отпустил погремушку, нужно постучать по тыльной стороне его кулачка. Но не надейтесь, что малыш сам потянется за погремушкой, — этого не случится до следующего месяца.

Движения рук. Первые попытки ребенка дотронуться до чего-нибудь кажутся абсолютно хаотичными, но на самом деле это не так, они в определенной мере являются направленными, но руки младенца еще плохо слушаются его. Короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки большей частью не попадают в цель, но иногда приводят к успеху. Практика постепенно совершенствует эти движения.

— БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не оставляйте малыша без присмотра, если он может дотянуться до подвешенных над кроваткой игрушек. Его пальцы, а еще хуже шея, могут запутаться в свисающих шнурках. Эти шнурки (обратите внимание!) не должны быть длиннее 20 см.

Все достижения ребенка на 2-м месяце жизни — это начало тех больших изменений, которые произойдут с ним в следующем месяце

www.baby.ru


Смотрите также